Модульное обучение на уроках физики
статья по физике по теме

Обозначается проблема: как на практике осуществить процесс обучения, позволяющий реализовать несколько индивидуальных познавательных стратегий? Ведь нельзя потерять ни одну Личность? Такой процесс возможен лишь при глубокой дифференциации, а точнее, индивидуализации обучения. Это возможно через уровневую дифференциацию, модульное обучение и индивидуализацию на основе учета когнитивного стиля ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnoe_obuchenie_na_urokakh_fiziki.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

«МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКЕ»

                                   

                                                                                                   

                                                           Подготовила:   Моисеенко Вера Владимировна

                                                                                      учитель физики

г. Лабытнанги

2014 год

«МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКЕ»

«Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой  деятельности»

                                                                                                 И.Я. Лернер

В Концепции модернизации образования на период до 2014 г. Сформированы основные стратегические позиции и принципы: «Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»

        Сегодня набирают новые критерии, учитывающие и динамику развития каждого отдельного учащегося, и усилия учителя по развитию личности ученика. При  этом нельзя обойтись без психологической теории обучения, без нового направления в педагогической науке- психодидактики.

        Преподаю в колонии ФКУ ИК-8, эти учащиеся не учились в школе от 7 лет и больше. Явно обозначается проблема: как на практике осуществить процесс обучения, позволяющий реализовать несколько индивидуальных познавательных стратегий? Ведь нельзя потерять ни одну Личность? Такой процесс возможен лишь при глубокой дифференциации, а точнее, индивидуализации обучения. Это возможно через уровневую дифференциацию, модульное обучение и индивидуализацию на основе учета когнитивного стиля ученика.

        Технология модульного обучения предусматривает формирование навыков самообразования и саморазвитие и реализуется через деление всего материала на разделы, блоки и темы. А также алгоритмизацию учебной деятельности в соответствии с предписаниями, т.е. предъявленным планом действия. Разрабатывается модульные программы: разбиваем темы(все или избранные) курса на модули, а модули – на учебные элементы и сопровождает эту программу системой  дидактических целей (ДЦ)- темы, каждого модуля (ДЦМ) и каждого учебного элемента (частные ДЦ, ЧДЦ). Модуль включает в себя  учебное содержание, целевой план действий и методическое руководство по достижению запланированных результатов. Ученик  осваивает материал самостоятельно в процессе завершенного цикла учебной деятельности с таким модулем. Учителю отводится роль консультанта.

         Здесь основная линия- это сочетания дифференциации и интеграции, т.е. интегративно- дифференцированный подход (ИДП)

        Для овладения ИДП учителю необходимо:

  • Изучить основные положения предшествующих образовательных технологий: уровневой дифференциации (уровней технологии), модульного обучения (модульной технологии) индивидуализма на основе учета когнитивного стиля ученика( стилевой технологии);
  • Выявить когнитивный стиль (индивидуальную познавательную стратегию) каждого учащегося, составить карту стилей класса, определить свою когнитивную стратегию с целью установления соответствия наиболее распространенному стилю и в классе, а также с целью учета стилей всех учащихся без исключения;
  • Организовать модульный процесс обучения и разработать модульные учебные программы на основе интегративно - дифференцированных модулей;
  • Обеспечить постоянный мониторинг учебных достижений учащихся и соответствующие коррекционные мероприятия.

Технология разработки интегративно – дифференцированных (ДЦ) модулей по учебной теме

  • Разделить весь курс на разделы, в крупных разделах выделите блоки, разделы (блоки) разделите на темы и определите число часов, отводимых на изучение каждого раздела, блока, темы известными учебными программами.
  • В каждой теме выделите модули (М1,…..Мп) соответствующие конкретным занятиям, обычно один модуль – одно занятие. Последним модуль, как правило является контрольным ( в отличие от остальных- текущих) и ориентирован на обобщение и систематизацию знаний по всей теме, самоконтроль учебных достижений, выявление и корректировку ошибок.
  • Создайте по три варианта каждого модуля в соответствии с тремя уровнями сложности. Каждый вариант, в сою очередь, продифференцируйте по шести когнитивным стилям (ИТ,ИЭ,ИД,ДТ,ДЭ,ДД).
  • Выделите в каждом модуле учебные элементы и для каждого сформируйте частную дидактическую цель (ЧДЦ). Обычно УЭ0 – постановка цели, УЭ1....УЭ (m-2) – изучение нового материала, УЭ (m- 1) – выходной контроль, УЭ m – рефлексия

      ( подведение итогов, самооценка знаний).

  • Сформируйте дифференцированное домашнее задание для каждого уовня сложности в зависимости от результатов работы на уроке.
  • Характер контролирующих заданий внутри учебных элементов УЭ1… УЭ (m-2) увязывается с типом когнитивного стиля. При этом количество баллов за выполнение задания начисляется по « основным» окнам таблицы(ИТ,ИЭ,ИД и ДТ,ДЭ,ДД) – это минимум. Который должен заработать школьник, претендующий на овладение данным уровнем сложности учебного материала. По этим же баллам определяем итоговый результат ( модуль   УЭ m, лист контроля). Если учащийся набирает больше баллов по сравнению с минимумом, то он получает важную мотивацию к переходу на более высокий уровень сложности.
  • УЭ (m- 1) «Выходной контроль» в каждом модуле содержит одинаковые задания и требования как интегральных, так и для дифференциальных стилей. Этим выявляется достижение общей цели овладения учебным материвлом, хотя к данному результату ученики пришли различными путями в зависимости от своей когнитивной стратегии.

Самостоятельная работа является ведущей для всех когнитивных стилей и уровней, это один из главных признаков модульной технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта внедрения блочно-модульной технологии на уроках физики

Обобщение опыта по осуществлению компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ " Элементы технологии блочно- модульного преподавания на уроках физики"

Краткий конспект проведения мастер-класса по физике для районого МО учителей при аттестации на высшую категорию...

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА на тему: "Методика использования модульных конструкций на уроках физики в восьмых классах основной общеобразовательной школы"

В данной теоретико-экспериментальной работе нами проведено теоретико-экспериментальное исследование по применению методики использования модульных конструкций на уроках физики в восьмых классах общеоб...

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....