Программа работы предметного кружка для учащихся 7–9-х классов "Физические фокусы"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Программа работы предметного кружка для учащихся 7–9-х классов "Физические фокусы" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5» 

«Согласовано»                                                                                      «Утверждаю»

Зам. директора по ВР                                                           Директор МОУ «СОШ № 5»

___________/Е.А. Адаменко/                                               ___________ /О.Н.Сахарова/

«____» ___________20____г.                                              «_____» __________20___г.

Программа работы предметного кружка для учащихся 7–9-х классов "Физические фокусы"

Пояснительная записка

          Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.

Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности - творческая активность - предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.

           Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к физике, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Планирование работы кружка рассчитано на 1 час в неделю.

Цели и задачи кружка: 

  1. развитие познавательного интереса к науке физике;
  2. расширение кругозора учащихся;
  3. развитие навыков самостоятельного творческого  труда, умения мыслить  и объяснять наблюдаемое явление, пользуясь законами и понятиями предмета физики

Количество часов на реализацию: всего в год  34 часа – 1 час в неделю

В  течение года  планируется32 часа занятий,  в том числе  1 урок-представление (заключительный), 2 часа  резервное время (участие в смотре кружковой работы)

Программа ориентирована на возраст  учащихся 7–9-х классов

                Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю (35 часов  в год), занятия  проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, на которых показываются необычные опыты, а затем рассматриваются  понятия и явления,  с помощью которых можно объяснить наблюдаемое явление.
После объяснения ребята могут сами попробовать продемонстрировать рассматриваемый на занятиях фокус.
Отдельные занятия проводятся  как урок-представление, на котором учащиеся показывают «фокусы»,  а зрители объясняют их,  пользуясь законами и понятиями физики.

Тематическое планирование

Тема занятия (содержание деятельности)

Дата проведения

1.

Вводное занятие. Инструктаж  по ТБ. «Коробка на краю стола» Центр тяжести. Условия равновесия

 

2.

«Тонет – всплывает?» Выталкивающая сила

 

3.

«Бумажная змейка» Конвекция

 

4.

«Неподвижная башня» Инерция

 

5.

«Шарик на нити». Сила трения

 

6.

«Малиновая полоска». Диффузия

 

7.

«Фонтан в колбе» Атмосферное давление

 

8.

«Яйцо в бутылке», Атмосферное давление

 

9.

«Перевёрнутый стакан» Атмосферное давление

 

10.

«Разрезание льда струной» Положения МКТ

 

11.

«Свечение лампочки без источника тока» Явление ЭМИ

 

12.

«Кипение воды в бумажной коробке» Теплоёмкость

 

13.

Мгновенная кристаллизация. Фазовые переходы

 

14.

«Шарик в воздушной струе» Закон Бернулли

 

15.

«Цветной волчок?» Белый цвет – сложный цвет

 

16.

Плавание кораблика. Поверхностное натяжение

 

17.

«Горение полоски ткани .Плотности  различных  жидкости и их расположение

 

18.

Танцующие фигурки. Электризация.

 

19.

Нагревание спицы. Равновесие.

 

20.

«Разборчивый гусь» Взаимодействие магнитов

 

21.

«Артезианский водолаз» Сила Архимеда

 

22.

 «Вверх по склону » Центр тяжести и скатывающая сила.

 

23.

Переполненный стакан. Поверхностный слой жидкости

 

24.

Оптические иллюзии.

 

25.

«Поющий стакан» Механические колебания звуковой частоты

 

26.

« Пляшущая проволока» Механические колебания

 

27.

Соломинки и монетка.

 

28.

Безразмерная открытка.

 

29.

Что прочнее: бумага или дерево  Проявление инерции

 

31.

Звучащий и замолкающий звонок. Опыт Р. Бойля

 

32.

Взаимное притяжение и отталкивание «Султанов»

 

33.

Урок-представление «Физические фокусы»

 

34.

Резерв времени 2 часа

 

Используемая литература: 

  1. Гальперштейн Л.Я. Забавная физика. – М.: Детская литература, 1993.
  2. Постолатий В.К. Фокусы в школе и дома. – М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
  3. Рабиза Ф.В. Опыты без приборов. – М.: Детская литература, 1988.
  4. Солдатова Т.Б., Гусева Т.А., Сгибнева Е.П. Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики, Ростов-на-Дону «Феникс», 2002.
  5. Том Тит Научные забавы. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007.
  6. Том Тит Продолжаем научные забавы. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"

Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....

Программа работы театрального кружка "Арлекин"

Методическая разработка программы театрального кружка. Календарно-тематическое планирование и расчасовка занятий. Эта программа заинтересует ребят, а , главное, черезгод у вас будет театральная т...

Программа по предметному кружку "Юный лингвист" в 9 классе

Аннотация к программе по внеурочной деятельности кружка "Юный  лингвист"Курс кружка "Юный лингвист" в 9 классе рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа.Сроки реализации программы - 1 год.Цели: ...

Программа предметного кружка для учащихся 7-8 класса по теме «Физика вокруг нас»

Программа предметного кружка для учащихся 7-8 класса по теме «Физика  вокруг нас»...

План работы предметного кружка по физике "Электроник"

Дополнительная программа по физике «Электроник» разработана на основе печатных изданий следующих авторов А.П. Кашкаров (Электрика своими руками),...

Отчёт о работе предметного кружка

Отчёт о работе предметного кружка...

Рабочая программа по предметному кружку "Уроки шитья" для 5, 6 классов

В рабочей программе указаны темы занятий по шитью для начинающих. Уделено внимание ручным и швейным работам, изготовлению готового изделия....