«Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроке физики»
статья по физике (7 класс) на тему

В работе рассмотрена система деятельности педагога по формированию УУД на уроках физики. В свете модернизации Российского образования от педегога требуется изменить своё отношение к преподаванию предметов. Необходимо применять методы, приёмы и способы активизации процесса обучения и воспитания для совершенствования модели выпускника, отвечающей запросам общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ir1.docx89.33 КБ

Предварительный просмотр:

        

                         Итоговая работа

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроке  физики»

                                                           

                                                2013

                                            Cодержание.

1.Введение

1.1 Паспорт итоговой работы

1.2Актуальность ИР

1.3 Проблема и противоречия

1.4 Цель проекта и задачи,   ожидаемые результаты

2.Основная часть

 2.1Содержательный блок

2.2 Технологический блок

2.3 Конструктор урока

 2.4 Контрольно-оценочный блок

3.Выводы

4. Информационные источники

                                                  1.Введение.

  1.  Паспорт итоговой работы.

Система деятельности педагога по формированию УУД на уроке физики направлена на обучающихся в 7 классе средней общеобразовательной школы.

Данная система будет реализовываться совместно с учителями предметов естественно-математического цикла школы.

Система деятельности педагога рассчитана на апробирование в  2013-2014учебном году и её реализацию в дальнейшем.

В ходе создания  системы деятельности педагога по формированию УУД составить конструктор  урока физики в 7 классе по теме «Сила тяжести» с указанием УУД. из

1.2       Актуальность ИР.

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Появление новых вызовов времени требует модернизации образования в целом, школьного образования в частности. Модернизация  системы образования в России направлена  на приведение результатов её деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе  либерализации  экономики и демократических преобразований, происходящих в стране. В настоящий момент школа, ориентирована на академические  и энциклопедические знания выпускника. С точки зрения новых запросов рынка труда, образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей[1].Сейчас  от педагога требуется пересмотреть действующую  программу преподавания физики в школе  и создать новую программу у учётом УУД по предмету физика.

Проблема: В школе ученикам дают определенные знания, но не учат пользоваться ими в повседневной жизни. Как показала действительность, ученики окончившие школу с золотой медалью, зачастую не достигали в дальнейшем карьерных высот, так как не смогли на практике успешно применить свои знания.

 Из проблемы вытекают следующие противоречия:        

1.     Между высокими требованиями к уровню обученности  ребёнка              и  низким уровнем результативности преподавания физики в школе.

2.     Между образовательными потребностями информационного общества и отсутствием необходимого программно-методического обеспечения для обучения школьников.

Указанные выше противоречия позволяют в сложившейся ситуации сформулировать проблему освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, которая состоит в создании  нового эффективного подхода к обучению физике на основе формирования УУД на уроках физики.

Цель  проекта:  Создание системы деятельности педагога по формированию УУД на уроке   физики. 

Задачи:

* педагогу следует изучить  учебно-методическую литературу по  теме;

 * педагогу необходимо выбрать технологии, приемы, методы, используемые для развития УУД  у  обучающихся;

 * разработать тематическое планирование курса физики 7 класса с учётом УУД;

   * прогнозировать последствия внедрения системы деятельности педагога по формированию УУД на уроке  физики;

*  развивать на уроке  физики интерес обучающихся к предмету.

Ожидаемые результаты:

Личностные:        

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей  учащихся;
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;
• постановка вопросов - принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценки действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости различного использования достижений науки и техники;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметные:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные:

•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

•знание о природе важнейших физических явлений, понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, •обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

•умения применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

                               2.  Основная часть.

2.1 Содержательный блок.

Изучив  и проанализировав  федеральный государственный образовательный стандарт,  фундаментальное ядро содержания общего образования, под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова, примерные программы по учебным предметам  «Физика 7 – 9 классы»,  приходишь к выводу, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова[7].

Универсальные учебные действия  подразделяются на 4 группы:

регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.

Регулятивные УУД (Что входит в умение учиться?)

Необходимо уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Обучающийся должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи.Уметь пользоваться самостоятельно добытыми знаниями.

Личностные УУД  (Как понять себя и чувства другого?)

Умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким.  Для этого необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется эмоциональная поддержка или какая-либо другая помощь. Обучающийся учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью.

Познавательные УУД  (Как сделать учебу интересней?)

Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Обучающийся  овладевает не только общеучебными действиями, а также логическими операциями. Данное  УД хорошо формируется  при проведении исследовательской работы.

Коммуникативные УУД  ( Умеем ли мы общаться?)

Обучающийся учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей. Следует целенаправленно обучать  правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Немаловажно обучающимся  научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.

 Что дают универсальные учебные действия?

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Способ формирования УУД, предложенный академиком РАО В.С. Лазаревым, помогает человеку правильно отреагировать на нестабильность современной жизни, выйти победителем из любой критической ситуации[6].
  • Элемент тематического планирования  уроков  физики в 7 классе  по УМК А.В. Пёрышкина на примере урока «Сила тяжести» из темы « Силы в природе».

 

Тема урока

Основное содержание темы, термины, понятия

Освоение предметных навыков

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Сила тяжести.

1.Сила тяжести.

2.Причина возникновения силы тяжести.

3.Ускорение свободного падения.

4.Формула для вычисления.

5.Изображение.

Объясняют причину возникновения силы тяжести. Объясняют физический смысл понятия «ускорение свободного падения».

Изображают силу тяжести в выбранном масштабе.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Составляют план и последовательность действий. Анализируют и строго следуют ему.

слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

                              2.2 Технологический блок.

В современной школе предлагается использование новых прогрессивных технологий обучения учащихся, например, развивающее обучение. В практике развивающего обучения изучение физики происходит в процессе осуществления учащимися учебной деятельности по решению системы учебных задач и направлено на усвоение теоретических знаний.                  В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин выделили следующие дидактические принципы в своей концепции:

1. В обучении главную роль играет система научных понятий, на основе которых ученик овладевает универсальным принципом решения задач определенного типа.

2. Учебная деятельность направлена на абстрактно-теоретические формы мышления ученика. Знания усваиваются посредством движения от общего к частному и выяснением условий происхождения содержания понятий.

3. Овладение теоретическими знаниями развивает у учащихся теоретическое мышление, а также формирует творческий подход к осуществлению практической деятельности.

4. Усвоение знания происходит методом восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Это происходит таким образом. Ученик анализирует учебный материал с помощью учителя. Затем выделяет в нем общее и фиксирует общее в знаковой форме, т.е. строит его содержательную конструкцию. Продолжая анализ материала, он раскрывает закономерные связи между общим и его различными проявлениями, т.е. получает частное.

5. Учащиеся не создают образовательных продуктов, а присваивают их в процессе учебной деятельности.

Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода. Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности[8 ].

Конструктор урока физики в         7 классе по теме: «Сила тяжести» c УУД.

Тип урока: изучение и усвоение новых знаний.

Форма урока: организация исследовательской работы обучающихся на уроке.

Использованы современные педагогические технологии:технология деятельностного метода, групповая работа, самооценки и самоконтроль.

1 этап: Мотивация.

Без объявления темы урока    демонстрируются слайды презентации.

Объясните, что изображено на рисунке

Далее предлагаются устные задания на развитие внимания, памяти и мышления.

Обучающие задания:

  1. Решите анаграмму и исключите лишнее слово:

Ласи (сила)
Нотьюн (Ньютон)
Сасам (масса)
Лоте (тело)
Пашля (шляпа) – лишнее слово

2. Вставьте пропущенные слова:

Сила является  _____ взаимодействия тел.

Результат действия силы зависит от ее _____, направления и ________ приложения.

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется __________.

Сила тяжести обозначается ______.

Работа с графиком.

  1. По данному графику определить, с какой по величине силой тело массой 200 г притягивается к земле.

5. Составить текст.

Сила тяжести – это_____________
Измерят силу тяжести _________________
Как рассчитать силу тяжести?______________

В ходе анализа составленных текстов класс приходит к выводу о разном подходе решения данной практической задачи. Здесь наблюдается «Ситуация разрыва». Учащиеся предлагают свои способы расчета силы  тяжести. Идет выдвижение вариантов формулировки учебной задачи.

  1. этап: Постановка учебной задачи

Учебная задача:                Исследование силы тяжести.

3 этап: Исследование

Цель: установить зависимость силы тяжести, действующей на тело, от его массы.

Учащимся предлагается вариант  исследования.

1. Закрепите динамометр в лапке штатива вертикально.
2. К динамометру последовательно подвешивайте один, два, три, четыре груза.
3. Результаты измерений занесите в таблицу.

Число грузов

1

2

3

4

Масса, кг

Сила,  Н

4. Результаты представьте графически
5. Сделайте вывод.
6. Найдите отношение силы тяжести к массе тела для всех результатов опыта.
7. Сделайте вывод.

4 этап: Сообщение учителя

Учитель рассказывает обучающимся о новой величине q, которая называется ускорением свободного падения и имеет постоянное значение, равное 9,8 или 10 Н/кг.

Основные выводы по теме урока: 1.Сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна массе. 2. Коэффициент пропорциональности g.

Это исследование позволяет учащимся пройти следующие этапы: постановка учебной задачи; решение экспериментальной задачи: сборка экспериментальной установки, измерение, запись результатов  в табличной и графической форме, их анализ, вывод, выход на частные случаи с последующим их решением.

4этап. Проверка усвоения знаний: выполняют задания из рабочей тетради.

Проверяют работу, оценивают результат.

5 этап. Рефлексия: фиксируется новое содержание, полученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственой учебной деятельности.

6этап. Оценка: оценивают собственную деятельность на уроке, фиксируют неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности.
7этап. Коррекция: устраняются личностные затруднения коммуникативной деятельностью(работа с консультантом).

8этап. Домашнее задание :зафиксировать и закрепить полученные знания.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, осуществление поиска необходимой информации,  умение строить рассуждения в форме связи простых суждений.

Регулятивные: целеполагание, составление  плана  и последовательности действий, анализ, умение отстаивать свою точку зрения.

Коммуникативные: слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

2.3 Контрольно-оценочный блок.

Критериями оценки  сформированности  УУД являются:

  1. Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям.
  2. Соответствие УД заранее заданным требованиям.

Результатом формирования  универсальных учебных действий будут являться умения:

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • владеть общим приемом решения учебных задач.

3.Выводы

Решая профессиональную проблему в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими профессиональную деятельность, мы осуществляем обоснованный выбор технологий, методов, приёмов педагогической деятельности, позволяющей организовать учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, прогнозируем последствия их и оцениваем педагогический эффект от использования системы педагога по формированию УУД на уроке  физики.

                             

                               Информационные источники:

  1. Положение о региональной системе оценки качества образования (РСОКО) Самарской области (Приказ министерства образования и науки Самарской области от 28.09.2007 г. № 108-од)
  2. ФГОС  полного общего образования
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" ( Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 г.Регистрационный N 24480)
  4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  6. Стандарты второго поколения «Примерные программы. Физика 7-9 классы: проект. – М. : Просвещение, с. 6-8, 37– 2011
  7. Теоретико-методологическая основа Программы развития УУД. Системно-деятельностный культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов).

8    Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. М.:ИНТЕРО, 1996.

9.Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2010.

10.Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009.

11.Болотова В.С. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики. http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html.

12. Ивашкин Д.А. Освоение метода познания на уроках физики: журн. Физика в школе / Изд. Первое сентября, № 14, с. 23-25, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание системы деятельности педагогов, направленной на развитие интеллектуальной одаренности обучающихся»

Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жи...

Формирование трудовых умений и навыков у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида посредством системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности

Данная система деятельности педагога может быть применена на уроках (занятиях) ручного труда и изодеятельности в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования для развития творчески...

Презентация Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроках математики в рамках ФГОС

 Презентация по теме "Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД  на уроках математики в рамках ФГОС" .Работа  представляется на примере урока ...

Система учебных задач, направленных на формирование у школьников УУД на уроках русского языка.

Выступление на областной конференции учителей гуманитарного цикла...