Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Старкова Евгения Евгеньевна

Познакомить учащихся с явлением кипения. Научить объяснять процесс кипения на основании молекулярно – кинетической теории. Рассмотреть физические особенности кипения. Определить способ расчета тепла при изучаемом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kipenie.rar2.33 МБ
Файл konspekt_uroka_-_kopiya.rar15.52 КБ

Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила учитель физикиСтаркова Евгения ЕвгеньевнаМОУ Буревестниковская СОШ
Тема урока:
Какой процесс называют парообразованием?
Что такое испарение?
При какой температуре происходит испарение?
1. Почему вода из тарелки испаряется быстрее, чем из миски?
2. Почему нарушилось равновесие весов?
3. Почему через несколько дней уровень различных жидкостей стал разным?
Какой процесс называется конденсация?
Поглощается или выделяется энергия при конденсации?
Кипение-это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре.
Температура кипения некоторых веществ, 0С(при нормальном атмосферном давлении)
Водород
-253
Вода
100
Кислород
-183
Ртуть
357
Молоко
100
Свинец
1740
Эфир
35
Медь
2567
Спирт
78
Железо
2750
Температура кипения зависит от давления, оказываемого на свободную поверхность жидкости
При понижении давления температура кипения жидкости уменьшается.
При увеличении давления температура кипения жидкости увеличивается.
Удельная теплота парообразования.
Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо чтобы обратить жидкость массой 1кг в пар без изменения температуры, называется удельной теплотой парообразования.
Удельная теплота парообразования обозначается L ,измеряется в Дж/кг
Удельная теплота парообразования некоторых веществ, ДЖ / кг( при температуре кипения и нормальном атмосферном давлении)
Для превращения воды маской 1 кг в пар при температуре 100 0С требуется 2,3 * 106 Дж энергии.
Конденсируясь, пар отдает то количество энергии, которое пошло на его образование
Расчет количества теплоты, необходимого для превращения жидкости в пар
Чтобы вычислить количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы, взятой при температуре кипения, нужно удельную теплоту парообразования умножить на массу
Q=Lm
Q – количество теплоты, Дж L – удельная теплота парообразования, Дж/кг m – масса тела, кг
Количество теплоты, которое выделяет пар, конденсируясь при температуре кипения, определяется по этой же формуле
Q
3 *106 Дж
?
4,5*107 Дж
L
2,3*106 Дж/кг
2,3*106 Дж/кг
?
m
?
0,8кг
19 кг
1,3 кг
1,84 * 106 Дж
2,3 * 106 Дж/кг
На графиках показаны процессы нагревания и кипения одинаковых масс воды и спирта.
20
40
60
80
100
А
В
С
К
М
t, 0c
t, c
1. Укажите график нагревания и кипения построенный для спирта
2. Рассчитайте количество теплоты , которое поглощается в процессе МК. Массу воды считать равной 5 кг.
Учебник А.В. Перышкин§18, §20Упр. 10 № 3,4


Предварительный просмотр:

Урок физики в 8 классе.

Тема: Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Цель урока: Познакомить учащихся с явлением кипения. Научить объяснять процесс кипения на основании молекулярно – кинетической теории. Рассмотреть физические особенности кипения. Определить способ расчета тепла при изучаемом процессе.

Демонстрации:1.Наблюдение процесса нагревания и кипения воды в                стеклянной колбе.(видео)

                            2. Кипение воды при пониженном давлении (видео).

                            3. Наблюдение процесса конденсации (видео).

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.

Этапы урока:

  1. Этап актуализации знаний
  2. Мотивационный этап
  3. Этап создания нового знания
  4. Этап применения полученного знания
  5. Домашнее задание

Структура урока

  1. Этап актуализации знаний.

Орг.момент.

Проверка домашнего задания в форме устного опроса:

Мы на прошлом уроке изучили два физических явления это испарения и конденсация. Вспомним, в чем они заключаются.

Слайд 2. Какой процесс называется парообразованием?

                Что такое испарение?

                При какой температуре происходит испарение?

Слайд 3. Скорость испарения зависит от несколько причин . Уточним их, ответив на следующие вопросы:

 

Следовательно, скорость испарения зависит:

  • От площади поверхности.
  • От температуры жидкости.
  • От рода жидкости.

Слайд 4. Что вы видите на экране? (роса и облака).

В результате, какого процесса образовались роса и облака?

Какой процесс называется конденсацией?

Поглощается или выделяется энергия при конденсации? (выделяется).

  1. Мотивационный этап.

Молодцы! Теперь давайте посмотрим на изображения, представленные на экране:

Слайд 5. Скажите, что вы видите? (над водой пар)

 

Слайд 6. Что видим здесь? (кипит вода, над водой пар)

Слайд 7. Что объединяет данные изображения? (пар)

Хорошо! На прошлом уроке мы узнали, что существует два способа перехода жидкости в газообразное состояния, испарение и кипение.

Сегодня мы рассмотрим второй способ образования пара – кипение.

  1. Этап создания нового знания.

Слайд 8. Демонстрирую видео с опытом «Нагревание и кипение воды в стеклянной колбе».

При нагревании испарение воды с поверхности усиливается, иногда даже можно заметить над ней туман. Это водяной пар конденсируется в воздухе при охлаждении.

При дальнейшем повышении температуры мы заметим появления в воде многочисленных мелких пузырьков. Их размеры постепенно растут. Это пузырьки воздуха, который растворен в воде. При нагревании излишек воздуха выделяется из воды в виде пузырьков. В них содержится насыщенный пар, так как вода испаряется внутрь этих пузырьков воздуха.

По мере дальнейшего нагревания воды пузырьки становятся крупнее и многочисленнее. С ростом размеров пузырьков возрастает и архимедова сила, выталкивающая их из воды, и они всплывают. В этот момент слышен шум, предшествующий обычно кипению. При определенной температуре с приближением к поверхности жидкости объем пузырьков резко возрастает. На поверхности они лопаются, и находящийся в них насыщенный пар выходит в атмосферу – вода кипит.

Убираем спиртовку из под колбы. Что наблюдаем? (кипение прекращается)

Для продолжения кипения необходимо подводить энергию к кипящей жидкости.

Слайд 9. Кипение-это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре. (запись в тетрадь)

Температуру, при которой жидкость кипит, называется температурой кипения. (запись в тетрадь)

Слайд 10. Во время кипения температура жидкости не меняется.

У различных жидкостей температура кипения различна.

Слайд 11. Температура кипения зависит от давления, оказываемого на свободную поверхность жидкости.

Демонстрирую видео с опытом «Кипение при пониженном давлении»

При понижении давления температура кипения жидкости уменьшается

(В горных районах на значительной высоте при пониженном атмосферном давлении вода кипит при температурах ниже чем 100 градусов Цельсия. Ждать, пока сварится такой обед, приходится дольше.)

При увеличении давления температура кипения жидкости увеличивается

(При приготовлении пищи давление внутри кастрюли - "скороварки" - около 200 кПа, и суп в такой кастрюле сварится значительно быстрее).

Слайд 12. Удельная теплота парообразования.

Слайд 13. Удельная теплота парообразования у разных веществ различна.

Слайд 14. Соприкасаясь с холодным предметом, водяной пар конденсируется. При этом выделяется энергия, поглощенная при образовании пара.

Демонстрирую видео с опытом «Наблюдение процесса конденсации».

Конденсируясь, пар отдает то количество энергии, которое  пошло на его образование.

Слайд 15. Расчет количества теплоты, необходимого для превращения жидкости в пар.

  1. Этап применения полученных знаний.

(После изложения нового материала целесообразно провести закрепляющие задания)

Слайд 16.

Работа с формулой для вычесления количества теплоты, необходимого для превращения в пар жидкости любой массы

Q = Lm.

L=

Ответы:

Слайд 17. Работа с графиками.

Итог. Сегодня на уроке мы  познакомились с явлением кипения. Научились объяснять процесс кипения на основании молекулярно – кинетической теории. Рассмотрели физические особенности кипения и  определили способ расчета тепла при изученном процессе.

  1. Домашнее задание

(Учитель отмечает наиболее активных учеников, выставляет оценки)

Слайд 18. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Испарение, конденсация, кипение. Удельная теплота парообразования.

         Сегодня тема нашего урока «Испарение, конденсация, кипение. Удельная теплота парообразования» и перед нами стоит  задача закрепить и повторить понятия исп...

Конспект урока физики в 8 классе и презентация по теме "Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации"

Статья содержит конспект урока изучения нового материала по учебнику А.В. Перышкина.Урок включает основные этапы: мотивацию, активизацию знаний, изучение нового материала, закрепление и рефлекси...

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации...

Тема урока: "Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации"

Урок в 8 классе по теме "Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации",На уроке организуется продуктивная деятельность школьников, направленная на достижение ими результатов. Имеется ...

Презентация к уроку: "Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации"

Презентация- дополнение к уроку в 8 классе по теме"Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации". План- конспект помещён ранее....

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Познакомиться с процессом кипения на опыте и основными понятиями удельная теплота парообразования, конденсация, температура кипения....

Технологическая карта урока физики по теме «Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации»

Технологическая карта урока физики по теме «Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации»...