Проектно - исследовательская деятельность учащихся.
проект по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Ларина Татьяна Васильевна

Проектная работа по физике имеет свои сложности: это и выбор темы и выбор оборудования, выполнение эксперимента. Как организовать работу, если оборудование отсутствует? В каких конкурсах могут участвовать учащиеся в условиях ограниченных возможностей? Учитель рассказывает об личном опыте работы в непростых условиях обычной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Проектно-исследовательская

деятельность обучающихся по физике

как средство формирования образовательных компетенций.

В связи с коренными социальными изменениями  в стране и мире возникли серьезные проблемы в образовании, связанные прежде всего с ослаблением учебной мотивации. Учитель и учебник перестали быть единственными источниками  сведений о мире, природе, обществе. Возникли новые современные яркие, увлекательные, динамичные  и интерактивные   источники информации – интернет и телевидение. Постиндустриальное общество сделало  детей  идеальными потребителями всего  нового и яркого без приложения особого труда.  В то же время изменились требования самого общества, которые оно предъявляет к выпускникам школы.

 Современная   школа должна не только дать знания, но и воспитать качества личности важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы. Проектная деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

Метод проектов эффективен потому, что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков :  рефлексивные,  поисковые (исследовательские), умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские, коммуникативные, презентационные,

умение аргументировать собственные высказывания, умение отвечать на незапланированные вопросы, умение понимать задания в различных формулировках и контекстах, умение находить требуемую информацию в различных источниках.

Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта.

 Метод проектов может быть реализован как во внеурочной деятельности, так и на уроке.

 Выбор  метода, который будет использован в учебном проекте для организации проектной, проектно-исследовательской деятельности на уроке, зависит от конкретного содержания урока. Урок, реализованный с помощью метода проектов, может быть:  

 уроком освоения нового материала при изучении новой темы,

 уроком закрепления  полученных знаний и умений,

 уроком  отработки навыков решения учебных задач при решении задач и выполнении лабораторных практикумов.

Задания для проектной деятельности, объем теории  и практической  работы  в таких случаях определяются  темой урока, возможностями оборудования, уровнем подготовки учащихся. Это может быть обзор литературы, отчет о проведении домашних  или  внеурочных  опытов   и наблюдений, это могут быть  кратковременное  опыты  и наблюдения,  проводимым  во  время урока.  

К сожалению,  при  том объеме  учебного материала   в условиях  большой наполняемости  классов, которая сейчас существует,  применение метода проектов в полном объеме на уроках затруднительно. Послеурочное  время учителя сейчас занято элективными курсами в 10,11 классах по решению  задач, так как двухчасовой  курс физики практически не позволяет выполнить эту задачу на уроке.

        Я чаще всего использую второе  направление использования метода проектов –внеурочная работа.

Непосредственный перенос работы учащихся в  научно-исследовательские лаборатории оказывается неэффективным в силу различных причин. Мы часто наблюдаем, как на научно-практических конференциях представляются работы, где невозможно определить степень личного участия «авторов». Хотя с научной новизной и практической значимостью в таких работах оказывается всё в порядке, нельзя увидеть, что конкретно сделал сам   ребёнок, а что является плодами творчества его научного руководителя.

Это, конечно, лучше, чем ничего, однако такие проекты почти ничего не дают для формирования подлинно творческой личности ребёнка.

         Весьма сложной является задача включения учащихся в организуемую  научно-исследовательскую деятельность. Во-первых, включиться в новую для него деятельность подросток может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов. Во-вторых, эта деятельность, в особенности на её начальных этапах, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных подростку целей, на решение конкретных задач. В-третьих, деятельность, в которую включается подросток, должна восприниматься им как социально значимая.

Приобщение к научно-исследовательской работе начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы – от защиты реферата на переводных экзаменах до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз.

Наиболее сложный этап – этап выбора  темы исследований. Эта работа в основном  определяется специализацией, кругозором и компетенцией  научного  руководителя, а также наличием доступного оборудования. Основные требования к работе – новизна (желательно на мировом уровне), практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы.

Объём исследований должен быть такой, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя годами. Конечно, на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже.

Темы я черпаю из календаря знаменательных дат, плана работы школы, интернета, конкурсов. Например, реферативные проекты можно представить на веговских чтениях. Не менее интересны проектные задания турниров естествоиспытателей, физиков, биологов, химиков. Это позволяет найти конкретный практический выход для проекта. При этом, конечно, учитываются интересы ученика.

На втором этапе  руководитель ограничивается простым обсуждением темы.

Работа с учащимися  начинается с фиксации имеющегося уровня знаний  и осознания конкретного результата работы. Эту работу можно выполнить в форме реферата.  Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не может превышать 5-7 источников и должен быть предоставлен  научным руководителем. Этап заканчивается обсуждением изученного материала в детском творческом коллективе с формулировкой понятных целей предстоящей работы, а если возможно, то и в формализованном (математическом) виде.

На следующей стадии проводятся непосредственные наблюдения, экспериментальная работа,  результаты которых фиксируются. Но обычно оборудование школьных лабораторий оказывается недостаточным для выполнения серьёзных работ, и поэтому в рамках сотрудничества с вузами, НИИ и предприятиями  там, где это возможно, организуется стажировка будущих авторов. Не исключается также использование результатов ранее проведённых там исследований при условии детального ознакомления стажёров с оборудованием и технологией. Иногда привлекаются данные, опубликованные в литературе. В отличие от классических схем исследования в НИИ здесь очень ограниченные материальные возможности и временные ресурсы. А следовательно, главная цель даже не научить, а лишь ознакомит ь учащихся с методикой проведения исследовательских работ.    

Предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление, отбраковка и анализ экспериментальных   проводятся с целью выдвижения гипотез.  Главное здесь не результат, а пройденный детьми путь. Позиция научного руководителя на этом этапе – активно-наблюдательная. Очень важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..»

При  получении результатов практической работы проводится дискуссия, по результатам которой происходит выдвижение и проверка гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Дискуссия – не экспромт, а подготовленное заранее мероприятие и может с перерывами продолжаться от одной до нескольких недель.  Гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, т.е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей.

Результаты работы творческого коллектива оформляются в виде сообщения (доклада). Требования по оформлению стандартны и лишь незначительно меняются от конференции к конференции. Творческий коллектив самостоятельно готовит тезисы и развёрнутый доклад, а задача  научного руководителя – отредактировать «детский текст».

Следующий этап в проектной работе - представление исследовательской работы. Представление – это не просто пересказ выученного текста – это арена борьбы.  Для этого очень полезно предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

Под руководством учителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося. Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.

Пока мне ближе всего внеклассная работа  над проектами. Я руководила подготовкой проекта «Влияние электромагнитных излучений на человека» (Гришаева А.), Создание действующей модели терменвокса» (Александров И.),  « Лесные и торфяные пожары в истории Шатурского края» (Сухова А., Киселева К.), «Аномальные зоны Земли» (Соколов А., Абалин М., Гапеева Н.), «Аномальные свойства воды»( Сухова А., Александров И.),  «Физика зрения»  (Лашнева И., Гайда К.), «Лесные и торфяные пожары в истории Шатурского района. Экологическая катастрофа 2010 г.», «Немирные последствия мирных атомных взрывов», «Тектоническое оружие», "Экспериментальное исследование радиационного фона в г. Шатура", «Жизнь и гибель Ю. А. Гагарина», «Электромагнитное поле и его влияние на здоровье человека», «Космический подвиг земного человека» (реферат).

Результат работы – успехи учащихся  в изучении предмета, навыки работы с источниками, навыки  подготовки  презентаций, навыки защиты проекта. Результат работы – призовые места  на веговских чтениях, на районных и областных конференциях, успешное участие в турнире юных естествоиспытателей, успешные выступления на уроках и внеурочных мероприятиях, а главное – стойкий интерес к предмету.

Учитель физики МБОУ СОШ №4 г. Шатуры

Ларина Т. В.

Литература:

http://www.abhtitu.ru/researcher/practice/practice_org/practice_all/liverts.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)

Тьюторское сопровождение проектно-исследовательскойдеятельности  учащихся по физике (внеурочная деятельность)...

Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"

В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....

Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...