Резонанс в электрической цепи переменного тока» Урок физики в 11 классе с применением информационных технологий.
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему
Цель урока: Раскрыть физическую сущность процессов, происходящих при резонансе напряжений и научить учащихся применять основные закономерности электрического резонанса при решении физических задач; расширить политехнический кругозор учащихся сведениями о прикладном значении электрического резонанса.
Оборудование: компьютерные программы: "Физика в картинках"или «Открытая физика 1.0-2.5», TeachPro Решебник по физике и «Начала электроники», высокочастотный генератор, колебательный контур с неоновой лампой, соединительные провода.Цель урока: Раскрыть физическую сущность процессов, происходящих при резонансе напряжений и научить учащихся применять основные закономерности электрического резонанса при решении физических задач; расширить политехнический кругозор учащихся сведениями о прикладном значении электрического резонанса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yavlenie_rezonansa_v_elektricheskoy_tsepi_peremennogo_toka.doc | 893 КБ |
Предварительный просмотр:
«Резонанс в электрической цепи переменного тока»
Урок физики в 11 классе с применением информационных технологий
Подготовил учитель МБОУ Евдокимовской СОШ Ковалев А.Н.
Тема урока: РЕЗОНАНС В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Цель урока: Раскрыть физическую сущность процессов, происходящих при резонансе напряжений и научить учащихся применять основные закономерности электрического резонанса при решении физических задач; расширить политехнический кругозор учащихся сведениями о прикладном значении электрического резонанса.
Оборудование: компьютерные программы: "Физика в картинках"или «Открытая физика 1.0-2.5», TeachPro Решебник по физике и «Начала электроники», высокочастотный генератор, колебательный контур с неоновой лампой, соединительные провода.
Ход урока
Проверка знаний. № 933( TeachPro Решебник по физике)
Соленоид, с железным сердечником имеющий индуктивность равную 2 Гн сопротивлением обмотки 10 Ом включен сначала в сеть постоянного тока с напряжением 20 В, а затем в сеть переменного тока с эффективным напряжением 20 В и частотой тока 0,4 кГц. Найти ток, текущий через соленоид в первом случае и амплитуду тока во втором случае.
Актуализация знаний: «Механический резонанс. Применение резонанса и борьба с ним».
Демонстрация видеофрагмента разрушения моста
Открытая физика, модель «Вынужденные колебания»
Изучение нового материала:
Понятие «резонанс». Условия, при которых возникает электрический резонанс:
- частота внешнего напряжения (ЭДС генератора) совпадает с собственной частотой колебательного контура: демонстрация Открытая физика 1.0, модель «Вынужденные колебания в RLC контуре»
- амплитуда тока зависит от величины активного сопротивления: демонстрация Открытая физика 1.0, модель «Вынужденные колебания в RLC контуре»
- разность фаз между током и напряжением равна нулю (объяснение с помощью векторной диаграммы) демонстрация «Начала электроники»
- напряжение на катушке индуктивности и напряжение на конденсаторе равны между собой и во много раз больше внешнего, равного напряжению на активном сопротивлении демонстрация «Начала электроники»
- общее сопротивление равно активному т.к XL=XC
- амплитуда колебаний (величина заряда) устанавливается не мгновенно, а в течение некоторого промежутка времени
- энергия полностью поступает в электрическую цепь и безвозвратно превращается в другие виды энергий.
Применение электрического резонанса:
- входной контур радиоприемника (анализ рисунка учебника и объяснение принципа действия приемного колебательного контура)
- резонансный волномер, объяснение принципа действия волномера с переменной емкостью (демонстрация при помощи высокочастотного генератора и колебательного контура с неоновой лампой)
Закрепление нового материала:
Домашнее задание* § 28; № 959, 961. Повторение: §76,79,80 (Физика, 9).