Урок физики 7 кл. А.В. Пёрышкин "Давление. Способы увеличения и уменьшения" с применением инновационного оборудования
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Фомакина Галина Вениаминовна

Технологическая карта урока физики 7 кл. А.В. Пёрышкин "Давление. Способы увеличения и уменьшения" с применением инновационного оборудования 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе с использованием инновационных средств обучения

СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ И УМЕНЬШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ

Уровень: базовый

Цель

Выяснить, от чего зависит физическая  величина «давление», рассмотреть способы изменения давления и их использование в быту и технике.

Задачи

Вспомнить понятие «давление твердых тел».

Рассмотреть величины, от которых зависит давление твердого тела.

Обосновать формулу для вычисления давления твердого тела.

Сформировать практические умения вычислять давление твердых тел.

Развивать практические умения учащихся слушать учителя, выделять главную мысль из рассказа учителя, выполнять предложенные учителем задания.

Развивать умения учащихся работать с различными источниками информации.

Отрабатывать навыки учебного труда по ведению конспекта материала.

Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Воспитывать умение слушать других учащихся, вести с ними диалог, дискуссию, высказывать альтернативные точки зрения.

Основное содержание темы, термины и понятия

Основное содержание:

  • Определение давления.
  • Обозначение давления.
  • Введение формулы p = F/S/
  • Вывод единиц измерения давления.
  • Расчет давления твердого тела на поверхности.
  • Способы уменьшения и увеличения давления.
  • Термины и понятия: давление, сила (сила давления), площадь поверхности, паскаль, килопаскаль, гектопаскаль.

Планируемые результаты

Личностные  

Формирование:

  • ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  • мотивации к обучению и познанию;
  • убежденности в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания,
  • в высокой ценности науки;
  • представления о системообразующей роли физики для развития других наук, техники и технологий;
  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные

Познавательные

  • установление причинно-следственных и родовидовых связей и обобщений на различном предметном материале;
  • формирование умений сравнивать и классифицировать;
  • построение логического рассуждения, включая установление причинно-следственных связей;
  • выполнение умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения
  • учебных и познавательных задач;
  • овладение приемами работы с информацией физического содержания, представленной в разной форме (в
  • виде текста, формул или обозначений величин, графиков зависимости величин, табличных данных, схем, фотографий ).

Регулятивные

  • преобразование практической задачи в теоретическую;
  • планирование пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;
  • осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • осуществление констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и способу действия на уровне
  • произвольного внимания;
  • умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно
  • обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия;
  • умение осознанно управлять своим поведением и деятельностью;
  • умение противостоять внешним помехам деятельности.

Коммуникативные

  • умение организовывать учебное сотрудничество;
  • умение слушать партнера;
  • умение формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать
  • ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • владение устной и письменной речью;
  • умение строить монологическое контекстное высказывание, использовать речь для планирования и регуляции
  • своей деятельности;
  • овладение основами коммуникативной рефлексии;
  • умение рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных
  • технологий;
  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду.

Предметные

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы;
  • овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики на уровне, доступном подросткам;
  • приобретение опыта применения естественнонаучного метода познания, физических методов исследования
  • объектов и явлений природы: наблюдения природных явлений, проведения опытов и простых экспериментальных
  • исследований с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного
  • знания;
  • приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения
  • опытов, простых экспериментальных исследований.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • умение применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать  и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимости между физическими  величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений.

 В сфере физической деятельности:

  • умение применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств;
  • умение решать практические задачи повседневной жизни;
  • обеспечение безопасности своей жизни.

Организация образовательного пространства

Традиционное оборудование

  • Тело в форме прямоугольного параллелепипеда, например, деревянный брусок (если есть возможность, то лучше воспользоваться кирпичом – он интереснее в качестве объекта, кроме того, расчеты давления оказываются проще).
  • Динамометр.
  • Линейка.
  • Примеры колющих и режущих инструментов: ножницы, нож, кнопка, игла, циркуль и т.п.

Инновационное  оборудование

  • Компьютер, проектор, экран (или интерактивная доска)
  • Документ-камера.
  • Модульная система экспериментов PROLog.

Учебные пособия:

Учебник. Физика. 7 класс (1).

Сборник задач по физике для 7—9 класса (2).

Электронные ресурсы:

  • Давление. Единицы давления. Виртуальный урок.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5249-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_1.swf

  • Тест к уроку «Давление. Единицы давления».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0454-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

  • Способы уменьшения и увеличения давления. Виртуальный урок.  

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_2.swf

  • Презентации для подготовки к уроку или использованию на уроке: «Давление».

http://www.openclass.ru/node/107412 .  7 класс.

  • Давление твердых тел.  http://festival.1september.ru/articles/513417/

Межпредметные связи

Литература. Биология. Математика

Формы работы:

фронтальная форма

индивидуальная форма

работа в группе

Технология изучения темы

Этап I

Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель

Актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала, создать условия для мотивации учащихся к новому материалу.

Ситуативные задания

Задание 1. Лабораторный опыт

 Приведите свои примеры, свидетельствующие о том, что результат действия силы зависит от ее величины, направления, точки приложения. Последний вопрос можно задавать несколько раз, адресуя разным учащимся.

Задание 2. Проблемный вопрос.  Результаты исследования семиклассников.

Учитель. Как было выяснено ранее, результат действия силы зависит от модуля (или ее величины), направления действия силы и точки приложения. А от чего еще зависит результат действия силы?  

В результате обсуждения последнего вопроса формулируется цель изучения нового материала.

Учитель объявляет тему урока, записывает ее на доске. Предлагает учащимся открыть тетради и все записи, которые появляются на доске, выполнять в тетради.

Этап II

Учебно-познавательная деятельность

Цель

Выяснить, от чего зависит результат действия силы.

Определить способ нахождения давления.

Рассказать о способах уменьшения и увеличения или о применении в быту и технике.

Учебные задания и методы работы с информацией

Задание 1. работа с электронным ресурсом, шаг 2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5249-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_1.swf

Форма работы

Рассказ учителя в сопровождении демонстрации виртуального теста на экране.

Указанный ресурс представляет собой виртуальный тест, разбитый на отдельные фрагменты – шаги. Каждый шаг обозначен внизу экрана в виде квадрата серого цвета. Для перехода к тому или иному шагу следует кликнуть кнопкой мыши по соответственному значку.

 Этап III

интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель

В процессе выполнения практического задания научиться вычислять давление твердого тела.

Постановка общей задачи для всего класса.

Задание 1

Учитель. Перед вами деревянный брусок. Его можно поставить на стол тремя способами: на широкую грань,

на боковую и на торцовую.

Одинаковое ли давление он будет оказывать в этих трех случаях?

В каком случае давление будет максимальным?

Учитель. Давайте это проверим, выполняя практическую задачу.

Форма работы

Используемое инновационное оборудование: модуль силы системы экспериментов PROlog.

Учитель. Выполните задание по рядам:

Для первого ряда: выполнить необходимые измерения и вычислить давление в случае расположения бруска

на самую большую грань (рис. 5а).

Для второго ряда: выполнить необходимые измерения и вычислить давление в случае расположения бруска на боковую грань (рис. 5б).

Для третьего ряда: выполнить необходимые измерения и вычислить давление в случае расположения бруска

на самую малую грань (рис. 5в).

От каждого ряда предлагается выйти по одному учащемуся и выполнить необходимые измерения: вес бруска определяется динамометром, нужные стороны измеряются линейкой.

измерить вес бруска можно с помощью модуля силы системы экспериментов PROlog.

На доске выполняются записи данных экспериментальной задачи:

Дано:                Решение:

F = …

а =…

c =…

Найти:

p - ?

Дается время на ее решение – 7—10 минут. Следует учесть, что все единицы длины необходимо перевести в

основные, т.е. в м (метры). Каждый из учащихся выполняет решение «своей» задачи самостоятельно в тетради.

Групповой характер проявляется только на этапе обсуждения полученного результата внутри каждого ряда. Результаты сравниваются и один из учащихся, верно выполнивший задание, выходит к доске и дописывает решение.

Задание 2.

Учитель. Сформулируйте общий вывод по решению задачи.

Этап IV

Закрепление пройденного материала и диагностика качества освоения темы

Цель

Установить степень усвоения темы.  

Закрепление материала с использованием электронного ресурса

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0454-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Форма работы

Устная работа учащихся

 Этап V

рефлексивная деятельность

Цель

Научить школьников оценивать значение учебного материала, осуществлять самооценку своей деятельности;

фиксировать успешность выполнения отдельных шагов.

САМОАНАЛИЗ и САМООЦЕНКА УЧЕНИКА

Задание 1. Самоанализ и самооценка

Учитель.

Что вы узнали на уроке?

Какие знания или навыки, о которых шла речь на уроке, вам пригодятся в жизни?

Где именно? Приведите примеры.

Какую оценку вы бы поставили за работу на уроке?


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в седьмом классе по теме "Давление. Давление твёрдых тел. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления"

Данный материал предназначен для учителей физики, преподающих физику в седьмом классе. Разработка урока составлена по учебнику А.В. Перышкина. Может быть использована при изучении нового материала....

Презентация к уроку физики 7класс по теме "Давление. Способы изменения давления"

Презентация к уроку по теме "Давление твердых тел"  по учебнику Н.М. Шахмаев...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...