Урок по теме "Испарение" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_isparenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока физики в 8 классе

"Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар"

Учитель физики МБОУ «Масловская основная школа»   Куликова О.А.

Цели урока: познакомить учащихся с процессом испарения, с понятием насыщенный и ненасыщенный пар, исследовать от каких факторов зависит скорость испарения.

Задачи:

1) обучающие: учить объяснять процесс испарения с точки зрения молекулярно-кинетической теории; дать понятие насыщенного и ненасыщенного пара; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы;

2) развивающие: развивать у учащихся навыки логического мышления, умение объяснять наблюдаемые явления, применять полученные знания;

3)  воспитательные: прививать интерес к предмету, расширять кругозор; развивать коммуникативные умения работать в  парах.

Тип  урока: комбинированный.

Формы работы: беседа,  проведение практических исследований  и их анализ, тестирование.

УМК:

1) учебник « Физика» 8 класс под редакцией А.В.Перышкина;

2) тесты по физике к учебнику А.В.Перышкина «Физика.8 класс» под редакцией А.В.Чеботарева.

Оборудование: 2 матовые стеклянные пластины; сосуды с холодной  водой, с горячей водой, с бензином,  кисточка, мензурка,  пипетка – на каждую пару.

Ход урока.

Ι. Актуализация знаний учащихся.

- Сегодня на уроке проверяем домашнее задание, решаем задачи на повторение, изучаем новую тему,  выполняем тестирование по новой теме.

 1) Проверка домашнего задания

Ответьте на вопросы:

- В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?

    (В твердом, жидком и газообразном).

 - Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества?

    (Расположением, характером движения и взаимодействия молекул).

- Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?

      (В газах расстояния между молекулами  больше размеров самих молекул, в связи с этим притяжение молекул газа мало. В жидкостях  молекулы расположены ближе друг к другу.  В твердых телах расстояния между молекулами малы – образована кристаллическая решётка).

 - Какой процесс называют плавлением?

(Переход вещества из твердого состояния в жидкое).

- Какой процесс называют отвердеванием?

 (Переход вещества из жидкого состояния в твердое). 

2) Решение задач

    а) Один ученик решает на доске, остальные учащиеся в тетрадях.

Задача 1. Рассчитайте удельную теплоёмкость кирпича, масса которого 3 кг, если при его остывании на 50°С выделяется 113400 Дж теплоты.

Задача 2. На сколько градусов нагреются 2 литра спирта, получив 168 кДж теплоты?

    б) Три ученика самостоятельно решают задачи из сборника А.А.Кирик «Самостоятельные и контрольные работы». Самостоятельная работа 35, средний уровень, № 2,  № 4, № 5. Проверяет учитель.

               

3) Изучение нового материала

 -Из жизненного опыта мы знаем, что количество жидкости, которая находится в открытом сосуде, постепенно уменьшается. Куда же девается жидкость? (Превращается в пар).

-Процесс, при котором вещество переходит из жидкого состояния в газообразное, называется парообразованием. Существует два способа перехода жидкости в газообразное состояние: испарение и кипение.

Способы парообразования

                                 

                                     Испарение                                                               Кипение

- Сегодня мы с вами познакомимся с процессом испарения. В ходе исследования вы должны ответить на вопрос: «От каких факторов зависит скорость испарения?»

 Проведение исследований. (Учащиеся работают в парах)

Исследование 1. Взять 2 матовые стеклянные пластины. На одну пластину с помощью пипетки нанести каплю холодной воды, на другую – каплю бензина. С помощью кисточки слегка растереть жидкости по пластине. Наблюдать за  скоростью испарения жидкостей. Сделать вывод.

Исследование 2. Взять две матовые стеклянные пластины. На одну пластину с помощью пипетки нанести каплю холодной воды, на другую – горячей. С помощью кисточки слегка растереть жидкости по пластине. Наблюдать за скоростью испарения жидкостей. Сделать вывод.

Исследование 3. Взять две матовые стеклянные пластины. На обе пластины нанести с помощью пипетки по капле холодной воды. На первой пластине  кисточкой слегка растереть воду. Наблюдать за скоростью испарения жидкостей. Сделать вывод.

Исследование 4. Взять две матовые стеклянные пластины. На обе пластины с помощью пипетки нанести по капле холодной воды, с помощью кисточки слегка растереть жидкости по пластине. На первой пластине закрыть жидкость сверху мензуркой. На вторую пластину направить вентилятор и включить его. Наблюдать за скоростью испарения. Сделать вывод.

 -Итак, от чего же зависит скорость испарения?

Ответы учащихся:

- от рода жидкости;

- от температуры жидкости;

- от площади поверхности жидкости;

- от наличия или отсутствия ветра.

(Данные выводы учащиеся записывают в тетради)

 - Попробуйте сформулировать определение парообразования.

Учащиеся дают свои определения и учитель подводит их к точной формулировке: парообразование, происходящее со свободной поверхности жидкости при любой температуре, называется испарением. (Определение парообразования учащиеся записывают в тетради)

Вылетают наиболее быстрые молекулы, кинетическая энергия которых должна быть достаточна для преодоления притяжения других молекул.

Важно: испарение происходит при любой температуре.

-Одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших ее, снова возвращается в жидкость. Если испарение жидкости происходит в закрытом сосуде, то вначале число молекул, вылетевших из жидкости, будет больше числа молекул, возвратившихся обратно в жидкость. Поэтому плотность пара в сосуде будет постепенно увеличиваться. С увеличением плотности пара увеличится и число молекул, возвращающихся в жидкость.  Довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость. С этого момента наступает динамическое равновесие - число молекул, вылетевших из жидкости за единицу времени, равно числу возвратившихся молекул.

   Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром.

     Если в пространстве, содержащим пары какой-либо жидкости, может происходить дальнейшее испарение, то пар, находящийся в этом пространстве, является ненасыщенным.

      Пар, не находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью, называется ненасыщенным.

Наблюдения и опыты показывают, что испаряются и твердые тела. Например, испаряется нафталин, поэтому мы чувствуем его запах.

 Интересные факты: послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Жемчужные сети тумана

 Укутали сказочный лес.

 В белесые сети обмана

 Попался он, словно исчез.

 И тишина растворится

 В густой, колдовской пелене.

 Умолкнут, притихнут все птицы

 В пугающей глубине.

 Не слышно ни ветра дыханья,

 Ни плеска сокрытой реки.

 И только тумана касанье,

Прохладной и влажной руки.

Туманы могут возникать не только из-за охлаждения воздуха, но и вследствие усиленного испарения влаги с теплой водной поверхности, температура которой на 10°С или более превышает температуру воздуха. Их так и называют: туманы охлаждения и туманы испарения.

 4) Закрепление учебного материала.

Для закрепления изученного материала предлагаю провести тест. А.В.Чеботарева с.48 № 1-6. Проверка: учащиеся меняются тетрадями.

Ι Ι. Итог урока.

 1)Выставление оценок за урок.

2) Ответьте на вопросы:

а) Что узнали нового на уроке?

б) Что на уроке для вас было наиболее интересным?

в) Что показалось наиболее трудным ?

 Ι Ι Ι .Задание на дом:  §16, ответить на вопросы к параграфу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....