Конспект урока, раздаточный материал "Закон Ома для участка цепи"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Фадеева Зоя Юрьевна

Урок получения новых знаний исследовательского характера.Экспериментально устанавливается зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением. Данный урок я проводила в 8 классе. На уроке используются приемы, развивающие УУД: найди лишнее, лови ошибку, фишбоун. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
           
Закон Ома для участка цепи

ФИО (полностью)

Фадеева Зоя Юрьевна

Место работы

МБОУ СОШ № 7 ЗАТО Циолковский

Должность

Учитель

Предмет

Физика

Класс

8 класс

Тема  

Закон Ома для участка цепи

Базовый учебник

В. В. Белага И.А. Ломаченков Ю.А. Панебратцев

Цель  урока: организовать деятельность учащихся по комплексному применению знаний (сила тока, напряжение, сопротивление), подвести учащихся к творческому переосмыслению информации о зависимости силы тока от напряжения и сопротивления.

9. Учебные задачи, направленные на достижение:

Личностного развития:

  • способствовать развитию коммуникативных навыков в процессе работы в малой группе
  • создать условия для развития мышления, внимания, памяти, познавательного интереса
  • способствовать развитию  умение связно и логично излагать свои мысли,
  • способствовать развитию  креативности мышления, инициативы, находчивости, активности.

Метапредметного развития:

  • развивать чувство уважения к товарищу при работе в группах и  ответственность за результаты своего труда;
  • содействовать развитию умения использовать физические средства наглядности.

Предметного развития:

  • формировать  теоретическое и практическое представление о законе Ома для участка цепи, показать его практическую значимость;
  • продолжать  развитие экспериментальных умений (сборка электрических цепей, измерения силы тока с помощью амперметра, напряжения с помощью вольтметра);
  • формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
  1. Тип урока: урок получения новых знаний, урок-исследование
  2. Формы работы учащихся:

индивидуальная, фронтальная, работа в паре, групповая

  • Необходимое техническое оборудование: комплекты для фронтального эксперимента (источники питания на 1,5 В, 3В, 4,5В соединительные провода, амперметр, вольтметр, ключ, резистор R2, инструктаж по ТБ) в количестве одного на группу, демонстрационные приборы L-микро лаборатории по электричеству,  интерактивная доска, компьютер, проектор, экран.
  • Индивидуальный лист самоконтроля каждому учащемуся, комплект «Ромашка», задача с ошибками (один лист на пару),

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Приветствует учеников

Приветствуют учителя

1

2

Постановка цели урока

Формируется цель урока

Воспринимает информацию, записывает число, тему урока

4/5

3

Экспресс контроль, ромашка

Задает вопросы, предлагает заполнить ромашку, самоконтроль

Отвечает на вопросы учителя, заполняют ромашку, сверяют с образцом

5/10

4

Выдвижение гипотезы

Ставит задачу

Делает предположение, от каких величин зависит сила тока в цепи, выдвигает предположения как проверить гипотезу

6/16

5

Проведение эксперимента1

Работает консультантом у групп, следит за соблюдением техники безопасности

Работает в группе (выполняет эксперимент, подготавливает отчет о работе, докладывает результаты эксперимента)

10/26

6

Проведение эксперимента2

Проводит эксперимент

Анализируют эксперимент, делают вывод

5/31

7

Подведение результатов экспериментов

Обобщает результаты, полученные при эксперименте

Делает записи в тетради,  ищет формулировку в учебнике

4/35

8

Выражение из формулы U, R

Ставит задачу

Выражают из формулы величины

3/38

9

Домашнее задание

Задает дз

Записывают дз

1/39

10

Применение знаний в незнакомой ситуации

Формулирует задачи

Решает задачи, находит ошибки

4/43

10

Итоги урока

Формулирование выводов урока.

Просмотр смыслового конспекта.

Собирает листы самоконтроля.

Совместно с учителем формулирует выводы.

2/45

План-конспект урока

Тема урока: Закон Ома для участка цепи

«Когда я первый раз прочел его теорию,

она показалась мне молнией,

вдруг осветившей комнату,

погруженную во мрак»

Джозеф Генри

Ход урока:

  1. Актуализация опорных знаний

Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 8 класса, а мои коллеги-физики. Мы будем с вами заново открывать важнейший закон электричества, без которого не возможно произвести ни один электротехнический расчет. 

Джозеф Генри писал о нем:

 «Когда я первый раз прочел его теорию,

она показалась мне молнией,

вдруг осветившей комнату,

погруженную во мрак»

как вы думаете о каком загадочном ученом идет речь и какой закон он открыл?

Как вы думаете, какие величины связывает этот закон?

Какова цель урока?

Откройте тетради и запишите число, тему урока.

Для успешной работы на уроке нам надо иметь хороший запас знаний. Давайте немного повторим.

  1. Что мы понимаем под электрическим током?
  2. Какие величины характеризуют электрический ток?
  3. Дайте определение силы тока.
  4. Дайте определение напряжения.
  5. Дайте определение сопротивления.

У вас на столе находится ромашка, заполните ее лепестки (3 мин)

Проверьте и оцените себя в листе самоконтроля.

  1. Как вы думаете,  от каких величин зависит сила тока в цепи? Ваше мнение.
  2. Как вы думаете, как зависит сила тока от напряжения? Почему вы так думаете? Как это можно доказать?
  3. Как вы думаете, как зависит сила тока от сопротивления? Почему вы так думаете? Как это можно доказать?

Итак, наша гипотеза:

  1. От напряжения
  2. От сопротивления
  3. Что необходимо соблюдать при проведении эксперимента
  4. Проводим эксперимент:

У нас 5 групп (на группы учащиеся разбиты заранее).

Исследовать зависимость силы тока от напряжения

Исследование зависимости силы тока от напряжения

  1. Соберите цепь по указанной схеме (с одним гальваническим элементом).

Описание: http://p.120-bal.ru/pars_docs/refs/1/21/21_html_m27defeb3.gif

  1. Измерьте  напряжение и силу тока, занесите показания в таблицу.
  2. Разомкните цепь, замените источник питания.
  3. Измерьте  напряжение и силу тока, занесите показания в таблицу.

Напряжение U, В

Сила тока I,А

  1. Ответьте устно на вопросы:
  1. Что происходило с напряжением?
  2. Что происходило с силой тока?
  3. Как называется такая зависимость в математике?
  4. Построите график зависимости силы тока от напряжения
  1. Сделайте вывод

Мы еще говорили, сто сила тока зависит от сопротивления

  1. Соберем цепь по указанной схеме с сопротивлением 1 Ом, 2Ом,3Ом

Описание: http://p.120-bal.ru/pars_docs/refs/1/21/21_html_m27defeb3.gif

  1. Сопротивление  и силу тока, занесем в таблицу.

Сопротивление R, Ом

Сила тока I,А

  1. Что происходило с сопротивлением?
  2. Что происходило с силой тока?
  3. Как называется такая зависимость в математике?
  4. Построите график зависимости силы тока от сопротивления
  1. Сделайте вывод

Давайте объединим эти выводы

I ~ U               I ~

Попробуйте сформулировать закон

Найдите в учебнике, как правильно формулируется этот закон и как он называется.

Итак, что мы сделали сегодня на уроке? Оцените, как вы умеете выполнять экспериментальные задания.

Георг ом был  в условиях более трудных, чем мы ему потребовалось целых 2 года, чтобы открыть этот закон.

Запомнить  этот закон очень легко. Выразите из закона Ома U и R(можете воспользоваться волшебным треугольником.)

Описание: http://p.120-bal.ru/pars_docs/refs/1/21/21_html_39fc0b94.gif

Декарт говорил: «Мало знать надо уметь применять!»

Но законы изучаются для того, чтобы их можно было поставить на службу человеку. Где применим этот закон? Хорошо, я помогу вам.

Задача 1: на резисторе стерлась надпись. Предложите способ, как узнать сопротивление резистора?

Задача 2: В вашем распоряжении источник питания, ключ, сопротивление 4 Ом. Можно ли узнать, какое напряжение на резисторе, не имея вольтметра?

Ребята вы сегодня молодцы Особенно….

Оцените себя в листе самоконтроля

Запишите  домашнее задание § 36 (читать, ответить на вопросы), повторить формулы,

№5.25 стр. 28

Однажды у меня на уроке ученик решил задачу. Проверьте, правильно ли он это сделал. Ответ объясните.

Оцените, сможете ли вы решать задачи сами, понравился ли вам урок и сдайте листы самоконтроля.

Итог урока

Итак, что мы узнали сегодня на уроке?

Просмотр смыслового конспекта

Закончить урок мне хотелось бы словами Декарта: «Мало знать надо уметь применять!»

Я надеюсь, мы научимся применять этот закон на практике.

Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Электрическая лампочка включена в сеть напряжением 220В. Какой ток будет проходить через лампочку, если сопротивление ее нити 240Ом?

Дано:                             Решение

 I= 220 В                        I = U/R

R = 24 Ом                      U=I*R              

U - ?                               U= 220В/24Ом = 0,9 A

Электрическая лампочка включена в сеть напряжением 220В. Какой ток будет проходить через лампочку, если сопротивление ее нити 240Ом?

Дано:                             Решение

 I= 220 В                        I = U/R

R = 24 Ом                      U=I*R              

U - ?                               U= 220В/24Ом = 0,9 A

Лист самооценки

Фамилия, имя учащегося

Оценка

«+»

«-»

Устный опрос, «ромашка»

Умею ли я выполнять экспериментальные задания?

Усвоил (а)  ли я закон Ома для участка цепи?

Могу ли я применять полученные знания на практике?

Смогу ли я самостоятельно применять закон Ома для решения задач?

Знаю ли я роль закона Ома в жизнедеятельности человека ?

Понравился ли Вам урок?

а) было легко и интересно,

б) было трудно, но интересно,

в) было трудно и интересно

Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке?

Лист самооценки

Фамилия, имя учащегося

Оценка

«+»

«-»

Устный опрос, «ромашка»

Умею ли я выполнять экспериментальные задания?

Усвоил (а)  ли я закон Ома для участка цепи?

Могу ли я применять полученные знания на практике?

Смогу ли я самостоятельно применять закон Ома для решения задач?

Знаю ли я роль закона Ома в жизнедеятельности человека ?

Понравился ли Вам урок?

а) было легко и интересно,

б) было трудно, но интересно,

в) было трудно и интересно

Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке?