Рабочая программа по физике, 8 кл
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Шевырева Ольга Дмитриавна

Предлагаемое планирование рассчитано на 2 часа физики в неделю. В рамках данного курса выделен внутрипредметный модуль "Физический тренажер", на который приходится 14 часов рабочего времени, темы этого модуля в календарно-тематическом плане выделены курсивом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_progr._po_fizike_8kl_shevyreva_o.d.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____/Олейникова З. В./      

Протокол заседания ШМО №1

от «29» августа 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ Калачеевская СОШ № 1

________/Гудова Г.Н./

     «30» августа 2016 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ

Калачеевская СОШ № 1

_____________/Ивонина Т.В.

Приказ № 142 от «01» сентября

 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике, 8 класс

Шевырева Ольга Дмитриевна,

учитель химии, ВКК

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «31» августа 2016 г.

2016 - 2017  учебный год

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения физики 8 класса ученик должен.

Знать/понимать:

смысл понятий: вещество, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро;

смысл физических величин: КПД, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля -Ленца, прямолинейного распространения света.

Уметь:

описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, электризация, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;

использовать физические приборы и инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела  от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения;

выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ;

приводить примеры практического использования физических  знаний о электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественно – научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; рационального применения простых  механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

        Для изучения курса физики учащимися необходимо наличие у них развитых базовых компетентностей:

  • математических знаний,
  • информационных  навыков
  •  коммуникативных навыков

        Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

        1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

        2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

        3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

        4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку: его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям. Уважение к ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

        5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

        6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

        7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

        8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

        9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

        10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

        11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

        Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

        1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

        2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

        3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

        4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

        5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

        6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

        7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

        8) смысловое чтение;

        9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

        10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

        11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

        12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

        Предметные результаты:

        1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

        2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

        3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

        4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

        5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

        6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на  окружающую среду и организм человека.

3. Содержание учебного курса

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Тепловые явления

14

2

1

Изменения агрегатных состояний вещества

12

0

3

Электрические явления

25

5

2

Электромагнитные явления

6

2

0

Световые явления

9

1

1

Резерв

4

Всего

70

10

7

Предлагаемое планирование рассчитано на 2 часа физики в неделю. В рамках данного курса выделен внутрипредметный модуль "Физический тренажер", на который приходится 14 часов рабочего времени, темы этого модуля в календарно-тематическом плане выделены курсивом. Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

4. Календарно-тематическое планирование

Количество часов на год: в неделю - 2 часа, всего - 70 часов.

№ урока

Тема урока

Тип урока

Демонстрации

Дата

При-меча-ние

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (14 ч)

         1

Инструктаж по технике безопасности. Тепловое движение. Температура.

Объяснение нового материала

1) Наблюдение диффузии в жидкостях

2) Измерение температуры тела

3) Изучение теплового равновесия

1.09

2

Внутренняя энергия.

Комбиниро-ванный

1) Термометр и рука

 

6.09

3

Способы изменения внутренней энергии тела.

Комбиниро-ванный

1) Падение маленьких приклеенных гвоздей с металлического стержня при его нагревании с одного конца

8.09

4

Теплопроводность.

Комбиниро-ванный

1) Передача тепла металлом, стеклом, деревом

2) Нагревание верхней части смеси воды со льдом

3) Нагревание воздуха внутри пробирки закрытой пальцем

13.09

5

Конвекция.

Комбиниро-ванный

1) Вращение бумажной змейки над горящей лампочкой

2) Наблюдение движения окрашенных потоков жидкости при её нагревании

15.09

6

Излучение.

Комбиниро-ванный

1) Работа термоскопа

2) Измерение температуры сбоку от горячей воды, над ней и внутри неё

20.09

7

Особенности различных способов теплопередачи.

Комбиниро-ванный

22.09

8

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость.

Комбиниро-ванный

1) Нагревание двух жидкостей с разными параметрами

27.09

9

ЛР №1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Лаборатор-ная работа

29.09

10

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Решение задач

4.10

11

ЛР №2. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

Лаборатор-ная работа

6.10

12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Объяснение нового материала

1) Горение спиртовки

2) Горение спички

11.10

13

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Комбиниро-ванный

13.10

14

Контрольная работа №1 «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Контрольная работа.

18.10

ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА (12 ч)

15

Анализ контрольной работы. Решение задач.

Применение знаний и умений

20.10

16

Агрегатные состояния вещества.

Объяснение нового материала

 Примеры твёрдых тел, жидкостей и газов

25.10

17

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления.

Комбиниро-ванный

1) Наблюдение за плавлением льда

2) Плавление парафина

27.10

18

Решение задач. Контрольная работа

№ 2 "Нагревание, плавление кристаллических тел"

Контрольная работа.

30.10

19

Испарение. Насыщенный и не6насыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

Комбиниро-ванный

1) Испарение спирта, масла и воды

2) Охлаждение жидкости при испарении

8.11

20

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Комбиниро-ванный

1) Наблюдение за процессом кипения

10.11

21

Решение задач. Контрольная работа

№ 3 "Испарение, конденсация, кипение"

Урок-закрепление

15.11

22

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Комбиниро-ванный

1) Измерение относительной влажности воздуха

17.11

23

Работа газа и пара при расширении. Коэффициент полезного действия теплового двигателя.

Комбиниро-ванный

1) Модель теплового двигателя

22.11

24

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

Комбиниро-ванный

1) Модель двигателя внутреннего сгорания

2) Модель паровой турбины

24.11

25

Решение задач.

Комбиниро-ванный

29.11

26

Обобщение по теме "Изменение агрегатных состояний вещества". Подготовка к контрольной работе.

Обобщающе-повто-ряющий

1.12

27

Контрольная работа №4 «ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА»

Контрольная работа.

6.12

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (25  ч)

28

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.  Два рода зарядов.

Объяснение нового материала

1) Электризация тел при трении

2) Притяжение бумаги и воды к заряженной палочке

8.12

29

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

Комбиниро-ванный

1) Взаимодействие заряженной палочки и гильзы

2) Взаимодействие двух заряженных гильз

3) Зарядка электроскопа и электрометра

13.12

30

Электрическое поле.

Комбиниро-ванный

Наблюдение изменения электрического поля вблизи и вдали от заряженного тела

15.12

31

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.

Комбиниро-ванный

1) Электризация электрометра

2) Деление заряда электрометра

20.12

32

Электрический ток. Источники электрического тока. Объяснение электрических явлений.

Объяснение нового материала

1) Перераспределение зарядов между заряженным и незаряженным электроскопами

2) Электризация гильзы из металлической фольги

22.12

33

Повторный инструктаж по технике безопасности. Электрическая цепь и ее составные части

Комбиниро-ванный

 Сборка электрической цепи

27.12

34

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.

Комбиниро-ванный

1) Тепловое действие тока

2) Химическое действие тока

3) Магнитное действие тока

4) Вращение рамки с током в магнитном поле

29.12

35

Повторный инструктаж по технике безопасности. Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока.

Амперметр. Измерение силы тока.

Комбиниро-ванный

1) Взаимодействие двух параллельных проводников с током

2) Вращение рамки с током в магнитном поле

3) Включение амперметра в электрическую цепь

17.01

36

ЛР №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

Практикум

19.01

37

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

Комбиниро-ванный

1) Напряжение на низковольтной и высоковольтной лампочке

2) Напряжение на пальчиковой батарейке  

24.01

38

ЛР №4 «Измерения напряжения на различных участках электрической цепи».

Практикум

1) Включение вольтметра в электрическую цепь

26. 01

39

Электрическое сопротивление проводника. Единицы сопротивления. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

Комбиниро-ванный

  1. Зависимость силы тока от сопротивления
  2.  Зависимость сопротивления проводника  от его длины, поперечного сечения и от удельного сопротивления вещества

31.01

40

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

Комбиниро-ванный

1) Зависимость силы тока от напряжения

2.02

41

Решение задач "Сопротивление, сила тока, напряжение".

Применение знаний и умений.

7.02

42

Реостаты.

ЛР №5. «Регулирование силы тока реостатом».

Комбиниро-ванный

1) Модель реостата из никелиновой проволоки

9.02

43

ЛР №6. «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра».

Комбиниро-ванный

14.02

44

Последовательное соединение проводников.

Параллельное соединение проводников.

Комбиниро-ванный

1) Последовательное соединение двух лампочек и резисторов

2) Параллельное соединение проводников

16.02

45

Решение задач "Закон Ома для участка цепи".

Применение знаний и умений

21.02

46

Работа электрического тока.

Комбиниро-ванный

28.02

47

Мощность электрического тока.

Комбиниро-ванный

2.03

48

ЛР №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

7.03

49

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Электронагревательные приборы. Лампа накаливания.

Комбиниро-ванный

1) Электронагревательные приборы

2) Разные виды лампочек

9.03

50

Короткое замыкание. Предохранители. Решение задач.

Комбиниро-ванный

1) Короткое замыкание

2) Предохранители

14.03

51

Обобщение по теме "Электрические явления".

Обобщающе-повто-ряющий

16.03

52

Контрольная работа №5 «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»

Контрольная работа.

21.03

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 ч)

53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Магнитные линии 

Объяснение нового материала

1) Опыт Эрстеда

2) Магнитное поле прямого тока

3) Наблюдение магнитных линий с помощью железных опилок, помещённых над постоянным магнитом на бумаге

23.03

54

ЛР №8. «Сборка электромагнита и испытание его действия»..

Практикум

4.04

55

Электромагниты и их применение. Применение электромагнитов

Комбиниро-ванный

Наблюдение линий магнитной индукции прямого магнита и кругового тока

6.04

56

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

Комбиниро-ванный

1) Магнитное поле полосового магнита

2) Магнитное поле дугообразного магнита

3) Взаимодействие магнитных стрелок и магнитов

4) Компас

11.04

57

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Комбиниро-ванный

1) Взаимодействие токов

2) Модель электродвигателя

13.04

58

ЛР №9. «Изучение электрического двигателя постоянного тока».

Повторение темы «Электромагнитные явления» Устройство электроизмерительных приборов

Комбиниро-ванный

18.04

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (9  ч)

59

Источники света. Распространение света.

Объяснение нового материала

1) Источники света

2) Образование тени

3) Образование полутени

20.04

60

Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало.

Комбиниро-ванный

1) Диффузное и зеркальное отражение света

2) Законы отражения света

3) Изображение в плоском зеркале

25.04

61

Преломление света.

Комбиниро-ванный

1) Преломление света в стеклянной призме и трапеции

27.04

62

Линзы. Оптическая сила линзы.

Практикум

1) Виды линз

2) Ход лучей в линзе

29.04

63

Изображения, даваемые линзой.

Практикум.

Получение изображения с помощью линзы

2.05

64

ЛР №10 «Получение изображения при помощи линзы».

Лаборатор- ная работа

4.05

65

Решение задач по теме «Электромагнитные и световые явления»

Комбиниро-ванный

11.05

66

Контрольная работа №6 «ЭЛЕКТРОМАГНИТ-НЫЕ И СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Контрольная работа.

16.05

67-70

Резерв – 4 ч

18.05

23.05

25.05

30.05

Приложение

Информационно-методическое обеспечение

п\п

Авторы, составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика-8кл

2015

М.: Дрофа

2.

В.А. Касьянов, В.Ф.Дмитриева

Рабочая тетрадь по физике: 8 класс

2015

М.: Издательство "Экзамен",

2015 г.

3.

Алмаева Л. В.

Тесты по физике. 8-й класс

2003

Саратов: Лицей

4.

В. А. Волков

Тесты по физике: 7-9 классы

2009

М.: ВАКО

5.

В. А.  Шевцов

Физика. 8 класс: поурочные планы по учебнику А. В. Перышкина

2007

Волгоград: Учитель

6.

В. С. Лебединская

Физика. 8 класс: диагностика предметной обученности  

(контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты)

2010

Волгоград: Учитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...