Развитие навыков смыслового чтения на уроках физики
презентация к уроку по физике на тему

Гудова Галина Николаевна

Презентация подготовлена к выступлению на районном методическом объединении учителей физики. Раскрыты основные аспекты  развития навыков смыслового чтения на уроках физики. Использованы теоритеческие материалы из Интернет и приведены примеры и наработки из собственного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_smyslovogo_chteniya_na_urokah_fiziki.pptx817.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие навыков смыслового чтения на уроках физики Гудова Г.Н. Учитель физики ВКК МКОУ Калачеевская СОШ №1 2017 г.

Слайд 2

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом ФГОС- планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Выпускник основной школы должен научиться: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Слайд 3

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст; откликаться на содержание и форму текста; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Слайд 4

Метапредметные результаты (в рамках предмета «физика») формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

Слайд 5

Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию

Слайд 6

I стадия II стадия III стадия Вызов: - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. Осмысление содержания: - получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения Осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. Рефлексия: - размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения Осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Слайд 7

Виды чтения: Ознакомительное Изучающее П оисковое / просмотровое Выразительное Рефлексивное направлено на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста направлено на нахождение конкретной информации, конкретного факта в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста наиболее развитый вид чтения, предполагающий множество частных умений

Слайд 8

составление плана; тезирование ; составление граф-схемы ; составление сводных таблиц; работа с опорным конспектом (например, тетради на печатной основе); конспектирование; составление вопросов к тексту; подготовка тестовых заданий; комментирование и логическое запоминание учебной информации. Приемы изучающего чтения:

Слайд 9

Этапы конспектирования: Этап 1 Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок. Этап 2 В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы. Этап 3 В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация. Этап 4 Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема). Этап 5 Дополнительная информация приводится при необходимости.

Слайд 10

Класс делится на три группы. Всем группам предъявляется один и тот же текст, но задания у групп разные. 1 группа изучает текст и готовит вопросы для второй группы. 2 группа изучает текст и готовится отвечать на вопросы первой группы. 3 группа изучает текст и готовится а) комментировать вопросы 1 группы, б) ответы 2 группы, в) дополнять ответы. Прием «Вопросы и ответы»

Слайд 11

7 класс Ф.И._________________ Тема _______________________________________________ 1. Механическим движением называется _____________________________ 2. Выберите любой предмет из вашего окружения и составьте: а ) список тел, относительно которых он движется________________. б ) список тел, относительно которых он покоится_____________ Сделайте вывод:_______________________________________ 3.Тело отсчета – это тело,______________________________ 4 Приведите пример тела отсчета из предыдущего примера (п.2)____________________________________________ 5.Если размеры тела ___________ расстояний , характерных для движения этого тела, то ________ пренебрегают и тело представляют в виде_____________ 6. Приведите пример таких ситуаций________________ 7. Может ли одно и тоже тело быть и не быть материальной точкой ? Выскажите свое мнение____________________ Конспект с опорой

Слайд 12

Тонкие и толстые вопросы «Тонкие» вопросы кто…? что…? когда…? может…? будет…? мог ли…? как звали…? было ли…? согласны ли вы…? верно ли…? «Толстые» вопросы объясните, почему…? почему вы думаете…? почему вы считаете…? в чем различие…? предположите, что будет, если…? что, если…? дайте три объяснения, почему…?

Слайд 13

Тексты Сплошные описание, повествование объяснение аргументация инструкция Несплошные информационные листы расписки призывы и объявления таблицы и графики, списки, карты

Слайд 14

Вопросы к сплошному тексту Тема «Диффузия» 1. Прочитайте текст 2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 4. Если бы вы читали текст вслух, то как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Слайд 15

Работа с несплошными текстами (работа с таблицей) Какое топливо из представленных в таблице имеет наибольшую удельную теплоту сгорания? Какое топливо из представленных в таблице имеет наименьшую удельную теплоту сгорания? Чему равна удельная теплота сгорания пороха? Выразите значение данной величины в системе СИ. Каков физический смысл данной величины? Какие виды топлива эквивалентны по энерговыделению ? При сгорании какого топлива: природного газа или сухих дров выделится большее количество теплоты, если массы топлива одинаковы?

Слайд 16

Работа с несплошными текстами (работа с задачей, разобранной в учебнике) Задание. Составить инструкцию по решению такого типа задач:

Слайд 17

Задание: Из следующего списка слов: скорость, метр, градус Цельсия, путь, время, термометр, количество теплоты, спидометр, удельная теплоемкость, метр в секунду температура, рулетка составьте две-три группы, выделив как можно больше классов. «Множественные группировки»

Слайд 18

ОГЭ по физике. Задания 20, 21, 22 Анализ звука (текст) При помощи наборов акустических резонаторов можно установить, какие тоны входят в состав данного звука и каковы их амплитуды. Такое установление спектра сложного звука называется его гармоническим анализом. Раньше анализ звука выполнялся с помощью резонаторов, представляющих собой полые шары разного размера, имеющих открытый отросток, вставляемый в ухо, и отверстие с противоположной стороны. Для анализа звука существенно, что всякий раз, когда в анализируемом звуке содержится тон, частота которого равна частоте резонатора, последний начинает громко звучать в этом тоне. Такие способы анализа, однако, очень неточны и кропотливы. В настоящее время они вытеснены значительно более совершенными, точными и быстрыми электроакустическими методами. Суть их сводится к тому, что акустическое колебание сначала преобразуется в электрическое колебание с сохранением той же формы, а следовательно, имеющее тот же спектр, а затем это колебание анализируется электрическими методами. Один из существенных результатов гармонического анализа касается звуков нашей речи. По тембру мы можем узнать голос человека. Но чем различаются звуковые колебания, когда один и тот же человек поёт на одной и той же ноте различные гласные? Другими словами, чем различаются в этих случаях периодические колебания воздуха, вызываемые голосовым аппаратом при разных положениях губ и языка и изменениях формы полости рта и глотки? Очевидно, в спектрах гласных должны быть какие-то особенности, характерные для каждого гласного звука, сверх тех особенностей, которые создают тембр голоса данного человека. Гармонический анализ гласных подтверждает это предположение, а именно: гласные звуки характеризуются наличием в их спектрах областей обертонов с большой амплитудой, причём эти области лежат для каждой гласной всегда на одних и тех же частотах независимо от высоты пропетого гласного звука.

Слайд 19

На основании анализа текста выполнить задания: № 20. Извлечение информации из текста Гармоническим анализом звука называют А. установление числа тонов, входящих в состав сложного звука. Б. установление частот и амплитуд тонов, входящих в состав сложного звука. Правильный ответ: 1) толь­ко А 2) толь­ко Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б № 21. Применение информации из текста Какое физическое явление лежит в основе электроакустического метода анализа звука? 1) преобразование электрических колебаний в звуковые 2) разложение звуковых колебаний в спектр 3) резонанс 4) преобразование звуковых колебаний в электрические № 22. Применение информации из текста Можно ли, используя спектр звуковых колебаний, отличить один гласный звук от другого? Ответ поясните ОГЭ по физике. Задания 20, 21, 22

Слайд 20

ЕГЭ по физике. 1. Тело массой 2 кг под действием силы F перемещается вверх по наклонной плоскости на расстояние l = 5 м. Расстояние тела от поверхности Земли при этом увеличивается на h = 3 м Вектор силы F направлен параллельно наклонной плоскости, модуль силы F равен 30 Н. Какую работу при этом перемещении в системе отсчета, связанной с наклонной плоскостью, совершила сила F? Коэффициент трения µ = 0,5. 2. Тело массой 2 кг под действием силы F перемещается вверх по наклонной плоскости на расстояние l = 5 м, расстояние тела от поверхности Земли при этом увеличивается на h = 3 м. Вектор силы F направлен параллельно наклонной плоскости, модуль силы F равен 30 Н. Какую работу при этом перемещении совершила сила тяжести? К оэффициент трения µ = 0,5. 3. Тело массой 2 кг под действием силы F перемещается вверх по наклонной плоскости на расстояние l = 5 м, расстояние тела от поверхности Земли при этом увеличивается на h = 3 м . Вектор силы направлен параллельно наклонной плоскости, модуль силы F равен 30 Н. Какую работу при этом перемещении совершила сила F против действия силы трения? Коэффициент трения µ = 0,5. 4. Тело массой 2 кг под действием силы F перемещается вверх по наклонной плоскости на расстояние 5 м, расстояние тела от поверхности Земли при этом увеличивается на 3 м. Вектор силы F направлен параллельно наклонной плоскости, модуль силы F равен 30 Н. Какую работу при этом перемещении в системе отсчета, связанной с наклонной плоскостью, совершила сила трения? К оэффициент трения µ = 0,5. Анализ условия задач. Прочитайте внимательно задачи. Что в условиях задач общего? Чем различаются условия задач? Каков общий алгоритм решения этой серии задач? Как изменение одних величин влечет за собой изменение других величин (и каких) Продумайте, какие вопросы можно еще поставить в этой серии задач.

Слайд 21

Синквейны являются быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Помогают осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк: 1 строка —тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 2 строка —два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3 строка —образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта. 4 строка —фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. 5 строка —одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Температура. Измеряемая, зависимая. Повышается, понижается – изменяется. Мера энергии молекул Величина. Молекула. Маленькая, подвижная. Движется, притягивается, отталкивается. Молекула – это то, из чего состоит вещество. Частица. Двигатель внутреннего сгорания). Распространенный, тепловой. Впускает, сжимает, работает, выпускает. Превращает внутреннюю энергию в механическую. Машина Тепловое движение Беспорядочное, изменяемое. Колеблются, движутся, ускоряются. Температура зависит от скорости. Движение молекул.

Слайд 22

Чтение индивидуальное. При чтении делаются пометки: - уже знал + - новое - думал иначе ? – не понял, есть вопросы « Инсерт »

Слайд 23

«Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – и я буду сыт до конца жизни »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии.

Выступление на семинаре заместителей директоров по УВР....

Развитие навыков смыслового чтения на уроке "Обобщение и систематизация основных понятий темы "Компьютер как универсальное средство для работы с информацией"

Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», &la...

статья Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания

статья "Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания" посвящена особенностям работы с историческим текстовым источником на уро...

Развитие навыков смыслового чтения на уроках английского языка

Согласно ФГОС важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые помогут учащимся «научиться учиться». В концепции...

Педагогический проект «Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».

Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...