Дидактическая разработка урока физики в 7 классе по теме:" Равновесие рычага".
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Разработка урока в 7 классе по физике по теме: "Равновесие рычага" в системно-деятельностной парадигме в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_razbor_uroka_fiziki_v_7_klasse.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический разбор урока физики в 7 классе

по теме: «Равновесие сил на рычаге. Момент силы»

Выполнила:

Алексеева Ирина Владимировна

Учитель физики и информатики

МАОУ «СШ с.Анциферово»

Хвойнинского района

Новгородской области

с. Анциферово

2016 г.

Тема урока: Равновесие сил на рычаге. Момент силы.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели урока:

Образовательная: Сформировать знания учащихся о равновесии сил на рычаге и о моменте силы.

Развивающая: Развить представления учащихся о свойствах рычагов. На каждом этапе урока развивать универсальные учебные действия школьников.

Воспитательная: Формировать навыки сотрудничества, взаимоподдержки, помощи «слабому» однокласснику в коллективном учебном труде.

Деятельностная: Формировать у учащихся умения самостоятельной исследовательской деятельности с простановкой учебной задачи и гипотезы; проводить физический эксперимент и делать выводы на основе полученных результатов; применять знания по физике в проблемных ситуациях.

Задачи урока:

1. Изучить физические свойства равновесия сил на рычаге, обобщив их в виде таблицы; продолжить формирование умений записывать физические формулы.

2. Продолжить развитие умений ставить и проверять гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметные результаты);

3. Формировать умения управлять своей учебной деятельностью (личностные результаты).

Методы и методические приемы: частично исследовательский, частично поисковых, проблемный.

Оборудование для учителя:

Оборудование для учащихся: штатив с закрепленным рычагом, набор грузов по 102 г., измерительная линейка, динамометр. (рычаг должен быть уравновешен с помощью разного количества грузов на разных плечах рычага, что создает мотивацию во время урока).

Этап урока. Развивающие задачи этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Создание мотивации к учебной деятельности. Самоопределение. Развитие познавательных и регулятивных УУД.

Учитель: На прошлом уроке мы узнали, для чего нужны простые механизмы. Но, узнали ли мы, почему простые механизмы увеличивают нашу силу, и каким образом это происходит? Как вы думаете как простые механизмы увеличивают нашу силу?

Учащиеся делают предположения о том, как простые механизмы увеличивают силу.

2. Целеполагание. Развитие познавательных и регулятивных УУД.

Учитель: Возможно, вы сделали правильное предположение, но его ещё нужно проверить, поскольку это всего лишь гипотеза. Давайте сформулируем тему и цель нашего урока, с тем, чтобы в дальнейшем составить план исследований, позволяющих подтвердить или опровергнуть вашу гипотезу. Я запишу на доске тему и цель урока, предложенную вами.

Учащиеся формулируют тему урока «Равновесие сил на рычаге». И цель: «изучив свойства рычага, узнать, как простые механизмы увеличивают силу».

3. Актуализация знаний. Локализация затруднений. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о простых механизмах. На ваших столах находятся карточки: «Что я знаю о простых механизмах». Ваша задача: напротив каждого утверждения поставить + (верно), - (не верно) или оставить знак вопроса. Время на обдумывание не более 3 мин.

Верно ли утверждение…

1. Ворот – это механизм?

2. Все механизмы простые?

3. Механизмами называют, приспособления, служащие для преобразования силы?

4. Наклонная плоскость – это простой механизм?

5. В Древнем Египте, при строительстве пирамид, использовали простые механизмы?

6. Рычаги, разной длинны, могут поднять один и тот же груз?

Давайте проверим ответы на эти вопросы и поясним те ответы, которые вызвали затруднение. Если вы не смогли ответить на шестой вопрос, то вам предстоит найти ответ самостоятельно в ходе нашего урока.

Учащиеся выполняют задание, затем обсуждают его. Каждому даётся право задать вопрос «Почему» и получить ответ от любого одноклассника.

Ученики предлагают план исследования, который позволит экспериментально ответить на шестой вопрос: сначала проделать физических опыт, а затем попробовать вывести правило равновесия сил на рычаге и узнать, при каких условиях рычаг находится в равновесии.

4. Постановка учебной задачи. Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель: Согласно вашего плана исследования начнем с изучения свойств равновесия простого механизма – рычага, мы будем исследовать его свойства экперементально. Вы будете работать в парах, и представлять всему классу результы исследований. По ходу нашей работы вы заполните таблицу с графами, где есть физические характеристики рычага, а также физические формулы.

Учащиеся делятся на пары, вспоминают технику безопасности при работе с оборудованием и достают таблицы для последующего заполнения.

Графы таблицы:

1. Плечо l1, см

2. Сила F1, на левой части рычага, H

3. Плечо l2, см

4. Сила F2, на левой части рычага, H

5. Отношение сил и плеч: F1/F2; l2/l1

5. Открытие нового знания. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель: На столе у вас есть рычаг, на каждой стороне которого, подвешены грузы, но как вы видите количество этих грузов на разных сторонах рычага, различно, но тем не менее рычаг находиться в равновесии. Как вы думаете, почему данный рычаг, находиться в равновесии?

Выполните необходимые измерения и сформулируйте, и запишите в таблицу условия равновесия рычага.

Ответьте также, от каких величин зависит равновесие рычага?

Учащиеся выполняют измерения. Формулируют правило равновесия рычага, составляют формулу равновесия рычага. Записывают измерения в таблицу.

Экспериментально проверяют полученные ими выводы. А также находят от чего зависит равновесие рычага.

6. Первичное закрепление знаний. Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель: Сейчас я попрошу каждую группу самостоятельно установить равновесие рычага, изменив длины плеч и массы грузов.

Учащиеся выполняют задание.

7. Самостоятельная работа. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель: А теперь

 попробуйте самостоятельно решить задачи: № 579, 580, 581.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Учащиеся, первыми справившиеся с работой, показывают результат учителю и оказывают помощь затрудняющимся одноклассникам.

8. Включение знаний в систему. Развитие познавательных УУД.

Учитель: Итак мы изучили  условия равновесия рычага и момент силы. Давайте вспомним, за счет чего же рычаги увеличивают нашу силу, при воздействии на различные предметы?

Учащиеся отвечают.

9. Рефлексия. Развитие познавательных и регулятивных УУД.

Давайте вспомним, какой вопрос мы хотели разрешить на нашем уроке. Мы хотели разобраться, почему простые механизмы увеличивают нашу силу? Разрешили ли мы этот вопрос?

А теперь попробуем оценить свою деятельность на уроке:

1. Достигли ли мы цели урока?

2. Что сумели повторить?

3. Какие новые знания получили?

4. Что на ваш взгляд, следует ещё раз повторить и закрепить на следующем уроке?

Учащиеся отвечают, что рычаги дают выигрыш в силе за счет разности плеч. Это мы сумели доказать в результате проведенного на уроке исследования.

Учащиеся отвечают.

10. Домашнее задание.

§ 58, 59, задачи по теме в решебнике, придумать

 свои опыты по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в9 классе

Урок повторения по теме "Давление""...

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Мультимедийная разработка урока. физика 8 класс Тема урока: Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Цели и задачи, решаемые с помощью представленной работы:1.  Наглядно сформулировать цели и задачи урока. 2. Повторить пройденный материал,  необходимый  для  изучения  н...

Методическая разработка открытого урока в 10 классе по теме "Равновесие. Виды равновесия. Правило моментов"

Методическая разработка открытого урока в 10 классе по теме "Равновесие. Виды равновесия. Правило моментов"...

разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.

Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...