рабочая программа по физике 7-9 класс
рабочая программа по физике на тему

Карачакова Ирина Владимировна

рабочая программа реализуется на основе УМК авторов Перышкина А.В., Филонович Н.В., Гутник Е.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_fiz_7-9_kl.docx83.27 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Программа по физике определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся. Данная рабочая программа реализуется на основе УМК авторов Перышкина А.В., Филонович Н.В., Гутник Е.М. (М, Дрофа). Предмет физика изучается с 7-го по 9 класс.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

- освоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представлений о физической картине мира;

- систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерности процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

- формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

- организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

- реализация познавательных интересов и творческих способностей учащихся 7-9 классов, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики, как профильного предмета.

Рабочая программа по физике составлена на основе нормативных документов: Федерального Государственного образовательного стандарта, Фундаментального ядра содержания общего образования по физике, Приказов Министерства образования и науки РФ, Устава МБОУ «Чапаевская ООШ», Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Чапаевская ООШ», Положения о рабочих программах МБОУ «Чапаевская ООШ».

Программа отражает региональные и этнокультурные особенности содержания образования (п. 4 рабочей программы).

  1. Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики – системообразующий для естественных предметов, т.к. физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Изучение физики в основной школе носит практический характер. Приобретенные знания являются основой социализации личности.

Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно - научных знаний наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса – объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы, как частные случаи более общих положений науки, что способствует понимаю материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов.

В таблице 1 отражены межпредметные и внутрипредметные связи физики.

Таблица 1

Межпредметные связи физики

Раздел физики

Предмет для интеграции

Тема для интеграции

механика

история, астрономия

законы Ньютона

музыка

звук, громкость и высота звука

математика

вычисления при решении задач

молекулярная физика

химия

атомно-молекулярное строение вещества

история

броуновское движение; внутренняя энергия; давление газа; законы термодинамики

география

испарение и конденсация

математика

вычисления при решении задач

электродинамика

история

закон Кулона, закон Ома, закон Джоуля-Ленца, электрический ток, электродвигатель

математика

вычисления при решении задач

информатика и ИКТ

полупроводниковые приборы, оптоволоконная связь, мобильная связь, цифровое телевидение

оптика

8959714976

H66IDSMD

биология

линзы

математика

вычисления при решении задач

квантовая физики

история

опыты Резерфорда, радиоактивность

химия

планетарная модель ядра

биология

радиоактивность, влияние радиоактивных излучений на живые организмы

строение Вселенной

обществознание

эволюция состояния материи во вселенной

история

Солнечная система, галактика

Рабочая программа ориентирована на использование УМК авторов Перышкина А.В., Филонович Н.В., Гутник Е.М.:

  1. Физика. 7кл.: учебник/ А.В.Перышкин. – 5-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2016.
  2. Физика. 8кл.: учебник/ А.В. Перышкин. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2016.
  3. Физика. 9кл.: учебник/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2016.

В обучении физике применяются различные типы уроков: урок изучения получения новых знаний, лабораторная работа наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучающихся.

В рамках урока физики могут использоваться коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.

  1. Описание места учебного предмета физики в учебном плане

На изучение предмета физики в 7-9 классах отводится 2 часа в неделю. Общее число по предмету 210 ч. (обязательная часть учебного плана МБОУ «Чапаевская ООШ»).

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета физики

Личностные:

Л1 - сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Л2 – убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

Л3 – самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Л4 – готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Л5 - мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Л6 - формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные:

7 класс:

М1 – умеет:

овладевать новыми знаниями и организовывать учебную деятельность под руководством учителя;

ставить цели и планировать свою деятельность с помощью учителя;

контролировать и оценивать результаты своей деятельности под руководством учителя;

предвидеть возможные результаты своих действий при выполнении практических и экспериментальных работ по составленному учителем отчету.

М2 – понимает:

различия между исходными фактами и гипотезами и объясняет их под руководством учителя;

различия теоретических моделей и реальных объектов, сопоставляя их под руководством учителя;

технологию разработки теоретических моделей процессов или явлений с помощью учителя.

М3 – воспринимает и перерабатывает информацию в словесной, образной, символической формах, умеет ее анализировать под руководством учителя в соответствии с поставленными задачами и выделяет основное содержание прочитанного текста, находит в нем ответы на поставленные учителем вопросы.

М4 – умеет самостоятельно искать, анализировать информацию различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

М5 – развивает монологическую и диалогическую речь для выражения своих мыслей и умеет выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

М6 – под руководством учителя осваивает приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевает эвристическими методами решения проблем.

М7 – умеет работать в группе с выполнением различных социальных ролей, под руководством учителя представляет и отстаивает свои взгляды и убеждения, ведет дискуссию;

М8 – развивает под руководством учителя коммуникативные умения докладывать о своих результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

8-9 классы

М1 – овладевает навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

М2 – понимает различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевает универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

М3 - формирует умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять  информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находит в нем ответы на поставленные  вопросы и излагать его;

М4 – приобретает опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

М5 – развивает монологическую и диалогическую речь, умения выражать свои мысли и способности выслушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

М6 - осваивает приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевает эвристическими методами решения проблем;

М7 – формирует умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

М8 - формирует коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Предметные

7 класс

П1

П1.1 - знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира (Броуновское движение; диффузия; сжимаемость газов; механическое движение; равномерное и неравномерное движение; инерция; всемирное тяготение; атмосферное давление; давление жидкостей, газов, твердых тел; плавание тел и воздухоплавание; расположение жидкостей в сообщающихся сосудах; существование воздушной оболочки Земли; способы увеличения и уменьшения давления; равновесие тел; превращение одного вида механической энергии в другой).

П1.2 понимание смысла физических законов (закон всемирного тяготения, Гука, Паскаля, Архимеда, сохранения энергии), раскрывающих связь изученных явлений (силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела).

П2

П2.1. – умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты (определение цены деления прибора и погрешности измерения; выращивание кристаллов поваренной соли; измерение массы тела на рычажных весах; определении плотности твердого тела; градуирование пружины и измерение сил динамометром; измерение силы трения с помощью динамометра; определение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость4 выяснение условия равновесия рычага; определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости; нахождение центра тяжести плоского тела).

П2.2 – обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул (расстояние, промежуток времени, температура4 размеров малых тел; скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны; атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда; механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию).

П 2.3 – обнаруживать зависимости между физическими величинами (удлинения стальной пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, пройденного пути от времени, силы тяжести тела от массы тела).

П 2.4 - объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерения при выполнении лабораторных и практических работ.

П3

П3.1 – умения применять теоретические знания по физике на практике (взвешивать, измерять длину, измерять температуру тела, измерять давление), пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы.

П3.2 – умения решать физические задачи на применение полученных знаний по механике, динамике, давлении, энергии;

П4

П4.1 – умения применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств (динамометра, барометра, манометра, термометра, весов, насоса, рычага).

П 4.2 – умения применять решения практических задач в повседневной жизни (определение пути, скорости и времени движения, массы , веса тела, давления, силы трения, КПД двигателя внутреннего сгорания, громеости и высоту звука).

П 4.3 – умения применять решения практических задач в обеспечении безопасности своей жизни (внутренняя энергия, механическое движение, свойства жидкостей, газов и твердых тел, безопасность использования технических устройств П4.1, увеличение силы трения для уменьшения скольжения тел).

П 4.4 – умения применять решения практических задач в обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды (тепловые двигатели, шум, вибрации, электромагнитные поля различных частот, передача электроэнергии, радио и телевещание, связь).

П5 – формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей (роль ученых нашей страны в развитии современной физики и влияние на технический и социальный прогресс, Нобелевские лауреаты – наши соотечественники, важнейшие открытия физики).

П6 - развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели (строения вещества; Солнечной системы; рычаги; корабли и другие плавающие тела) и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.

8 класс

П1

П1.1 - знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира (конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение и конденсация, плавление и отвердевание, кипение и выпадение росы; электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления в позиции строения атома, действия электрического тока; намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током; прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света).

П1.2 – понимание смысла физических законов (сохранения электрического заряда; сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах; Ома для участка цепи; Джоуля-Ленца; преломления света; отражения света), раскрывающих связь изученных явлений.

П2 – умения:

П2.1 – пользоваться методами научного исследования явлений природы (процесса испарения, конвекции в жидкостях и газах; зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала; зависимости силы тока в проводнике от напряжения; намагничивания вещества; действия электрического тока на магнитную стрелку; зависимости угла отражения света от угла падения).

П2.2 – проводить наблюдения (изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил; процесса нагревания и кипения воды; конденсации паров воды; электризации тел), планировать и выполнять эксперименты (измерение удельной теплоемкости твердого тела; измерение влажности воздуха; сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры; сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках; измерение напряжения на различных участках цепи; регулирование силы тока реостатом; сборка электромагнита и испытание его действия; изучения электрического двигателя постоянного тока (на модели); получение изображений с помощью линз).

П2.3 – обрабатывать результаты измерений (температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты плавления вещества, удельной теплоты парообразования, влажности воздуха) и представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул.

П2.4 - обнаруживать зависимости между физическими величинами (относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре и давления насыщенного пара; определение удельной теплоемкости вещества).

П2.5 - объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений при выполнении лабораторных и практических работ.

П3 – умения:

П3.1 – применять теоретические знания по физике на практике (измерение влажности воздуха, закона сохранения энергии, определять КПД двигателя, измерение напряжения и силы тока в электроприборах, нахождение дороги по компасу, отражение и преломления света в различных средах).

П3.2 – решать физические задачи на применение полученных знаний (для нахождения удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя, напряжения и силы тока) в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики).

П4 – умения и навыки:

П4.1 - применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств (калориметра, принципа действия термометра, психрометра; двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, конденсационного и волосного гигрометров; электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, компаса, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания, амперметра, вольтметра, омметра, оптических приборов).

П4.2 - решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни (правила безопасности при работе с электроприборами, замена электролампы и приборами П4.1, сохранение и коррекция зрения).

П4.3 – рационального природопользования и охраны окружающей среды (экологические проблемы использования тепловых машин, экологические проблемы использования гидроэлектростанций, ЛЭП, трансформаторов).

П5 – формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей.

П6 - развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.

9 класс

П1

П1.1 - знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира (поступательное движение (назвать отличительный признак), смена дня и ночи на Земле4 свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью; колебания нитяного (математического) и пружинного маятников, резонанс (в т.ч. звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо; электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения; радиоактивное излучение, радиоактивность).

П1.2 – понимание смысла физических законов (первый, второй и третий законы Ньютона, Закон Всемирного тяготения, (искусственные спутники Земли), законы сохранения импульса, сохранения энергии, радиоактивного распада, квантовые постулаты Бора), раскрывающих связь изученных явлений (Правило Ленца).

П2

П2.1 – умения пользоваться методами научного исследования явлений природы (измерять мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности).

П2.2 – проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты (исследование равноускоренного движения без начальной скорости; измерение ускорения свободного падения; исследования зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити; изучение явления электромагнитной индукции; наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания; измерение естественного радиационного фона дозиметром; изучение деления ядра атомами урана по фотографии треков; оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона; изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям).

П2.3 – обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул.

П2.4 - обнаруживать зависимости между физическими величинами (перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс; амплитуда, период, частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, (тембр), громкость звука, скорость звука).

П2.5 - объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений при выполнении лабораторных и практических работ.

П3

П3.1 – умения применять теоретические знания по физике на практике (приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; правило буравчика, правило левой руки, принципы радиосвязи и телевидения, приводить примеры применения радиоактивности в технике, медицине; измерять радиоактивность, видимый свет, определять источники энергии Солнца и звезд; знать метод спектрального анализа, его возможности применения).

П3.2 – решать физические задачи на применение полученных знаний по темам: взаимодействие и движение тел, механические колебания, волны, звук; электромагнитное поле; строение атома и атомного ядра;

П4 – умения и навыки:

П4.1 – применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств (математический и пружинный маятники, трансформатор, колебательный контур, электромеханический индукционный генератор переменного тока, детектор, спектрограф и спектроскоп, объяснять устройство и действие космических ракет-носителей, камеры Вильсона, ядерного реактора и ядерной бомбы, дозиметрия);

П4.2 - решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни (влияние электромагнитных излучений на живые организмы, влияние радиоактивных излучений на живые организмы, защита от радиации).

П4.3 – рационального природопользования и охраны окружающей среды (экологические проблемы работы атомных электростанций; утилизации радиоактивных отходов).

П5 – формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей (роль ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс, Нобелевские лауреаты – наши соотечественники).

П6 - развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели (материальная точка, система отсчета, математический маятник, строения атома) и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.


  1. Содержание учебного предмета «Физика»

7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Введение (4 ч)

Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Измерение физических величин народами Хакасии в древнее время. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа:

1.Определение цены деления измерительного прибора.

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч.)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа:

2.Измерение размеров малых тел.

Демонстрации:

Диффузия в жидкостях и газах. Растворение краски в воде. Расширение тел при нагревании. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Модель кристаллической решетки.

Взаимодействие тел (23 ч.)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модули скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Измерение веса тела и меры длины у хакасов. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Использование силы трения в традиционном быту хакасов. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Астрономический календарь и наблюдения у народов Хакасии в древности.

Фронтальные лабораторные работы:

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Измерение силы трения с помощью динамометра

Демонстрации:

Траектория движения шарика на шнуре и шарика, подбрасываемого вверх. Явление инерции. Различные виды весов. Сравнение масс тел с помощью равноплечных весов. Сравнение масс различных тел, имеющих одинаковый объем; объемов тел, имеющих одинаковые массы. Измерение силы по деформации пружины. Свойства силы трения. Сложение силы. Способы уменьшения и увеличения силы трения.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч.)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающие сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр-анероид,  манометр,  насос. Закон Архимеда.  Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы:

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости. Измерение атмосферного давления

Демонстрации:

Зависимость давления от действующей силы и площади опоры. Разрезание пластилина тонкой проволокой. Шар Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Устройство манометра. Обнаружение атмосферного давления. Плавание тел.

Работа и мощность. Энергия. (16 ч.)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. КПД механизмов. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Фронтальная лабораторная работа.

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение  КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Демонстрации:

Простые механизмы. Превращение энергии при колебаниях маятника, раскручивание пружины заводной игрушки. Устройство и действие рычага, блоков.

Подготовка к ОГЭ (6ч). решение заданий ОГЭ.

8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Тепловые явления (23 ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Строение юрты хакасов. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Металлические орудия труда и серебряные украшения хакасов. Развитие металлургии в Хакасии. Испарение и конденсации. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования и конденсации. Объяснение измерения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Развитие железнодорожного транспорта в Хакасии. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин. Экологические проблемы Хакасии.

Фронтальная лабораторная работа.

1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2. Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра.

3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Демонстрации:

Нагревание жидкости. Теплопроводность различных материалов. Конвекция в жидкостях и газах. Теплопередача путем излучения. Явление испарения. Устройство калориметра.

Электрические явления (27 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники электрического тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

Фронтальные лабораторные работы:

4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

6. Регулирование силы тока реостатом.

7. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

Демонстрации:

Электризация тел. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Обнаружение поля заряженного шара. Делимость электрического заряда. Измерение силы тока амперметром. Измерение напряжения вольтметром. Реостат и магазин сопротивлений.

Электромагнитные явления (5 ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Фронтальная лабораторная работа:

8. Сборка электромагнита и испытание го действия.

Демонстрации:

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Взаимодействие постоянных магнитов. Устройство и действие компаса. Устройство электродвигателя.

Световые явления (10 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Преломление света. Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата. Модель глаза.

Подготовка к ОГЭ (4 ч). Решение заданий ОГЭ

9 Класс (70 ч., 2 ч в неделю)

I. Законы взаимодействия и движения тел (23 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон Всемирного тяготения. (Искусственные спутники Земли). Импульс. Закон сохранения импульса.  Реактивное движение.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

Демонстрации:

Относительность движения. Прямолинейное и криволинейное движение. Стробоскоп. Спидометр. Сложение перемещений. Падение тел в воздухе и разряженном газе (в трубке Ньютона0. Определение ускорения при свободном падении. Направление скорости при движении по окружности. Проявление инерции. Сравнение масс. Зависимость дальности полета тела от угла бросания. Вес тела при ускоренном подъеме и падении. Невесомость и перезагрузки. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Силы трения качения и скольжения.

Механические колебания и волны. Звук. (12ч.)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Амплитуда период, частота колебаний. (Гармонические колебания). Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны.  Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Горловое пение хакасов, хомус. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. (Интерференция звука).

Фронтальная лабораторная работа:

3.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

Демонстрации:

Свободные колебания груза на нити и груза на пружине. Запись колебательного движения. Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины. Вынужденные колебания. Резонанс маятников. Применение маятника в часах. Распространение поперечных и продольных волн. Колеблющиеся тела как источник звуков. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний. Свойства ультразвука.

Электромагнитное поле (16 ч.)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. История электрификации в Хакасии. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. История развития радиосвязи и телевидения в Хакасии. (Интерференция света). Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Национальный костюм хакасов. (Спектрограф и спектроскоп). Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Изучение явления электромагнитной индукции
  2. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

Демонстрации:

Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. Устройство генератора постоянного тока. Устройство трансформатора. Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей линзе.

Строение атома и атомного ядра (11 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа, бета- и гамма – излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Измерение естественного радиационного фона дозиметром
  2. Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков
  3. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада
  4. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

Демонстрации:

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Строение и эволюция вселенной (5ч.)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Резервное время (3 ч.) Решение задач по подготовке к ОГЭ.


  1. Тематическое планирование основных видов учебной деятельности

Тема

Содержание (дидактические единицы)

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты

7 класс

1.

Введение (4 ч)

Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Измерение физических величин народами Хакасии в древнее время. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Понимают физические термины: тело, вещество, материя. Умеют проводить наблюдения физических явлений4 измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру. Владеют экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения. Понимают роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс

Л3

Л4

М5

П1.2

П2.1

П2.2

М8

2.

Первоначальные сведения о строении вещества

(6 ч.)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

понимают и объясняют физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел. Владеют экспериментальными методами при определении размеров малых тел. Понимают причины броуновского движения, смачивания и несмачивания тел. Различают в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Умеют пользоваться си и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы и использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды)

Л6

М2

М7

П1.1

П4.4

П4.3

П4.1

3.

Взаимодействия тел (23 ч.)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модули скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Измерение веса тела и меры длины у хакасов. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Использование силы трения в традиционном быту хакасов. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Астрономический календарь и наблюдения у народов Хакасии в древности.

Понимают и объясняют физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение.

умеют измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на одно тело в одну и противоположные стороны. Владеют экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Понимают смысл основных законов: закон Всемирного тяготения, закон Гука.

владеют способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности, объема, массы тела, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики.

Умеют находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела. Умеют переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот. Понимают принципы действия динамометра, весов, встречающихся в повседневгной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании.

Умеют использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.

Л6

М1

П1.1

П2.2

П2.3

П2.4

П4.2

П4.3

П5

П6

М8

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч.)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающие сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр-анероид,  манометр,  насос. Закон Архимеда.  Условия плавания тел. Воздухоплавание.

понимают и объясняют физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Земли, способы уменьшения и увеличения давления. Умеют измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда. Владеют экспериментальными методами исследования: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда. Понимают смысл основных физических законов и умеют применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда. Понимают принципы действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которым человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании. Владеют способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, сила Архимеда в соответствие с поставленной задачей на основании использования законов физики. Умеют использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

Л1

Л2

Л5

М4

М7

П1.1

П1.2

П2.4

П3.1

П4.2

П6

5.

Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. КПД механизмов. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

Понимают и объясняют физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой. Умеют измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию. Владеют экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага. Понимают смысл основного физического закона: закон сохранения энергии. Понимают принципы действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании. Владеют способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии. Умеют использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности

Л5

М2

М3

М4

П1.1

П2.3

М8

П3.2

П4.4

П4.3

П6

П5

Подготовка к ОГЭ (3 ч)

Решение КИМ ОГЭ

8 класс

1

Тепловые явления (23 ч.)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Строение юрты хакасов. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Металлические орудия труда и серебряные украшения хакасов. Развитие металлургии в Хакасии. Испарение и конденсации. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования и конденсации. Объяснение измерения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Развитие железнодорожного транспорта в Хакасии. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин. Экологические проблемы Хакасии.

Понимают и объясняют физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работе внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы. Умеют измерять6 температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, удельную теплоту парообразования, влажность воздуха. Владеют экспериментальными методами исследования зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре и давления насыщенного водяного пара: определния удельной теплоемкости вещества. Понимают принципы действия конденсационного и волосного гигрометров психрометров, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины с которыми человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании. Понимают смысл закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике. Владеют разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики. Умеют использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

Л1

Л6

М1

М7

П1.1

П1.2

П2.4

П2.5

П3.2

П4.3

2

Электрические явления (29 ч.)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники электрического тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

понимают и объясняют физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления в позиции строения атома, действия электрического тока. Умеют измерять силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление. Владеют экспериментальными методами исследования зависимости силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Понимание смысла закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка цепи, закона Джоуля – Ленца. Понимают принципы действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании. Владеют различными способами выполнения расчетов для нахождения силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля, конденсатора, энергии конденсатора. Умеют использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

Л3

Л4

М2

М3

П1.1

П2.3

П3.1

П4.2

П4.3

3

Электромагнитные явления (5ч.)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Понимают и объясняют физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током. Владеют экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи.

Умеют использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

Л3

Л5

Л6

М3

М5

П1.1

П2.2

П3.2

П5

П6

4

Световые явления (10 ч.)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Преломление света. Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата. Модель глаза.

Понимают и объясняют физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света. Умеют измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы. Владеют экспериментальными методами исследования зависимости изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало. Понимают смысл основных физических законов и умеют применять их на практике: закон отражения и преломление света, закон прямолинейного распространения света. Различают фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы  и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой. Умеют использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

Л4

Л5

М6

М7

П1.2

П2.1

П3.2

П4

П6

М8

Подготовка к ОГЭ (3 ч.)

Решение КИМ ОГЭ

9 класс

1

Законы взаимодействия и движения тел (23 ч.)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон Всемирного тяготения. (Искусственные спутники Земли). Импульс. Закон сохранения импульса.  Реактивное движение.

Понимают, описывают и объясняют физические явления: поступательное движение (назвать отличительный признак), смена дня и ночи на Земле, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Знают и дают определения /описания физических понятий: относительность движения (перечислить, в чем проявляется), геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; первая космическая скорость, реактивное движение, физических моделей: материальная точка, система отсчета, физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс. Понимают смысл основных физических законов: динамики Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения энергии, умеют применять их на практике и для решения учебных задач. Умеют приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения. Знают, умеют и объясняют устройство и действие космических ракет – носителей. Умеют измерять мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности. Умеют использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

Л4

Л6

М1

М3

П1.2

П2.3

М8

П3.2

П5

2

Механические колебания и волны. Звук (12 ч.)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Амплитуда период, частота колебаний. (Гармонические колебания). Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны.  Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Горловое пение хакасов, хомус. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. (Интерференция звука).

Понимают, описывают и объясняют физические явления: колебания нитяного (математического) и пружинного маятников, резонанс (в т.ч. звуковой), механические волны, отражение звука, эхо. Знают и дают определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период, частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, тембр, громкость звука; физических моделей: гармонические колебания, математический маятник. Владеют экспериментальными методами исследования зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити.

Л1

Л5

М2

М7

П1.1

П3.1

П2.2

П4.3

3

Электромагнитное поле (16 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. История электрификации в Хакасии. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. История развития радиосвязи и телевидения в Хакасии. (Интерференция света). Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Национальный костюм хакасов. (Спектрограф и спектроскоп). Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Понимают, описывают и объясняют физические явления/ процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения. Умеют давать определения /описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции4 однородное и неоднородное  магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитаная индукция, индуктивность, период и частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света; демонстрируют знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора.

знают назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур; детектор, спектроскоп, спектрограф. Понимают суть спектрального анализа и его возможностей.

Л3

Л6

М5

М3

П1.1

П3.1

П4.1

П6

4

Строение атома и атомного ядра (11 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа, бета- и гамма – излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

понимают, описывают и объясняют физические явления: радиоактивное излучение, радиоактивность; знают и дают определение /описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д.Д. Томсоном и Э.Резерфордом; физических величин; умеют приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок (в том числе): счетчик Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, ядерного реактора.

Л5

Л1

М6

М3

П4.2

П1.1

П6

М8

5

Строение и эволюция Вселенной (5ч)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Имеют представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы. Умеют применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы. Знают, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет); умеют сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы  с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное; объяснять суть эффекта Х.Доплера; формулирует и объясняет суть закона Э.Хаббла, знать, что этот закон является экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А.А.Фридманом.

Л1

Л3

Л2

М7

М6

П1.2

П4.2

П5

Подготовка к ОГЭ (3ч)

Решение КИМ ОГЭ


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программы используется следующее УМК Федерального перечня учебников и учебных пособий по физике авторов:

Учебники:

  1. Физика. 7кл.: учебник/ А.В.Перышкин. – 5-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2016;
  2. Физика. 8кл.: учебник/ А.В. Перышкин. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2016;
  3. Физика. 9кл.: учебник/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2016;

Учебные пособия:

  1. Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс»/Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен»,2013
  2. Рабочая тетрадь по физике: 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс»/В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен»,2012
  3. Рабочая тетрадь по физике: 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М.Гутник  «Физика. 9 класс»/ В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева.– М.: Издательство «Экзамен», 2013;

Материально техническое обеспечение кабинета физики:

Приборы общего назначения;

Приборы для демонстрации и реализации тем: «Механические колебания и волны», «Молекулярная физика и теплота», «Электричество», «Оптика и квантовая механика»;

Наборы к лабораторным работам и практикумам по курсу физики;

Средства ИКТ;

Таблицы;

Электронные учебники и видеофильмы.

  1. Планируемые результаты

Результаты обязательного уровня категории «Выпускник научится» описаны в п.4 данной программы.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами (грузы из набора по механике, механические инструменты, зубчатые, фрикционные и гидравлические механизмы и др.). Для сохранения здоровья  и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах, возобновляемых источниках энергии;

- обсуждать экологические последствия исследования космического пространства;

- принимать границы применимости физических законов, всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения полной механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда);

- приемам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность его полученного значения физической величины с учетом погрешностей измерения.

- использовать знания об электромагнитных явлениях и повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами (конденсаторы, амперметры, вольтметры, счетчики электрической энергии, электродвигатели постоянного тока, трансформаторы, линзы, зеркала и др.), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

- приводить примеры практического использования физических законов, всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда, закон Кулона) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца);

- приемам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины с учетом погрешностей измерения;

- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами (спектральные аппараты, дозиметры и др.), для сохранения здоровья и соблюдение норм экологического поведения в окружающей среде;

- приводить примеры практического использования физических знаний о квантовых явлениях;

- понимать экологические проблемы, связанные с эксплуатацией атомных электростанций, и пути их решения, перспективы использования термоядерных реакций.


Критерии оценивания по физике

Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

б) или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

а) не более двух грубых ошибок,

б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,

в) или не более двух-трех негрубых ошибок,

г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,

д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;

д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;

е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;

ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

а) допускает одну не грубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,

в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,

г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:

а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,

б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,

в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

б)самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

г) правильно выполнил анализ погрешностей;

д) соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:

а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена неполностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей  и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,

в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,

г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,

б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения,
  • неумение выделить в ответе главное,
  • неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,
  • неумение делать выводы и обобщения,
  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,
  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,
  • неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,
  • нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,
  • небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

 

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,
  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы ( например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),
  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора ( неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),
  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа ( нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой, неумение решать задачи в общем виде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10

Рабочая программа по физике  для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...