Презентация к уроку (физика, 9 класс) по теме:
открытый урок по теме "Электромагнитная индукция"

Марченко Марианна Анатольевна

конспект урока и презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по физике в 9 классе.

«Электромагнитная индукция».

Цели урока:

Образовательная: изучить физические особенности явления электомагнитной индукции, сформировать понятия: электомагритная индукция, индукционный ток.

развивающая:  формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом  разными  способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.

воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность  и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.

Задачи урока

Обучающие:

  1. изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  2. рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  3. показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции,
  4. способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.

Развивающие: способствовать развитию умения работать в группе, высказывать собственные        суждения и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  2. способствовать моделированию собственной системы ценностей, базирующихся на идее саморазвития.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать магнитные явления. Будем знакомиться с новым явлением, которое лежит в основе работы источников переменного тока. Но вначале нам необходимо вспомнить основные понятия, которые будут нам необходимы.

Проверка усвоения ранее изученного материала 

дифференцированное задание (1 вариант – тест; 2 вариант -  таблица)

после выполнения задания ученики меняются заданиями для проверки.

1 вариант

  1. Магнитное поле существует… (выберите варианты правильных ответов)

а) вокруг проводника с током
б) вокруг движущихся заряженных частиц
в) вокруг неподвижных зарядов (-)
г) вокруг магнита

  1. Кто впервые из учёных доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле?

а) Эрстед (+)
б) Ньютон
в) Архимед
г) Ом

  1. Чтобы увеличить магнитный поток (см. рисунок 1), нужно:

а) алюминиевую рамку заменить железной
б) поднимать рамку вверх
в) взять более слабый магнит 
г) усилить магнитное поле (+)

Рисунок 1

  1. Проводник, показанный на рисунке 2, притягивается к магниту, потому что:

а) проводник медный
б) на проводник действует сила Ампера (+)
б) проводник наэлектризован
в) проводник слабо натянут

Рисунок 2

5. Как направлена сила, действующая со стороны магнитного поля на движущийся электрон:

                                                                         3  

           В                                                          

                                                             2                       1

         е                    V                                        4

1) 1          2) 2          3) 3        4) 4

6. Определите неизвестную величину: L= 1м ; В = 0,8Тл ; I= 20A                        F - ? 

  1. Ответы 1. а, б, г             оценка:    
  2. 2. а                    без ошибок «5»
  3. 3. г                    1 ошибка     «4»
  4. 4. б                    2 ошибки    «3»
  5. 5. 4
  6. 6. 16 Н

2 вариант

Электростатическое поле

Магнитное поле

Вихревое электрическое поле

Источник поля

Что служит индикатором поля?

Потенциальное или вихревое?

Линии поля замкнутые или незамкнутые?

Ответы:

Электростатическое поле

Магнитное поле

Вихревое электрическое поле

Источник поля

Электрические заряды

Движущиеся заряды - ток

Изменяющееся магнитное поле

Что служит индикатором поля?

Электрические заряды

Движущиеся заряды

Электрические заряды

Потенциальное или вихревое?

Потенциальное

Вихревое

Вихревое

Линии поля замкнутые или незамкнутые?

Не замкнуты, начинаются и заканчиваются на зарядах

Замкнуты

Замкнуты

оценка:   по 1 баллу за  каждую
               правильно заполненную строку                                  

  1.  Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами изучаем явление электромагнитной индукции. Попробуем разобраться в чем заключается это явление и каково его значение.

До начала XIX в. человечество знало только химические источники тока — гальванические элементы. Английский ученый Майкл Фарадей был убежден в существовании взаимосвязи между различными явлениями природы. Магнитные и электрические поля связаны друг с другом. Эл. ток способен вызывать появление магнитного поля. А не может ли магнитное поле создать электрический ток? Эту задачу пытались решить многие ученые в начале 19 века. Но первый решающий вклад в открытии ЭМ взаимодействий был сделан Майклом Фарадеем. Ведь можно преобразовывать тепловую энергию в механическую и наоборот, электрическую в химическую и наоборот. Поэтому в своем дневнике в 1822 г. Майкл Фарадей так и записал: «Превратить магнетизм в электричество!» И шел к своей цели целых десять лет. Как напоминание о том, над чем ему все время следует думать, он даже носил в кармане магнит. И такая взаимосвязь была установлена.

Опыты Фарадея .Просмотр фильма .

  1. Анализ полученных результатов, выводы. (Систематизация знаний)

Вопросы к фильму. 

              Что было общего во всех четырёх опытах Фарадея?

1. Когда возникает ток в катушке?

2. Отчего зависит направление индукционного тока? 

3. Отчего зависит величина индукционного тока? 

4. В чем заключается явление электромагнитной индукции? 

5. Где и для чего можно применить это  явление? 

-

  1. Первичный контроль знаний (работа в группах) Закрепление пройденного
  1. Задание 1-й группе: Кем, когда и как было открыто явление ЭМИ?
  2. Задание 2-й группе: Как возникает и как происходит  явление ЭМИ?  
  3.  Задание 3-й группе:  Каково значение явления ЭМИ?

  1. Подведение итогов урока 

Сегодня на уроке мы с вами

  1. изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  2. рассмотрели историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  3. показали причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции, т.е. превратили магнетизм в электричество, и теперь мы с вами знаем, что электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток

(Оценки за урок)

  1. Задание на дом 

ξ49,упр 39 (1, 2)


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Ответы оценка
: по 1 баллу за каждую
правильно заполненную строку
Электростатическое поле
Магнитное поле
Вихревое электрическое поле
Источник поля
Электрические заряды
Движущиеся заряды - ток
Изменяющееся магнитное поле
Что служит индикатором поля?
Электрические заряды
Движущиеся заряды
Электрические заряды
Потенциальное или вихревое?
Потенциальное
Вихревое
Вихревое
Линии поля замкнутые или незамкнутые?
Не замкнуты, начинаются и заканчиваются на зарядах
Замкнуты
Замкнуты
Генератор электрического тока
Это устройство, в котором механическая энергия переходит в электрическую

Поэтому Фарадей по праву считается одним из основателей электротехники.
Проверка усвоения ранее изученного материала
 
Выберите варианты правильных ответов
.
1. Магнитное поле существует…
а) вокруг проводника с током
б) вокруг движущихся заряженных частиц
в) вокруг неподвижных зарядов
г) вокруг магнита
2. Кто впервые из учёных доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле?
а) Эрстед
б) Ньютон
в) Архимед
г) Ом
Ответы:
1. а, б, г оценка:
2. а без ошибок «5»
3. г 1 ошибка «4»
4. б 2 ошибки «3»
5. 4
6. 16 Н
Электромагнитная индукция
- это явление возникновения индукционного тока в катушке при любом изменении магнитного поля, пронизывающего площадь его витков.
заключение
Всесторонние исследования ЭМИ показали, что с помощью этого явления можно получить электрический ток любой мощности, что позволяет широко использовать электроэнергию в промышленности.
Сейчас почти вся электроэнергия, используемая в промышленности, получается с помощью индукционных генераторов, принцип работы которых основан на явлении ЭМИ.
Открытый урок по физике в 9 классе.

Явление электромагнитной индукции
МОУ «СОШ №19»
Г.о. Электросталь
Домашнее задание
§

49,
упражнение 39 (1, 2) устно.
Заполните таблицу
Электростатическое поле
Магнитное поле
Вихревое электрическое поле
Источник поля
Что служит индикатором поля?
Потенциальное или вихревое?
Линии поля замкнутые или незамкнутые?
Вопросы к фильму:
1
. Когда возникает ток
в
катушке
?
2. Отчего зависит направление индукционного
тока

?

3. Отчего зависит величина индукционного
тока

?

4. В чем заключается явление электромагнитной
индукции
?
5. Где и для чего можно применить это явление
?
?

Фильм
5. Как направлена сила, действующая со стороны магнитного поля на движущийся электрон:
3
В
2 1
е
V
4
1)
1
2)
2
3)
3
4)
4
6
.
Определите неизвестную величину
:
L
= 1м ; В = 0,8Тл ;
I
= 20
A

F
- ?
Сегодня на уроке :

мы изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
рассмотрели историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
показали причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции, т.е. превратили магнетизм в электричество, и теперь мы с вами знаем:
электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток.
Опыты Фарадея

Индукционный ток - это ток, который возникает в катушке, когда относительно неё движется постоянный магнит

3. Чтобы увеличить магнитный поток (см. рисунок 1), нужно:
а) алюминиевую рамку заменить железной
б) поднимать рамку вверх
в) взять более слабый магнит 
г) усилить магнитное поле

Рисунок 1
4. Проводник, показанный на рисунке 2, притягивается к магниту, потому что:
а) проводник медный
б) на проводник действует сила Ампера
б) проводник наэлектризован
в) проводник слабо натянут

Рисунок 2
Изучение новой темы
Майкл Фарадей
(22.09 .1791 - 25.08.1867)
1821 г.- "Превратить магнетизм в электричество"
29 августа 1831 г. - открытие явления электромагнитной индукции
Закрепление пройденного
Работа в группах
.
I
группа
Кем, когда и как было открыто явление ЭМИ?
II
группа
Как возникает и как происходит явление ЭМИ?
III
группа
Каково значение явления ЭМИ?

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Повторение по теме "Электромагнитная индукция"

Тест с ответами для повторения темы "Электромагнитная индукция"...

Физика анимация интерактивная электромагнитная индукция

На сайте представлены интерактивные модели по физике, предназначенные для использования в качестве лекционных демонстрац...

открытый урок по теме "Электромагнитная индукция"

Данный урок «Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея» - является продолжением темы «Электромагнитные явления» в 9 класс...

Презентация к урокам "Магнитное поле", "Электромагнитная индукция"

Данная презентация используется  на повторно - обобщающем уроке, в качестве повторения и обобщения материала.После ...

интеллект-карта к уроку "Электромагнитная индукция"

Работа на уроке строится так, что ученики, работая по группам, изучают свой вопрос. Анализируют, проводят эксперименты, ...

Электромагнитная индукция

Урок по теме "Электромагнитная индукция" для 11х классов, с использованием ИКТ....

9 класс. Электромагнитная индукция. Сам. работа

Четыре варианта по три задачи....

Контрольная работа (формат ЕГЭ) "Магнитное поле. Электромагнитная индукция" 11 класс

Контрольная работа "Магнитное поле. Электромагнитная индукция" 11 класс. 4 варианта. (автор Годова И.В. "Контрольные раб...

Методическая разработка урока физики в 11 классе. Решение задач по теме "Электромагнитная индукция"

Данную разработку  можно использовать при проведении урока по решению качественных и расчётных задач практического ...

Комментарии

Марченко Марианна Анатольевна

Конспект содержит тест для проверки усвоения ранее пройденного материала в двух вариантах. В виде альтернативного задания предлагается заполнить таблицу. Презентация содержит видео с опытом по наблюдению электромагнитной индукции и фильм о М. Фарадее.