Методическая разработка по физике (7 класс) по теме:
урок физики "Сила упругости"

Урок изучения нового материала в 7 классе на основе фронтальной лабораторной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
sila_uprugosti.rar2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока физики в 7 классе.

Сила упругости.

Учитель : Варфоломеева Наталья Борисовна

Метод обучения: информационно – развивающий, исследовательский.

Форма работы: лекция, демонстрация, фронтальный эксперимент.

Формируемые умения: сравнивать, работать с приборами, наблюдать, делать выводы.

Оборудование: набор грузов, динамометр.

ТСО: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Цели урока: 

  1. обучающая: познакомить учащихся с силой упругости и выяснить природу этой силы, раскрыть зависимость силы упругости от величины деформации. Отработка экспериментальных навыков.
  2. развивающая: способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.
  3. воспитывающая: формировать интерес учащихся к изучению физики.

Ход урока

  1. Актуализация знаний. 

Тест самоконтроля по проверке силы тяжести.

1. Что такое сила?

а) любое изменение формы тела;

б) мера взаимодействия тел;

в) точного понятия нет.

2. Какой буквой обозначают силу?

а) S ;

б) m ;

в)  F .

3. Какую силу называют силой тяжести?

а) сила, с которой Земля притягивает к себе тело;

б) притяжение всех тел Вселенной друг к другу;

в) физическая величина, характеризующая инертность тела.

4. Как направлена сила тяжести?

а) вертикально вниз;

б) вертикально вверх;

в) вправо.

5. От чего зависит результат действия силы на тело?

а) массы;

б) модуля, направления, точки приложения;

в) объёма, плотности, расстояния.

Ответы:

  1. Б
  2. В
  3. А
  4. А
  5. Б
  1. Объяснение нового материала.

Объяснение сопровождается показом презентации.

  1. Какое явление описывает С. Михалков в своём стихотворении «Азбука»?

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась.

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М,

Г ударилась немножко,

Ж рассыпалось совсем!

Ф, бедняжку, так раздуло –

Не прочесть её никак!

Букву Р перевернуло –

Превратило в мягкий знак!

  1. Что произошло с буквами? (деформация)
  2. Что такое деформация?
  3. Фронтальный эксперимент: растяните пружину, а затем снимите нагрузку, деформация исчезла; растяните пластилин, а затем снимите нагрузку, деформация не исчезла. Чем отличаются деформации?
  4. Деформации бывают упругие и пластические (слайд 2)
  5. Виды деформации: сжатие, растяжение, изгиб, сдвиг, кручение (слайд 3)
  6. (слайд 4,5) мальчик хочет встать на палку. Что произойдет с палкой, если мальчик на нее встанет? (палка прогнется, но не сломается)
  7. Какая сила действует на мальчика? (сила тяжести)
  8. Тогда почему палка не ломается, значит что-то ее удерживает, значит в палке возникает сила противодействия силе тяжести.
  9. Куда должна быть направлена эта сила? (вверх) (слайд 6)
  10. А если мальчик сойдет с палки? Деформация исчезнет, т.к. она упругая.

Вывод: в деформированной палке возникла сила упругости.

Тема нашего урока «Сила упругости» (слайд 7)

  1. Фронтальный эксперимент с пружиной. Выясним, куда направлена сила упругости.
  2. Запись в тетради (слайд 8) : Сила упругости – это сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение.

          (Направлена против деформации) (слайд 9)

  1. Фронтальный эксперимент: выясним зависимость силы упругости от величины деформации.(слайд 10)

Подвешиваем к динамометру грузы, измеряя на сколько деформирована пружина, заполняем таблицу и строим график зависимости силы упругости от величины деформации.

Вывод: сила упругости прямо пропорциональна величине деформации (слайд 11)

  1. Эту зависимость впервые установил Роберт Гук в 1676 году.
  2. (слайд 12) запись в тетради закон Гука:
  1. Где применяется сила упругости? (слайд 14)
  2. Решение задач: 

1. Чему равна сила упругости пружины, если она растягивается на 25 см, а ее жесткость равна 200 Н/м

2. При растяжении пружины на 6 см в ней возникла сила упругости 300 Н. Чему равен коэффициент упругости пружины?

III. Домашнее задание  П.25


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Урок - лабораторная работа по физике "Определение плотности твердого тела"

 Урок составлен не в традиционной форме, что  помогает сделать работу учащихся интересной. ...

Материалыдля работы и самоанализа педагогов

Материал для работы как учителей так и кл.руководителей, позволяющий вникнуть в начальную работу педагога....

Программа курса по русскому языку "Коварные знаки препинания"

Курс по выбору предназначен для учащихся 10 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специал...

доклад на педсовете по проблемным технологиям

пердставлен доклад и презентация на педсовете по использованию проблемных технологий на уроках физики...

Начальный этап работы с детским хоровым коллективом

  В материале показана разработка системы работы с хоровым коллективом на начальном этапе развития интоннацион...

Презентация "Семь чудес света"

Презентация к  уроку истории в 5 классе "Семь чудес света"....

Буклет по правилам дорожного движения

 Помни, пешеход! Буклет по ПДД...