Игры при обучении баскетболу.
материал по физкультуре (5,6,7,8,9,10,11 класс) на тему

Налимова Марина Александровна

 

Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций ученика. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям баскетболом.Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_pri_obuchenii_basketbolu.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

Игры при обучении баскетболу.

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена, веществ, деятельности всех систем организма, формируют  координацию. 

        В разделе программы «Спортивные игры» включены подвижные игры, изучение элементов спортивных игр, совершенствование в этих играх. Программы по физическому воспитанию решают задачи укрепления здоровья, закаливания, воспитания нравственных качеств, а занятия баскетболом как нельзя лучше способствуют развитию всех качеств.  

С пятого класса можно начинать систематическому обучению технико-тактическим действиям в баскетболе, но обучение сложной игре основывается на приобретенных в начальной школе умений обращаться с мячом. По своему воздействию баскетбол  является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.

Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей.

Одновременно материал по баскетболу оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что создается главным образом необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.

Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации в практике индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, имеющим в этой связи существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в ход осуществления разнообразных видов игровой деятельности.

Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций ученика. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям баскетболом.

1. Ловля и передача мяча.

Передачи мяча в парах при движении в обход спортивного зала (рис. 1).

 При выполнении этого упражнения можно использовать разные передачи: о пол; за спиной; двумя мячами; с поворотом на 360° после передачи; с перемещением одного из игроков пары спиной вперед по направлению движения и т.д. Для передач мяча в парах, выполняемых указанными способами, характерны высокая моторная плотность и эффективность обучения игроков.

1

Передачи мяча в тройках со сменой мест (рис. 2).

Это упражнение также является подводящим при изучении комбинации «малая восьмерка».

«Кто кого?». 

По сигналу учителя игроки 1 и 2, устремляясь от лицевой линии, вступают в борьбу за катящийся мяч. Тот, кто первым овладеет мячом, проводит атаку кольца, другой игрок препятствует этому.

«Опереди атакующего»

Игрок 1 расположен спиной к кольцу на установленной отметке (линии). Игрок 2, находясь дальше от кольца, чем игрок 1, выполняет ему передачу, и тот с ведением устремляется к кольцу. Игрок 2 пытается опередить его и помешать ему произвести атаку кольца.

Блок-шот (рис. 4).

 Игрок 1 накрывает бросок игрока 2, выполнявшего атаку кольца броском в два шага от головы. Разрешено делать только один удар в пол мячом.

Подвижная игра «Салки втроем» (рис. 5).

 Игрок 3, перемещаясь в защитной стойке, пытается помешать игроку 1, осалить игрока 2. Затем игроки меняются ролями.

Выбивание мяча снизу с последующей атакой кольца (рис. 6).

 Игрок 2 в центре площадки выбивает снизу мяч у игрока 1 и потом с ведением мяча выполняет атаку кольца. Затем игроки меняются ролями, и происходит атака противоположного кольца.

2. Скоростные передачи, использование численного преимущества в атаке и умения защищаться в меньшинстве.

«Отдай, получи, забей» (рис. 7).

При выполнении упражнения используют 5 мячей. Для большей моторной плотности можно использовать 10 мячей, тогда упражнение выполняют на правой и на левой стороне площадки. Основная его цель — совершенствование ловли и передачи мяча от груди и взаимодействие 1-1 перед кольцом.

Игра «Пятнашки мячом». 

Игроки 1 и 2 — водящие; их задача — осалить другого игрока, коснувшись его мячом, причем мяч из рук не выпускать. Осаленный становится третьим водящим и так, пока не будут осалены все игроки. Водящие могут перемещаться только с помощью передач мяча друг другу и без мяча. Делать с мячом в руках более двух шагов, вести мяч запрещается.

Игра «Десять передач».

 Участвуют две команды. Надо выполнить 10 передач между игроками своей команды, прежде чем соперники перехватят мяч. Игроки одной из команд, сумевшие сделать 10 таких передач, побеждают. Выполнять ведение мяча запрещено. При фоле счет передач продолжается, при ауте или перехвате мяча этот счет аннулируют. Выполняя перемещения с мячом, необходимо соблюдать все основные правила баскетбола.

Игра «Перестрелка».

Участвуют две команды «зеленых» и «синих». Задача каждой — взять в плен как можно больше соперников. Если игрокам одной из команд удается взять в плен всех своих соперников, то победу этой команды объявляют полной (абсолютной). Игрок считается взятым в плен, если посланный соперниками мяч попал в него, пролетев только по воздуху (не коснувшись перед этим пола, потолка, стен, других предметов), и если осаленный игрок не смог поймать этот мяч. Игроки команды соперника не имеют права заходить в зону плена, если там находятся плененные игроки. Игрок может быть вызволен из плена, если он сам поймает посланный по воздуху мяч от игроков своей команды или если его товарищ по команде поймает посланный в него по воздуху мяч, который не смогли перехватить соперники. Побеждает команда, взявшая в плен большее число игроков. В игре можно использовать 1-4 и более мячей.

Игра «Удержи мяч».

Участвуют две команды. Команда, владеющая мячом, имеет на одного игрока больше. Необходимо как можно дольше владеть мячом, причем игроки удерживают мяч только с помощью передач друг другу, используя лишнего игрока. Соперники стараются отнять мяч. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, дольше владевшая мячом. В игре действуют все основные правила баскетбола.

Игра «Перебрасывание мячей». 

Спортивный зал делят пополам волейбольной сеткой, натянутой как для игры в большой теннис. У каждого из игроков противодействующих команд в руках баскетбольный мяч. По сигналу судьи игроки команд от установленной отметки (линии) заданным способом стараются перебросить мячи на половину соперника. Команда, на чьей стороне после окончания игры останется меньше мячей, побеждает.

«Используй численное преимущество» (двое нападающих и один защитник). Игроки 1 и 2 с помощью передач мяча друг другу стараются преодолеть зоны, защищаемые игроками 3, 4 и 5, и забросить мяч в кольцо. После атаки кольца игрок 2 становится в колонну защиты, а игроки 1 и 3        — в колонну нападения, игрок 4 занимает зону 3 (ранее защищаемую игроком 3), игрок 5 переходит в зону 4, игрок 6 — в зону 5 и т.п.

Передачи в колоннах по кругу в два шага после ведения заданным способом. Способ ведения мяча (правой, левой рукой, с переводом мяча по сигналу с руки на руку, под ногой и т.п.) в каждом случае задает учитель.

Передачи мяча во встречных колоннах со сменой мест по диагонали (рис. 8).

«Передай, получи, обыграй» (рис. 9).

Игрок 1, продвигаясь вперед, получает передачу от игрока 2, возвращает ему мяч; далее, продвигаясь вперед, получает передачу от игрока 4, возвращает ему мяч; затем получает мяч от игрока 3 и пытается на скорости, используя ведение мяча, выполнить атаку кольца, обыграв игрока 3. После атаки игрок 1 занимает место игрока 3, а игрок 3 становится в колонну атаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила игры в мини-баскетбол

Правила игры в мини - баскетбол помогут при проведении соревнований....

Творческая работа "Начальное обучение баскетболу"

В  творческой работе описан мой личный профессиональный опыт. Работа содержит материал по практическому освоению игры баскетбол детьми начальной школы. В ней даны комплексы специальных уп...

Рабочая программа по физической культуре для 1 класса" Гендерное обучение в начальной школе как одно из эффективных условий опережающего обучения баскетболу".

 Раздельное обучение девочек и мальчиков в начальной школе на уроках физкультуры .                             ...