Интегрированный урок (география + физкультура) по теме "Коренные малочисленные народы Хабаровского края. Национальные виды спорта" (2 часа)
методическая разработка по физкультуре на тему

Шипелкин Владимир Иванович

На первом уроке дается представление о коренных народностях Хабаровского края, их традициях, национальных играх и состязаниях. Второй урок посвящен троеборью по национальным видам спорта. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  (география + физкультура) по теме:

«Коренные малочисленные народы Хабаровского края. Национальные виды спорта» (2 часа).

Урок проводился в рамках недели родного языка и национальной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае  для 9-11 кл.

Цель: формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися этнонациональными традициями коренных народов Хабаровского края

Задачи:

1. Сформировать представление учащихся о родном крае: познакомить с картой проживания, с традициями и бытом коренных народов края, с их давними и современными видами спорта;

2. Укреплять толерантность путем приобщения к культуре малых народов через спортивные национальные игры;

3.Способствовать пробуждению в душах детей настоящего патриотизма, а также сознания своей причастности к судьбе малых народов;

4. Совершенствовать технику национальных видов спорта  (прыжки через нарты, тройной прыжок с места,  перетягивание палки);

5. Развивать физические качества: силу и координацию.

Место проведения: класс, спортивный зал

Оборудование: мультимедийный проектор, диски с презентациями

Инвентарь: нарты, рулетка, маты, гимнастическая палка, доска.

Первый урок (теоретический)

I. Вступительная часть

Учитель:

Хабаровский край! Он почти бесконечный,

Живая частица ушедших времен,

Той жизни суровой, неспешной и вечной

Великих народов и малых племен.

О чем говорит последняя строчка этого четверостишия?

- Правильно, о коренных народностях, населяющих наш край. В 1858 году на Амуре был основан город Хабаровск как военное поселение для защиты российско-китайской границы. В это время по берегам Амура проживало 30 тысяч аборигенов, занимающихся в основном охотой и рыболовством. Большинство племен добровольно согласились принять российское  подданство. А сейчас их настолько мало, что число каждой из 8 групп народов колеблется от 500 до 5 тысяч человек.

      Нам предстоит сейчас совершить заочное путешествие по Хабаровскому краю, узнать какие народы его населяют, познакомиться с укладом их жизни. Для чего? Об этом рассказывает незамысловатая переделанная песня «Городок» (из разработки Гейкер Т.Л «Северные посиделки»)

Городок

Ах, как хочется вернуться,

Ах, как хочется ворваться в прошлый век,

Где живут все по-простому,

Где обычаи знакомы с детских лет.

Где из рыбьих шкур халаты,

Где покрыты мехом нарты, и притом,

Где друг друга люди знают,

За заслуги уважают, и за дом.

 Время, время прочь уходит

Годы прошлые не в моде на селе.

Позабыт язык и нравы.

Нет давно обрядов славных, веры нет.

Только праздники и блюда.

Вспомнишь их – вернется чудо на село.

Спросишь бабушек про песни

Про мир сказок интересных – как кино!

II. Основная часть

1. Презентация о малых народах Хабаровского края.

Слайд 1.  «Коренные малочисленные народы Хабаровского края. Национальные виды спорта».

Слайд 2. Эпиграф «Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества» Ч.Айтматов. Фото: выступление танцевального ансамбля на о. Сахалин во время соревнований по национальным видам спорта.

Слайд 3. Всего в Хабаровском крае проживает 24 тысячи представителей коренных малочисленных народов Севера, которые представляют 30 национальностей. Для 8 коренных этносов Хабаровский край является исторической родиной. Это нанайцы, нивхи, негидальцы, орочи, удэгейцы, эвенки, эвены. Каждый из перечисленных народов имеет свою уникальную историю и культуру.

Слайд 4. Образ жизни определяется географической средой и климатическими условиями. Традиционные занятия: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство. Наиболее значимы для них культ природы и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более 5 тыс. лет.

Слайд 5. Карта проживания малых коренных народностей Хабаровского края.

Слайд 6. Нанайцы. Самоназвание нанайцев – «нани» (здешний человек). Среди всех считается многочисленной народностью, в Хабаровском крае насчитывается более 10 тысяч человек. Нанайцы (прежнее название – гольды) – народ, проживающий в основном в нижнем течении реки Амур.

Слайд 7. Фото. Нанайцы.

Слайд 8. Известные нанайцы.

- Дерсу Узала (1849 – 1908) – охотник, проводник российского ученого и путешественника Владимира Арсеньева в его экспедициях 1902 – 1907 г.г.

- Кола Бельды (1929 – 1993) – эстрадный певец;

- Григорий Ходжер (1929 – 2006) – нанайский писатель, лауреат Государственной премии (1973 г.).

Слайд 9. Негидальцы. Численность их в Хабаровском крае 505 человек (перепись 2002года). Проживают по берегам рек Амгунь и Амур. Делятся на «низовских» и «верховских» негидальцев. Первые жили оседло в бревенчатых домах. Основное занятие – рыболовство. А «верховские» негидальцы охотились, поэтому жили в переносных конических чумах.

Слайд 10. Фото. Негидальцы.

Слайд 11. Нивхи. Самоназвание «нивх» - человек, прежнее название – гиляки. Численность 4673 человека, из них в Хабаровском крае – 2452, остальные проживают на о. Сахалин. На первом месте всегда стояла рыбная ловля. Сырая и вяленая рыба составляла основу традиционной кухни. Важную роль играли охота, собирательство и собаководство.

Слайд 12. Фото. Нивхи.

Слайд 13. Орочи. Численность 915 человек, в Хабаровском крае – 426 человек, остальные  в Приморье. Проживают по берегам рек Тумнин и Амур. Основные занятия – охота, в том числе морская, а также рыболовство. В Татарском проливе ловили нерпу и сивуча. Красиво называют месяцы – «месяц ворона», «месяц прилета орла», «месяц цветов».

Слайд 14. Фото. Орочи.

Слайд 15. Удэгейцы. Численность удэгейцев в Хабаровском крае 613 человек (перепись 2002 г.). Кроме Хабаровского края проживают и в Приморье. Большинство живут в городах и поселках городского типа, ассимилировались с русскими и почти забыли родной язык. Основная религия – шаманизм и анимизм. Верили в родство людей с медведем и тигром. Главное занятие – охота, рыболовство и сбор женьшеня.

Слайд 16. Фото. Удэгейцы.

Слайд 17. Ульчи. Самоназвание ульча – местные жители. Проживают в 9 поселках в нижнем течении Амура (Ульчский район) в количестве 2718 человек. Ульчи вели оседлый образ жизни. Основа экономики – комплексное промысловое хозяйство. Ведущее место занимает рыболовство. В пище преобладала рыба. Основные запасы юколы делали из лосося.

Известные ульчи – А.Л.Вальдю, писатель.

Слайд 18. Фото. Ульчи.

Слайд 19. Эвенки. Прежнее название – тунгусы, «оленьи люди». Живут в России, Китае, Монголии. В России проживают в основном в Якутии, Бурятии, Забайкалье. В Хабаровском крае – 4,5 тысячи. Традиционные занятия – охота и оленеводство, клеточное разведение пушных зверей, промыслы и ремесла. Особое место у эвенков занимает поклонение солнцу, которому они приносили в жертву оленей.

Слайд 20. Фото. Эвенки.

Слайд 21. Выдающиеся эвенки.

- Бомбогор (умер около 1640 г.) – вождь союза эвенкийских племен на Амуре;

- Дегир Николай Константинович (1926 – 1988) – эвенкийский писатель, поэт;

- Чепалова Юлия Анатольевна – российская лыжница, чемпионка Олимпийских игр 1998, 2002, 2006 годов. Отец и личный тренер Юлии – Анатолий Михайлович Чепалов имеет эвенкийские корни.

Слайд 22. Фото Чепаловой Ю.А.

Слайд 23. Кроме лыжного и других традиционных видов спорта у малочисленных народов существуют особые национальные виды спорта. Например, метание топора, прыжки через нарты, тройной национальный прыжок, метание тынзяна (лассо)  на хорей, стрельба из лука, перетягивание каната, перетягивание палки, бег с палкой по пересеченной местности.

Слайд 24. Фото. Прыжки через нарты.

Слайд 25. Фото. Перетягивание палки.

Слайд 26. Фото. Стрельба из лука.

Слайд 27. Фото. Метание топора.

Слайд 28. Фото. Метание тынзяна на хорей.

Слайд 29. Фото. Тройной национальный прыжок.

Слайд 30. Фото. Оленья упряжка. Благодарим за внимание.

2. Презентации учащихся на тему: «Национальные виды спорта».

3. Рефераты и сообщения учащихся на тему: «Национальные виды спорта».

III. Заключительная часть.

Викторина «Этносы нашего края».

Рефлексия.

Второй урок (практический)

Соревнования «Национальные виды спорта»

I. Подготовительная часть (7 мин)

1. Построение, сообщение задач.

 Учитель рассказывает о порядке проведения соревнований.

2. Разминка

Каждый участник соревнований выполняет ОРУ самостоятельно. Разминка проводится на все группы мышц.

3. Жеребьевка.

Жеребьевка проводится перед каждым видом состязаний. Каждый участник выбирает фишку с номером и сообщает свой порядковый номер старта судье соревнований, который заносит данные в протокол.

II. Основная часть (35мин)

Национальное трехборье:

1. Прыжки через нарты

Цель соревнований: перепрыгнуть как можно больше нарт.

Инвентарь и место проведения соревнований.

Основным инвентарем в данном виде соревнований являются макеты нарт. Размеры взрослых нарт: высота – 50 см, ширина вверху – 50 см, ширина у основания – 70 см, длина не менее 1 м.

Для спортсменов младшей группы высота нарты 30 см, ширина вверху – 30 см и ширина у основания – 50 см.

Для спортсменов среднего звена высота нарты – 40 см, ширина вверху – 40 см, ширина у основания – 60 см, длина не менее 1 м.

Если нет спортивного инвентаря, то рекомендуется школьникам 1-4 классов прыгать через набивные мячи, средних классов – через гимнастические скамейки, а старшеклассникам – через стандартные нарты.

Прыжки выполняются на ровной площадке.

Правила соревнований.

В спортзале расставляются 5 или 10 нарт (в зависимости от наличия) строго по прямой линии. Местоположение их отмечается мелом, чтобы было видно, сдвинулись они или нет. Нарты должны быть пронумерованы с боковых сторон. Каждая нарта ставится параллельно друг другу на расстоянии 50см. Участник соревнований  последовательно прыгает через расставленные нарты, отталкиваясь двумя ногами без остановки. Перепрыгнув последнюю нарту, участник выполняет прыжок на 180 градусов и продолжает прыгать в обратном направлении. На поворот дается 5 сек. Прыжки через нарты выполняются участником до первой ошибки.  Окончательный результат участника определяется по количеству перепрыгнутых нарт в лучшей попытке. Каждый участник имеет право на 3 попытки.

Судья прекращает соревнования, если:

- во время преодоления нарт участник сделал остановку между ними;

- нарушил правила 5 секунд на повороте;

- сдвинул нарту с места любой частью тела;

- произвел перенос ног через нарты разведением их в правую или левую сторону;

- коснулся нарт руками;

- после приземления переставил или сдвинул ноги.

В соревновании побеждает тот, кто перепрыгнул через нарты большее количество раз.

2. Тройной национальный прыжок

Цель соревнований: одновременным отталкиванием ног от пола прыгнуть как можно дальше

 Место проведения соревнований.

Соревнования проводятся в спортзале, поэтому длина разбега зависит от длины спортзала. Длина разбега предлагается 20-25 м. Прыжки можно проводить с места.  Обязательно должно быть место отталкивания. На улице вкапывается доска длиной 120-130 см, шириной – 20-25 см. В спортзале местом отталкивания может служить разметка волейбольной площадки. Зона прыжков и приземления: длина – 15-20 метров, ширина коридора – 2 метра.

Правила соревнований.

Прыжки выполняются с места  с одновременным отталкиванием двумя ногами со стартовой линии. Тройной национальный прыжок состоит из трех прыжков, выполняемых последовательно без остановок. Последнее приземление осуществляется на обе ноги. Участник имеет право на три попытки, в зачет идет лучший результат. Результат прыжка определяется путем измерения расстояния от стартовой черты до ближайшей точки соприкосновения стопы после третьего прыжка. Время на подготовку прыжка дается 2 минуты. Участник выходит на выполнение прыжка по жеребьевке и по вызову судьи, и начинает прыжок по его команде «Внимание! Марш!»

Судья прекращает соревнования, если:

- участник выполнил прыжки без команды судьи;

- отталкивание произведено одной ногой;

- при отталкивании сделан заступ (наступил на линию старта);

- наступил на линию двухметрового коридора.

3. Перетягивание палки

Цель соревнований: перетянуть соперника на свою сторону

Инвентарь и место проведения.

Соревнования проводятся в спортзале или рекреации. Для соревнований необходимо два мата, которые укладываются  встык по длине. Для перетягивания берется гимнастическая палка, можно взять черенок от лопаты. Для упора необходима доска или такая же гимнастическая палка.

Правила соревнований.

Участники выбираются равные по силе. Они садятся на маты напротив друг друга, опираясь стопами в доску. В руках держат палку хватом сверху. По команде судьи каждый участник тянет палку на себя. Выигрывает тот, кто приподнимет соперника с места или заставит его отпустить палку. На выполнение дается три попытки.

III. Заключительная часть (3 мин)

Подведение итогов соревнований, определение победителей в личном и командном первенстве.  

Примечание: подсчет очков по национальному трехборью (личное и командное).

За первое место, занятое участником в каждом виде  трехборья дается одно очко, за второе место – два, за третье – три и т.д. За неучастие в соревнованиях по какому-либо виду трехборья участнику дается 2 штрафных очка. Например, стартовало 12 человек + 2 штрафных очка = 17 очков. Участникам, показавшим одинаковый результат, лучшее место дается по результату, показанному в первой попытке и т.д.

     Очки начисляются по наименьшему месту. Например, два участника имеют 5-6 места, им начисляется 5 очков, а участнику,  занявшему 7 место – 7 очков.

     Победителем в  трехборье считается спортсмен, набравший наименьшее количество очков по сумме в трех видах соревнований. В случае равенства очков у двух и более участников по сумме трехборья, лучшее место отдается тому спортсмену, который занял первое место в прыжках через нарты.

     В командном первенстве лучшее место отдается команде, которая имеет меньшую сумму очков, набранных зачетными участниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.Роль национальных видов спорта. 2.Элективные курсы "Национальные виды спорта " 3.Урок по физкультуре.

Элективные курсы «Национальные прыжки» для 9-11 классов. Предметный элективный курс для учащихся 8-10кл.. Пояснительная записка.    Национальные прыжки являются одной из наиболее эффектив...

Учебно – методическое пособие «Коренные малочисленные народы Хабаровского края».

В данном методическом пособии представлены разработки занятий для детей 3-11 классов; для учителей и педагогов дополнительного образования, которые были разработаны к одному из разделов программы «Мир...

Русские национальные виды спорта и игры народов мира

Русские национальные виды спорта и игры народов мира...

Интегрированный урок географии и биологии в 8 классе коррекционной школы 8 вида "Животный мир Австралии"

Интегрированный урок географии и биологии в 8 классе коррекционнойшколы 8 вида формирует представления детей об уникальной природе материка Австралия. С помощью интеграции на уроке образовательных тех...

Формирование межпредметных связей на интегрированных уроках географии и биологии в специальной коррекционной школе – интернат VI вида

 В последнее время изменились цели общего  образования, разрабатываются новые учебные планы, создаются новые концепции образования. Принято второе поколение стандартов, в которых разъ...

План-конспект учебно- тренировочного занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха

В данной работе представлен план-конспект открытого учебно- тренировочного занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха, участника финального этапа XII Всероссийского...


 

Комментарии