Обобщение опыта по теме: «Использование фитболгимнастики и акупрессуры на уроках физической культуры как средство укрепления и сохранения здоровья учащихся специальной медицинской группы»
методическая разработка по физкультуре на тему

Дашкова Елена Валентиновна

 

Работу  над этой темой я начала в 2002 году в должности учителя физической культуры в МОУ «СОШ № 28» г. Мурома. В 2010-2011 учебном году в нашей школе обучается 554 учащихся, что составляет 21 класс – комплект.  В классах обучаются ученики с различными способностями,   не все учащиеся могут заниматься физической культурой из-за состояния своего здоровья, 11 учеников освобождены от уроков физической культуры, что составляет -1,9 %, 11 учащихся занимаются в специальной медицинской группе – 1,9%. Учащиеся,  имеющие отклонения в состоянии здоровья и отнесенные к  специальной медицинской группе требуют к себе особого внимания со стороны учителя физкультуры. Организация уроков физической культуры для учащихся специальной медицинской группы проблематична как для учителя физической культуры, так и общеобразовательного учреждения в целом. Во-первых, специальная медицинская группа делится на две: группа «А» и группа «Б», что стало определяющим при выборе форм занятий по физической культуре. Во-вторых, при организации занятий в специальной медицинской группе детям доступны лишь определенные диапазоны двигательных режимов в сочетании с освоением программного материала по физической культуре. Следовательно, требуется разработка и внедрение индивидуальных программ, адекватных состоянию здоровья. В-третьих, в образовательном учреждении отсутствует организованный врачебно-педагогический контроль с занимающимися физической культурой, который качественно влияет на содержание занятий и программный материал. Учитель физической культуры в силу специфики своей деятельности не всегда может оценить уровень оздоровительного и лечебного воздействия используемых двигательных режимов. Наконец, в-четвертых, в настоящее время в образовательных учреждениях отсутствует оценка динамики прироста здоровья каждого учащегося, не сформирован интерес к адаптированным для него средствам физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_opyt_2.doc778 КБ

Предварительный просмотр:

Город Муром Владимирской области,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28»

Обобщение опыта по теме:

«Использование фитболгимнастики и акупрессуры на уроках физической культуры как средство укрепления и сохранения здоровья учащихся специальной медицинской группы»

                                                   

               

                Из опыта работы

учителя физической культуры,

первой квалификационной категории

Дашковой Елены Валентиновны

                 

                 

                Муром

                                                          2010

Условия возникновения и становления опыта

Работу над этой темой я начала в 2002 году в должности учителя физической культуры в МОУ «СОШ № 28» г. Мурома. В 2010-2011 учебном году в нашей школе обучается 554 учащихся, что составляет 21 класс – комплект.  В классах обучаются ученики с различными способностями,   не все учащиеся могут заниматься физической культурой из-за состояния своего здоровья, 11 учеников освобождены от уроков физической культуры, что составляет -1,9 %, 11 учащихся занимаются в специальной медицинской группе – 1,9%. Учащиеся,  имеющие отклонения в состоянии здоровья и отнесенные к  специальной медицинской группе требуют к себе особого внимания со стороны учителя физкультуры. Организация уроков физической культуры для учащихся специальной медицинской группы проблематична как для учителя физической культуры, так и общеобразовательного учреждения в целом. Во-первых, специальная медицинская группа делится на две: группа «А» и группа «Б», что стало определяющим при выборе форм занятий по физической культуре. Во-вторых, при организации занятий в специальной медицинской группе детям доступны лишь определенные диапазоны двигательных режимов в сочетании с освоением программного материала по физической культуре. Следовательно, требуется разработка и внедрение индивидуальных программ, адекватных состоянию здоровья. В-третьих, в образовательном учреждении отсутствует организованный врачебно-педагогический контроль с занимающимися физической культурой, который качественно влияет на содержание занятий и программный материал. Учитель физической культуры в силу специфики своей деятельности не всегда может оценить уровень оздоровительного и лечебного воздействия используемых двигательных режимов. Наконец, в-четвертых, в настоящее время в образовательных учреждениях отсутствует оценка динамики прироста здоровья каждого учащегося, не сформирован интерес к адаптированным для него средствам физической культуры.

Всем кто занимается физическим воспитанием молодежи, хорошо известны проблемы работы со школьниками отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе:

Увеличение с каждым годом численности специальных медицинских групп  вследствие ухудшения состояния здоровья детей;

Большая подверженность стрессовым состояниям школьников специальной медицинской группы, чем  здоровых детей;

Наличие подгрупп, различных по заболеваниям;

Частые пропуски занятий из-за болезни.

Все это заставило меня более внимательно посмотреть на процесс физического воспитания школьников специальной медицинской группы.

В последние десятилетия актуальной проблемой физического воспитания в школе остается поиск нетрадиционных средств и методов построения и проведения занятий. Для улучшения положения необходима грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям использующего оздоровительные технологии.

Система моей работы складывалась в процессе поиска способов преодоления противоречия между необходимостью гармоничного физического развития школьников и острым дефицитом учебного времени.

Учащиеся специальной медицинской группы не могли заниматься  физической культурой в спортивном зале из-за его постоянной занятости. Поэтому занятия,  сначала проводились в обычном классе, где кроме суставной гимнастики и массажа  ничего провести было невозможно.

Вот здесь- то и  началось воплощение идеи использования нетрадиционных средств оздоровительной  направленности  с применением музыки, что постепенно способствовало изменению отношения у школьников  специальной медицинской группы к занятиям физической культурой.

В вариативную часть программы по физической культуре включена фитболгимнастика,  что продиктовано большим интересом учащихся к этому виду деятельности.

В 2004 учебном году совместными усилиями администрации школы, учителей  физической культуры и родителей удалось оборудовать зал, предназначенный для занятий оздоровительной физической культурой.  С помощью родителей сделано универсальное нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной  затрате времени: дорожки разной ширины, шнуры и дуги для подлезания, дорожка «следы», бруски, тренажеры для профилактики плоскостопия, массажеры. Занятия теперь проводятся в просторном светлом зале, с ковровым покрытием,  оснащенным спортивным оборудованием и инвентарем, а при хороших погодных условиях на спортивной площадке. После первого года внедрения в учебный процесс фитболгимнастики,  дыхательной гимнастики с элементами акупрессуры   я стала проводить диагностику уровня физической подготовленности по тестам (приложение № 1) и  оценку состояния здоровья (приложение № 2), тестируя учащихся 2 раза в год: октябрь и май. Применяя фитболгимнастику и элементы акупрессуры на занятиях в специальной медицинской группе учащиеся стали реже болеть,  у них улучшились показатели в состоянии здоровья. Это заинтересовало меня, и я стала отслеживать динамику показателей здоровья  и  вносить  коррективы в программу по физической культуре для учащихся 1-11 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, под редакцией А.П. Матвеева, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина.

Решить задачу применения нетрадиционных средств оздоровительной направленности на занятиях физической культурой со школьниками, имеющими отклонения в состоянии  здоровья стало возможным благодаря:

Функционированию на базе школы специальной медицинской группы;

Оснащению спортивного зала в МОУ «СОШ№28»;

Наличию спортинвентаря для занятий (персональные диски здоровья, гимнастические коврики, обручи, скакалки, ребристые дощечки, фитболмячи), что  позволило активно применять оздоровительные технологии в сочетании с музыкой или в игровой форме.

Поиск решения данной проблемы привел  меня к необходимости осмыслить собственный педагогический опыт.  Этим и обусловлен выбор  темы моего опыта.

Актуальность и перспективность опыта.

На современном этапе развития  школьного физкультурного образования многими  исследователями - В.И.Лях, Л.Б.Кофман, Г.Б.Мейксон, Л.Е.Любомирский, Е.Н.Литвинова, показана важность научного  обоснования вариативного компонента программы по физическому воспитанию. Однако должного отражения в научно - методических  изданиях, исследованиях по возможности использования в вариативной  части программы комплексов фитболгимнастики, элементов акупрессуры, места их в уроках физической  культуры и рациональной последовательности их освоения при планировании педагогического  процесса  физического воспитания в школе нет.

Таким образом, обнаруживается противоречие  между необходимостью повышать интерес у школьников к урокам физкультуры, создавать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность на уроке, способствовать комплексному развитию двигательных качеств и недостаточной технологической проработкой методических комплексов по фитболгимнастике, дыхательной гимнастике с элементами акупрессуры.

Основной задачей школьных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. Одним из перспективных направлений  повышения  эффективности  процесса физического  воспитания школьников специальной медицинской группы является применение оздоровительных технологий. Повышение эффективности процесса физического воспитания школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, обеспечивается реализацией содержания модели оздоровительных  технологий, которые направлены на улучшение качества физического воспитания и включают  сочетание интеллектуальной и двигательной деятельности как фактор здоровьесбережения обучающихся. Для повышения  эффективности  процесса физического воспитания у школьников специальной медицинской группы была  проведена диагностика  физического состояния здоровья. В результате проведенного  исследования по данным анализа медицинских карт получены следующие данные: у 13% выявлены заболевания глаз, 12% - заболевания  опорно – двигательного аппарата, 8% - заболевания дыхательной системы, 7% заболевания  желудочно  - кишечного тракта, 5% -заболевания эндокринной системы. Анализ полученных данных доказывает, что учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья нуждаются в дополнительных формах физкультурно - оздоровительной работы, направленной на укрепление здоровья. Недостаточное  количество федеральных директивных документов по данному вопросу еще больше затрудняет эту работу. Проблема в том, что общепринятая система физического воспитания и многие другие авторские программы:

- не учитывают конкретных  условий учебных учреждений;

- не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их  индивидуальными  особенностями и уровнем здоровья.

Для решения данной проблемы мною была скорректирована и апробирована программа  по физической культуре  для учащихся  СМГ 1-11 классов общеобразовательных учреждений, под  редакцией А.П. Матвеева, Л.В. Каверкиной. Программой определены основные направления практической деятельности  по оздоровлению детей, одним из которых является использование фитболгимнастики и акупрессуры на занятиях в специальной медицинской группе.

  Эта программа позволяет ввести инновации на уроках физической культуры, внедрять нетрадиционные виды гимнастики, использовать нестандартный инвентарь. Основу программы составляют упражнения фитболгимнастики, дыхательной гимнастики  Стрельниковой в сочетании с элементами точечного массажа и релаксацией. В настоящее время существует большое количество  нетрадиционных средств    оздоровительной культуры: гимнастика йогов, парадоксальная дыхательная гимнастика, хатка - йога, фитболгимнастика, каланетика, стретчинг. В каждой из них есть  свое рациональное зерно. Но все они достаточно сложны для освоения школьниками. Поэтому моей задачей было подобрать и внедрить те  нетрадиционные средства оздоровительной направленности, которые были бы максимально просты и не требовали особых усилий – специальной одежды, инвентаря, а также вызывали у школьников интерес и имели максимально выраженный оздоровительный эффект.

Мячи большого размера  –  футболы появились сравнительно недавно. Фитбол в переводе с английского означает мяч для опоры, который используется в оздоровительных целях. Программы   по  фитболгимнастике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся   и вызывают  большой интерес у детей. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращения и  микродинамика   в межпозвонковых  дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба. Упражнения фитболгимнастики тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений.  Цель комплексов массажа и дыхательной гимнастики заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в  том, что они сами могут  помочь себе улучшить свое самочувствие.

        Актуальность и перспективность представленного опыта в том, что применение фитболгимнастики  и акупрессуры на уроках физической культуры – это  перспективная форма проведения занятий и является на практике методическим пособием для работы в данном направлении с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в  поиске нетрадиционных средств и методов  оздоровительной направленности,  которые могут оказать влияние на здоровье учащихся и создание условий преподавания, которые позволят не только сохранить здоровье  в процессе обучения, но и помогут раскрыть детям свои потенциальные способности.

Новизна опыта

Новизна опыта обусловлена  тем, что  разработан методический подход к использованию нетрадиционных средств оздоровительной направленности на уроках физической культуры со школьниками,  отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Нововведения в содержательном аспекте опыта связаны с разработкой системы уроков с использованием фитболгимнастики и акупрессуры на занятиях  физической культуры с учащимися специальной  медицинской группы.

Теоретическая база опыта.

За последние годы накоплен  достаточно обширный теоретический и практический материал по обеспечению здоровья школьников в образовательном  процессе на уроке.

Методическим  основанием опыта явились ключевые положения следующих теоретических концепций: сохранение и укрепление состояния здоровья средствами физического воспитания (А.Г. Сухарев, Л.М. Лебедева).

  Изучив научно – методическую литературу выяснила, что оздоровительная гимнастика зародилась в Древнем  Китае. Это упоминается в книге « Кунг-Фу». Во многом общество обязано создателю  « шведской  гимнастической системы» Петру Генриху Лингу  (1776-1839гг). Убедившись на собственном опыте, он разработал  методику оздоровительного массажа. В последние годы интерес к массажу растет, открываются новые школы массажа. Сейчас пользуются популярностью массажные системы А.В. Сироткиной и Г.Р. Ткачевой.  Нестор  Максимович Амбодин  – Максимович писал : старайтесь, чтобы ни один день не был без телодвижения.   Тело без движения  подобно стоячей воде, которая портится и гниет. Для сохранения и укрепления здоровья Матвей Яковлевич Мудров  рекомендовал  использовать водолечение, гимнастику и  массаж.

В опыте использованы идеи Т.С. Казаковцевой, Т.Л. Косолаповой. Они считают, что основная функция здоровья заключается в обеспечении достаточного уровня жизнедеятельности человека, проявляясь в его биологической и социальной активности в различные возрастные периоды жизни. В данном направлении работают многие ученые Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова, Ю.Л. Варламов, В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, К.К. Смирнов, И.Ю Глинянова, Т.А. Солдатова.

При организации здоровьесберегающего образовательного процесса, по мнению М.В. Антроповой необходимо уделять большое внимание трем основным группам факторов, влияющих на  степень работоспособности учащихся: факторам физиологического характера (пол,  возраст, состояние здоровья), физического характера  (освещение помещения, температура воздуха, шум и т.д), психического характера (самочувствие, настроение, порицание, поощрение).

 Такие авторы как  М.В. Антропова, Г.В. Бородкина ,  Л.В. Кузнецова, освещают здоровьесберегающие идеи в аспекте дифференцированного подхода к обучению. На основании изучения функционально значимых признаков, проявляемых учениками, ученые пришли к выводу о целесообразности группировки учащихся по направлениям индивидуально- дифференцированного обучения. Ученые В.Ф. Лахтман, Н.К. Смирнов считают, что кроме стремления защитить школьников от воздействия негативных факторов образовательного процесса, необходимо  последовательно и планомерно обучать их ведению здорового образа жизни, воспитывать у них культуру здоровья. Причем делать это не в традиционных формах проведения большинства уроков, а в режиме  активных методов обучения, с использованием  игр, тренингов, анализом  реальных жизненных ситуаций.

Опираясь на опыт таких известных ученых как  Вайс Ж.М., Шавелли М., Бреслав  Г.Э., доказано что цветотерапия  оказывает положительное влияние, как на  психоэмоциональное состояние человека, так и на лечение различных заболеваний.

Знание «азбуки цвета» - «лекарство» для внутреннего потенциала и развития внутренних ресурсов человека. Голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Этот цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении. Розовый тонизирует при подавленном настроении, а жёлтый цвет – цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия.

На занятиях в специальной медицинской группе, по мнению А.А. Полозова  для достижения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо придерживаться ряда правил:

Начинать следующее занятие на фоне полного восстановления, характеризующегося повышенной работоспособностью.

Оптимальный интервал между занятиями должен быть таким, чтобы  каждая последующая нагрузка выполнялась  при более благоприятном состоянии организма.

Ведущую роль в укреплении психического здоровья и снятия  психического напряжения придается введению в учебный процесс специальных  релаксационных  упражнений и медитативных поз.

В настоящее время существует ряд авторских программ, рекомендованных для занятий физической культурой с учащимися специальной медицинской группы(под редакцией А.П. Матвеева, Л.В. Каверкиной,Т.В Петровой, под редакцией  Т.В. Дареевой, Н.В. Коноваловой, под редакцией Краснослобцевой Л.И. и другие). Анализ программ по физическому воспитанию показал, что каждая программа отражает, прежде всего, социальный заказ того времени, к которому она относится. Но при этом содержание большинства программ  не учитывает широкие возможности физической культуры в деле всестороннего гармоничного развития личности и укрепления здоровья подрастающего поколения. К сожалению, как показывает практика, далеко не всегда заявленные программы были реализованы в полной мере. В программе по физической культуре для учащихся 5-7 классов специальной медицинской группы под редакцией Л.И. Краснослобцевой учебный материал распределен по годам обучения  без учета способностей  обучающихся,  а также  уровня заболеваемости учащихся. Л.И.  Краснослобцева рекомендует применять в подготовительной части занятия  строевые упражнения при этом не учитывает  состояние центральной нервной системы, так как школьникам, имеющим заболевания центральной нервной системы противопоказаны  строевые упражнения.

Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов специальной медицинской группы под редакцией А.П. Матвеева, Л.В. Каверкиной, Т.В. Петровой направлена на формирование у школьников мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также знаний, умений, навыков, необходимых для проведения  самостоятельных занятий физическими упражнениями.  Учебный материал распределен по разделам программы: легкая  атлетика,  гимнастика, лыжные гонки, подвижные игры и спортивные игры. Авторы этой программы не учитывают специфику заболеваемости учащегося. Например, школьникам  имеющим заболевание пилонефрит противопоказано заниматься лыжной подготовкой. Поэтому мной были внесены коррективы в образовательную программу для учащихся 1-11 классов специальной медицинской группы по физической культуре под редакцией А.П. Матвеева, Л.В. Каверкиной, Т. В Петровой. 

В программе предусмотрена базовая и вариативная часть. Базовая часть  - это основа Государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Ею должны овладеть все школьники, независимо от того, в каком регионе они живут, каковы их индивидуальные отличия. Освоение базовых основ позволяет удовлетворить потребности в достижении оптимального уровня физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья.

В педагогическом плане базовый компонент необходим для организации развивающего непрерывного обучения. Нельзя, конечно, забывать и того, что базовая физическая культура-это хотя и главная, но только одна составная часть физической культуры.

Другая - вариативная часть обусловлена необходимостью развития индивидуальных и национальных особенностей работы  школ, интересам и запросам учеников.

Традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания   не всегда оказывается достаточными для увеличения функциональных возможностей  организма школьников и  эффективного развития основных двигательных качеств.

Известно, что одним из эффективных средств физического воспитания являются оздоровительные виды гимнастики,  а именно фитболгимнастика, выполняемая под музыкальное сопровождение. Такое сочетание разнохарактерных движений позволяет развивать общую культуру движений школьников, ориентировку в музыкальных ритмах, комплексно воздействовать на двигательные качества. (Т.С. Овчинниковой, А. А. Потапчук). Кроме цветового влияния на организм,  мячи обладают еще и вибрационным воздействием. Авторы практического пособия «Лечебная физкультура и массаж» Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова раскрывают вибрационный эффект фитболгимнастики. Механическая вибрация оказывает специфическое воздействие практически на все органы и системы человека. Недаром один из выдающихся немецких педагогов – философов ХIХ века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений».

 Однако, на мой взгляд, нуждается в дальнейшей разработке  воздействия фитболгимнастики на развитие двигательных способностей  учащихся; изучение аспектов обучения элементам акупрессуры, построенных с учетом разного уровня развития и исходных данных физического состояния каждого учащегося. Данные вопросы в научно-методической литературе освещены недостаточно. В этой связи особую значимость приобретает поиск решений, обеспечивающих результативность обучения школьников, и построение системы обучения с учетом индивидуального дифференцированного подхода,  определение соотношения организованного обучения сложно-координационным видам двигательной деятельности и самостоятельных занятий, а также выделения методов нравственно-волевого развития учащихся и методов мотивации. Актуально стоит вопрос о логичном  и рациональном  внедрении  нетрадиционных  средств, в   проведении  уроков физической культуры, каждый из которых  должен  нести  разнообразный  характер на основе  определенной тематики  занятий. Одним  из путей решения  данного вопроса  является  рациональное применение  нетрадиционных средств  физической активности. В частности  фитболгимнастика,  которая вносит новизну и разнообразие в двигательную  деятельность учащихся на основе сочетания физических упражнений с  музыкальным сопровождением и разнообразным применением предметов.

                                             Технология опыта

Цель педагогической деятельности – организовать физическое воспитание с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья  к специальной медицинской группе таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему  использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышение его уровня.

С учетом цели  были поставлены следующие задачи: 

- разработать содержание вариативной части программы в виде комплексов фитболгимнастики  их применения на уроках физической культуры в СМГ;

-  выявить  эффективность использования  комплексов фитболгимнастики и дыхательной гимнастики с элементами акупрессуры по показателям  физической нагрузки на учащихся;

- формировать у обучающихся знания о физкультурной деятельности, о бережном отношении к своему здоровью;

-  использовать средства физической  культуры в организации  здорового образа жизни;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии его с индивидуальными особенностями;

- диагностика и предупреждение проблем развития личности ребенка;

- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

Преподавание физической  культуры  с  учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе осуществляется по программе скорректированной мной на основе программы по физической культуре  для учащихся СМГ 1-11 классов общеобразовательных учреждений А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина,   которая утверждена на методическом совете центра работы с педагогическими кадрами, включающей большой объем нетрадиционных средств оздоровительной физкультуры. Продолжительность каждого занятия составляет 45 минут.

Для  реализации программы  необходимо было внести коррективы в школьный раздел программы (исходя из методических рекомендаций по состоянию здоровья учащихся).

Были исключены из раздела гимнастики:

Лазание по канату

Прыжки через козла и коня

Упражнения на перекладине

Также были внесены изменения в раздел лыжной подготовки. При низком температурном режиме уроки лыжной подготовки заменить фитболгимнастикой. Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера:

Дыхательная и суставная гимнастика (приложение3)

Релаксация (приложение4)

Фитболгимнастика(приложение5)

Точечный массаж(приложение6)

  В основу оздоровительной физической культуры была включена парадоксальная дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой в сочетании с элементами акупрессуры, самомассажа  и фитболгимнастики.

Суть парадоксальной гимнастики в активном направленном коротком вдохе, который  тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох происходит произвольно. Особенностью  этой методики является сочетание дыхательных циклов с движениями тела. По свидетельству самой А.Н. Стрельниковой у дыхательной гимнастики нет противопоказаний. В упражнениях, предложенных А.Н. Стрельниковой,  рекомендуется  вдох выполнять при наклоне вперед, а выдох при выпрямлении. Также в  комплексы упражнений включены элементы акупрессуры.  Точечно- пальцевой метод (акупрессура) оказывает воздействие через активные точки.  Так, через  воздействие на активные зоны ступни, можно подключиться к любому органу человеческого организма,  стимулировать или тормозить его деятельность. Воздействие на активные зоны коленного сустава способствует повышению сопротивляемости организма к вирусным и аллергическим заболеваниям, поскольку  раздражение этих зон  приводит к увеличению синтеза интерферона. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы к центральной нервной системе. Нажатие на средний палец  стимулирует мозг, снижает кровяное давление, воздействуя на мизинец можно улучшить сердечную деятельность. С помощью массажа биологически активных точек на ушной раковине можно быстро поднять общий тонус нервной системы, снять утомление, мобилизовать функции систем. 

В процессе работы с учащимися   осуществляю систематический медико-педагогический контроль (приложение №7).

Основной формой обучения учащихся отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе являются 45– ти  минутные уроки,  которые проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня.

Для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, целесообразно обратить внимание на следующие его аспекты:

Гигиенические условия в спортивном зале

Число видов учебной деятельности, используемых учителем (норма 4-7 видов за урок)

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (7-10 мин)

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера  выполняемой работы.

Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе условно делятся на 2 периода:  подготовительный и основной.

Подготовительный период занимает первую четверть. В первой половине четверти я провожу 50% упражнений в исходном состоянии сидя или лежа. В этот период я включаю упражнения на сердечно -  сосудистую и дыхательную систему.

Включаю:

общеразвивающие упражнения,

упражнения корригирующей гимнастики (приложение №8)

массаж биологически активных точек (приложение №9)

упражнения в балансировании и равновесии

элементы подвижных и спортивных игр малой интенсивности

 

В первой четверти  (сентябрь, октябрь) использую точечный массаж комплекс №1 (приложение №10).

Во второй четверти для профилактики простуды использую  точечный массаж комплекс №2 (приложение №10).

Особое внимание уделяю планированию работы в основном  периоде (ноябрь - март).  Необходимо грамотно  с учетом заболеваний подобрать комплексы упражнений (приложение №11).

Длительность обучения  школьников специальной медицинской группы в основном периоде зависит от приспособляемости организма учащихся переносить нагрузки, от состояния здоровья, пластичности и подвижности нервной системы. Этот этап предшествует переводу школьника в подготовительную группу здоровья. В содержание уроков  этого периода постепенно включаю все упражнения, входящие в программу по физической культуре. На уроках объясняю учащимся, почему то или иное упражнение необходимо выполнить, какие мышцы задействованы. Подбираю 7-10 упражнений для самостоятельного выполнения упражнений в течение 10 минут основной части занятий. Составляю карточку, знакомлю ребенка с ее содержанием, показываю и проговариваю методические указания к каждому упражнению. В  заключительном периоде (апрель – май) я знакомлю учащихся с комплексами упражнений, которые они могут выполнять в летнее каникулярное время.

В водной части урока очень  важен положительный эмоциональный настрой перед уроком (приложение №12).

В начале урока проверяю частоту сердечных сокращений.

Физкультурные занятия, сохраняя традиционную структуру, провожу в сюжетной (игровой) форме, с применением оздоровительной  физкультуры.

В подготовительной части я применяю:

упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по канату, передвижение по гимнастической стенке);

дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики);

 массаж биологически активных точек ушной раковины.

В основной части я использовала упражнения фитболгимнастики.

В начале основной части целесообразно использовать упражнения в равновесии, на снарядах, элементы легкой атлетики.

Даже малоподвижная игра  вызывает у школьников повышение артериального давления и резкое учащение ЧСС; как правило, показатели ЧСС и артериального давления медленно возвращаются в норму. Поэтому игры на уроке я провожу за 10- 15  минут до окончания урока. После них провожу упражнения для снятия усталости. Затем гимнастику для глаз сидя в позе «Лотоса» (приложение №13).  На занятии использую метод круговой тренировки (приложение №14). Эта гибкая система позволяет на любой станции изменить задание в зависимости от особенностей состояния здоровья.  

Такие игры как пионербол, настольный  теннис, бадминтон, волейбол доставляют детям большое удовольствие и способствуют укреплению здоровья. В спортивные игры  играем по упрощенным правилам. Занятия настольным теннисом и бадминтоном очень полезны для учащихся с ослабленным зрением. Наблюдение за полетом волана или теннисного мяча способствует укреплению глазных мышц, а постоянное  передвижение по площадке развивают ловкость, быстроту, координацию, выносливость.

В заключительной части занятия я использую,  например:

массаж стоп (приложение №15) 

релаксацию

        Прежде  чем приступить к внедрению новых форм физкультурных занятий нашей школой было приобретено  достаточное количество гимнастических мячей – фитболов. Затем мной были разработаны «золотые правила» применения фитболгимнастики. (приложение16)

       Организуя  занятия по фитболгимнастике прежде всего я предоставила детям возможность познакомиться с мячами, поиграть с ними. На следующем этапе я обучала учащихся  правильно  садиться и удерживать равновесие на мяче. Этот этап я провожу отдельно с каждым учащимся, страхуя его сбоку или сзади. Обращаю внимание на то, чтобы  посадка на мяче была правильной, а именно угол между  туловищем и  бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90 градусов, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу.  Продолжительность занятия постепенно увеличиваю от 15-20 до 25-30 минут в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Сначала выполняю комплексы фитболгимнастики в медленном темпе под спокойную музыку, затем темп увеличиваю. Продолжительность прыжков  на мяче на первых занятиях не должна превышать 2- 4 минуты, что связано с большой нагрузкой  на мелкие мышцы спины.

          Оздоровительная работа на физкультурных занятиях по фитболгимнастике с учащимися специальной медицинской группы строится на основных  принципах.

Доступность – подбор  мячей, упражнений и методов  организации занятий в соответствии с возрастом  и возможностями учащихся.

 Рекомендации по подбору мячей для учащихся

Рост учащегося

Диаметр, см

Длина, см

До 140 см

45

65

140- 155 см

55

80

155-175см

65

95

Выше 175 см

75

125

 

     

 Цвет мяча я  выбираю по типу темперамента. Сотрудничая с психологом школы Софронофой Е.В. нами было проведено исследование типа темперамента и эмоционального восприятия цвета учащимися специальной медицинской группы (приложение17)

        Опираясь на результаты исследования и рекомендации психолога  для холерика  рекомендую использовать мячи теплого цвета, для флегматика – мячи зеленого цвета, для сангвиника – желтые и красные цвета,

для  меланхолика я даю мячи синего или  фиолетового цвета.

 Кроме того цвет мяча  вызывает оздоровительный эффект. Красный цвет повышает жизненную энергию и иммунитет, а оранжевый цвет положительно влияет на работу почек и гормональный баланс, создает чувство комфорта и покоя.

      Постепенность – выполнение упражнения от простого к сложному.

       Повторяемость и систематичность – 2 раза в неделю.

Изучив особенности основной гимнастики как  общеразвивающего вида и рекомендации ряда авторов  можно  выделить характерные особенности фитболгимнастики:

Чередование различных музыкальных темпов (от 48-50 до 120-130 и 150-170 ударов в минуту) с многократным повторением одного и того же движения (от 4-8 до 32 раз).

Фронтальный метод работы на занятиях, где моторная плотность составляет 70% и выше, когда занимающиеся не ждут своей очереди, чтобы выполнить упражнения;

Возможность конструировать движения и композиции, т.е. присутствуют элементы творчества;

Стилизация движений, соответствующих требованиям времени;

Использование на занятиях современной ритмичной музыки, что способствует повышению эмоционального состояния занимающихся;

Обучение упражнению идет в основном через показ, благодаря чему не тратится время на объяснение и разучивания упражнений.

Обучение элементам  фитболгимнастики  проходит во  второй и третьей  четверти.   Содержание занятий  фитболгимнастикой определенно методикой обучения, включены  упражнения  направленные на формирование базовых движений и комплексное развитие двигательных способностей. (приложение18)

Каждое разучиваемое   движение базируется на предыдущем двигательном опыте школьника:

1. Ознакомление с разделом  в целом посредством использования методов слова и демонстрации.

2. Первоначальное разучивание наиболее простых упражнений посредством их вычленения из сложного комплекса специальных действий и движений, характерных для  изучаемого.

3. Углубленное разучивание простых специальных движений, доведение их до уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций.

4. Закрепление простых комбинационных действий и движений специально направленного характера с использованием методов частичного регламентированного упражнения

5. Совершенствование основных базовых шагов, с использованием игрового и соревновательного методов.

6. Короткий комплекс движений направлен на постепенный переход от высокоинтенсивной работы к упражнениям силового характера с низким темпом и значительной напряженностью;

 Комплекс силовых упражнений, продолжительностью 10-15 мин., для мышц туловища, плечевого и тазового пояса, ног, способствующие укреплению мышечного корсета и утилизации мышцами глюкозы. При этом используются упражнения в перемещениях собственного тела и с дополнительными отягощениями (гантелями, амортизаторами и т.п.).

Создавая условия для самостоятельного приобретения  учащимся двигательного опыта, озадачивая школьников  необходимостью познания, новизной действий и предметно-развивающей среды мы включили в занятия специальные игры на развитие двигательного творчества и психических процессов. Очень полезны  школьникам  игры: «Встань правильно», « Воротца», «Запомни мелодию» .

Музыкальное сопровождение имеет огромное значение  на уроках. Уже доказано, что музыка - это лекарство. Первым, кто научно объяснил  лечебный  эффект  музыки, был Пифагор. Древнегреческий  ученый обнаружил, что она  подчиняется  высшему, с точки зрения, закону – математике. А значит, восстанавливает в  организме гармонию. Музыка  влияет на системы дыхания и кровообращения  устраняет усталость и бодрит. Музыкальные произведения  подбирались с учетом возраста учащихся, а именно, современная  музыка  различной направленности  с четко выраженным ритмом,  исполняющаяся  непрерывно. При подборе  музыкального  сопровождения  учитывалась  специфика  выполняемых  упражнений. Фитболгимнастика сопровождается веселой, ритмичной музыкой, которая является  неотъемлемой  частью занятий, она же позволяет не замечать утомление, превращает   нагрузку в радость, а сами занятия – в танцевальную игру. При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления рекомендуется использовать специальную музыку, тематически связанную с сюжетом,  для релаксации в сочетании с естественными природными звуками (например, в комплексе «Морское царство» применяются музыкальные композиции «Океан», «Песнь кита», «Морские мелодии» и др.).

Обязательным в своей работе с детьми СМГ я считаю постоянный мониторинг состояния здоровья учащихся, уровня развития их физических качеств и показателей физической работоспособности. Руководствуюсь при этом рекомендациями противопоказаний и ограничений при сдаче контрольных тестов. Соответствующие показатели фиксируются в рабочих журналах, накапливаются и затем  анализируются. Тестирование учащихся провожу в октябре  и в мае, для второго и последующих лет обучения – в сентябре, декабре и апреле.

В дальнейшем на основе полученных данных я корректирую учебные планы, способы организации учебных занятий, содержание и характер  индивидуальных заданий учащихся.

   Оценивание физической подготовленности учащихся специальных медицинских групп осуществляется на основе требований «Программы по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальным медицинским группам» (авторы-составители: А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина, 2004 г.) и в соответствии с Государственным стандартом содержания образования по физической культуре.

В своей работе учителям физической культуры, занимающимся с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья к СМГ, необходимо руководствоваться Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

Критериями оценки по физической культуре являются качественные и количественные показатели.
      
Качественные показатели успеваемости — это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности. 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СПЕЦМЕДГРУППЫ

1–4-й классы

Теория: правила поведения в спортзале и на улице; правильное дыхание при ходьбе, беге; формирование правильной осанки, двигательный режим.

Практика: челночный бег 3 х 10 м с кубиками; оценка выполнения поворотов на месте; бег в медленном темпе с переходом на ходьбу, 10, 15, 20, 45 секунд бега, 30 секунд ходьбы; общефизическая подготовка (ОФП); метание мяча в цель с расстояния 6 метров.

Выявление по показаниям частоты сердечных сокращений (ЧСС) реакцию организма школьников на физическую нагрузку. Обучение и контрольное выполнение подсчета ЧСС за 10 секунд; прыжки в длину с места; упражнения с мячом: ведение при ходьбе, перебрасывание мяча друг другу, метание мяча на дальность. Например: бросок мяча в цель на точность (количество попаданий из 10 бросков), 5 раз – оценка «5», 4 раза – «4», 3 раза – «3», менее 3 раз – «2»; метание мяча 150 г – мальчики: 20 м – «5», 15 м – «4», 12 м – «3», 10 м – «2»; девочки: 15 м – «5», 12 м – «4», 9 м – «3», менее 9 м – «2».

Специальные упражнения – проверка выполнения домашнего задания. Упражнения для развития гибкости, силы, равновесия, брюшного пресса определяет сам учитель в зависимости от диагноза заболевания.

Техника низкого и высокого старта. Лыжи: оценка спуска со склона в низкой стойке, в средней стойке; подъем «лесенкой» и «полуелочкой»; оценка прохождения дистанции 500 м попеременным 2-шажным ходом.

5–9-й классы. Теория: значение физической культуры для развития организма; правильное оформление дневника самоконтроля; личная и общественная гигиена; составление комплекса утренней гигиенической гимнастики; инструкторская и судейская практика; врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом.

Практика: выполнение физических упражнений, направленных на коррекцию заболевания; подсчет ЧСС по частоте пульса и количеству дыханий в 1 минуту; выполнение контрольных нормативов с учетом противопоказаний; правильное выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку. В первую очередь при выставлении оценок рассматривается посещаемость занятий.

Аттестация производится по следующим темам: «Гимнастика», «Основные движения руками, ногами, туловищем», «Танцевальные шаги», «Акробатические элементы», «Равновесие», «Опорные прыжки», «Упражнения на гимнастиче¬ских снарядах и со снарядами»,

В легкой атлетике оцениваются умение демонстрировать технику бега на короткие, средние дистанции, способы метания гранаты, мяча на дальность и в цель, в движущуюся цель, толкание ядра, прыжки в высоту и длину.

Из раздела лыжной подготовки – умение показать технику владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при передвижении; Спортивные и подвижные игры. Элементы спортивных и подвижных игр; составление комплекса упражнений, направленных на коррекцию заболевания. Например, бросок малого мяча в цель на точность (количество попаданий): 6 раз из 10 – оценка «5», 5 раз – «4», 4 раза – «3», 3 раза – «2» (как юноши, так и девушки).

10–11-й класс. При выставлении итоговой оценки в первую очередь рассматривается посещаемость занятий.

Теория: значение и методы воспитания физических качеств:

силы;

выносливости;

гибкости;

ловкости;

быстроты (по четвертям, полугодиям).

Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Оздоровительное и прикладное значение гимнастики, спортивных игр. Организация соревнований по волейболу и другим играм, умение подсчитать ЧСС по частоте пульса и количеству дыханий за 1 минуту, современные проблемы теории и практики физической культуры, составление и обоснование комплекса утренней гигиенической гимнастики, оздоровительное значение туризма.

Практика: показать элементы игры в баскетбол, волейбол и другие виды спорта, выполнить 8 упражнений на силу; лыжи: выполнить одновременный и попеременный 2-шажный ход, поворот кругом, переступание, подъем «елочкой», спуск в основной стойке с небольшого склона; выполнить 8 физических упражнений на укрепление мышц брюшного пресса, 4 упражнения на улучшение кровообращения в органах брюшной полости, выполнить контрольные нормативы с учетом противопоказаний. Дневник самоконтроля; показать 8 физических упражнений на расслабление; составить комплекс при заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистой системы.

Например, поднимание туловища (руки за голову), поднимание ног из положения лежа (см. нормативы для 5–9-го классов).

Баскетбол: штрафной бросок мяча в корзину (количество попаданий из 10 бросков), юноши: 6 раз – оценка «5», 5 раз – «4», 4 раза – «3», менее 3 раз – «2»; девушки: 5 раз – «5», 4 раза – «4», 3 раза – «3», менее 3 раз – «2».

     Количественные показатели успеваемости — это сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся обычно из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных; выносливости, гибкости и их сочетаний (силовой выносливости, скоростно-силовых качеств и т. п.).
      Эти показатели определяются результатами развития физических качеств.

В  соответствии с  письмом Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) на занятиях физической культуры»,  в первую очередь я оцениваю их успехи в приобретении навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.

При выставлении текущей отметки обучающимся в СМГ соблюдаю особый такт, стараюсь уделять ученику максимальное внимание, не унижать его достоинство, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его занятия физической культурой и в дальнейшем.

Педагогические принципы  и технологии.

В основе моей педагогической деятельности лежат принципы личностно-ориентированного обучения,  позволяющие диагностировать и развивать индивидуальные физические данные ребенка, дифференцированно подходить к отбору физических упражнений и дозировать физическую нагрузку каждого ребенка.

Ведущий принцип в моей работе – дифференцированный подход, дозировка нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. На практике он реализуется следующим образом:

построение не по росту, а по степени физической подготовленности;

индивидуальные разминочные упражнения в зависимости от характера     заболеваемости и самочувствия;

при проведении спортивных и подвижных игр – замена через каждые 2 мин.;

подсчет пульса на каждом занятии (учащиеся, у которых ЧСС выше 80 уд./мин, становятся на левый фланг).

Стараюсь, чтобы мои занятия были уроками радости.  Наполняю содержание урока так, чтобы последующий не был похож на предыдущий, но метод комплексного развития обязательно использую. Учащимся нравиться выполнять задания в форме игрового метода, только замена ведущих или род деятельности меняю через 2 минуты.

Регулярные, без напряжения занятия физической культурой в небольшом объеме, систематическое осуществление  контроля уровня физической подготовленности учащихся позволяют мне уже через полтора-два месяца увидеть отрадные перемены в физическом состоянии детей и их общем самочувствии.

Результативность.

Практическая работа по применению фитболгимнастики  и акупрессуры на занятиях физической культурой со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья  к специальной медицинской группе позволяет сделать следующие выводы:

Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми,  родителями, сотрудничество с медицинскими работниками и психологом , а также при наличии программно – методической  и материальной базы. Нетрадиционное применение средств оздоровительной направленности с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам:

происходит укрепление опорно -  двигательного аппарата;

совершенствуется сердечно  -  сосудистая и дыхательная системы;

развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;

улучшаются процессы саморегуляции и контроля;

сократились простудные заболевания;

сократилось число пропусков уроков по болезни;

наблюдается улучшение состояния здоровья школьников.

Для большей наглядности полученные результаты можно представить графически (приложение19)

Анализ показателей деятельности свидетельствует о положительной динамике состояния здоровья учащихся и повышению мотивации обучения.

Составляя и анализируя усилия, направленные на здоровье детей, мы получили следующую картину. На начало 2010/2011 учебного года из специальной медицинской группы в подготовительную были переведены  Черненко Александр 11А, Веселов Александр 7В, Копьева Евгения 11А, Ангельская Ирина11А.

Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется  самооценка школьников: ребенок оценивает свое «я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи  с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость. Также наблюдается повышение успеваемости школьников, как на уроках физического воспитания, так и по остальным предметам, возрастает адаптивная способность учащихся к воздействию окружающей среды.

ИТОГО: за четыре года   переведено из специальной медицинской группы в подготовительную группу – 29 учащихся с 5 по 11 классы; переведено из специальной медицинской группы в основную группу и сняты с “Д” учета детской поликлиники –9 учащихся с 5 по 11 классы.

Всего оздоровлено - 69 учащихся. С каждым годом количество учащихся, занимающихся в спецгруппе сокращается. Все учащиеся имеют положительные оценки, успеваемость составляет 100%

Анализируя  опыт своей работы, я могу сделать вывод, что система работы в специальной медицинской группе является оптимальной в условиях  школы, благоприятно влияет на личность учащихся и дает стабильно положительные результаты. По мнению  родителей и учителей у детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья выравнивается поведение в семье и школе. Выпускники школы успешно социализируются в жизни. Они отличаются сформированными положительными личностными качествами: целеустремленностью, способностью самостоятельно мыслить и принимать решения, силой воли, умением преодолевать трудности, ответственностью, уважением к окружающим. Все имеют четкие жизненные цели и успешно продолжают обучение в различных учебных заведениях.

Резюмируя, следует отметить перспективность продолжения работы в данном направлении, а именно: всё больше объединяя действия учителей физической культуры, медиков, родителей и преподавателей других учебных дисциплин для укрепления здоровья школьников.

VII. Адресная направленность опыта.

Описанный опыт может быть адресован учителям физической культуры, классным руководителям, студентам педагогических институтов  и всем, кто следит за своим здоровьем, здоровьем своих детей и  их уровнем физического развития.

VIII. Приложения

Диагностика уровня физической подготовленности

Оценка состояния здоровья

Дыхательная гимнастика

релаксация

Комплексы упражнений фитболгимнастики

Точечный массаж под рифмовку

Медико- педагогический контроль

Корригирующая гимнастика

Массаж биологически активных точек

Точечный массаж и дыхательная гимнастика

Комплексы упражнений для профилактики заболеваний

Комплекс положительного эмоционального настроя перед уроком

Комплекс упражнений для профилактики заболевания глаз

Круговая тренировка

Массаж стоп

 «Золотые правила» фитболгимнастики

Исследование учащихся по типу темперамента

Методика проведения занятий фитболгимнастикой

Результативность применения фитболгимнастики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование третьего часа по физической культуре для детей,отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.

Календарно – тематическое планирование по физкультуре для учащихся СМГ группы А 5 классов (34 часа)Выполнила: учитель физкультуры ГБОУ школа-интернат №7 Колесникова О.Н....

Учебно-методическое обеспечение уроков физической культуры для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

Учебно-методическое обеспечение уроков  физической культуры для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе...

Методическая разработка урока " Использование элементов фитнес-аэробики и стрейчинга на уроках физической культуры как средство укрепления и сохранения здоровья учащихся"

Данная разработка представляет собой конспект  урока физкультуры с применением элементов фитнес-аэробики и стрейчинга, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическ...

Проект по физической культуре "Физическая культура, как средство укрепления и сохранения здоровья школьников"

Материал показывает основные этапы проекта, что важно для творчески работающих учителей....

"Физическая культура как средство укрепления и сохранения здоровья школьников"

социальный проект для учащихся средней и старшей школы...