Формирование нравственных и физических качеств школьника через искусство танца
методическая разработка по физкультуре (5 класс) по теме

Васильева Тамара Александровна

В методической разработке раскрывюется методы  активного обучения учащихся в музыкально-ритмической деятельности и танце.  Приёмы формирования нравственных, физических каченств обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Васильева Тамара Александровна. Руководитель хореографического коллектива МБОУ СОШ №7 г Охи Сахалинской области

     (Из опыта работы руководителя  школьного хореографического коллектива «Вдохновение»)

             Хореография самобытный вид творческой деятельности, подчинённый закономерностям развития культуры общества. Танец - это отражение этических норм, уклада жизни, людей  различной национальной принадлежности. Тех ценностных основ, которые формировались на протяжении многих столетий у того или другого народа. Связь музыки и жеста органична для природы человека, тем более ребёнка. Одна из задач хореографии музыкально пластическое воспитание. Умение слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринуждённо двигаться в ритме определённой музыки, получать удовольствие от красоты движений - всему этому учит танец.

          Особенностью танца является гармоническое развитие форм тела, без гипертрофии тех или иных мышц.  Система занятий танцем соразмерно развивает фигуру, способствует устранению ряда физических недостатков, вырабатывает правильную и красивую осанку, придаёт внешнему облику собранность, элегантность, формирует внутреннюю культуру учащегося его  нравственные качества.

            Танец органически связан с усвоением норм этики, культуры общения между детьми, обучающимися в паре.  Хореография  учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению. Изучая танцевальные композиции на патриотические темы, например: танцевальная композиция «Письмо из 45-го», танец - «Солдаты», танец «Журавли», ребята узнают героическое прошлое своей Родины, через лейтмотив сюжета танца, выступают перед ветеранами ВОВ и тружениками тыла. Ощущают свою причастность к данной теме. Это формирует патриотические чувства, которые дети раскрывают в движениях сюжетных танцев на военную тематику.

                     Выдержка, вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и которые становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер маленького человека. Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед коллективом одноклассников, умение считаться с их интересами.

           Танец – это одно из средств эстетического воспитания, воспитания творческого начала в ученике. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости своих движений, от умения владеть своим телом. Ребёнка радует точность, красота, пластичность, с которыми он выполняет сложные танцевальные па. Он видит наглядно, что не все его сверстники в классе могут двигаться умело, как он. Они не занимаются танцем. Занимающийся танцем ученик, легко находит контакт, с другими детьми. Он общительный, умеет выстроить линию поведения в классном коллективе. Привыкая в танце к культуре общения, вниманию к партнёрше, мальчики переносят в свою жизненную практику поведения, сформированную привычку. Девочки учатся уважать мнение и ведущую роль партнёра в танце.  Умело подать руку девочке в танце, вести её в исполнении парных движений, формирует у мальчиков уважительное отношение к девочке, будущей женщине, матери. Заложенное в детстве оно становится нравственной нормой в дальнейшей жизни. Сила воспитательного воздействия танца в единстве внешней красоты движений и внутреннего нравственного стержня исполнителя. Танцующий стремится выразить своё настроение, положительные эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё позитивное мировоззрение в танце. Суть воспитательного момента заключается в единстве внешней и внутренней красоты.

            Активным, творческим, пробуждающим в ребёнке художественное начало, является сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, учащиеся не просто пассивно воспринимают красивое движение, они действуют, воспитывают в себе умение преодолевать определённые специфические трудности в проучивании движения это не лёгкий физический труд. Для того чтобы движение получилось правильно и красиво, стало доступным, выученным через мышечные ощущения, надо «попотеть» проявить настойчивость добиться поставленной цели. Эти нравственные качества воспитываются в процессе обучения танцам. Познав красоту движения, ребёнок глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве и в жизни. Художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки нравственных явлений жизни, более сформированными. Танцевальное искусство, давая выход энергии молодёжи, наполняет её бодростью, приносит удовлетворение потребности в празднике, зрелище, игре. Танец даёт возможность содержательно с пользой для здоровья провести свободное время, познакомится, подружиться. Танцуя на семейных праздниках, на школьных вечерах везде танец, несёт людям радость, украшает их жизнь и быт. А привитые в школьные годы с помощью искусства танца, нравственные качества учеников, становятся жизненной позицией основой здорового образа жизни. Нравственное здоровье лежит в основе психического, а следовательно, и общего здоровья человека. Получая нравственные основы в изучении танцевального искусства, учащиеся развиваются, как личности, у которых приоритет нравственности является доминирующей субстанцией человеческих отношений.

г Оха. Сахалинской области

2012-2013 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ»

Дорожка здоровья представляет собой трассу в лесу или лесопарке, удобную для ходьбы и бега с преодолением естественных или искусственных препятствий: канав, поваленных деревьев, специально оборудованн...

«Формирование навыков здорового образа жизни школьников через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, уроков физической культуры в общеобразовательной школе».

«Формирование целостного отношения к физической культуре  в процессе взаимодействия семьи и школы» Тезисы: -  формирование у учащихся, а также их родителей системы ценностей, связанных с ве...

Омское искусство как средство формирования нравственной и духовной культуры школьника

В статье рассказывается об опыте работы  учителя изобразительного искусства Лебедевой Е.Б.на уроках и во внеурочное время....

Духовно- нравственное развитие и воспитание школьников через игру на музыкальных инструментах

Данная методическая разработка направлена на обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью. Влияние музыки на развитие детей через игру на музыкальных инструментах....

«Духовно - нравственное и патриотическое воспитание школьников через исследовательские работы и проекты».

Духовно - нравственное воспитание школьников является основной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа современного образования, что п...

Формирование нравственного и физического здоровья школьников на уроках иностранного языка

Основная цель, которую преследует современное воспитание, - воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровь...

Методическая разработка по физической культуре для развити физических качеств школьников

Использование метода " круговой тренировки" для развития физических качеств школьников...


 

Комментарии

Васильева Тамара Александровна

В методической разработке рассматриваются методы формирования нравственных качеств учащихся через искусство танца

Васильева Тамара Александровна

В методической разработке раскрываются методы формирования нравственных качеств личности школьника.