«Обучение основам тактики на тренировках учебно-тренировочных групп по теннису в спортивной школе».
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Новикова Надежда Фёдоровна

       Выбор тактики в теннисе зависит от физической подготовленности соперников. Теннисист, определяя свою тактику на данную встречу, например частые выходы к сетке и применение ударов с лёта, должен знать, обладает ли он для этого нужной быстротой и выносливостью. Часто соревнования длятся несколько часов, и для применения наступательной тактики с систематическими выходами к сетке должна быть хорошая скоростная выносливость. Если теннисист не обладает такой выносливостью, он, удачно применяя эту тактику в первой партии, потом может устать и легко проиграть соревнование. Чтобы применять такую тактику этому теннисисту нужно развивать скоростную выносливость.

      Составляя тактический план соревнования, теннисист учитывает также физическую подготовленность своего соперника. Например, соперник не обладает достаточной быстротой: тогда следует направлять мячи в различные места площадки, чтобы заставить его играть в быстром темпе. Если соперник техничен, но недостаточно вынослив, надо попытаться утомить его в начале встречи, в первой же партии, даже рискуя проиграть её, в расчете на то, что, устав, он легко проиграет вторую и решающую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nf-1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение основам тактики на тренировках

 учебно-тренировочных групп по теннису

 в спортивной школе».

Автор: Новикова Надежда Фёдоровна,

Спортивная школа г. Алдан,

тренер-преподаватель.

Фундаментальные курсы

 повышения квалификации

 по физической культуре

 и основам безопасности

жизнедеятельности.

     

Эссе по проблеме прослушанного курса.

Содержание.

1.Введение._______________________________________________________________3

2.Основная часть. Обучение основам тактики на тренировках

 учебно-тренировочных групп по теннису в спортивной школе.________________4

3.Заключение.____________________________________________________________7

4.Список использованной литературы.______________________________________8

1.Введение.

          Идея интеллектуализации уроков физической культуры в школе, основной мыслью прошла через выступление Коленецкого Д.Н. на курсах повышения квалификации.

Идея интеллектуализации физического воспитания преследует цель повышения эффективности воздействия на физическую природу человека через более активное включение в этот процесс умственных способностей школьников.

       Поскольку в общеобразовательной школе отсутствует разработанная технология воздействия на интеллектуальную и духовную сферу личности средствами физической культуры, автор предложил реализацию идеи через использование нового подхода к проведению уроков физической культуры с апробацией методики, отдающей приоритет формированию знаний и способствующей осознанию жизненной важности занятий физическими упражнениями.

       При создании методики, автор предложил формирование теоретических информационных  блоков, гармонично вписывающихся в каждый урок с целью обеспечить общее среднее физкультурное образование как базовую основу физической культуры личности.

       Подготовительный этап опыта:

   1. Конкретизация общей цели физкультурного образования, разработка системы задач по этапам обучения, по разделам подготовки, по теоретическим темам.

   2. Разработка содержания каждой программной темы с уточнением объема.

   3. Намечается взаимосвязь и преемственность содержания однородной и смежной тематики по классам.

   4. Структурирование теоретического материала по степени сложности, уровню прикладности, принадлежности к отраслям знаний.

       Этап проведения учебных занятий

   1. Определение количества уроков по годам обучения с практической, теоретической и инструкторско-методической направленности.

   2. В ходе теоретических уроков предъявляются фундаментальные знания (общие вопросы истории, теории и методики физической культуры, физиологии выполнения физических упражнений, психологии физической культуры).

   3. В ходе инструкторско-методических занятий осваиваются знания по методике и организации различных форм занятий физическими упражнениями, методики обучения двигательным действиям, методики развития физических качеств

   4. В ходе практических занятий актуализируются знания об особенностях техники конкретных упражнений, правилах техники безопасности, правилах соблюдения гигиенических норм и т.д.

   5. Активизация мышления и интенсификация деятельности учащихся происходит за счет применения технологии проблемного обучения, что приводит к удовлетворению познавательных потребностей.

   6. Формируется понимание закономерностей функционирования и способы целесообразного воздействия на совершенствование физиологических систем.

   7. Создаются предпосылки к реальной дифференциации обучения на основе полного учета индивидуальных интересов и потребностей в сфере физической культуре.

       Если применить подобную схему для обучения детей в спортивной школе тактическим приёмам и навыкам, основанным на теоретических знаниях по тактике игры в большой теннис, то можно добиться более целенаправленного и сознательного образовательного и одновременно тренировочного процесса.

2.Основная часть. Обучение основам тактики на тренировках

 учебно-тренировочных групп по теннису в спортивной школе.

       В теннисе тактика осуществляется с помощью действий. Последние разделяют на игровые и поведенческие (или действия соревновательного поведения). Они тесно связаны друг с другом и должны выступать в роли взаимных помощников. Самую малую единицу игровых действий составляют одиночные удары и тактические комбинации – связи ударов, объединенные определенным тактическим замыслом. Они в зависимости от направленности могут быть нападающими, контратакующими и защитными. Главные виды игровых действий представлены ниже в виде совокупности тактических компонентов для игроков различных стилей.

       В практике иногда смешивают понятия «тактика игры» и «стиль игры». Поэтому напомним, что стиль игры – это стойкие, сложившиеся способы ее ведения, отличающие одного игрока от другого. Тактика же – это совокупность эффективных способов ведения состязания.

       В стиль игры теннисиста входят круг определенных компонентов тактики, которые он может выполнять с различной степенью эффективности.

       Выделяют три стиля игры теннисистов:

   1. Активный стиль игры заключается в том, что игрок обладающий эффективной подачей, часто применяет выходы к сетке, даже при розыгрыше мяча с отскока старается при первой возможности выйти вперед к сетке. Такие игроки преимущественно высокого роста, как правило, отстают в эффективности ударов с отскока.

   2. Игроки защитного стиля в основном действуют на задней линии. Эти игроки не выделяются эффективной подачей и выходят к сетке редко. Как правило, отставание в эффективности подачи такие теннисисты компенсируют хорошим приемом. Эти теннисисты в основном маленького или среднего роста.

   3. Универсальный игрок одинаково хорошо владеет подачей, ее приемом, ударами с отскока и с лета.

       Владение высокой техникой без хорошо развитого тактического мышления и правильного применения технических приёмов не может привести к достижению высоких спортивных результатов. Чем разнообразнее техника теннисиста, тем шире диапазон его тактики. Нередко встречаются теннисисты, не обладающие достаточно хорошей техникой, но благодаря своему опыту и умению правильно построить тактический план игры они побеждают игроков с более высокой техникой, но не умеющих правильно ее применять.

Возможности любого игрока ограничиваются способностями добиваться победы (потенциалом) и условиями проведения соревнований. Величина соревновательного потенциала теннисиста определяется тремя факторами:

   1. Предрасположенностью спортсмена к последующей деятельности в избранном виде спорта (в частности свойствами, имеющими преимущественно генетическую обусловленность и плохо поддающимися педагогическим воздействиям).

   2. Подготовленностью, которая является результатом изменения состояния спортсмена в ходе физической, технической, тактической и психической подготовки.

   3. Материальной обеспеченностью соревновательной деятельности.

        Применение самых эффективных действий в критических ситуациях обеспечивает высокую вероятность выигрыша в теннисном поединке. Поэтому задачей тренера при подготовке игрока к предстоящим соревнованиям является совершенствование компонента, который игрок в силу своих индивидуальных особенностей способен выполнить эффективней. При выборе тех или иных действий необходимо учитывать, что это должен быть узкий круг наиболее выигрышных действий, которые должны применяться неожиданно и редко. Так, наиболее часто критические ситуации возникают на тайбреках и в решающих сетах. Точный расчет критичности может быть осуществлен только с помощью специально разработанной компьютерной программы.

       Тактикой в теннисе мы называем организацию и характер действий игроков, направленных на достижение победы над соперником. Игровые действия теннисиста и его поведение в соревновательной обстановке неразрывно связаны между собой. Действия теннисиста выражаются в подготовке к ударам и в применении тех или иных ударов по мячу в их различном сочетании, то есть в определённых тактических комбинациях, приёмах и в передвижениях по площадке между ударами.

       Чтобы победить, теннисист, учитывая свои силы, техническую и тактическую подготовленность, а также возможности своего соперника и особенности соревновательной обстановки, организовывает свои действия в соответствии с тактическим планом соревнования. Он решает, какими ударами преимущественно будет пользоваться, в каких сочетаниях, куда их направлять и как вести себя во время соревнования.

       Техника и тактика теннисиста находятся в тесной связи и взаимозависимости.

Отсутствие высокой и разнообразной техники ограничивает тактические возможности теннисиста. В свою очередь, владение высокой техникой без хорошо развитого тактического мышления и правильного применения технических приёмов не может привести к достижению высоких спортивных результатов. Чем разнообразнее техника теннисиста, тем шире диапазон его тактики. Нередко встречаются теннисисты, не обладающие достаточно хорошей техникой, но благодаря своему опыту и умению правильно построить тактический план игры они побеждают игроков с более высокой техникой, но не умеющих правильно ее применять. Последним недостатком страдают многие молодые теннисисты, которых обучают отдельным ударам (как говорится, "набивают" удары), не развивая у них тактического мышления - умения своевременно и разумно применять эти удары.

       Тактика теннисиста определяется целым рядом постоянно действующих факторов. Их можно условно разделить на субъективные, зависящие от игрока, и объективные, зависящие от соперника и внешних условий игры. Все эти факторы связаны между собой и зависят друг от друга.

       К субъективным факторам мы относим технику теннисиста, его морально-волевые качества, физическую подготовленность и степень развития его тактического мышления, то есть умение применять свою технику, учитывая особенности обстановки соревнования.

К объективным факторам мы относим: технику, тактику, морально-волевые качества, физическую подготовленность, степень развития тактического мышления соперника и внешние условия игры. Тактика игры определяется сравнительным анализом и учётом всех вышеуказанных факторов.

       В какой же зависимости находится выбор тактики от техники теннисиста и техники его соперника? Прежде всего теннисист должен точно знать, какими ударами и тактическими приемами он владеет лучше, какими хуже, и так строить свою игру, чтобы чаще применять наиболее эффективные удары. Затем он анализирует технику и тактику своего соперника, определяет недостатки и преимущества его игры и применяет тактику, при которой сопернику приходится чаще производить наиболее слабые удары, не давая ему возможности использовать свои сильные удары. Приведём несколько примеров зависимости выбора тактики от технического арсенала соревнующихся игроков.

       Пример 1. Многие теннисисты придерживаются тактики игры преимущественно у задней линии площадки и не выходят к сетке. Поступают они так потому, что или не владеют выигрышными ударами с лёта, или слабо выполняют подготовительные удары для выхода к сетке. Словом, их техника ограничивает их тактические возможности. Встречаясь с соперниками, которые ведут игру с задней линии, но хорошо владеют ударами с лёта, они часто терпят поражение. Теннисисты, не владеющие игрой у сетки, обычно уделяют большое внимание обводящим ударам.

       Пример 2. Игрок обладает более точным и сильным ударом справа, чем слева. Для того чтобы чаще применять этот удар, он занимает исходную позицию, ожидая мяч в игре не в середине площадки (около её центра - средней метки), а немного левее, то есть он нарочно открывает сопернику правую часть площадки, чтобы тот чаще направлял туда мяч. Это неправильная тактика, но, к сожалению, она имеет довольно широкое распространение.

Игрок не уделяет внимания совершенствованию своего слабого удара слева, у него вырабатывается привычка к "забеганию" под удар справа, поэтому ему приходится тратить много сил на излишнюю беготню по площадке. При встрече с опытным соперником, обладающим быстрым косым ударом справа, такой игрок терпит поражение.

       Пример 3. Теннисист знает, что его соперник лучше, чем он, играет в быстром темпе, зато при медленной игре теряет ритм и уверенность. Значит, нужно строить свою тактику на частом применении мягких ударов. И наоборот, если соперник неловок, не обладает достаточной подвижностью и быстротой реакции, нужно стараться играть в быстром темпе. Однако, чтобы варьировать свою тактику, нужно самому уметь играть в различном темпе.                                                        

3.Заключение.

       Выбор тактики зависит от физической подготовленности соперников. Теннисист, определяя свою тактику на данную встречу, например частые выходы к сетке и применение ударов с лёта, должен знать, обладает ли он для этого нужной быстротой и выносливостью. Часто соревнования длятся несколько часов, и для применения наступательной тактики с систематическими выходами к сетке должна быть хорошая скоростная выносливость. Если теннисист не обладает такой выносливостью, он, удачно применяя эту тактику в первой партии, потом может устать и легко проиграть соревнование. Чтобы применять такую тактику этому теннисисту нужно развивать скоростную выносливость.

      Составляя тактический план соревнования, теннисист учитывает также физическую подготовленность своего соперника. Например, соперник не обладает достаточной быстротой: тогда следует направлять мячи в различные места площадки, чтобы заставить его играть в быстром темпе. Если соперник техничен, но недостаточно вынослив, надо попытаться утомить его в начале встречи, в первой же партии, даже рискуя проиграть её, в расчете на то, что, устав, он легко проиграет вторую и решающую.

4. Список использованной литературы.

1.Белиц-Гейман С. П. Анализ и оценка соревновательной деятельности теннисиста // Теннис: Сборник. – М.: Физ. и С, 1982

2.Портных Ю. И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитание в образовании и спорте: Автореф. дис…. докт. пед. наук. – Спб., 1994

3.Ахмеров В Тактика тенниса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект учебно - тренировочного занятия группы начальной подготовки

Конспект тренировочного занятия с воспитанниками первого года обучения....

Методическая разработка «В помощь организатору учебно-тренировочных сборов по многоборью радистов и спортивному ориентированию»

Описание опыта работы педагога дополнительного образования по организации и проведению учебно-тренировочных сборов по спортивному ориентированию и многоброрью радистов. Содержит ссылки на основные нео...

ДОКЛАД СПЕЦИФИКА ЗАДАЧ, СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ВОЛЕЙБОЛ НА УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Актуальность данной темы в том, что, только решая специфические задачи обучения игре волейбол, применяя специальные средства и методы обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся можно достич...

План-конспект учебно-тренировочного занятия группы начальной подготовки 1 года обучения

Типовой план - конспект для проведения занятия в ГНП 1 года обучения...

План конспект учебно - тренировочного занятия по настольному теннису старшей группы

План конспект учебно - тренировочного занятия по настольному теннису старшей группы...

АВТОРЕФЕРАТ «Методика обучения силовым упражнениям учащихся ДЮСШ учебно-тренировочных этапов обучения по пауэрлифтингу »

Актуальность            Занятия пауэрлифтингом способствуют увеличению мышечной силы, укрепляют связки и суставы, помогают выработать выносливост...

План-конспект учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для спортивно-оздоровительных групп. Тема "Прыжок в длину с разбега"

Цель урока: Повышение уровня подготовленности обучающихся при овладении техническими элементами выполнения прыжков в длину с разбега.Задачи урока:1. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега ...