Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по программе "Основные направления региональной образовательной политики в контектсе модернизации российского образования"
проект по физкультуре по теме

Хвостова Ольга Ивановна

Проект по работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект134.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет сервиса»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

курсов повышения квалификации по программе

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

(модуль инвариантной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)

тема:

Способы формирования осознанного отношения воспитанников к своему здоровью как успех …

Выполнил:

Хвостова Ольга Ивановна,  инструктор по физкультуре МБУ №139 «Облачко»

Проверил:

Ф.И.О., должность, место работы

Количество баллов _________

Оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов:______________________________________________________________________________________________________________________________

Тольятти-2013

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение

[указываются номера страниц]

Механизм преобразования образовательного процесса

Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение n. [указывается название]

Введение

Актуальность темы. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.

В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено две образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура».

Именно содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс.

Здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития.

Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т.д. Правильное понимание здоровья человека даёт представление о его социально-биологической сущности.

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Поэтому воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма. Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Усилия работников ДОУ направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ. 

Ознакомившись с картами здоровья, я провела диагностику исходного уровня развития детей.

В процессе диагностики я использовала: метод наблюдений, тестовые задания, подобранные по возрасту.

Изучив полученные результаты, я наметила план дальнейшей работы

Я способствую созданию в детском саду  здоровьесберегающую среду, которая обеспечивает воспитанникам возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, формирует у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать их в повседневной жизни. Умело использую в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, которые помогают в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.

Всю свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с психофизическими особенностями  ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.

Противоречия.

С одной стороны понимание важности сохранения здоровья, с другой стороны экология, нагрузки, неправильное питание и пр. факторы никак этому не способствуют, поэтому важно научить ребенка осознанно относиться к своему здоровью.

Профессиональная проблема.  Как научить ребенка следить за своим здоровьем?

Задачи:

- воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

- Содействовать созданию условий в детском саду для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

- Научить дошкольников использовать полученные знания в повседневной жизни.

- Создание модели учебно - воспитательного процесса на основе введения в практику здоровьесберегающих технологий при организации работы с детьми дошкольного возраста.


Механизм преобразования образовательного процесса

Компоненты моделей

Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГТ

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

Целевой компонент

  1. Воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни
  2. знакомить детей с упражнениями (используя пиктограммы) способствующими здоровьесбережению (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, умей расслабляться и т.д.)
  3. развивать у детей умения высказывать свои  суждения  о полученных знаниях,
  4. формировать у детей умения применять полученные знания  в самостоятельной деятельности.

Содержательный компонент


Тема НОД:

1. «Я растру здоровым»


Цель:

Продолжать расширять представление детей о здоровье.


Интеграция образовательных областей:

- «Музыка»

- «Социализация»

- «Познание»

- «Чтение художественное

литературы»

- «Здоровье»

- «Безопасность»

Утро

Темы.

1. «Как мне спалось?»

2. Утренняя гимнастика

3. «Полезные фрукты»

4. Физкультурное занятие.


Прогулка

Темы:

1. «Что мы видели не скажем, а что делали –покажем»

2. Подвижные игры


Вечер

Темы:

1. «Какие овощи полезны?»

2. «Умей расслабляться» (см. пиктограмму)

3. «Изобрази свое здоровье»

Актуальная среда

- тематический «Альбом  здоровья»


- календарь здоровья


- картинки с

изображением  фруктов

 

- муляжи фруктов


- картинки с изображением здоровых и больных людей





- картинки с изображением  овощей

- муляжи овощей

Темы

1. «Взрослый - образец для ребенка»


2. Газета здоровья

( с рисунками и рассказами детей)


3. «Мой папа занимался спортом» фотоальбом


4. Совместные  с родителями газеты  «Как мы следим за своим здоровьем»


5. «Праздники спортивные в детском саду»

Технологический (процессуальный) компонент

Формы

- физкультурно – оздоровительная работа (утренняя гимнастика, физкультурные занятия)


- игровая деятельность (дидактические игры,  словесные игры, подвижные игры.)


-познавательно-исследовательская деятельность (исследовательская)


-восприятие художественной литературы (слушание,

обсуждение, рассуждение.)

Методы и приемы

Утро

1. Символическое обозначение своего здоровья

2.Прослушивание  произведений о сохранении здоровья разного характера


Прогулка

1.Подвижная игра

2.Беседа


Вечер.

1.Беседа, рассматривание фотографий иллюстраций

3.Сюжетно-ролевая  игра

5. Развлечение для детей

Методы и приемы

-демонстрация фотоальбомов,

наборов сюжетных картинок,

-побуждение к совместному  рассматриванию,

обсуждению,

составлению рассказов.

- побуждение к изготовлению подарков для родителей.

- прослушивание аудио записей сказок (включает взрослый).

- побуждение к изготовлению атрибутов   и материалов для сюжетно-ролевых игр.

Формы и способы взаимодействия

1. Консультации для родителей


2. Участие родителей в празднике


3. Участие родителей в создании газеты, фотоальбома на здоровьесберегающую тему


4.Совместные подделки


Результативный компонент

Любознательный, активный. Ребенок интересуется новым, неизвестным в здоровье.

Проявляет интерес к своему здоровью, интересуется новыми упражнениями. Принимает живое, заинтересованное участие на  физкультурных занятиях.

Овладевший средствами здоровьесбережениями и  способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует  оздоровительные методики. Имеющий первичные представления о здоровье; о народных  оздоровительных методов. Способен предложить собственный  накопленный опыт  сверстникам и взрослым.


УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Кадровые условия:
  • воспитатели старших и подготовительных групп,
  • родители,
  •  дети старших и подготовительных групп,
  •  инструктор по физкультуре.

2.Научно-методические условия:

  • - Букварь здоровья /Л.В. Баль, В.В. Ветрова, 1995 г
  • - Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т.С. Яколева, 2006 г /
  • - Развивающая педагогика оздоровления /В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егоров – М., Линка-пресс, 2000 г./
  • - Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ /Л.В. Кочеткова – М, МДО, 1999 г./
  • - Физическая культура дошкольника /Т.В. Кудрявцева/
  • - Театр физического развития и оздоровления детей дошкольников: методическое пособие /Н.Н. Ефименко – М, Линка-пресс, 1999 г./
  • - Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э.Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г./
  • - Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДУ /М.А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2000 г./
  • - Педагогический контроль за состоянием физической подготовленности дошкольников. Тест-программа Москвы для дошкольников. Методические рекомендации – М, 1999 г.
  • - - «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В. Гаврючина
  • - «Игры, которые лечат» Е.А. Бабенкова
  • - «Зеленый огонек здоровья» М.Ю. Картушина
  • - «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И. Ковалько
  • - «Скороговорки и чистоговорки» О.А. Новикова
  • - «Развиваем мелкую моторику» О.И. Крупенчук
  • - «Давайте чистым воздухом дышать» Д/в 1999 № 7
  • - Дополнительная литература

  1. Материально-технические ресурсы:
  • бумага,
  • картон,
  • карандаши,
  • картинки с изображением фруктов и овощей и их муляжи,
  • зубная щетка,
  • зубная паста,
  • пиктограммы (придумай гимнастику по схеме),
  • музыкальный центр,

4. Нормативно-правовые ресурсы

  • Закон РФ «Об  образовании» (10.07.1992 г.);
  • ФГТ к структуре ООП ДО (2009 г.);
  • ФГТ к условиям реализации ООП ДО (2011 г.)
  • «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (2011 г.)
  • СанПин (2010 г.).

  1. Организационные:
  • Разработка серии консультаций для родителей по укреплению здоровья детей,
  • Создание альбома здоровья для детей 5-7 лет,
  • Логика непосредственной образовательной области «Физическая культура» для старшей и подготовительной группы на тему «Я расту здоровым».

 

Актуальность темы.

Дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребёнка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно – соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН показали, что в среднем по России  85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Из них 25-40% детей нуждаются в адресной помощи специалистов уже в дошкольном возрасте. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны обучаться и воспитываться в специальных условиях. Обучение и воспитание должны отвечать требованиям государственного стандарта образования. В соответствии с нормативными документами Российской  Федерации (Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Закон «Об образовании) необходимо дать детям данной категории равные возможности для возрастных норм развития.

 Проблема ухудшения здоровья детей в нашем регионе последние годы приобретает всё большую актуальность. По данным заключения ПМПК значительно возросло количество детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении.

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Облачко», соблюдая принцип равных прав и возможностей в получении образования, одним из приоритетных направлений в своей работе ставит создание адекватных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ, осуществляя своевременную комплексную психологическую, логопедическую, медицинскую и педагогическую помощь.

 В ходе физкультурно – оздоровительного процесса были изучены особенности физического, психического и социального аспектов здоровья детей с ОВЗ. К сожалению вопросы рационального применения средств физической культуры в системе реабилитации детей с ОВЗ малоисследованны, поэтому непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, с детьми данной категории проводилась по традиционным методикам физического воспитания (программа «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).

Анализ работы показал, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции психофизического состояния детей с ОВЗ не ведут к существенным положительным изменениям в показателях физической подготовленности дошкольников. По данным мониторинга более 50% детей с ограниченными возможностями здоровья имеют низкие и ниже средних возрастно – половые показатели развития основных физических качеств.

Наибольшее затруднения у дошкольников вызывают выполнение физических упражнений, связанных с координацией движений, ориентировкой в пространстве, глазомером; страдает техника выполнения основных видов движений. Наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно - силовых  способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. Плохо переключаются  с одного движения на другое, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. У детей данной категории отмечается гипер-или гиподинамия, существенно страдают зрительно – двигательная и слухо – двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).

Очевидно, что эти причины затрудняют процесс физического, психического развития и социальной интеграции детей с ОВЗ. Для коррекции нарушений в развитии дошкольников данной категории недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия, так как готовность ребёнка к обучению в школе можно считать сформированной только на фоне полного физического, психологического и социального благополучия.

Поэтому становится актуальным создание системы работы физического воспитания детей с ОВЗ на основе адаптивных технологий.

В рамках физического воспитания данную проблему призваны решать технологии адаптивной физической культуры. В нашей стране уже более десяти лет назад в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта профессором С.П. Евсеевым посредством адаптивной ф.к. изучаются и решаются сложные проблемы в развитии детей с ОВЗ.

Цель: развитие и коррекция психофизических качеств детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Задачи:

- Содействовать гармоничному физическому развитию детей дошкольного   возраста с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры.

- Накапливать и обогащать двигательный опыт детей, развивать жизненно важные двигательные умения и навыки.

- Развивать и совершенствовать физические, психические, эмоционально-волевые качества.

- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и потребности к здоровому образу жизни.

Основным механизмом для решения задач является выстроенная система педагогической, коррекционно- развивиающей и физкультурно – оздоровительной работы, координированные действия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, что обеспечивает целенаправленное воздействие на психофизическое здоровье детей.

Программа инвариантной части

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Тема проекта: «Адаптивная физическая культура как средство развития и

                         коррекции психофизических качеств дошкольников с ОВЗ»

                                                                  Проект выполнил:

                                                                  Инструктор по физической культуре

                                                                  МБУ д/с № 139 «Облачко» г.о. Тольятти  

                                                                  Хвостова Ольга Ивановна

                                                                  Дата работы: 15.04 – 26.04.20013 г.

         

Г.о. Тольятти 20013 г.   


Этапы реализации проекта и задачи

Мероприятия и механизмы реализации

Ожидаемые результаты

1.  Анализ методологической и методической литературы.

Задача:  содействовать гармоничному физическому развитию дошкольников с ОВЗ средствами адаптивной ф.к.

Использование работ известных представителей отечественной дошкольной (коррекционной) педагогики и психологии С.Г. Шевченко, Т.И. Осокиной, Е.М. Мастюковой, В.Г. Алямовской, И.А. Коровиной, Е.А. Альбьевой, М.И. Чистяковой, М.А. Руновой, Н.Н. Ефименко и других авторов.

Изученный материал послужит основой для содержания и создания условий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми с ОВЗ

2. Определение форм  содержательно-методического обеспечении и организации

адаптивной фмзической культуры

Задача: развитие и коррекция жизненно важных двигательных умений и навыков

Формы организации НОД разной направленности.

Образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям.

Коррекционно – развивающей направленности – для развития и коррекции физических и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений.

Оздоровительной направленности – для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

Спортивной направленности – для совершенствования физической подготовленности с помощью подвижных игр и спортивных упражнений.

Рекреационной направленности – для организации досуга, активного отдыха, туризма, игровой деятельности.

Коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций (зрительной, слуховой, кинестетической, вестибулярной);

коррекция соматических нарушений (осанка, плоскостопие…);

коррекция  координационных способностей (согласованность движений отдельных звеньев тела, равновесие, мелкой моторики);

коррекция основных движений (пространственных, временных, ритмических, характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании).

3. Интеграция средств и методов адаптивной ф.к. в непосредственно образовательную деятельность.

Задача: развитие и совершенствование физических, психических, эмоционально – волевых качеств

Игровое физкультурное занятие – построенное на подвижных играх, знакомые по содержанию и включающее в себя те движения, обучение которым проводилось в течении текущего месяца. Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости. Вводная часть – п/и средней интенсивности, основная часть – 3-4 игры направленных на совершенствование ОВД, заключительная часть – игра малой подвижности.

Физкультурные занятия с элементами логоритмики и пальчиковой гимнастики. Во время НОД по ф.к. дети должны не только слышать обращенную к ним речь, но и говорить сами, а также как можно больше двигаться. Работа по коррекции речи осуществляется в тесном контакте с логопедом, который рекомендует речевой материал на конкретные звуки.

Использование кинезиологических тренировок. Основную часть кинезиологического комплекса занимают упражнения для рук и ног, направленные на синхронизацию работы полушарий, путём выполнения движений противоположного направления.

Физкультурные занятия с элементами данстерапии и ритмопластики. Музыка, игра и разнообразие движений способствуют формированию двигательных, психомоторных функций, развитию свободы и выразительности движений. Танцевально – ритмические комплексы носят сюжетно-игровой характер «На птичьем дворе», «Куклы», «Буги-вуги», «Чунга-чанга» и др. все комплексы выполняются вместе с детьми, осуществляя чёткий показ и контроль за качеством.

Физкультурные занятия с элементами психогимнастики. Центральным звеном этой формы занятий является создание образа («Медвежата», «Гномики», «Циркачи» и др.), находясь в котором ребёнок через движение показывает его характер, настроение.

Физкультурные занятия с элементами релаксации. Упражнения и игровые задания на расслабление выполняются в заключительной части занятия, которые предполагают обучение детей приёмам чувствовать разницу между напряжением и расслаблением как всего тела, так и отдельных звеньев; сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук и ног) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе…)

Интегрированные физкультурные занятия. Содержание занятий предполагает интеграцию с другими образовательными областями (здоровье, безопасность, познание, социализация, коммуникация, музыка), включающие задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по другим разделам  образовательной программы. Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели – мотивации здорового образа жизни , формированию и развитию психофизических качеств детей.

Организация активного отдыха, физкультурных досугов во взаимодействии с семьёй, создают условия для реализации природной двигательной активности детей, потребности в самоутверждении.

Развитие внимания, мышления, ориентировки в пространстве.                                                            






Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи, максимально используются различные анализаторы (слуховой, рече- двигательный, кинестетический).              


Положительные структурные изменения, развитие крупной и мелкой моторики, снижение утомляемости.                                                          


Обогащение и развитие двигательного опыта, а также наполнение его эмоционально – выразительным содержанием.                                





Сохранение и восстановление эмоционального благополучия, умение управлять своими эмоциями и действиями.                                        


Умение регулировать мышечное напряжение и расслабление, настроение.                                        






Знание основ здорового образа жизни, средствах укрепления здоровья, устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой.                                                              





Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками; потребности в здоровом образе жизни.  

4. Оценка эффективности

Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях  дошкольного образовательного учреждения на основе применения комплекса средств адаптивной физической культуры позволили повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности, что положительно повлияло на физическое, психическое и эмоциональное благополучие детей. В результате у дошкольников данной категории выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой, они имеют прочные знания о здоровьесбережении, средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма, ориентированы на здоровый образ жизни.

Комплекс средств адаптивной физической культуры способствует закаливанию и укреплению здоровья; повышению двигательной активности и выносливости организма детей. Вопросы активизации двигательного режима с использованием двигательной рекреации, позволили не только совершенствовать двигательную сферу ребёнка, но и сформировать его личностные качества, позитивно повлиять на физическое развитие и его психофизическое здоровье.




Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет сервиса»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

курсов повышения квалификации по программе

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

(модуль инвариантной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)

тема:

Способы формирования осознанного отношения воспитанников к своему здоровью как успех …

Выполнил:

Хвостова Ольга Ивановна,  инструктор по физкультуре МБУ №139 «Облачко»

Проверил:

Ф.И.О., должность, место работы

Количество баллов _________

Оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов:______________________________________________________________________________________________________________________________

Тольятти-2013

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение

[указываются номера страниц]

Механизм преобразования образовательного процесса

Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение n. [указывается название]

Введение

Актуальность темы. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.

В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено две образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура».

Именно содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс.

Здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития.

Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т.д. Правильное понимание здоровья человека даёт представление о его социально-биологической сущности.

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Поэтому воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма. Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Усилия работников ДОУ направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ. 

Ознакомившись с картами здоровья, я провела диагностику исходного уровня развития детей.

В процессе диагностики я использовала: метод наблюдений, тестовые задания, подобранные по возрасту.

Изучив полученные результаты, я наметила план дальнейшей работы

Я способствую созданию в детском саду  здоровьесберегающую среду, которая обеспечивает воспитанникам возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, формирует у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать их в повседневной жизни. Умело использую в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, которые помогают в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.

Всю свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с психофизическими особенностями  ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.

Противоречия.

С одной стороны понимание важности сохранения здоровья, с другой стороны экология, нагрузки, неправильное питание и пр. факторы никак этому не способствуют, поэтому важно научить ребенка осознанно относиться к своему здоровью.

Профессиональная проблема.  Как научить ребенка следить за своим здоровьем?

Задачи:

- воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

- Содействовать созданию условий в детском саду для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

- Научить дошкольников использовать полученные знания в повседневной жизни.

- Создание модели учебно - воспитательного процесса на основе введения в практику здоровьесберегающих технологий при организации работы с детьми дошкольного возраста.


Механизм преобразования образовательного процесса

Компоненты моделей

Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГТ

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

Целевой компонент

  1. Воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни
  2. знакомить детей с упражнениями (используя пиктограммы) способствующими здоровьесбережению (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, умей расслабляться и т.д.)
  3. развивать у детей умения высказывать свои  суждения  о полученных знаниях,
  4. формировать у детей умения применять полученные знания  в самостоятельной деятельности.

Содержательный компонент


Тема НОД:

1. «Я растру здоровым»


Цель:

Продолжать расширять представление детей о здоровье.


Интеграция образовательных областей:

- «Музыка»

- «Социализация»

- «Познание»

- «Чтение художественное

литературы»

- «Здоровье»

- «Безопасность»

Утро

Темы.

1. «Как мне спалось?»

2. Утренняя гимнастика

3. «Полезные фрукты»

4. Физкультурное занятие.


Прогулка

Темы:

1. «Что мы видели не скажем, а что делали –покажем»

2. Подвижные игры


Вечер

Темы:

1. «Какие овощи полезны?»

2. «Умей расслабляться» (см. пиктограмму)

3. «Изобрази свое здоровье»

Актуальная среда

- тематический «Альбом  здоровья»


- календарь здоровья


- картинки с

изображением  фруктов

 

- муляжи фруктов


- картинки с изображением здоровых и больных людей





- картинки с изображением  овощей

- муляжи овощей

Темы

1. «Взрослый - образец для ребенка»


2. Газета здоровья

( с рисунками и рассказами детей)


3. «Мой папа занимался спортом» фотоальбом


4. Совместные  с родителями газеты  «Как мы следим за своим здоровьем»


5. «Праздники спортивные в детском саду»

Технологический (процессуальный) компонент

Формы

- физкультурно – оздоровительная работа (утренняя гимнастика, физкультурные занятия)


- игровая деятельность (дидактические игры,  словесные игры, подвижные игры.)


-познавательно-исследовательская деятельность (исследовательская)


-восприятие художественной литературы (слушание,

обсуждение, рассуждение.)

Методы и приемы

Утро

1. Символическое обозначение своего здоровья

2.Прослушивание  произведений о сохранении здоровья разного характера


Прогулка

1.Подвижная игра

2.Беседа


Вечер.

1.Беседа, рассматривание фотографий иллюстраций

3.Сюжетно-ролевая  игра

5. Развлечение для детей

Методы и приемы

-демонстрация фотоальбомов,

наборов сюжетных картинок,

-побуждение к совместному  рассматриванию,

обсуждению,

составлению рассказов.

- побуждение к изготовлению подарков для родителей.

- прослушивание аудио записей сказок (включает взрослый).

- побуждение к изготовлению атрибутов   и материалов для сюжетно-ролевых игр.

Формы и способы взаимодействия

1. Консультации для родителей


2. Участие родителей в празднике


3. Участие родителей в создании газеты, фотоальбома на здоровьесберегающую тему


4.Совместные подделки


Результативный компонент

Любознательный, активный. Ребенок интересуется новым, неизвестным в здоровье.

Проявляет интерес к своему здоровью, интересуется новыми упражнениями. Принимает живое, заинтересованное участие на  физкультурных занятиях.

Овладевший средствами здоровьесбережениями и  способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует  оздоровительные методики. Имеющий первичные представления о здоровье; о народных  оздоровительных методов. Способен предложить собственный  накопленный опыт  сверстникам и взрослым.


УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Кадровые условия:
  • воспитатели старших и подготовительных групп,
  • родители,
  •  дети старших и подготовительных групп,
  •  инструктор по физкультуре.

2.Научно-методические условия:

  • - Букварь здоровья /Л.В. Баль, В.В. Ветрова, 1995 г
  • - Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т.С. Яколева, 2006 г /
  • - Развивающая педагогика оздоровления /В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егоров – М., Линка-пресс, 2000 г./
  • - Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ /Л.В. Кочеткова – М, МДО, 1999 г./
  • - Физическая культура дошкольника /Т.В. Кудрявцева/
  • - Театр физического развития и оздоровления детей дошкольников: методическое пособие /Н.Н. Ефименко – М, Линка-пресс, 1999 г./
  • - Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э.Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г./
  • - Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДУ /М.А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2000 г./
  • - Педагогический контроль за состоянием физической подготовленности дошкольников. Тест-программа Москвы для дошкольников. Методические рекомендации – М, 1999 г.
  • - - «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В. Гаврючина
  • - «Игры, которые лечат» Е.А. Бабенкова
  • - «Зеленый огонек здоровья» М.Ю. Картушина
  • - «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И. Ковалько
  • - «Скороговорки и чистоговорки» О.А. Новикова
  • - «Развиваем мелкую моторику» О.И. Крупенчук
  • - «Давайте чистым воздухом дышать» Д/в 1999 № 7
  • - Дополнительная литература

  1. Материально-технические ресурсы:
  • бумага,
  • картон,
  • карандаши,
  • картинки с изображением фруктов и овощей и их муляжи,
  • зубная щетка,
  • зубная паста,
  • пиктограммы (придумай гимнастику по схеме),
  • музыкальный центр,

4. Нормативно-правовые ресурсы

  • Закон РФ «Об  образовании» (10.07.1992 г.);
  • ФГТ к структуре ООП ДО (2009 г.);
  • ФГТ к условиям реализации ООП ДО (2011 г.)
  • «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (2011 г.)
  • СанПин (2010 г.).

  1. Организационные:
  • Разработка серии консультаций для родителей по укреплению здоровья детей,
  • Создание альбома здоровья для детей 5-7 лет,
  • Логика непосредственной образовательной области «Физическая культура» для старшей и подготовительной группы на тему «Я расту здоровым».

 

Актуальность темы.

Дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребёнка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно – соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН показали, что в среднем по России  85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Из них 25-40% детей нуждаются в адресной помощи специалистов уже в дошкольном возрасте. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны обучаться и воспитываться в специальных условиях. Обучение и воспитание должны отвечать требованиям государственного стандарта образования. В соответствии с нормативными документами Российской  Федерации (Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Закон «Об образовании) необходимо дать детям данной категории равные возможности для возрастных норм развития.

 Проблема ухудшения здоровья детей в нашем регионе последние годы приобретает всё большую актуальность. По данным заключения ПМПК значительно возросло количество детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении.

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Облачко», соблюдая принцип равных прав и возможностей в получении образования, одним из приоритетных направлений в своей работе ставит создание адекватных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ, осуществляя своевременную комплексную психологическую, логопедическую, медицинскую и педагогическую помощь.

 В ходе физкультурно – оздоровительного процесса были изучены особенности физического, психического и социального аспектов здоровья детей с ОВЗ. К сожалению вопросы рационального применения средств физической культуры в системе реабилитации детей с ОВЗ малоисследованны, поэтому непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, с детьми данной категории проводилась по традиционным методикам физического воспитания (программа «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).

Анализ работы показал, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции психофизического состояния детей с ОВЗ не ведут к существенным положительным изменениям в показателях физической подготовленности дошкольников. По данным мониторинга более 50% детей с ограниченными возможностями здоровья имеют низкие и ниже средних возрастно – половые показатели развития основных физических качеств.

Наибольшее затруднения у дошкольников вызывают выполнение физических упражнений, связанных с координацией движений, ориентировкой в пространстве, глазомером; страдает техника выполнения основных видов движений. Наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно - силовых  способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. Плохо переключаются  с одного движения на другое, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. У детей данной категории отмечается гипер-или гиподинамия, существенно страдают зрительно – двигательная и слухо – двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).

Очевидно, что эти причины затрудняют процесс физического, психического развития и социальной интеграции детей с ОВЗ. Для коррекции нарушений в развитии дошкольников данной категории недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия, так как готовность ребёнка к обучению в школе можно считать сформированной только на фоне полного физического, психологического и социального благополучия.

Поэтому становится актуальным создание системы работы физического воспитания детей с ОВЗ на основе адаптивных технологий.

В рамках физического воспитания данную проблему призваны решать технологии адаптивной физической культуры. В нашей стране уже более десяти лет назад в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта профессором С.П. Евсеевым посредством адаптивной ф.к. изучаются и решаются сложные проблемы в развитии детей с ОВЗ.

Цель: развитие и коррекция психофизических качеств детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Задачи:

- Содействовать гармоничному физическому развитию детей дошкольного   возраста с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры.

- Накапливать и обогащать двигательный опыт детей, развивать жизненно важные двигательные умения и навыки.

- Развивать и совершенствовать физические, психические, эмоционально-волевые качества.

- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и потребности к здоровому образу жизни.

Основным механизмом для решения задач является выстроенная система педагогической, коррекционно- развивиающей и физкультурно – оздоровительной работы, координированные действия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, что обеспечивает целенаправленное воздействие на психофизическое здоровье детей.

Программа инвариантной части

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Тема проекта: «Адаптивная физическая культура как средство развития и

                         коррекции психофизических качеств дошкольников с ОВЗ»

                                                                  Проект выполнил:

                                                                  Инструктор по физической культуре

                                                                  МБУ д/с № 139 «Облачко» г.о. Тольятти  

                                                                  Хвостова Ольга Ивановна

                                                                  Дата работы: 15.04 – 26.04.20013 г.

         

Г.о. Тольятти 20013 г.   


Этапы реализации проекта и задачи

Мероприятия и механизмы реализации

Ожидаемые результаты

1.  Анализ методологической и методической литературы.

Задача:  содействовать гармоничному физическому развитию дошкольников с ОВЗ средствами адаптивной ф.к.

Использование работ известных представителей отечественной дошкольной (коррекционной) педагогики и психологии С.Г. Шевченко, Т.И. Осокиной, Е.М. Мастюковой, В.Г. Алямовской, И.А. Коровиной, Е.А. Альбьевой, М.И. Чистяковой, М.А. Руновой, Н.Н. Ефименко и других авторов.

Изученный материал послужит основой для содержания и создания условий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми с ОВЗ

2. Определение форм  содержательно-методического обеспечении и организации

адаптивной фмзической культуры

Задача: развитие и коррекция жизненно важных двигательных умений и навыков

Формы организации НОД разной направленности.

Образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям.

Коррекционно – развивающей направленности – для развития и коррекции физических и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений.

Оздоровительной направленности – для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

Спортивной направленности – для совершенствования физической подготовленности с помощью подвижных игр и спортивных упражнений.

Рекреационной направленности – для организации досуга, активного отдыха, туризма, игровой деятельности.

Коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций (зрительной, слуховой, кинестетической, вестибулярной);

коррекция соматических нарушений (осанка, плоскостопие…);

коррекция  координационных способностей (согласованность движений отдельных звеньев тела, равновесие, мелкой моторики);

коррекция основных движений (пространственных, временных, ритмических, характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании).

3. Интеграция средств и методов адаптивной ф.к. в непосредственно образовательную деятельность.

Задача: развитие и совершенствование физических, психических, эмоционально – волевых качеств

Игровое физкультурное занятие – построенное на подвижных играх, знакомые по содержанию и включающее в себя те движения, обучение которым проводилось в течении текущего месяца. Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости. Вводная часть – п/и средней интенсивности, основная часть – 3-4 игры направленных на совершенствование ОВД, заключительная часть – игра малой подвижности.

Физкультурные занятия с элементами логоритмики и пальчиковой гимнастики. Во время НОД по ф.к. дети должны не только слышать обращенную к ним речь, но и говорить сами, а также как можно больше двигаться. Работа по коррекции речи осуществляется в тесном контакте с логопедом, который рекомендует речевой материал на конкретные звуки.

Использование кинезиологических тренировок. Основную часть кинезиологического комплекса занимают упражнения для рук и ног, направленные на синхронизацию работы полушарий, путём выполнения движений противоположного направления.

Физкультурные занятия с элементами данстерапии и ритмопластики. Музыка, игра и разнообразие движений способствуют формированию двигательных, психомоторных функций, развитию свободы и выразительности движений. Танцевально – ритмические комплексы носят сюжетно-игровой характер «На птичьем дворе», «Куклы», «Буги-вуги», «Чунга-чанга» и др. все комплексы выполняются вместе с детьми, осуществляя чёткий показ и контроль за качеством.

Физкультурные занятия с элементами психогимнастики. Центральным звеном этой формы занятий является создание образа («Медвежата», «Гномики», «Циркачи» и др.), находясь в котором ребёнок через движение показывает его характер, настроение.

Физкультурные занятия с элементами релаксации. Упражнения и игровые задания на расслабление выполняются в заключительной части занятия, которые предполагают обучение детей приёмам чувствовать разницу между напряжением и расслаблением как всего тела, так и отдельных звеньев; сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук и ног) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе…)

Интегрированные физкультурные занятия. Содержание занятий предполагает интеграцию с другими образовательными областями (здоровье, безопасность, познание, социализация, коммуникация, музыка), включающие задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по другим разделам  образовательной программы. Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели – мотивации здорового образа жизни , формированию и развитию психофизических качеств детей.

Организация активного отдыха, физкультурных досугов во взаимодействии с семьёй, создают условия для реализации природной двигательной активности детей, потребности в самоутверждении.

Развитие внимания, мышления, ориентировки в пространстве.                                                            






Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи, максимально используются различные анализаторы (слуховой, рече- двигательный, кинестетический).              


Положительные структурные изменения, развитие крупной и мелкой моторики, снижение утомляемости.                                                          


Обогащение и развитие двигательного опыта, а также наполнение его эмоционально – выразительным содержанием.                                





Сохранение и восстановление эмоционального благополучия, умение управлять своими эмоциями и действиями.                                        


Умение регулировать мышечное напряжение и расслабление, настроение.                                        






Знание основ здорового образа жизни, средствах укрепления здоровья, устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой.                                                              





Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками; потребности в здоровом образе жизни.  

4. Оценка эффективности

Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях  дошкольного образовательного учреждения на основе применения комплекса средств адаптивной физической культуры позволили повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности, что положительно повлияло на физическое, психическое и эмоциональное благополучие детей. В результате у дошкольников данной категории выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой, они имеют прочные знания о здоровьесбережении, средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма, ориентированы на здоровый образ жизни.

Комплекс средств адаптивной физической культуры способствует закаливанию и укреплению здоровья; повышению двигательной активности и выносливости организма детей. Вопросы активизации двигательного режима с использованием двигательной рекреации, позволили не только совершенствовать двигательную сферу ребёнка, но и сформировать его личностные качества, позитивно повлиять на физическое развитие и его психофизическое здоровье.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования Тема: Развитие уровня коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Новые требования общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной де...

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации на основе Именного образовательного чека по программе «Основные направления региональной образовательной политики "Пути формирова...

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...

Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по теме "Грибы-паразиты"

Материал может использоваться при подготовке к уроку по теме "Грибы-паразиты". Прописаны задачи, цели по ФГОСам....