Реализация третьего часа физической культуры через развитие игровых видов спорта посредством компетентностного подхода учебно - воспитательного процесса.
учебно-методический материал (физкультура и спорт) по теме

Герцог Людмила Викторовна

 

«Новые условия предъявляют новые требования к образованию, когда не знания, а понимание становится основной задачей воспитания ума и сознания. Вацлав Гавел заметил, что «чем больше я знаю, тем меньше я понимаю». Избыток информации – одна из самых глубоких проблем, стоящих перед системой современного знания. Какая информация важна, а какая нет? Как ее отбирать?»

(профессор Сергея Петровича Капица)

Здесь добавляю, опираясь на Федеральные государственные стандарты начального, основного общего и среднего (полного) образования:

Сохраняя при этом личностное здоровье - духовное, психическое, физическое.

Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Герцог Л.В.

 Реализация третьего часа физической культуры через        развитие игровых видов спорта посредством компетентностного подхода учебно - воспитательного процесса.

Уважаемые коллеги !

   Своё выступление я начну со слов  профессора Сергея Петровича Капицы:

  «Новые условия предъявляют новые требования к образованию, когда не   знания, а понимание становится основной задачей воспитания ума и сознания. Вацлав Гавел    заметил, что «чем больше я знаю, тем меньше я понимаю». Избыток информации – одна из самых глубоких проблем, стоящих перед системой современного знания. Какая информация важна, а какая нет? Как ее отбирать?»

  Здесь добавляю,  опираясь на Федеральные государственные стандарты начального, основного общего и среднего (полного) образования: 

Сохраняя при этом личностное  здоровье - духовное, психическое, физическое.

    Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.

   В настоящее время в России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Практически делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании.
 
Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области.   Компетентный человек - это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания в какой-либо профессиональной области.
  В настоящее время работодателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а
компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение,  способность работать в группе, инициативность и любовь к риску.
  Профессионализм человека, согласно Е.И. Рогову, - это совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, происходящих в нем в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях.
 
Профессиональная компетентность - это совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности обучающегося.

   Компетентностный подход предполагает, что основной акцент делается не просто на получении обучающимися некоторой суммы знаний и умений, но и на формировании системного набора компетенций. Источником формирования такого подхода являются объективные требования современной «экономики знания», в которой более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания,  а   обобщенные умения, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы, способности к иноязычному общению, подготовка в области информационных технологий и др.
  Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств,
компетенций и компетентности, более соответствующих пониманию современных целей образования. Компетентностный подход – это не дань моде, а основа «нового качества»,  требующего создание таких условий обучения, при которых ученики приобретут опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что на данном этапе общеобразовательной школы актуально и необходимо перейти от предметно- знаниевой модели обучения к практико- ориентированной, компетентностной.

   Одной из первостепенных задач организации образовательного процесса является создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных и иных проблем, составляющих содержание образования, где  практическая игровая деятельность,  на уроках и занятиях физической культурой,    лучше  всего способствует  её реализации.

   За последние годы игровая деятельность все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие учителя стремятся широко и разносторонне вводить элементы спортивных игр в  повседневную жизнь обучающихся (мини-футбол, дворовый футбол, стритбол, пляжный волейбол, пионербол и т.д.). Ценность игровых видов спорта заключается, прежде всего, в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к школьникам другие требования. Элементарные умения и навыки,  приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко переустраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники движений, но так же облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократных повторений в игровых условиях помогают развивать у школьников способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде.

   С физиологической точки зрения игровая деятельность, содержащая в себе: творчество, фантазию, принятие нестандартных решений на базе ранее освоенных двигательных навыков  - усиливает мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы в целом, что в свою очередь является положительным моментом в здоровьесбережении подрастающего поколения.

   Спортивные игры так же способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально - волевых качеств. Очень ценно, что  занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у школьников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания коммуникативных и толерантных отношений в коллективе, умению работать как  в микрогруппах, группах, так и в команде в целом. 

Спортивные игры являются  практико-ориентированной, компетентностной моделью обучения на уроках физической культуры и выступают как эффективное средство физической подготовленности обучающихся. 

   Играм, с элементами спорта как виду деятельности, присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением и развитием физических (двигательных) способностей.

В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов.

Сила - способность  преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. 

Быстрота - это способность  выполнять двигательное действие с большой скоростью. 

Выносливость - это способность организма продолжительное время выполнять физическую работу в условиях игровой деятельности. 

Гибкость - это подвижность в суставах, способствующая расслаблению мышц и выполнению движений с большой амплитудой.

Ловкость проявляется в способности школьников быстро и красиво выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях. 

  При реализации компетентностного  подхода удается включить в активную познавательную деятельность всех обучающихся независимо от их умственных способностей, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний, приучать к самооценке результатов своего труда, что является положительным и перспективным моментом в обучении. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

 Любая инновация связана с определенными проблемами. Данный подход требует много затрат времени при подготовке к урокам, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов при его реализации.

   Среди знаний и практического опыта, формируемых в процессе достижения обучающимися определенного уровня компетентности - навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, установление причинно-следственных связей, нахождение, формулирование и решение проблемы.

   На основании вышеизложенного, можно сформулировать ВЫВОД, что компетентностный подход на уроках физической культуры предусматривает, прежде всего, взаимосвязь ряда компетенций, где знания, умения, навыки, применяемые и используемые обучающимися непосредственно на своём практическом опыте, через развитие игровых видов спорта,  является одним из важнейших  условий  получения качественных результатов общеобразовательной деятельности педагога  учебно – воспитательного процесса современной  общеобразовательной школы.

Уважаемые коллеги! Спасибо вам за внимание!

Приложение.

ПАМЯТКА

по созданию условий обучения в рамках компетентностного подхода

* Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

* Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.

* Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.

* Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.

* Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

* Учить задавать вопросы и высказывать предположения.

* Демонстрировать обучающимся, что осознание того, что я чего-то « не знаю »,     « не умею » или « не понимаю », не только не стыдно,  но является первым шагом к « знаю »,  « умею »,  и « понимаю ».

Использованная  литература:

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. – 2005. – 4. – С.19-27.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Перемены: пед. журн. - 2004. - N2. - С. 130-139.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – 5. – С.34-42.

4. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 393. – М., 2002. 5. Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – 5. – С. 3-12.

    Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. — М., 2002.

6. .  Материалы научно-практических мероприятий V Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России», том 5.- М..2009.- 148 с.

7. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PIZA-2000/ А.Г.Каспржак, К.Г.Митрофанов,  К.Н.Поливанова и др.–М.: «Университетская книга», 2005.

8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/Пер. с анг. – М.:: Когито- Центр, 2002.

9. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. – 2006. – 7. – С.4-6.

10. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - 2. – С.58-64. 11. Интернет источники Статья в Википедии «Компетенция" И.А. Зимняя. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования Бермус А.Г. 12. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.

13.  Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. — М., 1972 (англ. 1965).

14. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005

                                       Интернет- ресурсы:

http://www.openclass.ru - Сетевые образовательные сообщества Открытый класс

http://it-n.ru/ - Сеть творческих учителей

http://bmsi.ru/doc/968 Организационно-методические аспекты компетентностного подхода 

http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki Активные формы повышения компетентности младших школьников в учебно-воспитательном процессе 

http://fizkult-ura.ru/books/sports_game Спортивные игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туризм – как одна из форм проведения третьего часа физической культуры

Технология опыта включает в себя систему разработанных уроков и мероприятий по спортивному туризму. Представлена одна из технологий обучения детей ориентироваться на местности, владеть собой в н...

СТАТЬЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В настоящей работе предпринята попытка обоснования эффективности введения третьего часа по предмету «Физическая культура».В процессе исследования было выдвинуто предположение о том, что увеличен...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СТАТЬЕ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Планирование третьего часа физической культуры с учетом современных требований для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.

Вариативная часть урока физической культуры с учётом ФГОС  для учащихся 8 классов, относящихся к СМГ А по разделу «Корригирующая гимнастика» (34 часа).Выполнил: учитель специальной(коррекционной)...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Плавание как одна из альтернативных форм введения третьего часа физической культуры в общеобразовательной школе.

Реализация программы обучения плаванию в школе на всех уровнях процесса обучения, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах....

О РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Введение третьего часа физической культуры в учебные планы гимназии  продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их ...