Рабочая программа спортивного кружка "Расти здоровым и спортивным".
рабочая программа по физкультуре по теме

Сухарская Юлия Ярославовна

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создаёт условия для культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Торопецкая основная общеобразовательная школа №3.

Программа внеурочной деятельности

(спортивно-оздоровительное направление)

   кружок  «Расти   здоровым  и  спортивным!»

1 класс

на 2013-2014 учебный год

Программа рассчитана: на 1 год

                                     Возраст занимающихся:  6,5-10 лет

                                      Автор программы: Ю.Я. Сухарская.

 

                                             

г. Торопец 2013 г.

Пояснительная записка.

           Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.

             Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации:

• это неблагоприятная экологическая обстановка;

•снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки ;

             Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

             Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

             Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

             Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Цели программы: 

1.Формирование здоровьесберегающей грамотности, овладение умениями и

навыками укрепления здоровья.

2. Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

3. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

 

   Задачи:

 1.Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Профилактика вредных привычек.

 2.Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

 3.Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

 4.Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

            5.Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основные направления реализации программы:

–    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, ритмическая  гимнастика, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

– активное использование спортивных площадок (футбольная, баскетбольная, волейбольная)  в рамках работы программы

–  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

Формы и методы работы:

  • тренинговые упражнения
  • игры
  • беседа
  • дискуссия
  • сюжетно - ролевая игра
  • практикум
  •  Путешествие
  •  Праздник
  •  конкурс и т.д.  

Формы текущего контроля знаний и умений: 

  • первичная диагностика
  • промежуточная диагностика
  • диагностика на конец года
  • ответы на вопросы
  • домашнее задание

Материально-техническое обеспечение:

  • спортивный зал школы
  • спортивные  площадки  города
  • стадион                                                                                    

        В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

         Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников.

 

 

                                           

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

            Разработан учебно - методический план на 34 часа в год из расчета 1 час в неделю и организуется по трём направлениям развития личности:  •спортивно- оздоровительное;

• общеинтеллектуальное ;

•проектная деятельность.

            Изучение данного курса тесно связано с предметом «Окружающий мир» и помогает в решении задач здоровьесбережения.

  1. Спортивно-оздоровительное развитие и воспитание личности.

В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данному направлению разработана  программа кружка «Расти здоровым и спортивным». Занятия  содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей младшего школьного возраста в сочетании с практическими  заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, спортивные игры  и др.). Кроме того, дети познакомятся с забытыми народными  играми, научатся правилам игр.

Программа ориентирована на формирование позиции признания ребёнком ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Она включает в себя не только занятия для укрепления физического здоровья, но и вопросы духовного оздоровления младшего школьника.

Ценности: здоровый образ жизни, гигиена культуры и поведения, бережное отношение к природе,  общение, доброта и отзывчивость, душевное равновесие.

  1. Общеинтеллектуальное развитие и воспитание.

 Задачи:

  • Формирование умения учиться и способностей к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);

  • Развивать творческие и интеллектуальные способности, умение проявлять дисциплину, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;

 

Тематическое планирование

Тема занятий

Содержание учебного материала

Количество

часов

1

Наше здоровье. Как сохранить здоровье?

 

Правила поведения в

физкультурном зале. Игра на внимание «Запрещённое движение».

           1

2

 Режим дня, учёбы, отдыха.

Что такое здоровье?

1

3

Забота о глазах. Глаза -  главные помощники человека.

Игра на внимание «Класс, смирно!», «Запрещённое движение».

1

4

 Природа – источник здоровья.

Солнце, воздух и

вода– наши лучшие друзья. Игры на свежем воздухе

1

5

 Личная гигиена.

Мой внешний вид – залог здоровья

1

6

Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека.

Игра-путешествие в город «Здоровёнок»

1

7

Забота о коже. Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.

Игры на внимание  «День и ночь».

1

8

Как следует питаться.

Здоровая пища для всей семьи.  Игра «Море волнуется -  раз».

1

9

Как сделать сон полезным? Сон – лучшее лекарство.

Беседа. Игра с мячом «Охотники и утки».

1

10

Настроение в школе.  

«Весёлые старты» с мячом.

1

11

Почему вредной привычке ты скажешь –НЕТ.

Динамическая прогулка, игры. «В гости к берёзкам».

1

12

Игры –задания с различными предметами.

«Путешествие в страну, где все здоровые».

1

13

  Дыхательные упражнения в сочетании с приседаниями.

. Тренинг - «Мы  и  здоровье»

1

14

Мы одна семья. Мальчики и девочки.

Беседа. Игра «Два мороза». Прогулка на свежем воздухе.

1

15

Мышцы, кости и суставы. Скелет -  наша опора. Осанка – стройная семья.

Дыхательные упражнения. Игра с прыжками «Попрыгунчики – воробушки»

1

16

Как закаляться. Обтирание и обливание. Если хочешь быть здоров

Просмотр видеофильма. Игра «Попрыгунчики – воробушки».

1

17

 Спортивный праздник «папа, мама- я спортивная семья»

Совместные старты детей и их родителей.

1

18

Прививки от болезней. Инфекционные болезни. Прививки от болезней.

Беседа. Игра «Совушка».

1

19

Как избежать отравлений. Отравление лекарствами. Отравление пищевое.

Тестирование «Как мы знаем растительный мир»

1

20

Безопасность при любой погоде.Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза.

Беседа. Ловля и передача разных мячей в игре.

1

21

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Практическая работа. Подвиж-ные игры на свежем воздухе.

1

22

 Правила игр.

Игры народов России

1

23

Как уберечь себя от поражения электрическим током. Чем опасен электрический  ток.

Призентация.Игра «Море волнуется -  раз».

1

24

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Травм.

Практическая работа. Игра «Перемена мест».

1

25

 Правила игры.

Игра «Русская лапта»

1

26

Прыжки через скакалку.

Игры с различными прыжками

1

27

Как помочь больным и беспомощным. Если кому – нибудь нужна твоя помощь.

Беседа. Спешите делать добро.

1

28

 Подвижные игры на свежем воздухе.

Игры народов России

1

29

Первая помощь при травмах. Растяжение связок и вывих костей. Переломы.

Игры с элементами гимнастики

1

30

Подвижные игры на свежем воздухе.

Игры с элементами спортивных игр

1

31

Правила игры

Игра игры с воздушными шариками.  «Пушбол».

1

 32

Сегодняшние заботы медицины. Расти здоровым. Воспитывай себя. Я выбираю движение.

 Весёлые старты

1

 33

«Мой весёлый звонкий мяч». Подвижные игры на свежем воздухе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

1

 34

Спортивный праздник «Здравствуй лето».

Задания игры по станциям

1

                Результатом практической деятельности по программе

«Расти здоровым и спортивным» можно считать следующее:

         

  • Информированность учащихся о здоровом образе жизни.
  • Сформированность  у детей здоровьесберегающих знаний, гигиенических навыков, навыки межличностного общения. Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате реализации программы, определяется с помощью тестирования, анкетирования, диагностирования, наблюдений и т.д.

  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
  • Учитель физической культуры координирует работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
  • Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
  • 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования
  • Здоровый  физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы. 

     


Литература

  1. Галлиев Ш. Витаминные буквы. Находка с загадкой./ Галлиев Ш. Огурцы в тюбетейках.- М.: Детская литература, 1995.
  1. Татарникова Л. Валеология- основы безопасности жизни ребёнка.- М: Сфера, 1999.
  2.  ВЛАДОС, 2003. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги,  Москва. 2003.
  3. Бибик Н. М. Основы здоровья. 2010. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование спортивной секции "Волейбол" для учащихся 8-11 классов

Секция спортивных игр: «Волейбол»Программа секции «Волейбол» адресована:  детям – подросткам, обучающимся в 8-11омклассе . Методическое обеспечение реализации программы секции спортивн...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская лапта» (спортивно-оздоровительное направление)

Русская лапта – такая игра, которая может удовлетворить большинство требований к воспитывающей игре. Как командная игра, она требует проявления товарищества, солидарности и ответственности друг за дру...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предназначена для физкультурно – спортивной и оз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Мир спортивных игр» для обучающихся 5 класса

           Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» разработана на основе примерной программы  для реализации в основной школе. Темы и разделы в...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)

Настоящая программа[М1]  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению на тему: «Культура здоровья»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению на тему: «Культура здоровья» 34 часа 8 класс...

Рабочая программа по дополнительному образованию. Секция "Спортивные игры. Баскетбол". Направление: спортивно-оздоровительное 5-9 классы

Рабочая программа по дополнительному образованию (секция "Спортивные игры. Баскетбол") составлена на основе ФГОС ООО по физической культуре....