Профессиональная компетентность учителя – основной ресурс качества образовательного процесса Яковкина Е.П. МБОУСОШ п.Зеленоборск
статья по физкультуре на тему

Развитие позитивной образовательной среды невозможно осуществить без профессионального развития педагогов. При этом учителя должны активно участвовать в собственном профессиональном развитии: самостоятельно определять его приоритеты, организовывать планирование и реализацию. Профессиональное  развитие может и должно осуществляться самими учителями, с их участием, следуя при этом основной цели образования – помогать  ученикам  учиться.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnoe_razvitie_uchitelya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность учителя – основной ресурс качества образовательного процесса

Яковкина Е.П. МБОУСОШ п.Зеленоборск

Развитие позитивной образовательной среды невозможно осуществить без профессионального развития педагогов. При этом учителя должны активно участвовать в собственном профессиональном развитии: самостоятельно определять его приоритеты, организовывать планирование и реализацию. Профессиональное  развитие может и должно осуществляться самими учителями, с их участием, следуя при этом основной цели образования – помогать  ученикам  учиться.  Объективно, если учитель не в состоянии четко определить, в какой степени та или иная программа поможет ему достичь цели, то маловероятно, что она даст ожидаемые результаты в практической деятельности.  Проведя ряд исследований (наблюдений, анкетирования) с целью определения, что способствует повышению эффективности педагогической деятельности, можно выделить ряд признаков эффективного профессионального развития. Три из них связаны с его содержанием и методами. Первый – это знание содержания своего предмета, постоянное совершенствование в области профессиональных компетентностей. Создание, апробирование  и применение собственных (авторских) программ по преподаваемым дисциплинам, элективным курсам, дополнительным образовательным услугам. Другой особенностью эффективного профессионального развития, а следовательно, роста ключевых  компетентностей, является предоставление учителям возможности учиться активно: давать открытые уроки и затем обсуждать их с другими учителями, посещать и обсуждать занятия своих коллег, практиковать обучение с демонстрацией собственного педагогического опыта, создавать  смоделированные ситуации и принимать участие в круглых столах и серьезных  профессиональных дискуссиях.  Другой стороной процесса активного обучения является наблюдение за работой учеников с целью оценки эффективности процесса обучения. Внимательное изучение деятельности учащихся посредством педагогического мониторинга,  помогает учителям проводить своевременную рефлексию и совершенствовать собственное преподавание.

Третьей важной характеристикой профессионального совершенствования является его системность и последовательность. Профессиональное развитие вряд ли будет эффективным в отношении повышения качества преподавания, если оно не согласовано с целями самого учителя, не затрагивает темы  самообразования и не направлено на выполнение общей для всей школы  методической задачи.

Следующий ряд характеристик эффективного профессионального развития связаны с вопросами разработки и реализации специальной программы профессионального развития. Важнейшей из характеристик является непрерывность. Казалось бы известная истина – интенсивная и непрерывная деятельность оказывается более эффективной, нежели кратковременная и менее интенсивная.

Как построить методическую работу в школе, чтобы профессиональное развитие учителей стало частью их повседневной жизни? Думается, при сегодняшнем потоке информации, требуемой интеллектуальной переработки, план методической деятельности в школе должен быть мобильным: выделяя ключевые проблемы педагогического развития на год, следует быть готовым к изучению поступающей свежей информации. Включенность педагогов в процесс изучения новых идей, педагогического опыта, внедрение инновационных проектов возможны в условиях применения новых форм взаимодействия: мобильных проблемных групп, тренингов, научно-исследовательских проектов, круглых столов. В связи с этим, следующей среди важных структурных характеристик профессионального развития является его коллективность. Это означает, что учителя, работающие в одном методическом объединении, преподающие один предмет или занимающиеся с учениками одного класса, принимают совместное участие в мероприятиях по повышению квалификации, что позволяет сделать этот процесс осмысленным, связным и, следовательно, результативным.

Как перенести полученные знания в класс? Современная педагогика выделяет ряд условий, способствующих перенесению в учебный процесс знаний, полученных учителями во время их участия в программах повышения квалификации:

  1. Привязка содержания программ повышения квалификации учителей к успеваемости учеников. Учителя должны понимать, каким образом усвоение ими содержания программы профессионального развития поможет повысить успеваемость их учеников по предмету, способствовать развитию ключевых учебных компетенций.  
  2. Самостоятельность в принятии решений. То есть, возможность для каждого педагога самостоятельно определять, на каком материале, в какой части программы, в каком образовательном модуле возможно применение полученных знаний и их апробация.
  3. Уровень культурного взаимодействия педагогов. Наличие в образовательном учреждении среды, способствующей развитию инициативности педагогов, возможности экспериментировать с новыми подходами в рамках реализации образовательных стандартов, предупреждая возможные риски.
  4. Эффективная организация повышения квалификации. Очевидно, независимо от уровня культурного взаимодействия и типа образовательного учреждения, профессиональное обучение преподавательского состава не будет иметь значительного влияния на учебный процесс, если оно плохо организовано. Большую роль играют презентации, профессионализм лектора – методиста, заместителя директора по научно-методической работе. Педагогам порой непросто находить время для участия в развитии профессиональной среды, но это делать необходимо, если мы стремимся к созданию Новой школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА МАСТЕР КЛАССА "РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Целевая группа слушателей "Школа молодого учителя", учителя физической культуры, курсы переподотовки и повышения квалификации....

«Профессиональная компетентность как фактор повышения качества образовательного процесса».

Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего учителей. Какими методиками и те...

Профессиональная компетентность учителя: главный ресурс качества образовательного процесса при переходе на новые стандарты

Сегодня  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить умением учи...

Профессиональная компетентность учителя в достижении качества образования в условиях ФГОС второго поколения

В статье рассматриваются вопросы и проблемы традиционного и современного образования, противоречия, которые складываются в образовательной системе нашего времени. Изучаются условия, при которых обучен...

Профессиональная компетентность учителя в достижении качества образования в условиях ФГОС второго поколения

В статье рассматриваются вопросы и проблемы традиционного и современного образования, противоречия, которые складываются в образовательной системе нашего времени. Изучаются условия, при которых обучен...

Профессиональная компетентность учителя в процессе внедрения ФГОС основного общего образования в МОУ Урлукская СОШ

Осуществлена процедура внутреннего самоаудита деятельности ОУ:- анализ состояния образовательных ресурсов и условий с точки зрения обеспечения эффективности образовательного процесса;-анализ образоват...

Педагогический совет школы «Инновационные формы работы учителя – один из ресурсов качества образовательного процесса».

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»  определено место и роль учителя в школьном образовательном процессе. Новой школе необходим новый учитель....