Методика обучения техники гиревого двоеборья
методическая разработка по физкультуре на тему

Гиревой спорт по воздействию на организм занимающихся является одним из наиболее эффективных средств физического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon girevoe_dvoebore.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ГОУ СПО Санкт-Петербургский

Морской технический колледж

Методика обучения техники гиревого двоеборья

Методическое пособие

Разработала: Аринова Киляра Исаевна.

Преподаватель физического воспитания

Санкт-Петербург

2014 год.

Содержание:

Введение:                                                      -3

  1.  История развития гиревого спорта. - 3
  2. Значение занятий гиревым спортом. – 4
  3. Основные термины гиревого спорта. – 4
  4. Техника классического двоеборья. – 5
  1. Техника толчка.
  2. Техника рывка одной рукой.
  1. Ошибки, характерные при выполнении классических упражнений – 9
  1. Ошибки, при выполнении толчка. – 11
  2. Подводящие упражнения при обучении технике толчка и исправление ошибок. – 11
  3. Ошибки характерные при выполнении рывка. – 11
  4. Подводящие упражнения при обучении рывка и исправление ошибок. -12
  1. Методика обучения гиревого двоеборья. – 12
  1. Структура процесса обучения и особенности его этапов. -12
  2. Обучение техники классических упражнений. -14
  3. Обучение техники толчка. -14
  4. Обучение техники рывка. -16
  1. Методы, применяемые при воспитании физических качеств. -16
  2. Теоретико-практические основы развития физических качеств. – 17
  3. Из правил судейства соревнований гиревого двоеборья. – 19.

Литература – 20

Введение

Процесс физического воспитания учащихся учебных заведений начального профессионального образования призван обеспечить надлежащую физическую подготовленность юношей, необходимую им для последующей трудовой деятельности при выполнении приемов и действий в избранной профессии, успешного прохождения предстоящей воинской службы, а также всестороннего физического развития организма.

Однако, данные многочисленных обследований широкого контингента учащихся, проводимых на протяжении многих лет рядом авторов, свидетельствуют о слабом здоровье и низком развитии силовых качеств юношей допризывного и призывного возраста. Медицинская статистика констатирует: 35% учащейся молодежи имеют нарушения осанки (сколиоз) в основном из-за слабых мышц спины. Огромное количество молодых людей и взрослых мужчин получают травмы позвоночника при неправильном обращении с тяжестями на производстве и в быту, что нередко приводит к инвалидности. В повседневной жизни, хотим мы того или нет, приходится поднимать грузы, переносить различные тяжести. И часто - в одиночку. А это опасно, не зная, как правильно это делается, да к тому же, имея сравнительно слабый мышечный корсет.

Хорошо известно, что мышцы спины не только разгибают спину, но и страхуют позвоночник от травм и перегрузок во время подъема или переноса тяжестей или резких движений (оступился, поскользнулся), удерживают позвоночник в нужном естественном положении.

Человек со слабыми мышцами спины и нарушенной, в связи с этим, осанкой не способен долго ходить, стоять и даже сидеть - быстро устает, что значительно снижает производительность труда на производстве, а в армии - боеспособность.

Огромный вклад в решение проблем физического воспитания молодежи, ее подготовке к службе в армии может и должен внести наш добрый, богатырский гиревой спорт.

I. История развития гиревого спорта.

Гиревой спорт как разновидность тяжелой атлетики появился в России в конце прошлого столетия 10 августа 1885 г. в Петербурге на квартире доктора В.Ф. Краевского, куда он пригласил представителей прогрессивной столичной интеллигенции - приверженцев развития человеческой мускульной силы.

В.Ф. Краевский выступил с инициативой создания Петербургского кружка любителей силовых упражнений и борьбы.

В 1897 году состоялось открытие Петербургского атлетического общества, председателем которого был известный «меценат», знаток спорта и атлетики граф Рибопьер.

Одним из первых славных учеников Краевского стал рекордсмен и чемпион мира по гиревому спорту Сергей Елисеев.

Поразительным долголетием, здоровьем, выносливостью атлетов «первого поколения» мы не перестаем удивляться и сегодня. Это Иван Поддубный, Иван Заикин, Иван Шемякин, Иван Лебедев, Петр Крылов, Георг Гаккеншмидт, Георг Лурих, Александр Засс.

В наши дни наибольший успех выпал на долю Георгия Новака и Валентина Дикуля.

В 50-е годы проводились конкурсы силачей с гирями, квалификационных норм и правил еще не было.

В 60-е годы были разработаны классификационные нормативы и правила соревнований.

В 70-е годы гиревой спорт был включен в Единую Всесоюзную спортивную классификацию (в раздел национальных видов спорта).

В 1985-1988 годах гиревой спорт стал самостоятельным видом спорта (включен в ВЕВСК), были разработаны и утверждены правила соревнований.

В настоящее время гиревой спорт включен в Единую Всероссийскую спортивную классификацию 2001-2005 гг.


  1. Значение занятий гиревым спортом.

Гиревой спорт по воздействию на организм занимающихся является одним из наиболее

эффективных средств физического развития. В сравнении со многими другими видами гири

имеют ряд своих достоинств и преимуществ:

  1. Отсутствие монотонности на занятиях.
  2. Нет необходимости снимать и навешивать отягощения.
  3. Не нужно держать в уме взятый вес.
  4. Заниматься с гирями можно не только в спортивном зале, но и во дворе, парке, на даче, на судне, в танке, подводной лодке, в одиночку дома и т.п.
  5. Возможность регулировать нагрузку количеством повторений.
  6. Характер гиревых упражнений дает эффект близкий к циклическим видам спорта (бег, гребля, велосипед и т.д.), что благоприятно сказывается на сердечно-сосудистой системе.
  7. Занятия гирями позволяют развивать выносливость, скоростно-силовые качества, ловкость, гибкость.
  8. Занятия гиревыми упражнениями позволяют сформировать хорошую осанку, гармонию и пропорциональность телосложения.
  9. Занятия с гирями приносят ощущения не только силы и выносливости, но и уверенности, душевного комфорта.
  1. Основные термины гиревого спорта.

способ захвата дужки гири (снизу, сверху) исходное положение для подъема гирь

подъем гирь с помоста

наиболее удобная не фиксируемая стойка атлета с гирей ) подготовительное движение гири (гирь) по направлению, обратному основному движению

однократное или многократное выполнение упражнения с гирями классическое упражнение, при котором две гири поднимаются вначале на грудь, затем - вверх на прямые руки классическое упражнение, при котором гиря из положения «виса спереди» поднимается вверх на прямую руку одним непрерывным движением и опускается в и. п., не касаясь груди и других частей тела.

подъем гири от груди вверх усилием мышц рук и плечевого пояса толчок без подседа

включение одной или двух рук после кратковременной остановки после подъема

выталкивание гирь от груди до уровня головы и вьттпе заключительное усилие при подъеме двух гирь на грудь или при выполнении рывка

подъем гирь (гири), удерживаемых внизу в опущенных руках

подсед с небольшим сгибанием ног в коленях подсед с расстановкой ног в стороны смещение кисти внутрь дужки гири

удерживание гири (гирь) на груди или вверху на прямых руках в положении, отвечающем правилам соревнований

маятниковое движение гири в том или ином направлении подъем гири (гирь): в толчке - на грудь до начала подседа; в рывке


Общеразвивающие упражнения - упражнения для воспитания физических качеств Специально-подготовительные упражнения - упражнения для исправления ошибок в технике

при обучении

Подводящие упражнения - упражнения, сходные по структуре движений с изучаемыми, применяемые при обучении технике.

IV. Техника классического двоеборья.

Спортивной техникой принято считать совокупность приемов и способов выполнения движений, которые обеспечивают более полную реализацию физических возможностей спортсмена.

Классические упражнения в гиревом спорте выполняются в течение 10 минут и с достаточно большим весом. Поэтому сила и выносливость здесь являются ведущими физическими качествами. Спортивная техника должна, прежде всего, обеспечить более полную реализацию этих качеств.

Каждый прием можно расчленить на более простые части, фазы, элементы.

Подразделение спортивных упражнений на составляющие компоненты облегчает изучение их структуры, помогает выделить наиболее важные движения для выполнения того или иного приема.

Выделение главных компонентов движения особо важно при изучении и совершенствовании его по частям.

Необходимым понятием в спортивной технике является основа техники, т.е. совокупность и правильная последовательность выполнения наиболее крупных частей, составляющих то или иное спортивное упражнение. Это как бы скелет техники.

Важнейшей стороной спортивной техники является рациональный ритм того или иного упражнения, т.е. определённое временное соотношение при выполнении отдельных фаз, составляющих спортивное упражнение. Временные соотношения отдельных фаз могут быть самыми разнообразными.

Характерной особенностью правильного ритма является акцентированное положение усилия в момент выполнения главной фазы.

Невозможно рассматривать технику классического упражнения вне связи с правильным дыханием. Умение сочетать движение с дыханием - неотъемлемая часть техники. Одним из слагаемых высоких результатов в гиревом спорте является сочетание совершенной техники с умением правильно дышать и максимально расслаблять «лишние мышцы».

Техника толчка.

Классическое упражнение толчок - скоростно-силовое, многократно повторяющееся движение, выполняемое максимальное количество раз от груди в течение 10 минут


Условно весь процесс толчка двух гирь можно разделить на несколько циклов или этапов:

  1. Старт предварительный (статический) и замах гирь назад - за колени.
  2. Основной старт (динамический) - гири находятся в висе сзади - за коленями в «мертвой точке».
  3. Подъем гирь на грудь до полуподседа.
  4. Полуподсед с последующим выставлением.
  5. Выталкивание гирь от груди:
  1. старт.
  2. подъем до полуподседа.
  3. полуподсед с одновременным выпрямлением ног (вставанием).
  1. Фиксация гирь вверху на прямых руках.
  2. Опускание гирь на грудь.
  3. Опускание гирь с груди - сброс (кубковый толчок, или толчок по полному циклу).

Рассмотрим каждый их этих циклов (этапов).

  1. Предварительный старт (статический).

В предварительном старте гири находятся впереди атлета на 10-15 см от линии пальцев ног. Далее атлет сгибает немного ноги, наклоняет туловище и захватывает дужки сверху. Затем выпрямляет ноги, выпрямляет спину, «натягивает» мышцы поясничного отдела, делает замах гирь назад, за колени, таким образом, принимает положение основного старта для подъема гирь на грудь.

  1. Основной старт (динамический).

В основном старте можно выделить две стойки - высокую и низкую. В высокой стойке старта гири находятся на уровне коленей и выше; в низкой - ближе к помосту. Стойки меняются по мере утомления тех или иных групп мышц, участвующих в подъеме гирь на грудь и не могут быть постоянными.

Независимо от стойки спина в стартовом положении прямая, немного прогнута в поясничном отделе, мышцы спины напряжены, «натянуты», плечи оттянуты вниз, руки прямые, локти касаются туловища, голова приподнята, ОЦТ находится ближе к пяткам.

  1. Подъем гирь на грудь до полуподседа.

Это главное движение (часть) приема - подъема на грудь в целом.

Как только гири начнут возвратное движение из положения сзади за коленями, не задерживаясь, атлет, как бы опережая движение гирь, подаёт таз и колени чуть вперёд и начинает выполнять финальный разгон и подрыв. Эти два элемента выполняются слитно как единое целое на очень коротком отрезке подъёма, в основном за счёт усилия мышц ног и спины. Разгон начинается от начала движения гирь из положения «сзади - за коленями» в основном старте и заканчиваются почти полным выпрямлением ног и туловища. Подрыв начинается с окончательного выпрямления ног и туловища и заканчивается подъёмом плеч и вставанием на носки, ОЦТ при этом смещается к носкам. Руки остаются до окончания подрыва прямыми. Локти находятся ближе к туловищу. Руки включаются в работу после подрыва. Дужки гирь во время подъёма разворачиваются углами вперёд и в момент подведения локтей под гири направлены почти вертикально.

  1. Полуподсед с последующим вставанием.

После подрыва гири примерно 15-20 см продолжают движение вверх по инерции. Используя этот момент нужно быстро подвести локти под гири и просунуть кисти внутрь дужек. Как только гири коснуться предплечий, опустить плечи, стать на полные ступни и согнуть ноги в коленях, смягчая тем самым резкий удар по груди и облегчая подъём гири в целом. Выпрямить ноги. Просунуть глубже кисти внутрь дужек и принять стартовое положение для толчка от груди

  1. Выталкивание гирь от груди.

Состоит из следующих фаз:

старт

подъем до полуподседа

полуподсед с одновременным выпрямлением рук вверху и последующим выпрямлением ног (вставанием)

  1. Старт.

В стартовом положении с гирями на груди ноги должны быть выпрямлены, ступни расставлены немного шире плеч, носки слегка развернуты, ОЦП приходится на полные ступни. Грудь расслаблена. Плечи опущены. Плечевые части рук опущены и прижаты к туловищу. Мышцы рук расслаблены. Кисти рук глубоко просунуты внутрь дужек. Пальцы согнуты. Г олова прямо.

  1. Выталкивание гирь до полуподседа.

Существует два способа выталкивания:

Первый. За счет пружинящего сгибания и разгибания ног с выходом на носки (для атлетов с сильными мышцами ног, но недостаточной гибкостью позвоночника и подвижностью грудной клетки). Основная нагрузка приходится в этом способе на мышцы ног.

Второй. Подвижность грудной клетки, гибкость позвоночника и сила мышц ног используется примерно в равной степени. Гири как бы отпрыгивают от предварительно сдавленных грудной клетки и живота. Ноги работают более экономично. Мышцы рук расслаблены: они лишь способствуют удержанию гирь на груди. Заканчивается выталкивание выходом на носки, подъемом груди и плеч.

5.3. Полуподсед с одновременным выпрямлением рук вверху и последующим выпрямлением ног (вставанием).

После выталкивания, используя момент движения гирь по инерции, атлет мгновенно уходит в полуподсед, одновременно выпрямляя руки вверху. Глубина подседа зависит от растянутости мышц, гибкости, подвижности суставов, технической подготовленности атлета, а также степени утомления, на фоне которого выполняется движение. Иногда атлет использует «разножку» - расстановку ступней в стороны на 5 - 10 см. В противном случае, он не сможет выпрямить руки вверху и зафиксировать гири над головой. Сгибание ног и выпрямление рук выполняется быстро и заканчивается одновременно.

  1. Фиксация гирь вверху на прямых руках.

Удержав гири в полуподседе, не задерживаясь, атлет выпрямляет ноги и фиксирует гири на прямых руках над головой в неподвижном состоянии до отсчета судьи.

  1. Опускание гирь на грудь.

Существует три способа опускания гирь на грудь.

Первый способ - за счет сгибания ног в коленях. Наиболее простой, но нерациональный, так как в работу включаются разгибатели ног, которые работают с удвоенной нагрузкой и быстро устают.

Второй способ «торможения» выполняется в основном за счет амортизационных возможностей позвоночника, грудной клетки, предварительно приподнятого плечевого пояса и опускания на полные ступни. Это наиболее экономичный способ амортизации. Выполняется он следующим образом: одновременно с началом опускания гирь атлет мгновенно поднимается на носки, приподнимает плечи и грудь. Как только гири коснутся плеч, уже под давлением веса гирь атлет опускает плечи, грудь, становится на полные ступни и подает таз чуть вперед. Ноги в коленях почти не сгибаются. Мышцы рук расслаблены. Используется этот способ в толчке «до отказа».

В третьем способе амортизации при опускании гирь на грудь основная нагрузка приходится на мышцы - разгибатели рук. В результате, руки быстро «отказывают». Этот способ чаще используют новички, боясь сильно ударить гирями по груди.

  1. Опускание гирь с груди - сброс (кубковый толчок или толчок по полному циклу).
  2. Опускание гирь с груди включает в себя сбрасывание их с груди с перехватом дужек и опусканием в положение основного старта. При сбрасывании атлет отталкивает гири чуть вперед, быстро привстает на носки, приподнимает плечи и захватывает дужки сверху. Все эти элементы выполняются одновременно. Дужки перехватываются на уровне нижней части груди.

Как только падающие гири оттянут руки вниз, атлет встает на полные ступни, опускает плечи и сразу же, сгибая ноги, наклоняет туловище. Гири в конце опускания находятся сзади - за коленями в положении основного старта для очередного подъема на грудь в толчке по полному циклу. Ведущая часть приема - опускание.

Дыхание при выполнении толчка рекомендуется в следующем ритме: выталкивание на вдохе; уход в подсед - выдох; вставание из подседа - вдох; фиксация - выдох - вдох; опускание на грудь - выдох;

На практике применяется несколько вариантов дыхания, которые используются в зависимости от условий выполнения этого приема (темпа, степени усталости и т.п.).

Дыхание при подъеме гирь на грудь и опускании в толчке по полному циклу: подъем на грудь из основного старта - вдох; касание гирь груди - выдох; выталкивание гирь - на задержке дыхания; полуподсед и выпрямление рук вверх - выдох; опускание гирь на грудь - вдох; касание гирь груди - выдох; опускание гирь с груди - вдох;

- наклоняясь и опуская гири - выдох.

Техника рывка одной рукой.

Рывок - заключительное упражнение классического двоеборья        в        гиревом        спорте.        По

правилам соревнований, в рывке гиря из положения в висе поднимается вверх        на прямую руку

одним непрерывным движением. Опускается в исходное положение также одним движением, не касаясь груди и других частей тела. Выполняется рывок одной рукой, затем другой, без отдыха. В течение 10 минут количество подъемов той и другой рукой должно быть одинаковым.

Основными составляющими рывка являются:

  1. Основной старт (динамический).
  2. Подъем до полуподседа (тяга и подрыв).
  3. Полуподсед, или уход с последующим выпрямлением ног.
  4. Фиксация гири вверху на прямой руке.
  5. Опускание гири в замах в исходное положение.

Основному старту предшествует предварительный старт (статический) и замах гири назад - за колени. Этот старт и замах выполняются лишь в начале первого подъема, поэтому к основным составляющим (частям) рывка не относятся, но от них зависит правильный основной старт.

В предварительном старте ноги у атлета расставлены на ширине плеч или немного шире. Носки разведены в стороны. Гиря находится впереди атлета на расстоянии 15 - 20 см от линии пальцев ног. Дужка гири параллельно этой линии. Спина прямая (не сгорблена) в наклоне, ноги согнуты, захват дужки хватом сверху, мышцы спины и поясничного отдела напряжены. Г олова в естественном положении. Свободная рука отведена в сторону. ЦТ приходится на носки.

1. Основной старт.

По сигналу судьи атлет мягко отрывает гирю от помоста и за счет неполного выпрямления ног и разгибания туловища делает замах гири назад - за колени.

В конце замаха колени подаются чуть назад, а ЦТ смещается ближе к пяткам. Положение атлета в момент остановки гири в «мертвой точке» сзади - за коленями - после замаха является основным стартом, который в дальнейшем будет многократно повторяться, но не после замаха гири с помоста, а после сбрасывания ее после фиксации вверху на прямой руке.

Стойка атлета зависит от веса гири, силовых возможностей атлета, степени утомления и

т.п.

В высокой стойке наклон туловища и сгибание ног в коленях незначительны. Гиря находится на уровне коленей. В низкой сойке ноги больше согнуты, а гиря находится ближе к полу.

В основном старте - спина прямая, немного прогнута (но не сгорблена). Мышцы поясничного отдела напряжены («натянуты»). Таз и колени поданы чуть назад. ОЦТ - ближе к пяткам. Рука с гирей подана вперед - вниз. Свободная рука отведена назад. Г олова приподнята.

  1. Подъем до полуподседа (тяга и подрыв).

Как только гиря из стартового положения начинает возвратное движение вперед, атлет быстро, опережая движение гири, подает таз и колени чуть вперед, и за счет неполного разгибания туловища и выпрямления ног, придает гире разгон. ЦТ переносится ближе к носкам. Локоть касается туловища. Выполняется заключительное усилие при подъеме до полуподседа - подрыв. Одновременно с окончанием подрыва начинает сгибаться рука. Дужка гири развертывается углом вперед - вверх после подрыва, примерно на уровне груди.

  1. Полуподсед, или уход с последующим выпрямлением ног.

После подрыва атлет, используя движение гири вверх по инерции, примерно на уровне головы или чуть выше, быстро просовывает кисть внутрь дужки (упираясь основанием большого пальца во внутренний угол ее), и выпрямляя руку вверху, делает неглубокий смягчающий полуподсед. Сгибание ног и выпрямление руки вверху заканчивается одновременно. Тело гири поворачивается вокруг предплечья.

  1. Фиксация гири вверху на прямой руке.

Атлет выпрямляет ноги и принимает вертикальное положение, голова впереди плеча, рука с гирей выпрямлена и отведена максимально за голову, кисть полураскрыта, свободная рука отведена в сторону. Все последующие рывки выполняются с виса, т.е. гиря опускается в замах и движение повторяется.

  1. Опускание гири в замах в исходное положение.

После сигнала судьи гиря снова опускается в стартовое положение для выполнения очередного подъема. При опускании гири атлет поворачивает гирю вокруг предплечья, быстро отбрасывает ее чуть вперед и сразу же захватывает дужку сверху, одновременно приподнимая плечо и привставая на носки. Дужка направлена углом вперед - вверх и находится на уровне головы или чуть ниже. Как только падающая гиря потянет руку вниз, атлет опускает плечо, встает на полные ступни, сгибает ноги и наклоняет туловище, подавая таз и колени чуть назад. Свободная рука отбрасывается назад. ЦТ переносится ближе к пяткам.

Существует второй способ выполнения рывка - через сторону. Отличается он тем, что на старте (основной старт) гиря находится не за коленями, а за каким - либо одним коленом. Если рывок левой рукой, то - за правым коленом, и наоборот. Подъем гири выполняется не спереди, а через ту или другую сторону. Этот вариант выполнения рывка способствует расслаблению мышц спины (поясничный отдел). Тем самым рационально и эффективно выполняется рывок, увеличивая спортивный результат.

Дыхание.

Существуют различные варианты дыхания. Наиболее практичным и эффективным считается трехцикличное дыхание:

подъем до полуподседа - вдох; подсед - выдох;

вставание из подседа - глубокий вдох; фиксация - выдох - вдох; опускание замах - выдох.

V. Ошибки, характерные при выполнении классических упражнений

Ошибки при выполнении классических упражнений встречаются у многих (даже квалифицированных) спортсменов.


У одних они образовались в результате неправильного разучивания техники и прочно закрепились в процессе тренировок. Исправить такие ошибки бывает очень трудно. Другие атлеты копируют технику у более именитых спортсменов и, в результате, «ломается» своя техника и не приживается чужая. Большой объем вспомогательных упражнений, отличающихся по структуре движений от классических, также может служить тормозом в овладении техникой толчка или рывка (отрицательный перенос навыка). Причиной ошибок может быть и состояние организма атлета (болезнь, переутомление, травмы, перевозбуждение, слабость мышц и т.д.).

В строгом значении понятия «ошибок», практически оправдавшей себя, а поэтому наиболее распространенной является классификация, предложенная В.В. Беленовичем. Это парная группировка полярных ошибок, в которой каждая пара имеет собственный признак различия.

  1. Ошибка в конкретных действиях и ошибки общие. В первом случае, например, сгибание ног в коленных суставах при наклоне туловища. Во втором случае, например, плохая осанка при выполнении общеразвивающих упражнений.
  2. Ошибки отдельные и комплексные. Отдельные ошибки встречаются на первых шагах обучения. Комплексные ошибки - появление одной ошибки влечёт за собой другую.
  3. Ошибки        не автоматизированные и автоматизированные. Первые ошибки чаще

встречаются в начале освоения действия. Автоматизированные ошибки возникают в результате многократного повторения.

  1. Ошибки        существенные (грубые) и незначительные (мелкие). Первыми считаются

ошибки, искажающие        основу техники двигательного действия. Мелкие ошибки характерны для

отдельных частей действия.

  1. Ошибки        типичные и нетипичные. Типичные ошибки - ошибки, носящие массо

вый характер.

В самом общем виде можно сказать. Что причинами ошибок являются любые нарушения принципов, правил организации и условий обучения.

Среди них:

  1. Неправильное понимание задачи обучения занимающимися.
  2. Несоответствие проекта решения задачи.
  3. Недостаточная общая физическая подготовленность.
  4. Неуверенность в своих силах.
  5. Отрицательный перенос навыка.
  6. Нарушение требований к организации урока.
  7. Несоответствие мест занятий, спортивного инвентаря и оборудование педагогическим требованиям.

Меры, предупреждающие возникновение ошибок

  1. Добиваться правильного понимания общих задач упражнения занимающимися.
  2. Выяснять, правильно ли понимают занимающиеся технику выполнения изучаемого двигательного действия.
  3. Предлагать занимающимся доступный учебный материал.
  4. Настаивать на тщательном выполнении занимающимися упражнений.
  5. Соблюдать наиболее благоприятные соотношения между быстротой движений и правильным их выполнением.
  6. Не заканчивать занятия после неудачной попытки.
  7. Анализировать и оценивать увиденное занимающимися.

Правила исправления ошибок

  1. Ошибка должна быть понятна занимающимся.
  2. Ошибки следует исправлять на все сразу, а последовательно, по степени значимости
  3. Указание педагога об исправлении ошибки должно соответствовать возможностям занимающихся.

  1. Использование подводящих упражнений.
  2. Недопустимо показывать совершенные занимающимися ошибки в утрированном виде.

Ошибки, характерные при выполнении толчка

  1. Согнутая спина при подъёме на грудь
  2. Согнуты руки при подъёме гири на грудь
  3. Неполное выпрямление ног и туловища в подрыве
  4. В подрыве гири уходят далеко вперёд
  5. Гири неудобно лежат на груди
  6. В стартовом положении для толчка от груди локти слишком сильно сведены перед грудью или разведены в стороны
  7. В стартовом положении и при выталкивании гирь от груди мышцы рук излишне напряжены, пальцы сильно зажимают дужки.
  8. В момент выталкивания гири сваливаются с груди.
  9. Неполное выпрямление ног при выталкивании гирь с груди
  10. Недостаточный полуприсед после выталкивания гирь с груди.
  11. В момент фиксации вверху на прямых руках гири «тянут» вперёд.
  12. Слишком низкий предварительный полуприсед при выталкивании гирь от груди.
  13. В момент фиксации вверху на прямых руках гири расходятся в стороны.
  14. Сильное амортизирующее сгибание и разгибание ног при опускании гирь на грудь.
  15. В толчке «до отказа» подсед в последних подъёмах гирь без расстановки ступней в стороны.
  16. Несогласованность движений ног, туловища, рук при выполнении толчка.
  17. Несогласованность движений и дыхания.

Подводящие упражнения, применяемые для исправления ошибок и обучения технике толчка

  1. Удерживание гирь в висе на различной высоте. Повторять 3-5 раз в одном подходе
  2. Удерживание гирь в висе перед собой. Повторять 3-30 раз в одном подходе
  3. Удерживание двух гирь на груди.
  4. Подъём одной гири на грудь и опускание в исходное положение. Повторять 8-12 раз в одном подходе
  5. Выталкивание (полутолчок) 2-х гирь от груди. Повторять 4-8 раз в одном подходе
  6. Удерживание 2-х гирь вверху на прямых руках. Повторять 3-10 секунд в одном подходе
  7. Полуприседы различной глубины с гирями вверху на прямых руках. Повторять 4-12 раз в одном подходе
  8. Ходьба в полуприседе с гирями вверху на прямых руках. Повторять 10-30 секунд в одном подходе
  9. Упор прямыми руками в неподвижную рейку над головой, согнув ноги до полуприседа. Повторять 8-12 раз в одном подходе
  10. Опускание 2-х гирь на грудь. Повторять 4-8 раз в одном подходе
  11. Приседание и полуприседание с гирями на груди. Повторять 4-8 раз в одном подходе.

Ошибки, характерные при выполнении рывка.

  1. Слишком глубокий захват дужки гири кистью.
  2. Согнута рука в локте во время подъема до полуприседа.
  3. Согнута спина во время подъема до полуприседа.

  1. После подрыва гиря уходит далеко вперед.
  2. Слишком ранний подрыв.
  3. Неполное выпрямление ног и туловища в подрыве.
  4. Подрыв в рывке выполняется только спиной.
  5. Кисть не просунута внутрь дужки в момент фиксации гири вверху на прямой руке.
  6. Перебрасывание гири через кисть перед фиксацией вверху и при сбрасывании в исходное положение.
  7. Слишком поздний просов в дужку.
  8. Поздний перехват дужки гири при опускании сверху.
  9. Преждевременный наклон туловища при опускании гири сверху в исходное положение.
  10. Несогласованность работы ног, руки и туловища.
  11. Несогласованность движений с дыханием.

Подводящие упражнения, применяемые для исправления ошибок и обучения технике рывка.

  1. Рывковые махи гири с различной амплитудой. Повторять 10-30 раз в одном подходе.
  2. Полуприседы различной глубины с гирей вверху на прямой руке. Повторять 4-12 раз в одном подходе.
  3. Подъем одной гири на грудь и опускание. Повторять 4-12 раз в одном подходе.

VI. Методика обучения гиревому классическому двоеборью.

Обучение в гиревом спорте - сложный педагогический процесс, предполагающий формирование необходимых знаний, умений и навыков, воспитание двигательных и волевых качеств.

Обучение и тренировка строятся на следующих дидактических принципах: сознательности, активности, научности, прочности, повторности, системности, последовательности, постепенности, индивидуализации, доступности, наглядности.

В процессе обучения и тренировки в гиревом спорте, как и в других видах спорта, применяются различные методы обучения.

Методы использования слова: рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, задание, указание, оценка, команда, подсчет.

Практические методы: строго регламентированного упражнения, разучивание по частям, разучивание в целом, комбинированный метод, игровой метод, соревновательный метод.

Методы наглядного восприятия: показ, демонстрация (непосредственная и опосредованная). Опосредованная включает: плакаты, рисунки, схемы, кинограммы, пособия, кинофильмы, видео, компьютерное изображение. Помимо этого, используется звуковая и световая сигнализация.

Структура процесса обучения и особенности его этапов.

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального разучивания.

Цель - сформировать у занимающихся основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.

Основные задачи:

1. Сформировать смысловое и зрительное представление о двигательном действии и способе его выполнения.

  1. Создать двигательное представление по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов.
  2. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).
  3. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представление о технике формируется в результате объяснения упражнения, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, наблюдения за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовки занимающихся, двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяются имитационные, подводящие, вспомогательные упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.

Обучение начинается с ведущего звена техники. Если же оно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы.

Далее разбираются наиболее типичные ошибки и причины их возникновения. Демонстрация наглядных пособий является дополнением к показу педагога.

  1. Создать двигательное представление по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов.
  2. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).
  3. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представление о технике формируется в результате объяснения упражнения, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, наблюдения за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовки занимающихся, двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяются имитационные, подводящие, вспомогательные упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.

Обучение начинается с ведущего звена техники. Если же оно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы.

Далее разбираются наиболее типичные ошибки и причины их возникновения. Демонстрация наглядных пособий является дополнением к показу педагога.


  1. Создать двигательное представление по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов.
  2. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).
  3. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представление о технике формируется в результате объяснения упражнения, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, наблюдения за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовки занимающихся, двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяются имитационные, подводящие, вспомогательные упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.

Обучение начинается с ведущего звена техники. Если же оно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы.

Далее разбираются наиболее типичные ошибки и причины их возникновения. Демонстрация наглядных пособий является дополнением к показу педагога.

  1. Этап углубления разучивания.

Цель - сформировать полноценное двигательное умение.

Основные задачи:

  1. Уточнить действия во всех опорных точках, как в основе, так и в деталях действия.
  2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
  3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

Данные задачи решаются параллельно, т.е. одновременно.

Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, в комплексе с ним хорошо применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действия, беседа.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств:

  • общеразвивающие и вспомогательные упражнения
  • подводящие упражнения
  • имитационные упражнения.

Необходимо соблюдать следующие моменты:

а)        Цели и задачи упражнений;

б)        Структурная взаимосвязь с основными действиями;

в)        Дозирование упражнений;

г)        Контроль и самоконтроль выполнения.

Обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, до наступления значительного утомления. Изучив части и элементы техники действия, нужно постепенно соединять их в единое целое.

  1. Этап закрепления и совершенствования.

Цель - двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

  1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия.
  2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.
  3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорость, экономичность , точность, рациональный ритм и т.д.)
  4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

На этом этапе результат обучения будет зависеть от многократности повторений каждого приема, но уже в меняющихся условиях (увеличение веса, скорости, качества повторений и т.д.). Повторенный навык постепенно закрепляется, начинается автоматизация нервно- мышечных процессов. Теперь максимальное внимание уделяется совершенствованию, «шлифовке» наиболее ответственных фраз и частей каждого приема.


Обучение технике классических упражнений.

Обучение технике толчка.

Подъем гирь на грудь в толчке - прием, с которого начинается обучение упражнениям.

После объяснения и показа занимающимся предлагается разучить стартовое положение (основной и предварительный старт). В стартовом положении атлет может находиться в двух основных стойках: высокой и низкой. Правильно выбранная стойка, в зависимости от силы отдельных групп мышц атлета и степени утомления, создает оптимальные условия для приложения усилий мышечных групп и перемещения гирь вверх.

При обучении стартовому положению особое внимание уделяется положению спины. Занимающимся предлагается выполнить имитацию стартового положения (основной и предварительный старт). При этом объясняется, что умение правильно держать спину является жизненно важным навыком не только при обращении с тяжестями в спорте, но и в быту.

Далее занимающимся предлагается выполнить несколько подводящих упражнений, вначале - без гирь, затем - с облегченными гирями:

  1. Исходное положение - удерживая две гири в висе перед собой, согнуть ноги и наклонить туловище, затем выпрямиться.
  2. Исходное положение - то же, сгибая ноги и наклоняя туловище, опустить гири, отводя их назад - за колени, не задерживаясь, выпрямиться.

Каждое упражнение повторять по несколько раз в одном подходе.

После освоения основного старта можно приступить к разучиванию предварительного старта и замаха гирь назад - за колени (тяга). Особое внимание следует уделить расстановке ног, расположению звеньев тела и захвату дужек гирь. Гири находятся спереди в 5 - 10 см от линии пальцев ног. Дужки гирь направлены углами вперед, захвачены хватом сверху. Ноги согнуты, расставлены шире плеч. Туловище наклонено. Спина прямая. Мышцы поясницы натянуты. Г олова приподнята. Руки прямые, расслабленные.

Следующий элемент - замах гирь назад - за колени. Выполняется за счет неполного разгибания ноги туловища. ОЦТ переносится к пяткам.

Далее изучается подъем до полуподседа (см. раздел «Техника толчка»). Занимающимся предлагается ряд подводящих упражнений:

  1. Подрыв гирь с выпрямлением.
  2. Подъем гирь (облегченных) из высокой стойки.

Затем, переходим к изучению следующего элемента: полуподсед с последующим выпрямлением ног и фиксацией гирь на груди. Обучение лучше начать со следующих вспомогательных упражнений:

  1. Удерживание гирь на груди;
  2. Полу приседы с гирями на груди;
  3. Подъем одной гири на грудь с полуподседом. Освоив подъем одной гири, приступают к освоению подъема двух гирь.

Дыхание.

Выпрямляясь при подъеме гири на грудь - вдох;

С касанием гири груди - выдох;

Опуская гирю вначале - вдох;

Заканчивая опускание- -выдох.

Переходя к обучению толчку от груди, овладеваем исходным положением (стартом). Здесь важно «прочувствовать» мышцами различные варианты стартового положения в зависимости от положения локтей (разведены или сведены),положения гирь на груди (выше, ниже) и толчка от груди (ногами, грудью, животом).

Подводящие упражнения:

  1. Удерживание гирь на груди до 20 секунд.
  2. Полутолчок от груди от 2 до 10 раз.

Далее переходим к обучению выталкивания гирь. С этой целью рекомендуются следующие упражнения для развития силы ног:

  1. Приседание с гирями на плечах.
  2. Полутолчок с небольшим сгибанием ног и выходом на носки.
  3. Пружинящие выпрыгивания с гирями на плечах.

Занимающимся предлагается несколько вариантов выталкивания:

  • выталкивание ногами;
  • выталкивание грудью и животом.

Освоив два способа выталкивания гирь, переходим к освоению полуприседа с выпрямлением рук вверху с последующим выпрямлением ног (вставанием). Даются следующие вспомогательные упражнения:

  1. Удерживая две облегченные гири вверху на прямых руках, сводить до касания и разводить гири в стороны (немного), смещать вперед, назад.
  2. Из этого же и.п. - полуприседы различной глубины.
  3. В прямой сойке упереться в неподвижный предмет (низкая перекладина, тяжелая штанга на стойках и др.) на уровне головы или чуть выше. Сгибая ноги, одновременно выпрямить руки, затем - наоборот.
  4. Толчок одной гири в полуподсед с последующим вставанием.

Дыхание при подъеме гирь на грудь: захват гирь назад - за колени - выдох; подъем гирь на грудь - вдох; касание гирь груди - выдох; перед выталкиванием - полувдох; полуприсед - выдох; выталкивание гирь - вдох; уход в полуподсед - выдох;

вставание с полуподседа - короткая задержка дыхания.

Закончив обучение технике выталкивания гирь, приступаем к изучению опускания гирь на грудь. Обучение этому движению лучше проводить целостным методом. Подводящие упражнения:

  1. Опуская гири, одновременно поднять плечи и встать на носки.
  2. При касании гирями плеч опустить плечи вместе с гирями, встать на полные ступни, подать таз вперед, ноги в коленях не сгибать.

Особое внимание следует уделить способу амортизации (торможения) падения гирь. Технике правильного опускания гирь с груди особое внимание уделяют атлеты, специализирующиеся в толчке по полному циклу, где это движение повторяется после каждого подъема в течение 10 минут.

Обучение опусканию гирь лучше производить целостным методом. Желательно предварительно брать гири с подставок, чтобы сосредоточить внимание на изучаемом элементе. Особое внимание уделяется быстроте сбрасывания и перехвату дужек.


Подводящие упражнения:

  1. Опускание гирь с груди до уровня бедер.
  2. Опускание гирь с груди до уровня пояса.
  3. Сбрасывание и перехват дужек гири.

Перехват должен быть выполнен на уровне середины груди. При сбрасывании повернуть дужки хватом сверху, одновременно с захватом дужек приподняться на носки, поднять плечи. Как только падающие гири оттянут руки вниз, нужно опустить плечи, встать на полные ступни, затем наклонить туловище и согнуть ноги.

Дыхание:

одновременно с отбрасыванием гирь от груди и перехватом дужек - вдох; наклоняясь и сгибая ноги - выдох.

Обучение технике рывка.

К составляющим элементам относятся: предварительный старт, предварительный замах, полуприсед с одновременным выпрямлением руки вверху и выпрямлением ног (вставанием) с последующей фиксацией гири вверху на прямой руке.

При обучении главному движению - подъему вверх на прямую руку - следует постоянно обращать внимание на то, чтобы подъем выполнялся общим усилием ног, спины и плеча. Подводящие упражнения:

  1. Подъем гири с виса до уровня пояса и груди.
  2. Подъем одной гири на грудь.
  3. Опускание гири с груди.
  4. Стартовое положение (динамический старт). Спина не сгорблена.
  5. Стартовое положение (статический старт).
  6. Полуподсед и фиксация гири вверху на прямой руке.
  7. Опускание гири в замах.
  8. Смена рук в рывке.

Дыхание:

подрыв - вдох; подсед - выдох; вставание из подседа - вдох; фиксация - выдох - вдох; опускание в замах - выдох.

Рывок гири через сторону отличается стартовым положением (в основном старте): гиря находится не за коленями, а за каким-либо одним коленом. При рывке левой рукой - за правым коленом, при рывке правой рукой - наоборот.

Подъем через верх выполняется не спереди, а через ту или другую сторону. Применяется этот способ для расслабления на некоторое время поясничного отдела (в тот момент, когда начинает «клинить» спину из-за постоянного напряжения мышц, не успевающих расслабиться в отдельные моменты подъема).

VII. Методы, применяемые при воспитании физических качеств

По определению теории физического воспитания, физическими (двигательными) качествами называются отдельные стороны двигательных возможностей человека. К ним относятся: сила, выносливость, быстрота, гибкость и ловкость.

Для воспитания физических качеств применяются различные методы: равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой и круговой.

Равномерный метод характеризуется непрерывной длительной работой от нескольких минут до нескольких часов, выполняемой с относительно постоянной интенсивностью.


На практике применяется два варианта этого метода в зависимости от длительности работы.

Первый - с соревновательными гирями. Выполняется с предельной или около предельной интенсивностью в течение предусмотренного правилами времени (10 минут). Этот вариант применяется для развития специальной выносливости.

Второй вариант - длительная (время не ограничено) непрерывная работа умеренной интенсивности, выполняется с легкими гирями. Применяется для воспитания общей и специальной выносливости и работоспособности (в аэробных условиях).

Переменный метод отличается от равномерного переменной скоростью (игра «скоростей»), В гиревом спорте это непрерывное выполнение упражнения с гирями с изменением темпа через определенные промежутки времени или определенное количество подъемов. Количество подъемов выполняется как в высоком, так и замедленном темпе. Развивается общая и специальная выносливость на фоне аэробных и анаэробных механизмов.

Повторный метод - метод, при котором повторяется выполнение одних и тех же упражнений с интервалом, достаточным для полного восстановления. Развивается сила.

Интервальный метод - метод, при котором повторяется выполнение упражнений, но интервал отдыха не достаточный для восстановления. Следующий подход выполняется на фоне недовосстановления организма занимающегося. Развивается специальная выносливость.

Соревновательный метод - метод выполнения упражнения в условиях, близких к соревновательным (прикидки). Воспитываются волевые качества.

Игровой метод. Очень эффективен при занятиях с детьми (эмоциональный фон). Развивается общая выносливость.

Круговой метод - это последовательное выполнение комплекса физических упражнений «по станциям».

В гиревом спорте этот метод применяется для воспитания силы, гибкости, общей выносливости и работоспособности.

VIII. Теоретико-практические основы развития физических качеств.

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они не тождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (В.И. Лях 1996г.). В основе развития способностей лежит иерархия разных врождённых анатомо-физиологических задатков. Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности. К двигательным способностям относятся: силовые, скоростные, скоростно-силовые, координационные, а также выносливость.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.

Максимальное суммарное напряжение всех основных мышечных групп в каком-либо движении, когда атлет показывает высшее достижение в силовом упражнении (тяга штанги, приседание со штангой на плечах и др.) без учёта собственного веса, называется абсолютной силой.

Сила, приходящаяся на 1 кг собственного веса атлета, называется относительной.

Сила отдельных групп мышц, проявляющаяся максимально и в очень короткое время, называется взрывной.

В гиревом спорте ни взрывная, ни абсолютная, ни относительная сила не проявляются максимально, но имеет большое значение для достижения высоких спортивных результатов.


Наибольшее значение при выполнении соревновательных упражнений с гирями (особенно толчка) имеет абсолютная сила, которая проявляется не в полной мере, но длительное время (10 минут).

Длительность применения силы - отличительная особенность проявления этого физического качества в гиревом спорте.

В зависимости от целей и задач занятия, а также в меру х склонностей занимающихся к тем или иным силовым упражнениям применяют различные методы воспитания силы. Основными из них являются:

  1. Метод максимальных усилий.
  2. Метод повторных усилий.
  3. Метод изометрических напряжений.
  4. Метод динамических усилий.
  5. Ударный метод.
  6. Круговой метод.

Метод максимальных усилий предусматривает выполнение упражнений с отягощениями (штангой, утяжеленными гирями) около предельного и предельного веса с небольшим количеством повторений в одном подходе (1-3 раза, вес 80 - 90 % от лучшего результата в том или ином упражнении). В гиревом спорте этот метод применяется редко, когда необходимо повысить уровень силы. На общую и специальную выносливость влияет отрицательно.

Метод повторных усилий. При воспитании силы этим методом применяются отягощения непредельного веса (50- 70 %) с достаточно большим количеством повторений в каждом подходе (10 - 20 и более). В гиревом спорте этот метод способствует повышению уровня силовой выносливости.

Метод изометрических напряжений применяется при воспитании максимальной силы. Применяются изометрические напряжения 60 - 80 % от максимума продолжительностью 10 - 12 секунд в каждом повторении. Обычно это 3-4 упражнения по 5 - 6 повторений каждого, отдых 2 минуты.

Метод динамических усилий. Суть метода - создание максимального силового напряжения посредством работы с непредельными отягощениями с максимальной скоростью (вес 20 % от максимального).

Ударный метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно - воздействующего отягощения (например, прыжок с возвышения высотой 45 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или в длину).

Круговой метод обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся «по станциям». Используются непредельные отягощения.

Выносливость - это способность занимающихся преодолевать утомление (терпеть) в течение длительного времени при выполнении различной физической деятельности умеренной интенсивности.

При подъеме соревновательных гирь в течение 10 минут проявляется силовая выносливость при субмаксимальной интенсивности.

При выполнении физической деятельности умеренной интенсивности проявляется общая выносливость (например, медленный бег 1 - 3 км и более).

Ловкость - способность человека быстро осваивать новые упражнения, а также перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

При занятии гиревым спортом ловкость способствует более быстрому освоению техники классических упражнений, особенно элементов жонглирования.

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Это качество необходимо занимающимся для достижения хорошей растянутости мышц и подвижности суставов. Гиревики, обладающие достаточной гибкостью и подвижностью суставов, выполняют упражнения более мягко, непринужденно, без лишних напряжений, экономично, что способст-


вует росту спортивных достижений. В качестве средств для развития гибкости используются динамические и статические упражнения (всевозможные махи, шпагаты, мост и т.п.).

Быстрота - способность человека выполнять движения в максимально короткий отрезок времени. В гиревом спорте от быстроты (темпа) выполнения того или иного классического упражнения полностью зависит результат в целом, так как время выполнения ограничено - 10 минут.

IX. Из правил судейства соревнований гиревого классического двоеборья

Толчок. Отводится 10 минут.

Команда: «Стоп!»

  1. Постановка гирь (гири) на плечевые суставы.
  2. Постановка гирь (гири) на помост.
  3. Три предупреждения.
  4. Техническая неподготовленность участника (многократное нарушение принятой техники выполнения упражнений).

Команда: «Не считать!»

  1. При выталкивании гирь от груди плечевые части рук не касаются туловища.
  2. Доталкивание, дожимание гирь.
  3. Смена положений рук во время выполнения подседа перед выталкиванием (поправка гирь).
  4. Отсутствие синхронности в подъеме гирь, остановка во время движения гирь.
  5. Отсутствие фиксации в стартовом положении.
  6. Отсутствие фиксации вверху.
  7. Попеременный толчок гирь от груди.

Команда: «Предупреждение!»

  1. Опускание гирь (гири) на плечи, не прижатые к туловищу (прокат).
  2. Опускание гирь (гири) с груди в положение виса (сброс).
  3. Разговор.

Рывок. Отводится 10 минут (5 + 5).

Команда: «Стоп!».

  1. Постановка гири на плечо.
  2. Постановка гири на помост.
  3. Опускание гири на грудь при выполнении рывка второй рукой [1].
  4. Три предупреждения.
  5. Техническая неподготовленность (многократное нарушение общепринятой техники выполнения упражнений).

Команда: «Не считать!».

  1. Дожим, доталкивание гири.
  2. Отсутствие фиксации вверху.
  3. Касание свободной рукой или какой-либо частью тела помоста, гири, работающей руки, ног, туловища.

Команда: «Предупреждение!».

  1. Касание гирей помоста.
  2. Разговор.

Литература.

  1. Джо Вейдер. Система строительства тела. М., ФИС, 1991.
  2. Воротынцев А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых. М., Советский спорт, 2002.
  3. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. М.,ФИС, 1980.
  4. Дикуль В.И., Зиновьева А.А. Как стать сильным. М.,ФИС, Знание №1, 1990.
  5. Зайцев Ю.М., Иванов Ю.И., Петров В.К. Занимайтесь гиревым спортом. М., Советский спорт, 1991.
  6. Залесский М.З. Сила нужна каждому. М.,ФИС, Знание №7, 1985.
  7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М., ФИС, 1970.
  8. Иванюк А.И. Атлетическое пособие по атлетизму. Тольятти, 1991.
  9. Макатун М.В., Мазуренко С.А. Атлетическая гимнастика для женщин. М., ФИС, Знание №4,1990.
  10. Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике. М., ФИС, 1986.
  11. Мороз Р.П. Развивайте силу. М., ФИС, 1977.
  12. Остапенко J1.A., Шубов В.М. Атлетическая гимнастика. М., ФИС, Знание № 12, 1986.
  13. Петров В.К. Сила нужна всем. М., ФИС, 1977.
  14. Петров В.К. Ваш помощник тренажер М., ФИС, Советский спорт, 1991.
  15. Пустовойт Б.Г. Гантельная гимнастика М., ФИС, 1962.
  16. Разумовский Е.А. Как стать сильным и выносливым М., ФИС, Знание № 3, 1984.
  17. Сухоцкий И.В. Силовая подготовка учащихся ПТУ допризывного возраста М., Высшая школа, 1990.
  18. Настольная книга учителя физической культуры (Под ред. Л.Б. Кофмана) М., 2000
  19. Теория и методика физического воспитания и спорта (Под ред. Ж.К. Холодова), М., Академия, 2001
  20. Укран М.Л., Смолевский В.М., Шлемин А.М. Атлетическая гимнастика М., ФИС, 1986.


[1] Примечание: при опускании гири на грудь при выполнении рывка первой рукой подается команда: «Переложить!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения технике бега на уроках физкультуры в основной школе

БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ. Старты. Задачи обучения.Научить учащихся технике высокого и низкого старта.Ознакомить занимающихся с техникой стартового разгона и бега по дистанции. По...

методика обучения техники метания мяча,гранаты

создать полное представление о технике выполнения....

Методика обучения технике ведения мяча в баскетболе

Основные задачи урока:1.     Совершенствование технических приёмов ведения, передачи и бросков мяча;2.     Развитие координации, внимания, игровой ловкост...

методика обучения технике эстафетного бега

В методике описываются задачи и средства с помощью которых  проводится обучение эстафетному бегу....

«Методика обучения технике бега на средние дистанции»

Данная методическая разработка помогает овладеть правильной техникой бега на средние дистанции, совершенствовать ее в процессе обучения....

«Методика обучения техники выполнения подач в волейболе»

laquo;Методика обучения техники выполнения подач в волейболе»...

Статья на тему "Анализ техники и методика обучения технике ведения мяча на месте и в движении"(Баскетбол)

Элементарные технические приемы в баскетболеТехника ведение мячаКлассификация ведения мячаПрименение техники на своих занятияхУпражнения для обучения ведению мяча...