Физкультминутки
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Прыгунов Владимир Алексеевич

Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее

 сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым.

Здоровье – это та ценность, которая определяет качество обучения и образования. Здоровье можно только заработать своими собственными постоянными усилиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

1. Введение                                                                                                         2

2.Функциональное состояние организма учащихся                                  3-4    

3. Понятие о работоспособности , утомлении и переутомлении              4-6

4.Профилактика утомления в процессе урока                                            6-8

5.Требование к проведению физкультминуток                                          8-10

6.Физкульминутка и физкультпаузы                                                           11-12    

7.Перечень различных форм физической культуры,                                 13

       направленных на оздоровление учащихся

8.Заключение                                                                                                      14  

9. Приложения                                                                                                  15-27

10. Литература                                                                                                   28                                                                                                                                                                                                

Здоровье - не всё,

Но без здоровья - ничего.

Сократ

Введение

Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее

 сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым.

Здоровье – это та ценность, которая определяет качество обучения и образования. Здоровье можно только заработать своими собственными постоянными усилиями. В век глобальной информатизации проблема формирования у школьников мотивации здорового поведения и культуры здоровья, в процессе осуществления образовательной деятельности, стоит особенно остро. Динамика ухудшения показателей здоровья становиться все более значимым признаком кризиса качества жизнедеятельности школьников. У них возникает устойчивое нежелание двигаться, приводящие к гиподинамии, являющейся одной из основных причин заболеваемости и снижения иммунного статуса организма. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте - все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.

Физическое воспитание учащихся   представляет систему из четырех видов обучения: основного, дополнительного, факультативного и самостоятельного. Первые три вида обучения осуществляются по единым государственным программам в режиме 2-3 уроков физкультуры в неделю.

В   школе физическое воспитание должно выполнять следующие функции:

  • обеспечение определенной физической подготовленности детей в процессе их роста и развития;
  • корригирование функциональных расстройств здоровья у нуждающихся в этом школьников;
  • поддерживание необходимого уровня умственной работоспособности в процессе занятий;
  • воспитание у детей отношения к физкультуре как приоритетному условию сохранения здоровья человека в процессе жизни.

Функциональное состояние организма учащихся     

Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс его психического развития. Двигательная активность ребёнка не только способствует возрастанию мышечной силы, но и увеличивает энергетические резервы организма. Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребёнка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идёт со значительным превышением, т. е. создаётся некоторый её избыток. Именно поэтому прирост мышечной массы - это предпосылка к выполнению ещё больших по объёму и интенсивности нагрузок.

Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении  физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений приводит к нарушению осанки, к ослаблению функций дыхания и кровообращения.

Снижение естественной двигательной активности у детей ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимаемых нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется организм в целом, что ведёт к более частым заболеваниям.

Эти наблюдения о роли движения и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины - лечебно-профилактической физкультуре.  Многие выдающиеся люди смогли вернуть себе здоровье, когда таблетки и уколы уже не помогали. Только правильно организованная двигательная активность позволила организму справиться с недугом. Эти люди смогли сформировать у себя правильные навыки движения, дыхания благодаря многократным упражнениям, когда тело автоматически, несмотря на болезнь и старые привычки, осуществляет правильные действия, например дыхание через нос.

Возраст от 6 до 14 лет - период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.

Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов центральной нервной системы обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз, как орган, заканчивает своё структурно - функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т. е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения находится в стадии интенсивного развития.

Понятие о работоспособности, утомлении и переутомлении

С учётом  особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока ( если тот длится не менее 40 минут). Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности. Утомление это временное функциональное истощение организма и, прежде всего, корковых клеток, наступающее после более или менее продолжительной работы и выражающееся во временном снижении полноценности работающего органа или всего организма, проходящем после кратковременного отдыха.

 Утомление не представляет опасности для организма, т.к. является чисто физи-ологическим явлением, естественной защитной реакцией организма, «сторожем», пре-дохраняющим организм или орган от чрезмерной нагрузки. Поэтому бороться с утомлением как таковым нельзя, ибо можно просто убить организм перегрузкой. Можно и нужно лишь пытаться отодвинуть его наступление, создавая наиболее благоприятный ритм и условия для работы органа, системы или всего организма в целом.

         Утомление обычно сопровождается субъективным чувством усталости, хотя они не всегда совпадают по времени. Когда работа интересна, протекает на фоне положительных эмоций, дети долго не испытывают чувства усталости, хотя объективно уже выявляются признаки утомления (снижение скорости, производительности, качества труда и пр.). И, наоборот, при скучной, однообразной, неинтересной работе усталость наступает гораздо раньше, чем происходит физиологически обусловленное снижение функций, т.е. утомление.

       О  начале утомления  ребёнка свидетельствуют следующие признаки:

       1. Снижение производительности труда (увеличивается число ошибок, время выполнения задания).

       2. Ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания).

      3. Ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений).

     4.  Появление чувства усталости.

Эти признаки нестойкие, они быстро исчезают во время отдыха, обеспечивающего восстановление функции корковых клеток. При этом, отдых вовсе не означает абсолютного покоя. Исходя из установленного И.М. Сеченовым феномена, наиболее целесообразен, так называемый, «активный отдых», т.е. отдых утомлённого органа и регулирующих его деятельность участков ЦНС на фоне деятельности других органов. Эффективность такого отдыха связана с вовлечением в деятельность новых участков коры головного мозга и углублением процессов охранительного торможения в ранее работавших. Восстановление их функции под влиянием мышечной деятельности происходит быстрее, чем при полном покое. Восстановлению способствует и обилие поступающего в организм кислорода, в котором всегда очень нуждаются клетки коры головного мозга. Поэтому наиболее целесообразно проводить отдых на открытом воздухе или в условиях широкой аэрации помещений, в активном двигательном режиме.        

        Начальными  признаками  переутомления  считаются:

        - изменения в поведении ребенка (появление непослушания, упрямства и пр.);

       - снижение успеваемости;

       - потеря аппетита;

        - появление некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и т.д.)   

        Выраженными  признаками  переутомления  являются:

        - резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;

       - нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, истеричность)             - стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегето- сосудистая дистония по гипертоническому или гипотоническому типу);    

   - снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

         Указанные признаки не исчезают после кратковременного отдыха и даже после ночного сна нормальной продолжительности. В данном случае необходимо комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур, лечебной гимнастики.

Профилактика утомления в процессе урока

Физкультминутки на занятиях благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус учащихся, снижают статические нагрузки и предупреждают развитие нарушений осанки. Физкультминутки проводятся в классе под руководством преподавателя, ведущего урок или физорга класса. Их продолжительность 1-2 мин. Каждый комплекс физкультминутки состоит, как правило, из 4-5 упражнений, повторяемых от 5-6 до 10-12 раз. Упражнения делаются сидя и стоя. В младших классах физкультминутки проводятся на 2-м и далее уроках за 10-12 мин. до конца занятия (а не в середине урока!), на фоне нарастающего утомления, в старших – на 3-м и далее. Во время физкультминуток выполняются упражнения типа «потягивание» с подниманием рук вверх и глубоким вдохом, затем два упражнения с поворотом и наклонами туловища и одно упражнение для ног (приседание или маховые движения ногой) и заканчиваются упражнения глубоким вдохом, с отведением плеч назад, сведением лопаток и глубоким выдохом. В младших классах, на уроках, связанных с письмом, проводят несколько упражнений для кистей рук.                                                                                                                                    

Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах. Физкультминутки положительно влияют на аналитике - синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. 

Рассмотрим    схему    проведения    физкультминуток  

Схема проведения физкультминуток.

Классы

Количество и время проведения на уроке

Продолжительность

Содержание

Первый класс

Две (через 10 минут после начала урока и на 20 минуте)

Не менее 1,5-2 минуты каждая

1 физкультминутка:

2-3 упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук. туловища 2я физкультминутка:

1-2 упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления е плечевого пояса и рук. туловища, на мобилизацию внимания.

Один из комплексов упражнений для глаз.

2-4 классы

Одна (на 20-25 минуте)

Не менее 3 минут

1-2 упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, туловища, на мобилизацию внимания. Один из комплексов упражнений для глаз.

5-9 классы

Начиная с 3 урока

Одна (на 20-25 минуте)

Не менее 2-3 минут

10 11 классы

Начиная с 4 урока

 Одна (на 20-25 минуте)

Не менее 2-3 минут

 

Время начала физкультминутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки, является 15-я - 20-я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом уроке. Во 2-ом - 4-м классах рекомендуется, проводить по одной физкультминутке начиная со 2-ого или 3-его урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Длительность физкультминуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Однако психика ребёнка, особенно в раннем возрасте, устроена не так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно; он делает не оттого, что «надо» и «полезно», а оттого, что ему это нравится.

Требования к проведению физкультминуток.

*Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.

*Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнения упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

*Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

*Для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.

Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости.

Во   время   физкультминуток   возникают   неожиданные   смешные   ситуации.   Это вызывает  искренний  смех  у  детей.   Непринуждённая    весёлая  атмосфера  является мощнейшим терапевтическим фактором.  

Важно знать функциональный характер физкультминуток.

 ФМ для мозгового кровообращения

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса

ФМ для снятия напряжения с мышц туловища

ФМ для учащихся на уроках с элементами письмаОрганизационная диаграмма

Механизм воздействия физкультминуток, требования к подбору упражнений, их формы и содержания, выбору времени проведения, классификация

Механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности школьника в течение учебного дня:

  • усиливает обмен веществ в организме
  • повышается внимание
  • улучшается осанка.

Требования к подбору упражнений:

  • упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы,
  • быть простыми по выполнению

Выбор времени проведения:

  • при проявлении первых признаков утомления
  • при снижении активности на уроке
  • при нарушении внимания.

Форма выполнения, количество и содержание упражнений:

  • упражнения выполняются стоя или сидя
  • комплекс состоит из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз
  • рекомендуется использовать потягивания, прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.

Классификация физкультминуток и динамических пауз по воздействию на системы организма:

  • общего воздействия
  • для улучшения мозгового кровообращения
  • для снятия утомления с плечевого пояса и рук
  • для глаз
  • для системы дыхания

для различных возрастных категорий:

  • дошкольники
  • школьники (младшие, средние, старшие)
  • учителя.

Физкультминутка и физкультпауза

 

Физкультпаузы и физкультминутки обязательны для учащихся всех классов. Различают укороченные и полные физкультминутки.

Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время письменных работ в первых классах.

Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2-3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме:

а)        выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями;

б)        упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.);

в)        упражнения для туловища (наклоны, повороты);

г)        упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног).

Физкультминутки в I-IV классах проводятся 3-4 раза в течение дня, а в V-XI - 2-3 раза. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. В младших классах организует и проводит физкультминутку учитель, а в V-XI классах физорг класса, начиная со второго урока, через 20-25 минут после его начала.

Комплекс выполняется учениками в проходах между партами и, как исключение, стоя или сидя на рабочих местах, в проветренном помещении. Через каждые 2-3 недели упражнения комплекса заменяются новыми, предварительно разученными на уроках физической культуры. На сдвоенных уроках проводится физкультпауза продолжительностью 5-10 минут. Ее содержание определяется функциональным состоянием организма учащихся, а так же особенностями учебной или производственной деятельности. Комплексы физкультпаузы удовлетворяют следующим условиям:

а)        режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий;

б)        чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление;

в)        упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;

г)        при незначительном утомлении учащихся в комплекс  включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц;

д)        темп выполнения должен соответствовать привычному;

Комплекс физкультпаузы можно составить так:

а)        ходьба на месте с движениями рук;

б)        упражнения в подтягивании;

в)        подскоки или бег на месте;

г)        наклоны или повороты туловища;

д)        приседания, выпады вперед-назад, в стороны;

е)        разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу;

ж)        упражнения на расслабление мышц рук и туловища;

з)        ходьба на месте с заданиями на внимание.

Перечень различных форм физической культуры, направленных на оздоровление учащихся

  • Ежедневная гимнастика. Проводиться до начала занятий (5 мин. для учащихся начальных классов, до 8-10 мин. для   старших школьников).
  • Физкультминутки. Проводятся на каждом уроке и во время самоподготовки при появлении у детей признаков утомления. В начальных классах следует проводить 2 раза на 15-й и 20-й минуте урока. В средних классах на 20-й минуте урока. По мере приближения к старшей школе и соответственно увеличении объема учебной нагрузки, значительно снижается двигательная активность учащихся, максимально сокращается время на отдых и восстановление организма. Поэтому проведение физкультминуток в середине урока рекомендуется и для старших школьников.
  • Динамические паузы. Для начальной школы проводятся в течение 40 минут на воздухе.
  • Динамические перемены. Включают элементы игры.
  • Физкультурно-оздоровительный или спортивный час. Проводятся для средних и старших классов. Включает общефизические и общеразвивающие упражнения, занятия избранными видами спорта, а также нетрадиционными формами физического воспитания (восточные единоборства).
  • День здоровья в школе. Проводится для всех классов. Это массовые состязания по физической подготовленности, спортивным играм, день туризма, лыжника, легкоатлета и т.д.

Заключение

  «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

    Приобщение учащихся к физической культуре, к здоровому образу жизни, а также подготовка учащихся к жизни и к выполнению социальных функций.

Разработаны программы, комплексы упражнений необходимые для физического воспитания учащихся, а также методы, направленные на формирование З. О. Ж. Физкульминутки на уроках в   классах – один из резервов формирования мотивации у школьников к сохранению индивидуального здоровья. Физкультпаузы в  классах – доступный, без финансовых затрат прием профилактики утомляемости и гиподинамии. Физкультпаузы можно и следует широко использовать педагогам в предметном образовании.

Приложение 1

              Предлагаемые комплексы упражнений для физкультминуток

Для детей младшего школьного возраста

Упражнения стоя

  1.  Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое другой ногой.
  2.  И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох; 3-4 — исходное положение — выдох.
  3.  Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в и. п.
  4.  И. п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.
  5.  И. п. — ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.
  6.  «Мельница». Соединять кисти рук за спиной (сверху  то правая, то левая рука).
  7.  И. п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.
  8.  Поднимание прямых рук через стороны вверх — вдох. Возвращение в и. п. — выдох.
  9.  И. п. — ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.

10. Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки. Руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).

Еще несколько примеров упражнений, которые помогают избегать утомления, восстановить силы на уроке. Они достаточно просты и эффективны, для их выполнения не требуется специальное оборудование, и поэтому их можно выполнять в классе, в программе физкультминутки.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. 

И. п. — стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 — повернуть туловище направо; 2 — повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания. 

И. п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс; 2 — левую руку на пояс; 3 — правую руку на плечо; 4 — левую руку на плечо; 5 — правую руку вверх; 6 — левую руку вверх; 7-8 — хлопки руками над головой; 9 — опустить левую руку на плечо; 10 — правую руку на плечо; 11 —левую руку на пояс; 12 — правую руку на пояс; 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный; 2-3 раза — средний; 3-4 — быстрый; 1-2 — медленный.

Корригирующие упражнения для нормализации осанки

  1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.
  2. Ходьба обычная, следя за осанкой.
  3. Ходьба на носках, руки за головой.
  4. Ходьба на пятках, руки на поясе.
  5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и.п., 3 — поворот головы налево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, 6 — и. п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И. п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнение для глаз

Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и предназначено для выработки привычки делать упражнения для глаз регулярно.

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки.

После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить, что для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.

Упражнение «на корточках» облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту.

Упражнения для снятия утомления    помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках неблагополучия, усталости.

1. Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 минут — и стало жарко. Повторить три раза.

  1. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно — так, чтобы было приятно, 10-15 секунд.
  2. Растереть ладонями уши — вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15-20 секунд).
  1. «Ворона». Произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.
  2. «Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верхнему небу, постараться дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10-15 секунд.)
  3. «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз.)

                                                                                                                                Приложение 2

Для школьников средних и старших классов

1. Физкультминутка общего воздействия (вариант 1).

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - встать на носки, руки вверх наружу, на счёт «два» - потянуться вверх за руками. На счёт «три» - опустить руки дугами через стороны вниз, на счёт «четыре» - скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить упражнение в быстром темпе 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки вперёд. На счёт «раз» - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. На счёт «три, четыре» - упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6-8 раз в быстром темпе.

Упражнение 3.  Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - согнуть правую ногу вперёд и, обхватив голень руками, притянуть её к животу. На счёт «два» - притянуть ногу, подняв руки вверх. На счёт «три, четыре» - выполняется то же, но с левой ногой. Повторить упражнение в среднем темпе 6-8 раз.

Физкультминутка общего воздействия (вариант 2).

Упражнение 1. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - руки отводятся назад. На счёт «два» - руки развести в стороны, на счёт «три» - поднять руки вверх, стать на носки. На счёт «четыре» - расслабляя плечевой пояс, руки опустить с небольшим наклоном вперёд. Повторить 4-6 раз в медленном темпе.

Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, руки, согнутые вперёд, кисти в кулаках. На счёт «раз» - с поворотом туловища налево нанести удар правой рукой вперёд. На счёт «два» - принять исходное положение. На счёт «три, четыре» - выполнить то же самое, но в другую сторону. Повторить 6-8 раз, не задерживая дыхания.

2. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 1).

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счёт «два» - локти подаются вперед. На счёт «три» - руки расслабленно опускаются вниз. На счёт «четыре» - принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.

Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счёт «раз» - мах левой рукой назад, правой вверх. На счёт «два» - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются  рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.

Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счёт «раз» - отнести голову назад. На счёт «два» - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.

 Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 2).

Упражнение 1. Выполняется сидя на стуле или стоя. На счёт «раз, два» - выполнить круговое движение правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. На счёт «три, четыре» - выполнить круговое движение левой рукой назад с поворотом туловища и головы налево. Упражнение повторить 4-6 раз в медленном темпе.

Упражнение 2. Выполняется сидя на стуле или стоя, руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разведены. На счёт «раз» - обхватить себя за плечи как можно крепче. На счёт «два» - занять исходное положение. Упражнение повторить 4-6 раз в быстром темпе.

Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле, руки, на поясе. На счёт «раз» - повернуть голову направо. На счёт «два» - исходное положение. На счёт «три» - повторить то же налево. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 3)

1.        Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

2.        И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и. п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

3. Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 1)

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-поднять плечи. На счёт «два»-опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе.

Упражнение 2. Исходное положение - руки согнуты перед грудью. На счёт «раз, два»-выполнить согнутыми руками  два пружинящих движения назад. На счёт «три, четыре»-выполнять такие же рывки прямыми руками. Упражнение выполнять 4-6 раз в среднем темпе.

Упражнение 3. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-слегка прогнуться, выполнив мах руками в стороны. На счёт «два»-расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 2)

  1. И. п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.
  2. И. п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
  3. И. п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища

  1. И. п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
  2. И. п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.

5. Физкультминутка для глаз

 

Упражнения выполняйте в домашних условиях через каждые 20-25 минут зрительной работы. Весь этот комплекс займет не более полутора-двух минут. Было бы полезно, чтобы этими советами воспользовались и учителя в середине каждого урока.

Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.

Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа -налево, затем слева - направо.

Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз - вверх.

Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева - направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа - налево.

Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

                                                                                                     Приложение 3

ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕР ДЛЯ СНЯТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ

Схема офтальмотренажера рисуется в максимально возможную величину и располагается на уровне глаз детей.

Дети следят за указкой учителя, конец которой плавно следует

- по наружному эллипсу в одну сторону 10-15 раз,

- по внутреннему эллипсу в другую сторону 10-15 раз,

- затем по  восьмеркообразной линии 10-15 раз,

- по вертикально расположенной линии - от центра вверх и вниз,

- по горизонтальной - из центра вправо- влево  10-15 раз.

Упражнение выполняется коллективно, стоя.

Одновременно можно включить спокойную музыку.

Специальная гимнастика для глаз

Один из источников утомления школьников связан с серым книжным фоном. С целью профилактики данных истоков утомления разработана система школьных офтальмотренажеров (автоматизированная система с сигнальными лампами, упражнения с глазными сигнальными метками, а также зрительными траекториями). В автоматизированной системе офтальмотренажеров цветовой ритм сигнальных ламп, размещенных на потолке каждого класса, не только снимает зрительно-психогенное напряжение и утомление, но и навязывает глазам и голове специфический двигательный ритм, тренирующий вестибулярный и зрительный анализаторы.

Для профилактики близорукости могут также использоваться и специальные упражнения для глаз.

В середине каждого урока в течение 2-3 мин. Предлагается следующая гимнастика для глаз в физкультминутках, разработанная МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца (6).

Упражнения для учащихся 1-3-х классов:

  1. Исходная позиция (и.п.) - сидя, откликнувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз.
  2. И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
  3. И.п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
  4. И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 5-6 раз.
  5. И.п. - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.

Упражнения для учащихся 4-10-х классов:

  1. И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз.
  2. И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.
  3. И.п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
  4. И.п. - сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
  5. И.п. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4-5 раз.
  6. И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
  7. И.п. - сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. Массировать веки кончиками указательных пальцев.

Физкультпаузы проводят преподаватели или учащиеся - физорги класса. Она способствует укреплению склеры глаза, повышению работоспособности цилиарной мышцы, благоприятно влияет на формирование рефракции глаз у школьников, улучшает кровообращение в глазах.

Разнообразить физкультпаузы можно путем использования следующего комплекса упражнений (5,6):

Комплекс 1

  1. И.п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок, 1-2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох, 3-4 - в и.п. - выдох. Повторите 4-6 раз.
  2. И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
  3. И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
  4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.
  5. И.п. - стоя, 1 - полуприсед; 2 - и.п. Повторить 10-12 раз.
  6. И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять немедленно.

Комплекс 2

1. И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки -вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.

  1. И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек, затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.
  2. И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой.
  3. И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону.
  4. И.п. - стоя, ноги врозь. 1-3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4-6 раз в каждую сторону.
  5. И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-6 сек., затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем закрыть левый глаз и смотреть на палец даумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

Комплекс 3

  1. И.п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти вперед - выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз.
  2. И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
  3. И.п. - стоя. 1-2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3-4 - слегка наклониться вперед - выдох. Повторить 6-8 раз.
  4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.
  5. И.п. - стоя. 1 - полу присед; 2 - и.п. повторить 10-12 раз.
  6. И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течении 30-40 сек. Выполнять медленно.

Комплекс 4

  1. И.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки -вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.
  2. И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек., затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.
  3. И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой.
  4. И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону.
  5. И.п. - стоя, ноги врозь. 1-3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4-6 раз в каждую сторону.
  6. И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-6 сек, затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

Комплекс 5

  1. И.п. - стоя, кисти к плечам. 1 - отвести локти назад - вдох; 2 - локти вперед- выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз.
  2. И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
  3. И.п. - стоя. 1-2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох. 3-4 - слегка наклониться вперед - выдох. Повторить 6-8 раз.
  4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Переводить взгляд верх- направо, после чего вниз - налево, затем переводить взгляд по другой диагонали верх - налево - вниз - направо. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении.
  5. И.п. - кисти на затылок. 1-2-3 - пружинистые повороты туловища в сторону, 4 - в и.п. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз.
  6. И.п. - стоя. Палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, левый глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 10-15 секунд. То же правым глазом.

Упражнение «метка на стекле».

В классе во время физкультминуток может использоваться следующая модификация данного упражнения. К оконному стеклу приклеить кружок 7x7 на уровне глаз стоящего ребенка. Учитель дает команду: «Все внимательно посмотрели на кружок (3-4 сек). Теперь давайте посмотрим на ... (дерево, здание, которое вы видите вдали из окна (3-4 сек). Теперь опять посмотрите на кружок на оконном стекле». Повторить упражнение 5-6 раз, поочередно переключая внимание каждого ребенка с метки на стекле на удаленные объекты, видимые из окна. Упражнение можно выполнять их исходных положений сидя и стоя.

Для детей с близорукостью это упражнение проводится для профилактики прогрессирования заболевания в кабинете охраны зрения или назначается в виде домашнего задания. Ребенок (в назначенных ему очках) становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На стекле на уровне его глаз прикрепляется круглая метка красного цвета диаметром 3-5 мм. Вдали от линии взора, проходящей через метку, он намечает какой-либо, предмет для фиксации, затем поочередно переводит взор то на метку на стекле, то на этот предмет. Упражнения проводятся два раза в день в течение 15-20 дней. При отсутствии стойкой нормализации аккомодационной способности такие упражнения повторяются систематически с перерывами в 10-15 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 минуты, последующие два дня - 5 минут и в остальные дни- 7 минут.

Во время регламентированных перерывов при работе с видеодисплейными терминалами, персональными компьютерами с целью снижения утомления зрительного анализатора целесообразно через каждые 20-25 минут выполнять следующие комплексы упражнений, их следует менять через каждые 2-3 недели. Упражнения выполняют сидя или стоя, отвернувшись от экрана (при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз).

Вариант 1

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 -4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 -6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Вариант 2

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на кончик носа на счет 1- 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз -влево и в обратную сторону: вверх –влево –вниз -вправо. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 верх, на счет 1-6 прямо, после чего аналогичным образом вниз - прямо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и в другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3- 4 раза.

Вариант 3

  1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
  2. Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  1. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
  2. В среднем темпе проделать глазами 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.  

           

                                                                     

                                                                                                                              Приложение 4

Мероприятия для снятия статического утомления мышц спины

Специальные упражнения для физкультминуток на уроках

Для снятия статического утомления мышц спины и профилактики нарушений осанки в физкультминутки, проводимые на уроке, целесообразно включать следующие упражнения:

Комплекс 1 (сидя за партой)

  1. И.п. - руки на краю парты, встать, сесть.
  2. И.п. - руки на поясе. Повернуться направо, локтем правой руки достать до спинки сиденья, вернуться в и.п. То же в другую сторону.
  3. И.п. - руки над головой, локти вперед. Развести локти в стороны, прогнуться, вернуться в и.п.

Комплекс 2 (сидя за партой)

  1. И.п. - руки на парте. Руки вверх, потянуться, вернуться в и.п.
  2. Руки на сиденье около спинки. Наклониться вперед, стараясь достать руками пол, вернуться в исходное положение.
  3. И.п. - руки на столе. Сгибание пальцев в кулаки и разгибание.

Комплекс 3 (стоя за партой)

  1. И.п. - стоя к соседу по парте спиной, руки на поясе, наклониться назад, прогнуться, руки вверх, вернуться в и.п.
  2. И.п. - руки за головой. Повернуть туловище вправо, вернуться в и.п. То же в другую сторону.
  3. И.п. - основная стойка, руки за спиной. Переступанием повернуться направо, вернуться в и.п. То же в другую сторону.

Комплекс 4 (стоя за партой)

  1. И.п. - руки на поясе большими пальцами вперед. Наклониться назад, прогнувшись, вернуться в и.п.
  2. И.п. - руки на поясе. Два пружинящих наклона вправо и влево.

3.        И.п. - руки за спиной. Сделать полуприседание, вернуться в и.п. Каждое упражнение повторять 6-8 раз.


Литература

1.   Смирнов Н. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.,2005.

2.  Галанов А. С. Оздоровительные игры дошкольников и младших школьников. - Санкт-Петербург,2007.

 3.   Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. - М.,2007.

4..  Ковалько В. И. Здоровье   сберегающие технологии. - М.,2004.

5..  Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе. - М.,2004.

6.  Вишневский В. А. Здоровье сбережение в школе.  - М.,2002.

7.  Безруких М. М, Сонькина В. Д. Здоровье сберегающие технологии в общеобразовательной школе. - М.,2002.

Ю.ЛебедеваН. Т. Физическая культура шестилеток. - Минск., 1987.

8.. РоттенбергВ. С, Бондаренко С. И. Мозг. Обучение. Здоровье.   М.: Просвещение,  1989.  

9. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – XI классов. Авторы    В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение,  2006 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация о физкультминутках на уроках русского языка

Упражнения для проведения физминуток, адаптированные для уроков русского языка...

Физкультминутка на уроках в школе

Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. Известно, что дети быстро утом...

Физкультминутка

Авторская физкультминутка «Хочешь быть здоров всегда!».Подготовила: Стром И.А....

Электронная физкультминутка

Физкультминутка для снятия зрительной усталости для детей дошкольного возраста и начальных классов....

Физкультминутки для старшеклассников (по системе М.С. Норбекова)

На протяжении 10 лет я являюсь поклонником систеиы М.С.Норбекова. Сам занимаюсь суставной гимнастикой, дыхательной гимнастикой и гимнастикой для глаз. На своём опыте я ощущаю большую пользу от этих за...

Физкультминутки на уроках английского языка

На уроках английского языка значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить детям возможность отдохнуть, переключиться на другой в...

Физкультминутка на уроках математики

Последнее время в нашей школе увеличивается количество часто болеющих детей,  детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На это влияет образ жизни сов...