Формирование универсальных учебных действий на уроке физической культуры
материал по физкультуре по теме

Горбань Надежда Леонидовна

Доклад.  Формирование УУД на уроке физической культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx23.61 КБ
Office presentation icon formirovanie_uud.ppt1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11им. А.А. Абрамова Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края

Д О К Л А Д

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Горбань Н.Л.

Учитель физической культуры

МБОУ СОШ №11

2014г

Универсальные учебные действия на уроке физической культуры

(Слайд1) Основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

(Слайд 2) Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам обучения:

(Слайд3) Согласно проекту Фундаментальное ядро содержания общего образования личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей, предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные – через универсальные учебные действия (далее УУД).

(Слайд 4) УУД в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального  опыта.

(Слайд 5) Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Если основная черта УУД – метапредметность, то их сформированность – это  результат работы педагогов по всем предметам.

(Слайд 6) Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?

Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них,  специалисты предполагают, что для «престижа» нашего предмета этого недостаточно. Необходимо повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Так как из-за  его недостаточности произошло его «выпадение» предмета из системы общего образования, задачи урока решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности  физической культуры в школе.

(Слайд 7) Рассмотрим требования к результатам, отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре (Таблица 2):

(Слайд 8) Задачи по модернизации системы физического воспитания учащихся,  которые можно объединить в две группы:

Очевидно, что способности и результаты обучения, которые  в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные.

(Слайд 9) Многие трудности, с которыми сталкивается учитель физической культуры, связаны именно с недостаточным развитием у обучающихся  УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение  работать в команде, группе; учащиеся не  обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др.   В результате, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Таким образом, необходимость формирования УУД  на уроках физической культуры обусловлена  педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

(Слайд 10) Существует достаточно большое количество видов УУД, и                                   в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать их все. Поэтому определение структуры и содержание  УУД, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителей, перечень УУД на уроках ФК может быть следующим (таблица 3).

Сложность в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по   формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, необходимо выявить такие методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять   формирование УУД   без ущерба для  остальных задач  урока физической культуры.

(Слайд 11) Рекомендации по разработке методики:

         Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно)

Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений.

Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий. Повышение познавательной и творческой активности учащихся. Проблемное обучение, проектное обучение, активные методы ИКТ

(Слайд 12) Содержание УУД определяется с учетом

*задач физического воспитания,* типа урока, *личности педагогов и особенности их работы. Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего адаптирует их к специфике образовательного процесса по ФК.

* Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию (этап начального разучивания, этап углубленного изучения, этап совершенствования).

(Слайд 13)

*  Различный программный материал по физической культуре имеет разный потенциал в формировании УУД. Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются разделы  гимнастика и спортивные игры

(Слайд 14)

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Информационные источники:

http://минобрнауки.рф    Официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://standart.edu.ru/ ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта

http://nsportal.ru    - социальная сеть работников образования

Асмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Рассмотрен вопрос формирования УУД на уроках физической культуры....

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Представлена презентация на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры"....

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры  данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели...

презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры"

Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как  психологической составляющей фундамента образования.Универса...

обобщение опыта по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС"

Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную...

Конструктор учебно-практических заданий – средство оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры.Презентация

Презентация на тему оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных  действий на уроках физической культуры по средствам конструктора учебно-практических заданий....