рабочая программа по боксу
рабочая программа по физкультуре на тему

Монгуш Мерген Ленеевич

СОГЛАСОВАНО

На  тренерском совете

Протокол №1 от                                                                           

«___»_______________ 2014г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МБОУ

ДОД ДЮСШ с.Бай-Хаак

________ М.Л.Монгуш

«___»  ___________ 2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

По боксу

Тренер-преподаватель

МОНГУШ МЕРГЕН ЛЕНЕЕВИЧ

МБОУ ДОД ДЮСШ с.Бай-Хаак Тандинского кожууна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            с.Бай-Хаак,2014

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

 

1.     ТИП ПРОГРАММЫ : рабочая

2.     ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: профильная: физическая культура и спорт

3.     НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: физкультурно-спортивное

4.     СПОСОБ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:

      репродуктивный

5.     УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

прирост показателей общей физической подготовленности, выполнение контрольных нормативов, выполнение спортивного разряда.

6.     УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: начальный

7.     ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: групповая

8.     ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Пояснительная записка.

 

Рабочая программа по боксу разработана на основании типовой программы для детско-юноше­ских спортивных школ (ДЮСШ) по боксу, обобщения научных исследо­ваний в области детско-юношеского спорта и системы многолетней спортивной подготовки, передового опыта работы тренеров с юными боксерами и боксерами национальных сборных команд различных воз­растных групп. При разработке настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической под­готовке юных спортсменов, полученные на основе научно-методиче­ских материалов и рекомендаций по подготовке спортивного резерва последних лет.

В данной программе пред­ставлены модель построения системы многолетней подготовки, план построения тренировочного процесса группы НП 1года обучения, тренировочные занятия разной на­правленности. В документах определена общая последовательность изу­чения программного материала, контрольные и переводные нормативы для групп начальной подготовки (НП)

.

Основные задачи этапа начальной подготовки (НП)

 

п/п

Содержание

 

Показатели:

 

Технология:

1

Повысить уровень физического развития учащихся

 

 

 

 

2

Создание сборных команд по видам спорта

 

 

 

 

3

Подготовка судей по видам спорта

 

 

 

 

4

Подготовка спортсменов - разрядников

 

 

 

5

Внедрение в учебно- тренировочный процесс новых образовательных технологий

 

Использование  в учебно- тренировочном процессе  образовательной технологии

 

Форма- открытое тренировочное занятие

 

6

Усиление профориентационной работы

 

 

 

 

- вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подго­товки по боксу, направленную на гармоническое развитие физических качеств, общей физической подготовки и изучение базовой техники бок­са, волевых и морально-этических качеств личности, формирования потребности к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; медико-восстановительные мероприятия; тестирование и медицинский контроль; участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах. Особенностью планирования программного материала явля­ется сведение максимально возможных параметров нагрузок, средств и методов тренировки и контроля в одну принципиальную схему годично­го цикла тренировки.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению педагога в целях установления благоприятного режима тренировок, отдыха занимающих­ся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Учебный материал программы представлен в разделах, отражаю­щих тот или иной вид подготовки боксеров: теоретическую, физиче­скую, технико-тактическую, психологическую и соревновательную. Представлены разделы, в которых раскрывается содержание восстано­вительных мероприятий, проводимых в ДЮСШ в обяза­тельном порядке, в пределах объема учебных часов, в зависимости от года обучения, пере­чень основных мероприятий по воспитательной работе, а также конт­рольные и переводные нормативы по годам обучения.

Настоящая программа состоит из двух частей.

Первая чисть программы - нормативная, которая включает в себя количественные рекомендации по группам занимающихся, общефизи­ческой подготовке, специально-физической, технико-тактической и теоретической подготовке, систему участия в соревнованиях.

Особое внимание уделено контрольно-переводным и квалификационным нормативам 1 года обучения.

Вторая часть программы - методическая, которая включает учеб­ный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле, рекомендации по объему трениро­вочных и соревновательных нагрузок, содержит практические матери­алы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировоч­ных занятий, организации медико-педагогического и психологического контроля и управления.

Поставленная в соответствии с возросшей значимостью для спортсменов НП на первое место задача специальной подготовки предполагает тонкую работу по конкретизации «ядра индивидуальности» боксера. Специалисты вкладывают в это понятие круг свойств, способностей, качеств и т.д., отличающих и характеризующих конкретного человека. В боксе это соревновательно важные качества боксера, т.е. качества обеспечивающие успешную соревновательную деятельность.

                 Последовательность действий в установлении ядра индивидуальности боксера схематично похожа на процедуру этапного контроля:

1.       Определить ориентировочно, на основе знаний боксера, его индивидуальные показатели, т.е. ядро индивидуальности.

2.       На основе этого выбрать и вооружить его оптимально соответствующей техникой и манерой соревновательной деятельности.

3.       Проверить в условиях тренировочного процесса, в вольных и спарринговых боях.

4.       Проверить в соревнованиях разного масштаба.

 

5.Выполнение в конце учебного года  норматив 3 спортивного разряда

                                  НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БОКСЕРОВ

В программе выделено один этап спортивной подготов­ки - этап начальной подготовки (НП). В программу внесены изменения в такие разделы, как учебный план, план-схема годичного цикла, распределение программ­ного материала по годам обучения. Разделы программы по психологи­ческой подготовке, восстановительным мероприятиям и медико-биоло­гическому контролю содержат практические рекомендации.

На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, до­стигшие 10-летнего возраста, желающие заниматься боксом и имеющие письменное разрешение врача - педиатра. На этом этапе осуществля­ется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направ­ленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники бокса, выполнение контрольных нормативов.

Минимальный возраст зачисления учащихся в спортивные школы по этапам подготовки представлен в таблице 1; принадлежность к весо­вой категории по группам спортсменов - в таблице 2.

На официальных соревнованиях боксеров формула боя определяет­ся в зависимости от возраста и квалификации спортсмена (табл. 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 2

 

Весовые категории для юношей

Весовые категории

Юноши 10-11 лет

свыше, кг

до, кг

Юноши

38.5

40

Первая наилегчайшая

40

42

Вторая наилегчайшая

42

44

Первая легчайшая

44

46

Вторая легчайшая

46

48

Полулегкая

48

51

Легкая

51

54

Первая полусредняя

54

57

Вторая полусредняя

57

60

Первая средняя

60

64

Вторая средняя

64

68

Полутяжелая

68

72

Первая тяжелая

72

+72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №3

Формула боя в соревнованиях

 

Возраст

Разряд

Формула боя

Юноши 11-12 лет

Новички

3 раунда по 1 минуте

 

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ

 

 

На основании нормативной части программы в спортивной школе разрабатываются планы подготовки учебных групп с учетом имеющихся условий.

В основу комплектования учебных групп (табл. 4) положена научно- обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных за­кономерностей становления спортивного мастерства.

1. Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод учащихся в следующие группы обучения обуславливаются стажем за­нятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных результатов.

2. Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в учебные группы. Допускается превышение указанного возраста не более чем на два года.

3. Установленная недельная учебно-тренировочная нагрузка явля­ется максимальной.

 

 

 

 

 

Таблица № 4.

 

Тренировочный режим наполняемости групп

секции бокса

 

Год обучения

Возраст учащихся для зачисления

Количество учащихся в группах

Длительность отдельного занятия

Количество учебных часов в неделю

Требования к спортивной подготовке на конец учебного года

Группа начальной подготовки

1 год

 

11-12 лет

 

15

 

2

 

6

 

Овладение

основами спортивной техники 3-юношеский разряд

 

Примерный учебный план представлен в табл. 5. При его разработке учитывался режим учебно-тренировочной работы в неделю для различных учебных групп с расчетом 40 недель занятий не­посредственно в условиях спортивной школы.

Таблица № 5.

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 40 НЕДЕЛЬ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

№ п/п

Разделы

Начальная подготовка

1 года обучения.

I.

Теоретические занятия

15

II.

Практические занятия

 

1.

Общая физическая подготовка

84

2.

Специальная физическая подготовка

68

3.

Технико-тактическая подготовка

69

4.

Контрольные испытания

4

 

ИТОГО:

240

 

Количество занятий:

80

 

Количество соревнований

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №5.

Тематический учебный план

для групп НП- 1 года обучения

Содержание занятий

 

Часы

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

1.     Теория

- ФК и спорт

 

2

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- гигиена и  

самоконтроль

4

 

1

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

- правила  соревнований

4

 

1

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

- история   развития бокса

3

 

1

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

- инвентарь и оборудование

2

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2.     Практика

- ОФП

 

84

 

7

 

8

 

8

 

10

 

9

 

8

 

8

 

8

 

6

 

12

 

 

- СФП

68

7

6

7

7

6

7

7

6

6

9

 

 

- ТТМ

69

4

7

7

7

8

8

7

9

9

3

 

 

 

3. Участие в соревнованиях

По плану спортивно-массовых мероприятий

4. Контрольные испытания

4

2

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Итого часов:

 

24

24

24

24

24

24

24

24

24

24

 

 

 

 

Всего часов:  240

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ

ТРЕНИРОВКИ БОКСЕРОВ

Компоненты подготовки

Этап начальной подготовки

Спортсмены

Новички 10-12 лет, годные по состоянию здоровья и допущенные врачом

Группы подготовки

Группы начальной подготовки

Педагоги

Специалисты, владеющие методами отбора, начальной подготовки и формирования мотивации и устойчивого интереса к регулярным систематическим занятиям боксом

Технико-тактическая подготовка

Формирования основ ведения единоборства; овладение элементами техники и тактики бокса, играми с элементами единоборства

Основные методы тренировки

Игровой, равномерный, повторный

Формы организации тренировочного процесса

Групповые учебные и учебно-тренировочные занятия комплексной направленности

Цель подготовки

Привлечение детей к регулярным систематическим занятиям физической культурой и избранным видом спорта, формирование устойчивого интереса к занятиям боксом

Основные задачи по видам подготовки:

- нравственное воспитание

 

 

 

- теоретическая подготовка

 

 

 

- психологическая подготовка

 

 

 

- физическая подготовка

 

 

 

 

 

 

 

Формирование ценностного отношения к спорту; формирование нравственных качеств: трудолюбия, добросовестности, сознательности, дисциплинированности, организованности; воспитание чувства коллективизма и товарищества, культуры поведения

 

Формирование знаний о виде спорта, его месте и значении в системе физического воспитания, правилах соревнований, содержании и организации занятий по боксу

 

 

Формирование мотивации к занятиям боксом, воспитание волевых качеств

 

 

 

 

Укрепление здоровья и всесторонне физическое развитие на основе широкого применения  общеподготовительных упражнений

Питание

Своевременное и разнообразное

Средства восстановления

Педагогические – прогулки, плавание, игры на свежем воздухе; физиотерапевтические – душ, баня

Медицинское и научно-методическое обеспечение

Этапное медицинское и педагогическое обследование физического развития и физической подготовленности

Система контроля:

- организации системы подготовки

Наполняемость учебных групп, систематичность и посещаемость занятий

- физической подготовки

Выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке в соответствии с требованиями программы для соответствующего года обучения

 

- технико-тактической подготовки

Степень овладения основами ведения единоборства, элементами техники и тактики бокса, играми с элементами единоборства, предусмотренными программой

- соревновательной подготовки

Контроль за динамикой, надежностью и стабильностью спортивных результатов по различным критериям и показателям спортивного мастерства

 

Ожидаемые результаты

Комплектование учебных групп; всестороннее гармоническое развитие детей, овладение основами ведения единоборства; выполнение контрольных и переводных нормативов

 

 

Описание контрольных тестов – упражнений по боксу.

Комплекс контрольных упражнений по тестированию уровня общей  физической подготовленности.

 

1.         Челночный бег 3*10 м. В забеге могут участвовать один или два учащихся. Перед началом на линию старта кладут два кубика. По команде «На старт» участник подходит к линии старта. По команде «Внимание» наклоняется вперед и берет один кубик. По команде «Марш» бежит к линии финиша, кладет кубик за черту, возвращается быстро за вторым и кладет его также за линию финиша. Секундомер включается по команде «Марш»и выключается в момент касания пола вторым кубиком. Бросать кубики не разрешается. Результат фиксируется с точностью до 0,1 сек.

2.         Прыжки в длину с места. Проводятся на нескользкой поверхности. Учащийся встает у стартовой линии в И.п., ноги параллельно и толчком двумя ногами и взмахом рук совершает прыжок. Приземление происходит одновременно на обе ноги на покрытие, исключающее жесткое приземление. Измерение осуществляется по отметке, расположенной ближе к стартовой линии, записывается лучший результат из трех попыток в сантиметрах.

3.         Сгибание рук в упоре лежа. Выполняется максимальное количество раз. И.п. – упор лежа на горизонтальной поверхности, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах, туловище и ноги составляет единую линию. Отжимание засчитывается, когда учащийся, коснувшись грудью пола, возвращается в И.п. При выполнении упражнения запрещены движения в тазобедренных суставах.

4.         Толчок набивного мяча руками из положения боевой стойки сильнейшей и слабейшей рукой, толчок выполняется с места.

 

 

 

 

Контрольные нормативы

 по общей и специальной физической подготовке по боксу

                                                                                                                                     

НП-1

 

Контрольные упражнения (единицы измерения)

Легкие веса

 

Средние веса

Тяжелые веса

контрол.

перевод.

контрол.

перевод.

контрол.

перевод.

Челночный бег 3 *10 метров

9,3

9,2

9,4

9,3

9,5

9,4

Прыжки в длину с места

171

174

171

174

171

174

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

25

27

27

30

25

27

толчок набивного мяча

- сильнейшей рукой

- слабейшей рукой

2,5

2,0

3,0

2,5

2,5

2,0

3,0

2,5

3,5

2,5

3,5

2,8

 

Приемно-переводные нормативы по ТП для группы начальной подготовки  1 года обучения (10 лет)

 

№ п/п

Контрольные упражнения и единицы измерения

Весовые категории и оценка в баллах

29 – 47 кг

53 – 66 кг

Свыше 73 кг

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

Из фронтальной стойки  одиночные удары (прямые, боковые, удары снизу)

5- выполнение без ошибок

4- с незначительной ошибкой не приводящей к искажению техники выполнения данного приема например /небольшой замах при ударе/

3- с ошибкой или ошибками незначительно искажающими структуру выполнения технического приема например /большой замах перед ударом/

2- с ошибкой приводящей к искажению структуры выполнения технического приема

1-не выполнения данного технического действия

2

Двойные прямые удары в голову, в корпус из боевой стойки: двойка, два левых, левой в голову правой в живот.

5- выполнение без ошибок

4- с незначительной ошибкой не приводящей к искажению техники выполнения данного приема например небольшой замах при ударе

3- с ошибкой или ошибками незначительно искажающими структуру выполнения технического приема например /большой замах перед ударом/

2- с ошибкой приводящей к искажению структуры выполнения технического приема

1- не выполнения данного технического действия

3

Защитные действия: уклон, нырок, «оттягивание».

5- выполнение без ошибок

4- с незначительной ошибкой не приводящей к искажению техники выполнения данного приема /например руки опущены/

3- с ошибкой или ошибками незначительно искажающими структуру выполнения технического приема например /выполнение наклона, выполнение «нырка» с опасным движением головой/

2- с ошибкой приводящей к искажению структуры выполнения технического приема

1- не выполнения данного технического действия

4

3 прямых удара под разноименную ногу из боевой стойки (правой-левой-правой)

5- выполнение без ошибок

4- с незначительной ошибкой не приводящей к искажению техники выполнения данного приема например небольшой замах при ударе

3- с ошибкой или ошибками незначительно искажающими структуру выполнения технического приема например /большой замах перед ударом/

2- с ошибкой приводящей к искажению структуры выполнения технического прием1- не выполнения данного технического действия

5

3 прямых удара левой-левой-правой из боевой стойки 

5- выполнение без ошибок

4- с незначительной ошибкой не приводящей к искажению техники выполнения данного приема например небольшой замах при ударе

3- с ошибкой или ошибками незначительно искажающими структуру выполнения технического приема например /большой замах перед ударом/

2- с ошибкой приводящей к искажению структуры выполнения технического приема

1- не выполнения данного технического действия

                 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений. Как прави­ло, способные спортсмены достигают первых успехов через 4-6 лет, а высших достижений - через 7-9 лет специализированной подготовки. При этом надо иметь в виду, что наиболее высокие темпы прироста результа­тов имеют место в  первые 2-3 года специализированной подготовки.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 И УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Многолетнюю подготовку от новичка до чемпиона целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями с учетом возрастных возможностей юных спортсменов. Весь процесс многолетних занятий избранным видом спорта включает практически не обозримое множество переменных. Каждый этап многолетней тренировки отражает своеобразие общих условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути (общей нагрузки в периоды обучения в школе, трудовой деятельности, службы в армии и т.д.). Разумеется, в процессе всех лет занятий задачи, трениро­вочные средства и методы претерпевают значительные изменения.

Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от трениров­ки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей.

1. Тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортив­ного результата (на этапах начальной подготовки ).

2. Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.

3. В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.

4. Надежной основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма.

5. С возрастом и подготовленностью юных спортсменов постепенно уменьшается удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес специальной подготовки. Из года в год неуклонно увеличивается рост общего объема тренировочной нагрузки.

6. Необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки.

Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. На протяжении многих лет тренировок юные спортсмены должны овладеть техникой и тактикой, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.

Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физиче­скую и умственную), создать надежные предпосылки к укреплению здо­ровья, необходимо заниматься не менее шести часов в неделю, с учетом факторов, ограничивающих физическую нагрузку - отсутствие специ­фических двигательных навыков и адаптации к физическим нагрузкам (вообще).

Возрастные особенности физического развития представлены в таблице

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Сенситивные периоды развития физических качеств

 

 

Морфофункциональные показатели,

физические качества

Возраст, лет

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Рост

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

Мышечная сила

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

Быстрота

 

 

+

+

+

 

 

 

+

+

+

Скоростно-силовые качества

 

 

+

+

+

+

+

+

+

 

 

Сила

 

 

 

 

 

 

+

+

 

+

+

Выносливость (аэробные возможности)

 

+

+

+

 

 

 

 

+

+

+

Анаэробные возможности

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

Гибкость

+

+

+

+

 

+

+

 

 

 

 

Координационные способности

 

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

Равновесие

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

Этап начальной подготовки

 

Основная цель тренировки: утверждение в выборе спортивной спе­циализации бокс и овладение основами техники.

Основные задачи: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков; постепенный переход к целенаправленной подго­товке в избранном виде спорта; обучение технике бокса; повышение уровня физической подготовки на основе проведения многоборной под­готовки; отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших за­нятий боксом.

Факторы, ограничивающие нагрузку:

1) недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

2) возрастные особенности физического развития;

3) недостаточный общий объем двигательных умений.

Основные средства: 1) подвижные игры и игровые упражнения; 2) общеразвивающие упражнения; 3) элементы акробатики и самостра­ховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.); 4) всевозможные прыжки и прыжковые упражнения; 5) метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.); 6) скорости о-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов); 7) гимнастические упражнений для силовой и скоростно-силовой подготовки; 8) введение в школу техни­ки бокса; 9) комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание па дом).

Основные методы выполнения упражнений: игровой: повторный; равномерный; круговой; контрольный; соревновательный.

Основные направления тренировки. Как известно, одним из реаль­ных путей достижения высоких спортивных показателей считалась ранняя специализация, т.е. попытка с первых шагов определить специали­зацию спортсмена и организовать подготовку к ней. В отдельных слу­чаях такой подход может дать положительные результаты. Однако это приводило иногда к тому, что юные спортсмены достигали высоких по­казателей, правда, при слабом общем физическом развитии, а затем, как правило, первоначальный быстрый рост спортивно-технических результатов сменялся застоем. Это заставило тренеров, врачей, физио­логов и ученых пересмотреть свое отношение к ранней, узкой специали­зации и отдать предпочтение многообразной разносторонней подготов­ке юных спортсменов.

Этап НП один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным ма­стерством в избранном виде. Однако здесь, как ни на каком другом этапе подготовки, имеется опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма. Дело в том, что у детей этого возраста суще­ствует отставание в развитии отдельных вегетативных функций орга­низма.

В последние годы становится все больше приверженцев той точки зрения, что уже на этапе НП, наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр, следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причем воздействие этих уп­ражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, необходимых для эффективных занятий боксом.

Известно, что на этапе начальных занятий спортом целесообразно выдвигать на первый план разностороннюю физическую подготовку и целенаправленно развивать физические качества путем специально подобранных комплексов упражнений и игр (в виде тренировочных зада­ний) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.

Многие физические качества детей наиболее устойчиво проявляют­ся (с точки зрения прогноза) у мальчиков 11-13 лет, у девочек - 10-12 лет. Этот возраст как раз и приходится на этап НП. А в следующей возрастной группе (подростковой) все виды прогноза затруднены. Зна­чит, если педагог не увидит самого важного до 13 лет, то не увидит и в 17-18 лет.

На этапе НП нецелесообразно учитывать периоды тренировки (подготовительный, соревновательный и т.д.), так как сам этап начальной подготовки является своеобразным подготовительным периодом в об­щей цепи многолетней подготовки спортсмена.

Особенности обучения. Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий необходимо юным спортсменам овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях.

Одной из задач занятий на первом году является овладение основами техники избранного вида спорта. При этом процесс обучения должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Всего на обучение каждому техническому действию или их комплексу нужно отдавать 15-25 заня­тий (30-35 минут в каждом).

Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. При­менение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и закреплению двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную спортивную подготовку юных спортсменов.

Методика контроля. Контроль на этапе НП используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основывать­ся на объективных и количественных критериях. Контроль эффективно­сти технической подготовки осуществляется педагогом.

Контроль за эффективностью физической подготовки проверяется с помощью специальных контрольно-переводных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств.

При планировании контрольных испытаний по физической и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок: в первый день - испытания на скорость, во второй - на силу и выносли­вость.

Особое внимание уделяют соблюдению одинаковых условий в контроле. Имеются в виду время дня, приема пищи, предшествующая нагрузка, погода, разминка и т.д. Контрольные испытания лучше всего проводить в торжественной соревновательной обстановке.

 

Врачебный контроль за юными спортсменами предусматривает:

1) углубленное медицинское обследование (2 раза в год);

2) медицинское обследование перед соревнованиями;

3) врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий;

4) санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тре­нировок и соревнований, одеждой и обувью;

5) контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций вра­ча по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.

Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение – допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей.

Участие в соревнованиях. Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. На эта­пе НП значительно увеличивается число соревновательных упражне­ний. Особое преимущество отдается игровым соревновательным мето­дам. На первых этапах НП рекомендуется использование контрольных соревнований в виде контрольно-педагогических экзаменов. Так как учащиеся не выступают в официальных соревнованиях, первый опыт соревновательной практики формируется в стенах школы.

Программа соревнований, их периодичность, возраст участников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований и доступным нормам нагрузок.

Юных спортсменов в соревнованиях нужно нацеливать на демонстрацию социально-ценностных качеств личности, мужества, инициати­вы, смелости, коллективизма, дружелюбия по отношению к товарищам и уважения к ним, стойкости в поединке с противником.

 
Общая физическая подготовка

 1-й учебный год начальной подготовки

 

Применение средств общей физической подготовки ставит основной задачей – общее физическое развитие, равномерное развитие мышечной системы, укрепление костно-связочного аппарата, развитие большой подвижности в суставах, координации движений и умение сохранять равновесие, а так же улучшение функций сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

К общеразвивающим  упражнениям относятся специальная для боксеров гимнастика в движении, на месте, сидя, лежа в сочетании с упражнениями для развития рук, плечевого пояса, туловища, ног, мышц шеи, упражнения с предметами для комплексного развития мышц (с короткой и длиной скакалкой, с гимнастической палкой и булавами, теннисными, набивными и баскетбольными мячами, гантелями); акробатические упражнения, упражнения с партнером в сопротивлении, выведение из равновесия, ходьба на лыжах, бег на коньках, гребля, плавание, упражнения с резинами. Используются упражнения на гимнастических снарядах: лазание по канату и шесту, ходьба по бревну, упражнения на перекладине, параллельных брусьях, кольцах, опорные прыжки; легкоатлетические упражнения (прыжки в высоту с разбега, метания и толкания, бег по пересеченной местности. К боксерской деятельности близко спортивные игры: гандбол, теннис, баскетбол. Так же необходимо использовать такие спортивные игры как футбол, хоккей, волейбол; подвижные игры на внимание, сообразительность, координацию.         

 

Специальная физическая подготовка

Группы начальной подготовки 1 года обучения

 

         Она направлена на развитие физических качеств, специфичных для боксеров. Она ведется одновременно с овладением приемами техники бокса и их совершенствованием.

          Упражнения для развития быстроты: бег с низкого старта на 15 м, 30 м, бег на скорость на 30 м, 40 м, 60 м, 100 м. Бег на месте в быстром темпе с одновременным выполнением ударов. Бег с внезапной остановкой, со сменой направления движения. Ускорение и смена темпа при различных передвижениях в боевой стойке. Всевозможные эстафеты. Передвижения в боевой стойке с изменением скорости. Выполнение ударов на тренажерах с шагом и без, с максимальной скоростью; при изменении направления движения.

          Упражнения для развития ловкости: жонглирование теннисными мячами. Дриблинг с теннисными мячами. Челночный бег. Перебрасывание гимнастических палок, теннисных мячей, гандбольных мячей в парах. Метание мячей. Различные упражнения в равновесии, ходьба в боевой стойке по уменьшенной площади опоры. Подвижные игры.

           Упражнения для развития силы: сгибание и разгибание рук в упоре. Из упора лежа отталкивание от пола с хлопками. Приседание с отягощениями на двух и одной ноге. Броски набивного мяча одной и двумя руками из различных положений, при имитации ударов. Штанга (вес 70-80 % от максимального), жим, толчок, рывок, приседания, прыжки со сменой ног. Упражнения с гантелями, эспандерами, кувалдой, на резинах. Подтягивание на перекладине, поднимание ног до перекладины. Передвижение в боевой стойке с отягощениями.

            Упражнения для развития специальной выносливости:  продолжительные бои с тенью. Бой с тенью с короткими паузами между раундами 3-4 раунда. Упражнения на легких (3-4 раунда) и тяжелых (5-6 раундов) снарядах, преимущественно используя серии ударов. Учебные и вольные бои по 5-7 раундов. Спарринги.

              Упражнения для развития гибкости: различные маховые движения руками и ногами в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Покачивания в выпаде, шпагат. Различные вращения и наклоны туловищем. Основными средствами развития специальной гибкости являются упражнения в наклонах, отклонах, уклонах, «нырках», выполняемые как под одиночные, так и серии ударов.      

 

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

Группы начальной подготовки 1 года обучения

 

В процессе тренировочных занятий боксеры данной группы решают следующие задачи:

- повышение уровня общей физической подготовленности; развитие физических качеств; изучение и совершенствование технико-тактических приемов бокса. Реализация двух первых задач производиться с помощью средств и методов общей и специальной физических подготовок. Для изучения и совершенствования технико-тактических действий используются следующие средства и методы:

1.       Положение кулака при нанесении ударов: давление на мешок или настенную подушку ударной частью кулака; давление ладонью одной руки на головки пястных костей другой руки; нанесение ударов по настенной подушке, мешку или «лапам».

2.       Боевая стойка: усвоение рационального положения ног, туловища и рук; изучение всех положений стойки, их исправление перед зеркалом; перемещение веса тела в боевой стойке с ноги на ногу; повороты в боевой стойке с сохранением равновесия; свободное передвижение по рингу в боевой стойке.

3.       Передвижения:

Перемещение по рингу может осуществляться либо шагами (обычный, приставной), либо скачками (толчком одной или двумя ногами).

·        Перемещение обычным шагом наиболее удобно, если противник находится на значительном расстоянии (до 3-х и более шагов). Этот способ применяется как в атаке, так и в защите.

Перемещение приставными шагами выполняется скользящими шагами без переноса веса тела на одну из ног. Стоящая сзади нога приставляется к ноге, выполнившей шаг на расстоянии, сохраняющее положение боевой стойки.

При перемещении вперед шаг выполняется левой (для левши – правой) ногой, приставляется правая нога (у левши – левая), при перемещении назад роли ног меняются. При перемещении в стороны, начальный шаг выполняется ногой, одноименной направлению движения.

·        Перемещения скачком может осуществлять вперед, назад и в стороны.

Перемещения скачком (толчок одной ногой) по своей структуре соответствует перемещению приставным шагом. Отличием является наличие фазы полета при перемещениях скачках. В основном – структура однотипна, т.е. толчковая нога подставляется на дистанцию боевой стойки. Направление  перемещения скачком регулируется началом движения одноименной ноги (вперед – впередистоящей, назад – сзадистоящей, вправо – правой, влево – левой). Небольшая высота скачка обеспечивает «скользящий» характер передвижений скачком.

Перемещение толчком двух ног осуществляется за счет активного разгибания ног в голеностопных суставах и, как правило, на небольшое расстояние. Это вид передвижений наиболее удобен, т.к. обеспечивает высокую мобильность в атаке и защите и воздает трудность для атак противника, являясь элементом тонкого тактического маневра, уточняющего ударно-защитную позицию.

Для совершенствования передвижений используются следующие упражнения: передвижения в боевой стойке одиночным и двойными приставными шагами вперед-назад, влево-вправо; передвижения в боевой стойке по четырехугольнику в слитой последовательности (4-ки) – шаги влево-вперед-вправо-назад и тоже в другую сторону (8-ки); передвижения по кругу приставными скользящими шагами правым и левым боком вперед; передвижения с поворотами два/три приставных шага; «челночное» передвижение; передвижение в боевой стойке в различных направлениях.

Для изучения и совершенствования удара и защит от них применяются следующие упражнения:

- прямой удар левой с шагом левой; защиты-подставкой правой ладони; отбивом правой рукой влево вниз; уклоном вправо, отходом назад; сайдстепом.

Прямой удар правой в голову с шагом левой, защита подставкой левого плеча; подставкой правой ладони; уклоном влево; уходом назад; сайдстепом влево:

- прямой удар в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад;

- прямой удар правой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад;

Двойные прямые удары и защита от них:

- прямые удары (левой-правой) в голову, защита подставкой правой ладони с отходом и подставкой левого плеча;

- прямой удар левой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад.

- прямой удар правой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад.

Двойные прямые удары и защита от них:

- прямые удары (левой-правой) в голову, защита подставкой правой ладони с отходом и подставкой левого плеча.

- прямой удар левой в голову, правой в туловище, защита подставкой правой ладони и согнутой в локте левой руки.

- прямой удар левой в туловище, правой в голову, защита подставкой согнутой в локте левой руки и правой ладони.

Трех и четырехударные комбинации прямыми ударами и защиты от них.

Одиночные удары снизу и защита от них:

- удар снизу левой в голову и защита от него подставкой правой ладони; уходом назад;

- удар снизу левой в туловище и защита от него подставкой согнутой правой руки;

- удар снизу правой в голову и защита от него подставкой правой ладони или уходом;

- удар снизу правой в туловище и защита от него подставкой согнутой левой руки.

Двойные удары снизу и защиты от них. Трех и четырехударные комбинации ударами снизу и защиты от них. Серии ударов снизу и защиты от них.

Одиночные боковые удары и защиты от них:

- боковой удар левой в голову и защита от него подставкой тыльной стороны правой кисти, нырком вправо, уходом назад;

- боковой удар правой в голову и защита подставкой правой ладони левой руки, левого плеча, нырком влево, уходом назад;

- боковой удар правой в туловище, защита подставкой согнутой левой, уходом назад;

Двойные боковые удары в голову и туловище и защиты от них.

Трех и четырехударные комбинации боковыми ударами в голову и туловище и защиты от них.

Серии боковыми ударами в голову и туловище и защиты от них.

Двойные удары снизу и прямые, снизу и боковые, боковые и прямые. Защита от них. Трех, четырехударные комбинации и серии разнообразными ударами в голову и туловище и защиты от них.

Контрудары. Тактическое обоснование контрударов. Встречные и ответные контрудары и защиты от них.

Боевые дистанции. Дальняя дистанция: боевая стойка; передвижение, удары и защиты на дальней дистанции.

Средняя дистанция: боевая стойка, передвижение, удары и защиты на дальней дистанции.

Ближняя дистанция: боевая стойка, вход и выход из ближней дистанции, удары и защиты на ближней дистанции.

 

Основные положения и движения.

Фронтальная и боевая стойка, разновидности стоек. Основные передвижения в боевой стойке: приставными шагами, в «челноке», вперед, назад, в стороны.

а) Прямые удары в голову, в корпус на месте. Прямые удары в       движении. Серии прямых ударов.

б)  Боковые удары на месте и в движении. Серии ударов с боку.

в)  Удары снизу на месте и в движении. Серии ударов снизу.

г)   Защитные действия:

-                    отбив;

-        уклон;

-        нырок;

-        оттягивания;

-подставка.

                на месте и в передвижении. Во фронтальной и боевой стойках.

 

Упражнения в парах:

Атакующие действия на дальней и средней дистанциях:

а) одиночные, двойные удары;

б) удары в сериях – однотипные (прямые, боковые, снизу);

в) комбинированные удары в сериях (прямые с боковыми, удары снизу в сочетании с боковыми и прямыми).

Защитные действия на дальней и средней дистанциях:

а) от одиночных ударов;

б) ударов серией.

Действия в контратаке на дальних и средних дистанциях:

а) контратака одним ударом

б) контратака серией ударов.

Действия в ближнем бою.Клинч, захват, накладки руками. Различные положения в ближнем бою. Удары с различных положений.

Ознакомление с тактическим действием «Финт» (ложный удар, отвлекающий внимание противника от начала атаки). Закрепление в условных заданиях.

Учебно-тренировочные и вольные бои; участие в соревнованиях.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По общей физической подготовке:

В течение года в соответствии с планом годичного цикла сдавать контрольные нормативы, соответствующие возрасту и году обучения (кон­трольные нормативы представлены в нормативной части программы).

По специальной физической подготовке:

Выполнение на оценку специальных упражнений боксера и сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями  года обучения.

По технико-тактической подготовке:

Знать и уметь выполнять основные элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом.

Выполнить на оценку прием, защиту, контрприем, комбинации технических действий в соответствии с программ­ным материалом каждого года обучения.

Уметь проводить учебный и соревновательный бой с выпол­нением заданий и установок тренера.

По психологической подготовке;

Соблюдение режима дня. Ведение дневника самоконтроля.

Выполнение упражнений различной трудности, требующих про­явления волевых качеств.

По теоретической подготовке:

Знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий году обучения.

 

 

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

 

Углубленное медицинское обследование

В начале и в конце учебного года все учащиеся проходят углублен­ное медицинское обследование. Основными задачами медицинского обследования в группах начальной подготовки (НП) является контроль за состоянием здоровья, привитие гигиенических навыков и привычки неукоснительно выполнять рекомендации врача.

В общем случае углубленное медицинское обследование юных боксеров позволяет установить исходный уровень состояния здоро­вья, физического развития и функциональной подготовленности. В процессе многолетней подготовки углубленное медицинское обсле­дование должно выявить динамику состояния основных систем орга­низма спортсменов, определить основные компенсаторные факторы и потенциальные возможности их развития средствами тренировоч­ных нагрузок. Таким образом, цель углубленного медицинского об­следования - всесторонняя диагностика и оценка уровня здоровья и функционального состояния спортсменов, назначение необходимых лечебно-профилактических, восстановительных и реабилитационных мероприятий.

Программа углубленного медицинского обследования

1. Комплексная клиническая диагностика.

2. Оценка уровня здоровья и функционального состояния.

3. Оценка сердечно-сосудистой системы.

4. Оценка систем внешнего дыхания и газообмена.

5. Контроль состояния центральной нервной системы.

6. Уровень функционирования периферической нервной системы.

7. Оценка состояния органов чувств.

8. Состояние вегетативной нервной системы.

9. Контроль за состоянием нервно-мышечного аппарата спортсменов.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в под­готовке спортсменов. Главная ее задача состоит в том, чтобы на­учить боксера осмысливать и анализировать действия как свои, так и соперника: не механически выполнять указания тренера, а творче­ски подходить к ним. Начинающих боксеров необходимо приучить посещать соревнования, изучать техническую и тактическую подго­товленность соперников, следить за действиями судей, их реакцией на действия боксеров в атаке и в защите, их перемещениях по рингу, просматривать фильмы, видеофильмы и спортивные репортажи по боксу.

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке. Она органически связана с физи­ческой, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Боксер, как и любой другой спорт­смен, должен обладать высокими моральными и волевыми качества­ми, быть достойным гражданином России, с честью представлять свою спортивную школу, клуб, свой город, страну на соревнованиях лю­бого ранга.

Воспитание морально-волевых качеств начинается с первых шагов, когда в секции, в школе нужно научиться подчинять свои интересы общественным, выполнять все требования педагога, болеть душой за честь коллектива. Необходимо воспитать у юных боксеров правильное, уважительное отношение к товарищам по спортивной школе, к соперни­кам, к тренеру, к судьям, к зрителям.

На этапе НП необходимо ознакомить учащихся с правилами гиги­ены, спортивной дисциплины и соблюдением чистоты в спортивном сооружении. Большое внимание необходимо уделять рассказам о тра­дициях «рукопашного боя», его истории и предназначению. Причем, в группах НП знакомство детей с особенностями спортивного едино­борства проводится непосредственно перед занятиями или в ходе разу­чивания каких-либо двигательных действий, обращая их внимание на то, что данный удар или комбинацию ударов лучше всех выполнял такой-то известный спортсмен. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортивных ре­зультатов.

В теоретической подготовке этих групп необходимо большое внима­ние уделять системе контроля и самоконтроля за уровнем различных сторон подготовленности и состоянием здоровья. Желательно познако­мить юных спортсменов с принципами ведения спортивного дневника, личными картами тренировочных заданий и планами построения трени­ровочных циклов.

Примерная программа теоретических занятий представлена в таб. 6

 

 

Таблица №6.

Примерный план теоретической подготовки

 

№ п/п

Название темы

Краткое содержание темы

1.

Физическая культура – важное средство физического развития и укрепления здоровья человека

Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли и жизненно важных умений и навыков

2.

Гигиена боксера. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи

Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений

3.

Закаливание организма

Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой и солнцем

4.

Зарождение и история развития бокса

История бокса

5.

Правила и организация соревнований по боксу

Чемпионы и призеры первенств мира, Европы и России

6.

Самоконтроль в процессе занятий спортом

Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля, его формы и содержание

7.

Общая характеристика спортивной тренировки

Понятие о спортивной тренировке, ее цель, задачи и основное содержание. Общая и специальная физическая подготовка. Технико-тактическая подготовка. Роль спортивного режима и питания

8.

Основные средства спортивной тренировки

Физические упражнения. Подготовительные, общеразвивающие и специальные упражнения. Средства интегральной подготовки

9.

Физическая подготовка

Понятие о физической подготовке. Основные сведения о ее содержании и видах. Краткая характеристика основных физических качеств, особенности их развития

10.

Анализ соревновательной деятельности боксеров

Разбор боев основных соперников и установки боксерам и секундантам перед соревнованиями

11.

Единая всероссийская спортивная классификация

Основные сведения о ЕВСК. Условия выполнения требований и норм ЕВСК

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредствен­но спортивная деятельность, которая представляет большие возмож­ности для воспитания всех этих качеств. Формирование высокого чувства ответственности перед обществом, гражданской направлен­ности и нравственных качеств личности юных спортсменов должно осуществляться одновременно с развитием его волевых качеств. По­нимая психологическую подготовку как воспитательный процесс, на­правленный на развитие и совершенствование значимых для юных спортсменов свойств личности путем формирования соответствую­щей системы отношений. При этом психическая подготовка к про­должительному тренировочному процессу осуществляется за счет непрерывного развития мотивов спортивной деятельности и за счет благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

Психологическая подготовка юных спортсменов к соревновани­ям направлена на формирование свойств личности, позволяющих ус­пешно выступать за счет адаптации к конкретным условиям вообще и к специфическим экстремальным условиям соревнований в частно­сти. Психологическая подготовка здесь выступает как воспитатель­ный и самовоспитательный процесс. Центральной фигурой этого про­цесса является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспи­тательные функции лишь руководством поведения спортсменов во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью трене­ра повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.

Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнова­ниях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тре­нировочных занятиях, в школе и дома - на все это должен постоянно обращать внимание педагог. Важно с самого начала спортивных заня­тий воспитывать спортивное трудолюбие и способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, системати­ческим выполнением тренировочных заданий. На конкретных приме­рах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит от трудолюбия. В процессе занятий с юными спортсменами важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основ­ными задачами которого являются: овладение учащимися специаль­ными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.

Для таких современных единоборств, как бокс, характерен очень высокий уровень тренировочных и соревновательных нагрузок. Прой­ти очень жесткий отбор на всех этапах подготовки может лишь спорт­смен, обладающий хорошим здоровьем и умеющий предельно мобили­зовать свои возможности в случае необходимости. Это возможно лишь при высокой мотивации достижения результата.

Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Потребность - состоя­ние человека, в котором выражена его зависимость от определенных условий существования.

Высочайшая мотивация достижений, определяемая как желание добиться результата, мобилизует возможности спортсмена, вскрывает творческий потенциал, заставляет его искать и находить интереснейшие варианты поведения, дает чувство меры, ответственности и все необходи­мое для высокого результата, если не сразу, то по истечении определен­ного времени. Спортсмен внутренне преображается, становится достойным рекордных высот, проявляет лучшие качества. Конечно, в данном случае речь идет о желании достичь победы, оставаясь в рам­ках правил и высоких нравственных идеалов.

Степень мобилизации возможностей спортсмена является важнейшим показателем его желания решить поставленную задачу и, соответствен­но, влияя на это желание (мотивацию), можно увеличить степень моби­лизации соответствующих возможностей. Чем больше человек хочет достичь определенного результата, тем больше усилий он способен при­ложить к его достижению.

В практике бокса задача мотивации решается двумя путями: отбо­ром спортсменов с высоким уровнем мотивации и повышением ее уров­ня за счет поощрений (моральных и материальных), наказаний, убежде­ний, принуждений и т.д. Оптимальным при этом может считаться тот вариант, при котором мотивация спортсмена, имеющая исходно высо­кие значения, повышается за счет специальных воздействий.

 

Развитие волевых качеств боксера

Волевые качества единоборца - настойчивость, инициативность, целеустремленность, выдержка, уверенность в своих силах, смелость и решительность - в основном развиваются непосредственно в учебно-тренировочном процессе, при выполнении различных требований дан­ной спортивной деятельности.

Одно из важнейших качеств, обеспечивающих достижение намечен­ной боксером цели, это настойчивость.

Ясное представление цели и желание ее добиться помогает преодолевать трудности тренировки и соревновательных боев. Для развития этого качества необходимо применять в тренировке упражнения с боль­шой интенсивностью, использовать дополнительные раунды в воль­ных боях и в упражнениях со снарядами, продлевать время раундов, применять «рывки» во время боя с тенью и «спуртовую» работу на снарядах.

Для развития инициативности в условном бою рекомендуется требовать, чтобы боксеры вели атакующий бой, прибегали к вызовам на удары и к контратакам и т.д. Полезно использовать вольные бои с различными партнерами по манере ведения боя. Во время выполнения упраж­нений боксеры должны быть активными, применять множество ложных действий (финтов), развивать атаки, контратаки, не переходя к грубому обмену ударами и др.

Целеустремленность можно воспитать при условии, что спортсмен проявляет глубокий интерес к боксу как искусству и личную заинтересованность в спортивных достижениях.

Тренер должен обсудить с боксером все положительные и отрицательные стороны его подготовленности; наметить этапы работы над исправлением ошибок и пути совершенствования в технике и тактике.

Надо добиваться того, чтобы боксер относился к тренировочным заданиям не как к обязанности, а рассматривал их как источник твор­ческих действий. Он не должен ждать напоминаний тренера, а само­стоятельно заниматься подготовкой, подбирая для этого наиболее со­ответствующие ему упражнения; совершенствовался в излюбленных приемах. Надо все время напоминать боксерам, упражняющимся в парах, в чем лейтмотив действий каждого из них. Причем тренирую­щиеся обязаны выполнять эти действия в соответствии с поставленной задачей.

Например, при целевой установке совершенствоваться в защитах, ни в коем случае не переходя в атакующий бой, надо заставить себя применять разнообразные защитные действия и избегать ударов спар­ринг-партнера. При отработке средств боя на дальней дистанции надо не задерживаться на средней и ближней дистанциях.

Для развития волевого качества выдержки надо постоянно вырабатывать у боксеров умение стойко переносить в боях болевые ощущения, преодолевать неприятные чувства, появляющиеся при максимальных нагрузках и утомлении, при сгонке веса. Во время тренировок необхо­димо приводить боксерам примеры о том, как выдающиеся мастера со­ветского ринга, скрывая от окружающих плохое самочувствие или полученные ранее повреждения, побеждали сильных противников благо­даря выдержке.

Уверенность в силах появляется в результате формирования совершенной техники, тактики и высокого уровня физической подготовленности. Например, овладев хорошо несколькими защитами и хотя бы одним излюбленным ударом, боксер начинает верить в свою «неуязвимость» и в возможность в любой момент оказать противнику успешное противодействие.

Поражение не должно вызвать у спортсмена большого разочарова­ния, его нужно убедить в том, что если бы он не допустил некоторых ошибок в бою, то, несомненно, победил бы. После поражения следует заставлять боксера встречаться в тренировочных боях с партнерами, обладающими примерно теми же особенностями, что и противник, кото­рому он проиграл бой.

Самообладание. В данном случае речь идет о способности не терять­ся в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своим поведе­нием, контролировать ситуацию в условиях помех, высокой напряжен­ности психики. Проявлению данной способности помогает наличие плана действий, учет возможных вариантов развития событий, знание закономерностей спорта.

Стойкость боксера проявляется в том, насколько он способен выдерживать трудности в ходе занятий данным видом спорта (отрицательные эмоциональные состояния, боль, сильное утомление и др.), не сдаваясь, продолжать следовать избранным путем.

Примерами заданий, направленных на совершенствование воле­вых способностей, может являться введение дополнительных трудно­стей и помех в тренировки. Например, после достаточно напряженно­го тренировочного занятия объявляется о дополнительных раундах боя, которые необходимо еще провести. Широко практикуются варианты тренировок с «неудобным» противником, в утяжеленных перчатках, без защитного снаряжения; спарринги в присутствии большого коли­чества зрителей, тотализатора; бой со свежими партнерами и др. Важ­нейшим средством воспитания способом проявлению волевых усилий является выполнение рекордных нагрузок для данного спорт­смена.

 

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И МЕРОПРИЯТИЯ

 

Величина тренировочных нагрузок и повышение уровня тренированности зависят от темпов восстановительных процессов в организме спортсмена. Средства восстановления подразделяют на три типа: педа­гогические, медико-биологические и психологические.

 

Факторы педагогического воздействия, обеспечивающие восстановление работоспособности

• Рациональное сочетание тренировочных средств разной направ­ленности.

• Правильное сочетание нагрузки и отдыха как в тренировочном занятии, так и в целостном тренировочном процессе.

• Введение специальных восстановительных микроциклов и профи­лактических разгрузок.

• Выбор оптимальных интервалов и видов отдыха.

• Оптимальное использование средств переключения видов спортив­ной деятельности.

• Полноценные разминки и заключительные части тренировочных занятий.

• Использование методов физических упражнений, направленных на стимулирование восстановительных процессов (дыхательные упражне­ния, упражнения на расслабление и т.д.).

• Повышение эмоционального фона тренировочных занятий.

•  Эффективная индивидуализация тренировочных воздействий и средств восстановления.

• Соблюдение режима дня, предусматривающего определенное вре­мя для тренировок.

 

Медико-биологические средства восстановления

С ростом объема средств специальной физической подготовки, интенсивности тренировочного процесса, соревновательной практики необхо­димо увеличивать время, отводимое на восстановление организма юных спортсменов. На           этапах НП при увеличении соревновательных режимов тренировки могут применяться медико-биологические средства вос­становления. К медико-биологическим средствам восстановления относятся: витаминизация, физиотерапия, гидротерапия, все виды масса­жа, русская парная баня или сауна. Перечисленные средства восстанов­ления должны быть назначены и постоянно контролироваться врачом.

 

Психологические методы восстановления

К психологическим средствам восстановления относятся; психорегулирующие тренировки, разнообразный досуг, комфортабельные условия быта; создание положительного эмоционального фона во время отдыха, цветовые и музыкальные воздействия. Положительное влияние на психику и эффективность восстановления оказывают достаточно высокие и значимые для спортсмена промежуточные цели тренировки и точное их достижение. Одним из эффективных методов восстановления является психомышечпая тренировка (ПМТ). Проводить ПМТ можно индивидуально и с группой после тренировочного занятия.

Методические рекомендации

Постоянное применение одного и того же средства восстановления уменьшает восстановительный эффект, так как организм адаптируется к средствам локального воздействия. К средствам общего глобального воздействия (парная баня, сауна в сочетании с водными процедурами, общий ручной массаж, плавание и др.) адаптация организма происхо­дит постепенно. В этой связи использование комплекса, а не отдельных восстановительных средств, дает больший эффект.

При составлении восстановительных комплексов следует помнить, что вначале надо применять средства общего глобального воздействия, а затем - локального.

При выборе восстановительных средств особое внимание необходи­мо уделять индивидуальной переносимости тренировочных и соревно­вательных нагрузок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Перечень необходимого оборудования, инвентаря, дидактических и технических средств обучения для ее реализации

 

Спортивная база:

·        спортивный зал;

·        тренажерный зал;

·        раздевалка;

·        душевая;

·        врачебный кабинет;

·        футбольное поле.

 

Материально-техническое обеспечение

Спортивное оборудование и инвентарь:

·        боксерский ринг;

·        боксерские груши;

·        боксерские мешки;

·        форма спортивная (боксерская майка, трусы, боксерки, шлем, боксерский бинт, боксерские перчатки, капа, бандаж (паховая защита);

·        мячи футбольные

·        мячи для большого тенниса;

·        мячи набивные;

·        скакалки.

Дидактическое обеспечение образовательного процесса:

·        учебно-демонстрационные плакаты;

·        видеокассеты по технико-тактической подготовке;

Технические средства обучения:

·        аудио- и видеоаппаратура с комплектом аудио-видеокассет;

·        телеаппаратура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Бокс: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. И.П. Дегтярева. - М.: ФиС, 1979. - 287 с.

2.     Бокс. Энциклопедия // Составитель Н.Н. Тараторин. - М.: Терра спорт, 1998. - 232 с.

3.     Бокс. Правила соревнований. - М.: Федерация бокса России, 2004.-34 с.

4.     Булычев А.И. Бокс: Учебное пособие для секций коллективов физической культуры. Изд. третье/Для занятий с начинающими. - М.: ФиС, 1965. - 200 с.

5.     Все о боксе/Сост. НА. Худадов, И.В. Циргиладзе; под ред. Л.Н. Сальникова. - М., 1995. - 212 с.

6.     Градополов К. В. Бокс: Учебное пособие для институтов физиче­ской культуры. Изд. четвертое. - М.: ФиС, 1965. - 338 с.

7.     Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. - М.: 1995. - 37 с.

8.     Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2004. - 863 с.

9.    Устав МБОУ ДОД ДЮСШ «Юность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по боксу

В данной программе пред­ставлены модель построения системы многолетней подготовки, план построения тренировочного процесса группы НП 1года обучения, тренировочные занятия разной на­правленности. В док...

рабочая программа по боксу

СОГЛАСОВАНОНа  тренерском советеПротокол №1 от...

рабочая программа по боксу

СОГЛАСОВАНОНа  тренерском советеПротокол №1 от...

Рабочая программа по боксу для НП-1

Программа представлена по основным разделам:- физическая подготовка;- технико- тактическая подготовка;- теоретическая подготовка;- соревновательная деятельность.Физическая подготовка подразделяется на...

Рабочая программа по дополнительному образованию. Бокс.

Рабочая программа по дополнительному образованию. Бокс....

Рабочая программа по дополнительному образованию. Бокс.

Рабочая программа по дополнительному образованию. Бокс....