Информационная карта инновационного опыта "Использование оздоровительной аэробики на уроках физической культуры"
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Шипелкин Владимир Иванович

В информационной карте кратко рассказывается о педагогическом опыте использования аэробики в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_innovatsionnogo_opyta.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I.  Общие сведения

Ф.И.О.: Шипелкин Владимир Иванович

Учреждение: МБОУ СОШ с.Аван Вяземского района Хабаровского края

Должность: учитель физической культуры

Стаж работы в должности: 42 года

  1. Сущностные характеристики опыта

1.Тема инновационного педагогического опыта

Использование оздоровительной аэробики на уроках физической культуры

2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Источник изменений – противоречие между программами школьного физического воспитания и возрастающими современными модными тенденциями в спортивном мире. Отсюда вытекает и низкая мотивация к занятиям физической культурой. Бурный рост фитнеса с его разнообразными методами и средствами, рассматривающего здоровье человека во взаимосвязи с его двигательной активностью, требует нового подхода к оздоровительной деятельности школьника.

3.Идея изменений (в чем сущность ИО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных и других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность опыта состоит в создании системы работы, основанной на использовании новых методов и приемов организации оздоровительной деятельности обучающихся на уроках физической культуры. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках условий для активного участия школьников, как в оздоровлении своего организма, так и для достижения высоких спортивных результатов, так как фитнес-технологии базируются на определенных закономерностях – биологических, педагогических, психологических, из которых формулируются определенные принципы, имеющими много общего с дидактическими принципами, принятыми в педагогике, и принципами спортивной тренировки, разработанными в спорте высоких достижений, но имеющими и свои специфические отличия.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

       Новизна опыта состоит в том, что он включает новое направление в спорте: оздоровительную аэробику, в основе которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма. Все формы и средства, используемые в работе учителя, способствуют формированию у учащихся знаний и умений в области оздоровительной аэробики, которая заняла лидирующую позицию среди подавляющего большинства видов оздоровительных занятий.

Риски: занятия фитнес-аэробикой при неправильном применении могут нанести вред. Для снижения фактора риска и вероятности травматизма необходимо проведение оценки состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Трудоемкость внедрения фитнес-технологий состоит в нехватке фитнес-оборудования, которое приходится делать своими руками.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

План самообразования, работа в социальной сети работников образования, работа в муниципальной творческой группе помогает развивать мои профессиональные качества и совершенствовать мастерство. В реализации опыта помогает наличие высшего образования, а также постоянная учеба на курсах в Университете «1 сентября», где, в том числе закончены курсы «Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе».

6.Результат изменений

1.Освоение возможностей фитнес-технологий на уроках физической культуры во всех классах.

2.Использование авторской программы «Чудесный мяч» во внеурочной деятельности в 1 классе.

3.Применение фитнес-технологий в проведении мастер-классов для учителей физкультуры района.

4.Применение фитнес-технологий во внеклассной и внешкольной деятельности: показательные выступления группы «Фитнес-ассорти».

5.Показ ежегодных открытых уроков с применением фитнес-технологий для учителей района.

6.Выступление для участников творческой группы учителей района «Применение фитнес-технологий на уроках физической культуры».

  1. Описание инновационного опыта учителя.

       Физическая культура в школе была и остается тем предметом, который дает сохранить высокую работоспособность школьника, позволяющей ему справиться с большими умственными нагрузками. Основные средства физического воспитания – физические упражнения постоянно усовершенствуются, но, несмотря на это хочется пополнить арсенал упражнений новыми нетрадиционными направлениями физической активности. Аэробика – одна из таких направлений. Сегодня, когда значительная часть школьников имеет хронические заболевания, аэробика позволяет справиться с этими проблемами, так как она гармонично воздействует на организм школьника, на его сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную систему. Если систематически применять аэробные упражнения в школе, то ученики в дальнейшем смогут использовать их в повседневной жизни. Поэтому целью опыта явилось создание условий для совершенствования физического развития школьников и повышения их функциональных возможностей нетрадиционными для школьной практики средствами оздоровительной аэробики.

       Для уроков аэробики характерно выполнение аэробных упражнений под руководством учителя, в рамках строго регламентированного времени, в специально организованном месте, в соответствии с требованиями учебной программы и государственных стандартов. Реализация программы по оздоровительной аэробике требует необходимой компетентности учителя физкультуры. Учитель должен владеть методикой, подбирать упражнения и регулировать нагрузку, интересоваться самочувствием школьника. Уроки аэробики проводятся в спортзале под музыкальное сопровождение. В школе применяется несколько типов уроков аэробики: обучающий, контрольный, тренировочный, однонаправленный, комплексный, комбинированный. Но в целом любой урок состоит из одинаковых частей: разминки, аэробной и силовой части, и стретч. В уроках аэробики используются новые методы разучивания и освоения комбинаций, которые не использовались ранее. Это метод линейной прогрессии, метод «от головы к хвосту», метод зигзага, сложения и собственно блок-метод. Начинать всегда трудно: вначале надо изучить базовые шаги, затем научиться соединять их в комбинации, затем изучается владение руками, наконец, нужно владеть чувством ритма. После освоения основ и начинается настоящая работа, с помощью которой происходит оздоровление организма, а также растет спортивное мастерство.

      Это очень хорошо видно после проведенного эксперимента, целью которого было показать влияние степ-аэробики на уровень физической подготовленности и работоспособность организма. В результате первой части эксперимента видно, что за 2 года низкий уровень физической подготовленности упал с 23,8% до 13%, а высокий уровень поднялся с 25% до 46,7%. Во второй части эксперимента, где применяется Гарвард-тест и теппинг-тест,  мы наблюдаем, как занятия классической аэробикой,  степ-аэробикой и фитбол-аэробикой влияют на повышение работоспособности. Мы отмечаем положительную динамику работоспособности от 2,2 до 4,1 – от удовлетворительной до средней.

    Экспериментальные данные, полученные в результате тестирования, позволяют сделать определенные выводы:

1.Занятия оздоровительной аэробикой повышают уровень физической и функциональной подготовленности занимающихся.

2.Занятия оздоровительной аэробикой повышают работоспособность организма и улучшают его адаптационные свойства.

3.Занятия оздоровительной аэробикой улучшают состояние двигательных центров, что влияет на качественную подготовку спортсмена в целом. Под действием упражнений аэробики изменяется тип нервной системы от слабой к сильной, а спортсмен с сильной нервной системой достигает больших спортивных успехов.

4.В результате проведения эксперимента можно отметить и другие положительные стороны: у обучающихся возрос интерес к двигательным действиям и самостоятельным занятиям, после уроков ученики отмечают повышенное психоэмоциональное состояние, радость и положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование гимнастики с элементами степ аэробики на уроках физической культуры

Открытый урок по физической культуре 5 класс, раздел "Гимнастика"....

Применение фитбол аэробики на уроках физической культуры

Использование упражнений с фитболами на уроках...

Презентация" Использование оздоровительной аэробики на уроках физической культуры в школе"

В презентации дается определение аэробики, ее классификация, основные направления и стили оздоровительной аэробики, краткая характеристика классической аэробики, степ-аэробики и фитбол-аэробики. Приво...

Информационная карта инновационного опыта "Использование оздоровительной аэробики на уроках физической культуры"

В информационной карте кратко рассказывается о педагогическом опыте использования аэробики в школе....

Мастер- класс «Использование гимнастики с элементами степ- аэробики на уроках физической культуры».

Мастер- класс «Использование гимнастики с элементами степ- аэробики на уроках   физической культуры».Цель моего мастера-класса:   Распространение педагогического  опыта работы школ...

Фитнес-аэробика на уроках физической культуры с девушками 10-11 классов

Рекомендафии как интереснее построить крок для девушек в 10-11кл....

Здоровьесберегающие технологии. Оздоровительная аэробика на уроках физической культуры

Данная статья поможет учителям физической культуры на уроках с девушками старшего школьного возраста...