Главные вкладки

    Методическая разработка по физкультуре на тему:
    МЕТОДИЧЕСКАЯ разработка "ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА" ребёнка – дошкольника (младшего школьника) с ОВД, посещающего учреждение дополнительного образования (не специальное),с нарушения

    Щербакова Галина Эдуардовна

    Получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ направлен на преодоление несоответствия между процессом  обучения, воспитания и социализации ребёнка с психофизическим нарушением по образовательным программам определённого уровня образования и реальными возможностями ребёнка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Разработанный индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) предначначается для детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ханты-Мансийский автономный округ – Югры

    Тюменская область, Березовский район

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «МАСТЕР»

     «Разработка  индивидуального образовательного маршрута ребёнка – дошкольника (младшего школьника) с ОВД, посещающего учреждение дополнительного образования (не специальное),

    с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

    Г.Э.ЩЕРБАКОВОЙ

    квалификация

    ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    (СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

    п. Приполярный

    2016 год

    СОДЕРЖАНИЕ

    • Пояснительная записка……………………………………………..3-4
    • Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………………………………………..5-7

    • Структура индивидуального образовательного маршрута………..8
    • Содержание: цель, задачи, принципы, направления работы в ходе реализации ИОМ……………………………………………………..9-12

    • Заключение…………………………………………………………..13

    Список используемой литературы

    1. Добровольский В.К. «Учебник инструктора по лечебной физической культуре».М., «Физкультура и спорт», 1974.
    2. Ефремов А.В., Васильков В.А., Черкашин И.М. - Актуальные проблемы управления процессом создания здоровьесберегающей образовательной среды в учреждениях профобразования ХМАО-Югры.  г.Ханты-Мансийск. ОАО «Информационно издательский центр», 2006 г.
    3. Ковалько В.И. – Здоровьесберегающие технологии.Москва.ВАКО, 2004 г.
    4. Куинджи Н.Н. – Пути формирования здоровья школьников. г.Москва. АСПЕКТ ПРЕСС, 2001г.
    5. -Мартынов С.М. «Семейная терапия самоспасения». М., «КРОН-ПРЕСС», 2000.
    6. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2010
    7. http://www.depedu.yar.ru/exp/predprofil/materl/predprofil/files/5_podder/5.31.doc

    Пояснительная записка

    Человек – высший продукт земной природы.

    Человек – сложнейшая и тончайшая система.

    Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,

    человек должен быть здоровым, сильным, умным.

                                                                                               И.П.Павлов.

    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

    В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

    В настоящее время существуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Право ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

    Индивидуальный образовательный маршрут составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в различных формах обучения (инклюзивное, индивидуальное обучение на дому).

    1. Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения, воспитания и социализации ребенка с психофизическим нарушением  по образовательным программам определенного уровня  образования и реальными возможностями  ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
    2. Нормативно-правовой базой проектирования  индивидуальных образовательных маршрутов является закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации», закрепляющий право учащихся на индивидуальную образовательную программу, ускоренный курс обучения  в пределах государственного образовательного стандарта  (п.2, ст.34).

    К категории с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

    • с нарушением слуха (слабослышащие);
    • с нарушением зрения (слабовидящие);
    • с тяжелыми нарушениями речи;
    • с нарушениями опорно - двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);
    • с задержкой психического развития;
    • с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в том числе с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

    Родители детей с ОВЗ имеют право выбирать форму получения  образования своим ребёнком.  В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ОВЗ в ДОУ и общеобразовательных учреждениях.

    Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

    Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата»  (НОДА) включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.
             Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены
    следующими категориями:

    • дети с церебральным параличом (ДЦП);
    • с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;
    • с миопатией;
    • с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.

    По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются

    на три группы:

    • в первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.
    • во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.
    • третью группу составляют дети, имеющие лёгкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.

         Трудности при овладении письмом у детей с двигательными нарушениями связаны прежде всего с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Дети пишут очень медленно, неразборчиво, буквы как бы прыгают по строке, различны по величине, строчки не соблюдаются. Педагогу необходимо учитывать, что акт письма у детей с двигательной патологией формируется крайне медленно.

    Несформированность функции дифференциации захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению учебных, трудовых и бытовых операций.
          У некоторых детей особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть несогласованной работой руки и глаза. Учащиеся с тяжелой двигательной патологией не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить свое письмо.

    Несформированность пространственных представлений отражается на начальном этапе усвоения математики. При изучении состава числа дети не могут расположить или представить его в виде отдельных групп предметов. Однако особую трудность для них представляет процесс овладения материалом по геометрии и тригонометрии, активизирующий умения представить отдельные геометрические фигуры и выполнить их чертежи. У некоторых учащихся затруднения при усвоении программного материала по географии (расположение частей света, направление течения рек и) могут быть вызваны недостаточной сформированностью пространственного воображения и памяти; наиболее ярко это проявляется при работе с контурными картами. Таким образом, двигательные нарушения в значительной степени определяют специфику учебной деятельности учащихся этой группы.

    Несформированность двигательных навыков и умений — результат не только нарушенной моторики, но и недостаточности более сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).


               Особенности учебной деятельности учащихся с двигательными нарушениями в значительной степени также определяются различными нарушениями речи.


               В устных ответах такие учащиеся стараются выражать свою мысль экономно, сжато, они отвечают речевыми штампами и только на вопросы учителя. Случается, что детям трудно сразу ответить на заданный вопрос, им требуется какое-то время для подготовки к ответу. Подготовка к ответу требует определенной настройки речевого аппарата (преодоление насильственных движений, подготовка дыхания, произвольное подключение голоса).

    Двигательная и физическая активность для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является главным и решающим фактором сохранения и укрепления здоровья, различных систем организма человека.

    «ДВИЖЕНИЕ-ЭТО ЖИЗНЬ!»

    Структура индивидуального образовательного маршрут

    Индивидуальный образовательный маршрут

    для детей с ограниченными возможностями здоровья

    это движение в образовательном пространстве,

    создаваемом для ребенка и его семьи

    при осуществлении образовательного и психолого-педагогического

    сопровождения с целью реализации

    индивидуальных особенностей развития.

    Компонентный состав структуры индивидуального образовательного маршрута  для учащегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ограниченными возможностями здоровья, представлен следующим образом:

    Содержание индивидуального образовательного маршрута

    ЦЕЛЬ: оздоровление организма ребёнка через комплексную систему работы.

    Для достижения цели необходимо решение следующих

    ЗАДАЧ:

    • пропагандировать здоровый образ жизнедеятельности;
    • формировать потребность в двигательной активности и интерес к физическим упражнениям;
    • содействовать гармоничному физическому развитию;
    • развивать главные физические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость и координацию.

    При выстраивании  ИОМ для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать следующие ПРИНЦИПЫ:

    • систематическая диагностика;
    • индивидуальный подбор педагогических технологий;
    • контроль и корректировка;
    • систематические наблюдения;
    • пошаговая фиксация.

    ПРИОРИТЕТНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ:

    • Диагностика.
    • Просвещение.
    • Оздоровительно-коррекционная работа.
    • Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.

    Реализация индивидуального образовательного маршрута может проходить по трем формам: фронтальная работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа.

    Ф. И. ребенка: Иванов Иван Петрович, 11.10.2008 г. (дата и год рождения)

    Ортопедическое  заключение: нарушение опорно-двигательного аппарата.

    1. Не уверенно выполняет основные элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений.

    2. Не умеет согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп в соответствии с указаниями педагога.

    3. Нарушены координация,  реакция на сигналы и действия.

    4. Не может выполнять последовательно комплексы упражнений.

    По результатам диагностики определён следующий индивидуальный образовательный маршрут развития на 2016-2017 учебный год

    Цель: укрепление и сохранение здоровья.

    Направления работы

    Кол-во часов

    Сроки

    проведения

    Используемые
    программы и
    технологии

    Виды и форма
    деятельности

    Планируемые

    результаты

    Диагностика

    Цель— обобщение и анализ информации о состоянии здоровья, общего развития ребёнка, для осуществления оценки, планирования коррекционно — развивающего процесса и прогнозирования конечного результата.

    32

    Сентябрь

    Декабрь

    Февраль

    2017 г,

    Май 2017 г.

    1. «Я и моё здоровье».
    2. Скрининг-анкетирование.
    3. «Нормализация учебной нагрузки».
    4. «Режим дня ребёнка».
    5. «Уровень физического развития и подготовленности».

    Наблюдение,

    обследование;

    тестирование, анкетирование, мониторинг, беседы с родителями, беседы с ребёнком

    • Создание банка

    данных.

    • Оценка физического развития ребёнка, состояния его здоровья, развития общих способностей: познавательных, коммуникатив-х и регуляторных.
    • Сравнительный анализ и коррекция нарушений и отклонений в развитии.

    Просвещение

    Цель-

    Создание системы взаимосвязи и сотрудничества.

     44

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь,

    Январь 2017

    Март 2017 г.

    Май 2017 г

    1. Презентации
    2. Видеоролики
    3. Фильмы.
    4. Интегрированные тематическе  занятия.

    Работа с родителями, ребёнком:

    *Родительские собрания.

    *Индивидуальные встречи.

    *Консультации по вопросам ЗОЖ.

    Формирование знаний, умений, навыков по валеологическому  и физическому образованию ребёнка и его родителей. родителей.

    Оздоровительно-коррекционная работа.

    Цель-

    Внедрение здоровьесберегающие технологий.

     105

    35

     По плану.

    В течение учебного года

    По плану.

    В течение учебного

     года

    СРЕДСТВА двигательной активности:

    -ходьба, -физические упражнения, -физкультминутки,  

    -подвижные (динамические) перемены,  

    -эмоциональные разрядки  и  «минутки покоя»

    Оздоровительная гимнастика: -

    пальчиковая, -корригирующая, дыхательная А.Стрельниковой для профилактики простудных  

     заболеваний,

    -лечебная физическая культура, -подвижные игры, -массаж, -самомассаж,  

    психогимнастика, -тренинги.

    Использование оздоровительных сил природы:

    -проведение занятий на свежем воздухе, прогулки, катание на лыжах, солнечные, воздушные ванны, хождение босиком.

    Занятия  по расписанию:

    *Физическая  культура.

    *Уроки здоровья.

    Положительная динамика  в освоении индивидуальной программы.

    Формирование   потребности в двигательной активности и

    интереса к самостоятельному выполнению физических упражнений.

    Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.

    Цель-

    Пропаганда здорового образа жизни.

     96

     2 раза в месяц

     

    *План спортивно-массовых мероприятий.

    *Программа «Здоровячок».

    *Программа «Уроки оздоровления».

    *Курс ЛФК по укреплению опорно-двигательного аппарата.

    Спортивные соревнования:

    *Территориальные.

    *Муниципальные.

    *Спортивные праздники.

    *Конкурсы.

    *Викторины.

    Положительная динамика    

    уровня физической подготовленности и физического развития ребёнка.

    ВЫВОДЫ:

    Таким образом, работа, проводимая  по приоритетным направлениям

    с целью оздоровления организма ребёнка:

    • ОКАЖЕТ положительное  воздействию на улучшение состояния здоровья ребёнка.
    • ПОВЫСИТ иммунную систему организма ребёнка.
    • УЛУЧШИТ физическое развитие.
    • ПОВЫСИТ уровень физической подготовленности и успешности в учёбе, творческих делах.
    • СФОРМИРУЕТ у ребёнка и родителей   ПОТРЕБНОСТЬ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И  ЦЕННОСТНОМ ОТНОШЕНИИ  К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ.                                                                            

    Заключение

    Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного, физического (Ш. Ю. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский, в настоящее время занимаются В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, Т. Н. Князева, А. П. Тряпицына и другие), а также, как структурированную программу действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения (М. И. Башмаков) и интегрированную модель образовательного пространства, создаваемого в конкретном образовательном учреждении подготовленными  специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения различных детей на протяжении определенного времени (М. Ю. Лукьянова).

    Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет.

    Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного периода времени, то есть носить пролонгированный характер.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Описание опыта работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей

    Работа с родителями: из опыта работы / Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Гузь Яна Вадимовна. – Златоуст, 2012. Рецензент: заместитель ...

    Методическая разработка по подготовке и созданию информационных материалов для официального сайта учреждения дополнительного образования детей.

    В современных реалиях перед образовательными учреждениями актуально стоит вопрос создания условий для реализации информационной открытости.Помимо обязательных «сведений об образовательной организации»...

    Программа "Работа с родителями в учреждении дополнительного образования"

    Одним из важных и необходимых направлений в деятельности МБОУ ДОД СЮТ является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Для реализации направления разработана Программа...

    Использование игровых технологий в учебно-воспитательной работе с подростками в учреждении дополнительного образования

    Статья об огранизации работы  с подростками в учреждении дополнительного образования ...

    Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

    Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

    Работа с родителями в учреждении дополнительного образования

    Система дополнительного образования согласно закону об образовании в РФ, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия д...

    Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования

    Материал предназначен для педагогов, работающих с одарёнными детьми в школах и учреждениях дополнительного образования....