Применение игрового и соревновательного методов на уроках физической культуры по теме «Легкая атлетика» для развития быстроты и ловкости
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Горюнова Татьяна Николаевна

Для эффективного освоения техники бега на короткие дистанции, развития быстроты, координации движений, точности, скоростной выносливости на уроках физической культуры по теме "Легкая атлетика" я применяю игровой и соревновательный методы. Игра моделирует многие виды спортивной деятельности, включает основные естественные движения. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. В работе дано описание тринадцати играм, особой популярностью у учащихся 5-9 кл. школы -гимназии №1 пользуются такие игры как:  "4 огня", "Захват знамени" и "Лапта".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ТЕМЕ «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»

ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются:

  1.  игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
  2.  наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
  3.  широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
  4.  соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
  5.  присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

1. «Воробьи» и «вороны»

На земле чертят 4 параллельные линии: две средние — на расстоянии 1—2 м. друг от друга и две крайние — на расстоянии 10-15 м. от них. Играющие (2050 человек) разбиваются на 2 команды и располагаются вдоль средних линий спиной друг к другу, приняв положение низкого старта (рис.1). Игроки одной шеренги — «воробьи», игроки другой - «вороны».

Преподаватель называет одну из команд — например, «воробьи» При этом «воробьи» быстро поворачиваются и ловят убегающих игроков другой команды — «ворон». Ловить можно только тех, кто не добежал до своей крайней линии. По свистку преподавателя команды вновь возвращаются на свои места. Пойманных игроков «берут в плен», то есть они переходят в команду соперников.

Преподаватель называет то одну, то другую команды в любом порядке. При этом первые два слога он произносит протяжно, а последний — отрывисто: «вооо-ро-о-НЫ», «во-о-о-ро-о-БЬИ». До тех пор, пока руководитель не закончит слово, игроки не имеют права убегать или поворачиваться. Побеждает команда, «взявшая в плен» большее количество игроков.

Вороны        Воробьи

2. Вызов номеров

Игроки строятся колоннами перед набивными мячами, расположенными в 15—20 м и рассчитываются по порядку. Учитель громко называет какой-нибудь номер, например «5». Пятые номера команд бегут к набивному мячу, обегают ее и возвращаются на свои места. Кто первым пересечет финишную линию (она проводится в четырех шагах перед колоннами), получает одно очко.

Учитель вызывает игроков в любом порядке и не прекращает игру, пока каждым не стартует по одному - два раза. Подсчет очков может вести помощник или направляющие в колоннах.

3. Встречная эстафета с бегом

Играющие делятся на две команды. Каждая в свою очередь делиться пополам. Команды выстраиваются друг против друга за линиями (рис. 2). Игрокам, возглавляющим команды на одной стороне площадки, дается по эстафетной палочке. По команде «Марш!» они начинают бег.

Бегуны, подбежав к головным игрокам противостоящих команд, передают им эстафету и встают сзади. Получивший эстафету бежит вперед и передает ее следующему игроку, стоящему напротив, и т. д.

Эстафета заканчивается, когда команды поменяются местами на площадке. Выигрывают те, кто закончил перебежки раньше.

Чтобы увеличить нагрузку, можно проводить игру с двойными перебежками: игрок, оказавшийся на противоположной стороне, после передачи ему эстафеты снова бежит туда, откуда начинал бег.

Чтобы научить ребят передавать палочку по правилам легкой атлетики — вручать игроку, который стоит спиной, надо дать задание обегать колонну справа налево и после этого передавать эстафету игроку, который вышел на полшага вправо. Можно предложить игроку ожидающему эстафету, встать спиной к бегущему, сделав возле своей колонны полшага в сторону. Тогда игрок, обегая свою колонну, бежит к противоположной.

4. Эстафета по кругу

Все играющие делятся та три — пять команд и встают в середине зала наподобие спиц колеса, повернувшись правым (или левым) боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами (рис. 3). Каждый луч-шеренга   является  командой.

Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат в правой руке эстафетную палочку. По сигналу учителя они бегут по кругу (с внешней его стороны) мимо остальных спиц к своей спице и передают эстафету ожидающему с краю игроку, после чего встают на другой конец своей шеренги (ближе к центру).

Все игроки делают полшага от центра. Получивший эстафету также обегает круг и передает ее третьему номеру и т. д. Когда начинавший игру окажется с краю и ему принесут эстафетную палочку, он поднимает её вверх, возвещая об окончании игры его командой. По поднятой руке видно, кто закончил эстафету раньше.

Правила запрещают во время бега касаться стоящих игроков, а тем мешать игрокам, совершающим перебежки. За нарушения правил начисляются штрафные очки.

4.1. Колесо

Расположение игроков тоже, что и в игре – Эстафета по кругу.

Один игрок водящий, который стоит в стороне. По сигналу водящий бежит вокруг колеса, становится в затылок последнему игроку в какой-либо спице и салит его. Тот передает удар стоящему перед ним и т.д. Когда первый в спице игрок получает удар, он кричит: «Есть!», бежит вдоль своей колонны, выбегает за колесо, обегает его снаружи и возвращается на свое место. Все игроки его спицы и водящий бегут за ним, стараясь обогнать друг друга. Игрок, оказавшийся в спице последним, становится водящим.

5. Скорый поезд

Перед командами, стоящими в колоннах (по 8—12 человек), проводится линия, а в 15—20 м от каждой из них ставятся набивные мячи.

По сигналу первые номера команд обегают набивные мячи (против часовой стрелки) и бегут к стартовой черте. Они пробегают мимо своей колонны, огибают ее сзади и снова бегут к набивные мячи. Когда они пробегают стартовую черту, к ним, обхватив за пояс, присоединяются вторые номера, и теперь уже игроки вдвоем обегают препятствие. После поворота вокруг команды к ним присоединяются третьи номера и т. д. Игра заканчивается, когда вся команда, изображающая вагончики поезда (не расцепляя рук), финиширует, то есть последний игрок пересечет линию старта.

В игре большую нагрузку получают первые номера команд, поэтому при повторении играющие располагаются в обратном порядке.

6. На новое место

Две команды выстраиваются в колонны по одному. На расстоянии 15-20 м. от них проводится черта. По сигналу первые и вторые номера каждой команды, взявшись за руки, бегут за черту. Первые номера остаются на новом месте, а вторые возвращаются, берутся за руки с третьими игроками и опять бегут до черты. Затем остаются вторые номера, а третьи возвращаются, чтобы объединиться с четвертыми, и т.д.

Побеждает команда, все игроки которой первыми окажутся на другой стороне.

7. Бег парами

Две команды выстраиваются в колонны по одному. На расстоянии 15-20 м. от них ставятся набивные мячи.

По сигналу первые номера команд обегают набивные мячи (против часовой стрелки) и бегут к стартовой черте. Игрок пробегает мимо своей колонны, огибает ее сзади и берет за руку второго игрока и вместе с ним бежит вперед до н/мячей и обратно.  На обратном пути после поворота вокруг команды, первые номера остаются в конце колонны, а вторые берут за руку третьи номера и выполняют тоже задание. Игра заканчивается тогда, когда последний игрок, оставив своего партнера в конце колонны,  выполняет задание один.

8. Бег командами

Нескольким командам (по 10—12 человек в каждой) дается старт. Команды начинают движение, стараясь пробежать всю дистанцию (до 500 м), не растягиваясь, и в полном составе финишировать. На финише обозначается коридор шириной 10 м. Выигрывает команда, которая затратит меньше времени и на финише ее участники будут в обозначенном коридоре одновременно.

Дистанцию лучше разместить по замкнутому кругу (беговая дорожка школьного стадиона). Старты можно давать отдельно для каждой команды (рис 4).

9. Кто быстрее?

Играют две команды. Соревнования проходят в парах — по одному игроку от каждой команды. Игроки очередной пары становятся на лицевых линиях с разных сторон площадки (в 20 м от средней линии площадки). По сигналу учителя «Марш!» они бегут навстречу друг другу, придерживаясь правой стороны, и стремятся как можно быстрее пересечь среднюю линию. Первый, кому удастся это сделать, приносит своей команде очко. Затем стартует следующая пара и т. д. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Стартовать можно из разных положений. После пробежки игрок возвращается в свою команду. Учитель стоит сбоку от средней линии, чтобы точнее определить победителя.

Вариант: команды стоят на одной стороне. Бег можно выполнять из следующих исходных положений:

  • положение низкого старта;
  • упор присев;
  • упор присев спиной по направлению движения;
  • упор лежа;
  • упор лежа спиной по направлению движения;
  • упор лежа руки сзади;
  • упор лежа руки сзади спиной по направлению движения;

До средней линии бег с максимальной скоростью, дальше бег по инерции.

10. Эстафеты с элементами челночного бега.

10.1. Команды выстраиваются на расстоянии 1-1,5 м от линии в колонну по одному.  На средней линии площадки (на расстоянии 10 м.) напротив каждой команды лежат по 2 кубика.

По сигналу первый игрок поочередно приносит и ставит кубики на линию, передает эстафету и становится в конец колонны. Второй поочередно относит кубики на среднюю линию, назад возвращается быстрым бегом и передает эстафету следующему.

Побеждает команда, которая быстрее закончила задание.

10.2. Команды строятся по линии в колонну по одному. Учитель называет линии разметки площадки, до которых надо поочередно добежать и дотронуться рукой. По сигналу учащиеся выполняют задание и передают эстафету следующему.

11. «4 огня»

Площадка 9х18 м. со средней линией.

Играющие делятся на две команды. Каждая команда свободно размещается на своем поле. Капитаны команд занимают позицию за лицевой линией поля соперников (рис. 6). Учитель, стоя  в середине площадки, подбрасывает мяч, для розыгрыша между двумя игроками противоположных команд. Первой в игру вступает та команда, на стороне которой упадет мяч. Начинается перестрелка. Каждая команда стремиться осалить мячом игроков другой команды, перебрасывая мяч через поле соперников к своему капитану. Осаленные идут за линии поля, где играет команда соперников, и помогают своему капитану их выбивать. Когда в команде останется несколько игроков капитан заходит на поле.

Побеждает команда, которая выбила всех соперников. Если игра проводится по времени, то победа присуждается той команде, которая выбила капитана соперников.

Играющие не имеют право переходить за среднюю линию на поле противника, брать мяч за линией своего поля. Игрок не считается осаленным, если он поймает мяч на лету, а также, если мяч попадет в него, отскочив от земли.

12. «Захват флага»

Участвуют две команды. Территория игрового поля  условно делится на две равные половины (можно провести черту или обозначить ориентиры). У каждой команды есть свой флаг, который находится в кругу или обруче  на доступном, видном месте. Задача обеих команд – захватить флаг противника и пронести его на свою территорию, не будучи осаленным. В случае захвата флага несколькими игроками флаг разрешается передавать. Флаг охраняет часовой, у него нет права воздействовать (салить) на противника, если тот находится уже внутри круга. Часовой может только лишь не выпускать захватчиков обратно, когда те пытаются покинуть спасительную зону. Салить можно только на своей территории. Осаленный игрок останавливается на месте захвата и может освободиться, если игрок из его команды незаметно проберётся и коснётся его.

13. «Лапта»

Большой популярностью у учащихся 8-11-х классов пользуется подвижная игра «ЛАПТА»

Учитывая материально-технические условия гимназии №1 мною, учителем физической культуры Горюновой Т.Н., был разработан свой вариант этой интересной игры. В процессе игры учащиеся выполняли повторный бег 4х30 м., при этом сами регулировали нагрузку в соответствии со своими индивидуальными возможностями. А это очень важно для здоровья.

Играют две команды.

Одна располагается в городе, другая – в поле. По краям поля обозначаются набивными мячами 3 пункта для вынужденной остановки игрока, четвертый н/мяч находится в городе (рис 7).

В «городе» игроки первой команды в порядке очереди отбивают мяч лаптой (или битой) и бегут при условии, что мяч полетел в поле, в первый, затем второй и третий пункт, стараясь вернуться в город неосаленным. До н/мячей в пунктах надо обязательно дотрагиваться. Если игрок, отбив мяч без остановок, пробежит круг и его не осалят, команде начисляется 2 очка. Если игрок решил остановиться в каком-либо пункте, чтобы его не осалили, а затем после удара по мячу очередного игрока своей команды добегает круг и возвращается в город неосаленным, то насчитывается команде 1 очко.

В «поле» игроки второй команды ловят мяч и стараются осалить мячом бегущих, пока те находятся вне города или между пунктами.

Если кому-то удастся осалить соперника, команде в «поле» насчитывается 1 очко, а осаленный соперник возвращается в «город» без победного очка.

Каждому игроку команды в «городе» дается 3 попытки для удара по мячу. Если игрок промахнулся или ударил так, что мяч не полетел в поле, команде насчитывается штрафное очко. При трех штрафных очках команды меняются местами. Игроки, которые в это время оказались стоящими в пунктах и не успевшие прибежать в «город» приносят очки команде соперников.

Если игрок в поле ловит мяч слета, то команде в поле насчитывается 1 очко.

Игра продолжается 15-20 мин.

Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Нельзя отбивать мяч лаптой в сторону или назад.

Игрока, находящегося в пункте, салить нельзя.

Лапта – круглая палка длиной 1-1,2 метра, диаметром 4 см. Ручка немного тоньше, чтобы было удобнее держать в руке (рис.8).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой и соревновательный методы на уроках физической культуры в средней школе»

  «Игровой и соревновательный методы на уроках физической культуры в средней школе»...

Применение игрового метода на уроках физической культуры по теме «Легкая атлетика» для развития выносливости

Известно, что бег – эффективное средство развития выносливости. Во время бега тратится много энергии, усиливается работа органов кровообращения и дыхания. Однако не все формы бега равноценны в воспита...

Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста

Педагогический процесс должен строиться с учётом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был напра...

Технологическая карта урока физической культуры ФГОС. Тема: «Легкая атлетика. Короткая дистанция».1 класс.

Технологическая карта урока физической культуры ФГОС.УМК: Учебник и пособия, которые входят в предметную линию В. И. Ляха. В. И. Лях. Физическая культура. 1 —4 классы. Учебник для общеобразовате...

Технологическая карта урока физической культуры по теме «Легкая атлетика» для учащихся 7 класса

Данная методическая разработка представляет собой технологическую карту урока физической культуры по теме "Лёгкая атлетика" в 7-м классе....

Презентация к уроку физической культуры по теме "Легкая атлетика"

Данный материал может быть использован на уроке по теме "Легкая атлетика" В ней предоставлен материал об истории Олимпийских игр, видах легкой атлетики, технике бега на дистанции....