Гиподинамия
методическая разработка по физкультуре на тему

Лозан Иван Анатольевич

Гиподинамия — недостаточная мышечная деятельность, снижение силы сокращения мышц. Гиподинамия обычно сочетается с общим снижением двигательной активности человека — гипокинезией, края является следствием малоподвижного образа жизни, широкого использования транспорта для передвижения, автоматизации и механизации производственных процессов: в этих условиях уменьшается нагрузка на мускулатуру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gipodinamiya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Гиподинамия

Гиподинамия — недостаточная мышечная деятельность, снижение силы сокращения мышц. Гиподинамия обычно сочетается с общим снижением двигательной активности человека — гипокинезией, края является следствием малоподвижного образа жизни, широкого использования транспорта для передвижения, автоматизации и механизации производственных процессов: в этих условиях уменьшается нагрузка на мускулатуру. Гиподинамия в школьном возрасте нередко связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой его домашними заданиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, спорт, занятий. Вынужденная гиподинамия в ряде случаев связана с болезнью человека и необходимостью соблюдать строгий постельный режим, например, в остром периоде инфаркта миокарда, при травмах нижних конечностей, позвоночника и т. п. В длительных космических полетах существует опасность возникновения гиподинамии, т. к. в условиях невесомости снижается нагрузка на скелетную мускулатуру.

При снижении физической активности вначале уменьшается расход энергии, вслед за этим уменьшается кровоснабжение тканей, ухудшается доставка к ним кислорода, замедляется кровоток в капиллярах, возникает кислородное голодание (см. Гипоксия) головного мозга, сердца и многих других органов, страдает их питание. Изменяется структура волокон сердечной мышцы, нарушается состояние регуляторных систем организма, в частности гормональной и нервной. При гиподинамии снижается сигнализация, идущая от мышц в центральную нервную систему, а это неблагоприятно отражается на состоянии головного мозга, т. к. мышечная деятельность играет первостепенную роль в поддержании тонуса центральной нервной системы, регуляции кровообращения и обмена веществ.

Под влиянием резкого снижения двигательной активности происходит атрофия мышц (уменьшается их объем и сила сокращения), изменяется структура костей. В связи с атрофией мышц увеличивается количество жировой ткани, нарушаются обменные процессы, изменяется состояние центральной нервной системы, появляется так называемый синдром астенизации, который выражается быстрой утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, в ряде случаев это сопровождается обидчивостью, склонностью к конфликтам. Существенно нарушается состояние сердечно-сосудистой системы, снижается сила сокращений миокарда, ухудшается состояние кровеносных сосудов; это ведет к возникновению атеросклероза, гипертонической болезни. Функциональные изменения сердечно-сосудистой системы наиболее рано выявляются в виде одышки и резкого учащения сердечных сокращений при быстрой ходьбе, появляются боли в области сердца при физической работе, отрицательных эмоциях и т. д. При гипокинезии существенно изменяется венозное кровообращение; возникает предрасположенность к геморрою. Клинические наблюдения свидетельствуют, что атеросклероз, поражение сосудов сердца и гипертоническая болезнь значительно чаще и в более раннем возрасте возникают у людей, профессиональная деятельность которых связана с малой физической активностью.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма. При гиподинамии существенно снижается сопротивляемость возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение.

Физическая активность играет очень важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, формировании нервных связей между опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами. Двигательная активность оказывает мощное влияние на развитие мускулатуры и скелета, на осанку ребенка, совершенствует регуляцию обменных процессов, кровообращения и дыхания, оказывает первостепенное влияние на развитие сердечнососудистой системы. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за партой в школе и за столом дома вызывают нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника; так называемый мускульный голод у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Снижение двигательной активности в среднем и пожилом возрасте предрасполагает к развитию атеросклероза и, ухудшая регуляцию тонуса сосудов, облегчает возникновение нарушений мозгового и сердечного кровообращения. В результате недостатка движений, сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и дряблость мышц, появляется сгорбленность, ускоряются процессы физиологического старения.

При длительном пребывании больных на постельном режиме с целью профилактики последствий гиподинамия применяются комплексы специальных физических упражнений. Для ликвидации последствий гиподинамии применяется массаж, используются специальные, индивидуальные, двигательные режимы с постепенным возрастанием нагрузки на опорно-двигательный аппарат и сердечно-сосудистую систему, комплексы лечебной гимнастики, а также водные процедуры, способствующие укреплению нервной системы и мышцы сердца; в ряде случаев назначают лекарства, нормализующие обменные процессы и состояние сердечно-сосудистой системы.

Предупреждение гиподинамии в повседневной, жизни достигается полноценной физической активностью, ежедневной утренней зарядкой, производственной гимнастикой, систематическими занятиями физкультурой (см. Физическая культура) и спортом, посильным физическим трудом, пешими прогулками и т. д.

Необходимо внедрять регламентированный по времени распорядок для работы и для отдыха, вводить физкультуру в быт детей, помимо уроков физкультуры в школе. Это в основном зависит от личного примера родителей: совместные занятия утренней гимнастикой, лыжные и пешие прогулки в выходные дни; необходимо помогать детям проводить физкультминутки во время приготовления домашних заданий, поощрять бег, подвижные спортивные игры, катание на велосипеде, коньках и, лыжах, плавание и др.

  1. Невроз

Понятие «невроз» появилось в медицине еще в семидесятых годах восемнадцатого столетия, объединив под собой целый свод нервно-психических расстройств. Распространенность невротических процессов в современном мире неуклонно растет вследствие все ускоряющегося ритма жизни, высокой психической и физической нагрузки на среднестатистического жителя, необходимости много работать у взрослых, и интенсивно учиться у детей.

Во времена работы над своим физиологическим учением, И.П. Павлов назвал невроз результатом перенапряжения центров высшей нервной деятельности, возникающим вследствие длительного воздействия раздражителей, неадекватных по силе. На настоящий момент мнение ученого мира относительно глубинных причин развития заболевания не претерпело принципиальных изменений.

Невротические расстройства проявляются не только в виде психомоторных реакций и ухудшения психологического состояния пациента. Нередки случаи возникновения на их фоне функциональных расстройств внутренних органов невротического характера. Так, одной из наиболее часто встречающихся соматических патологий психогенной природы является невроз желудка, клинически проявляющийся в форме гастроэзофагально-рефлюксной болезни.

Нужно заметить, что расстройства психики и соматического состояния невротического характера являются функциональными, и при грамотном лечении они полностью обратимы. Однако во многих случаях больные предпочитают избегать посещения специалиста. Подобное происходит в силу сложившихся в обществе негативных стереотипов относительно человека, который посещает психиатра или невролога.

Этиологические факторы невроза

В зависимости от формы заболевания, причины невроза могут заключаться во множестве психологических и физических факторов. Специалистам в клинической практике наиболее часто приходится сталкиваться со следующими этиопатогенетическими воздействиями:

  • Умственные перегрузки либо длительные душевные переживания. Так, вследствие высокой учебной нагрузки развиваются неврозы у детей, а по причине развода, потери работы, неудовлетворенности своей жизнью – у людей молодого и зрелого возраста.
  • Невозможность решить свои проблемы. Данное воздействие является разновидностью первого пункта списка. Как пример можно привести ситуацию с людьми, имеющими просроченную задолженность по кредитам. Длительное психологическое давление со стороны банка вполне способно спровоцировать невротические расстройства.
  • Забывчивость, которая однажды привела или чудом не привела к негативным последствиям – например, если человек забыл выключить утюг и случился пожар. В подобных случаях развивается невроз навязчивых состояний, при котором больной постоянно сомневается, не забыл ли он сделать нечто важное.
  • Патология развития центральной нервной системы, сопровождающаяся неспособностью к длительному умственному и физическому труду (врожденная астения).
  • Интоксикация и заболевания, сопровождающиеся общим истощением организма. Так, неврозы нередко развиваются вследствие длительно не проходящих инфекционных болезней (туберкулез, в более легких случаях — грипп). Помимо этого, неврозы часто развиваются у лиц, зависимых от употребления табака или спиртных напитков, что в большинстве случаев встречается комплексно.

Помимо всего вышесказанного, расстройства невротического характера могут возникать без видимых причин, являясь следствием болезненности собственного внутреннего мира пациента и его самовнушаемости. Подобная форма заболевания наиболее часто встречается у женщин, имеющих истероидный тип характера.

Невроз: симптомы и признаки

Имеющуюся клиническую картину неврозов можно условно разделить на две большие группы: симптомы психического и соматического характера. И те, и другие могут встречаться практически при всех разновидностях невропатических расстройств, однако каждый из видов невроза имеет и свои собственные признаки, позволяющие провести дифференциальную диагностику.

Общая симптоматика неврозов психопатического характера

Психологические тесты, проводимые среди пациентов с неврозом, позволяют выявить такие признаки заболевания, как нерешительность, неуверенность в своих силах, хроническую тревогу и усталость. При этом пациент, как правило, не ставит перед собой дальнейших жизненных целей, он не нацелен на успех, не верит в него. Также нередко возникают комплексы неполноценности, касающиеся преимущественно собственной внешности и способности к общению.

Субъективно больной ощущает существенное снижение работоспособности, постоянную усталость, нежелание производить какие-либо активные действия для продвижения по работе или учебе. Отмечаются частые нарушения сна, сонливость или, наоборот, бессонница.

Помимо всего вышесказанного, к симптомам невроза можно отнести неадекватную самооценку. Парадоксально, но она может быть как заниженной, так и завышенной. В последнем случае пациент считает себя намного лучше, умнее, способнее окружающих его людей. Причиной переживаний в таком случае является их мнимая неспособность понять и оценить больного «по заслугам».

Общая симптоматика неврозов соматического характера

Симптомокомплекс функциональных расстройств соматического характера, возникающих у пациентов с неврозом, весьма широк, и может затрагивать работу практически всех систем организма. Так, результатом психических расстройств нередко становится эпизодическая боль в сердце, по характеру напоминающая нестабильную стенокардию, и возникающая как при физической нагрузке, так и в состоянии покоя. Подобные случаи обозначаются таким понятием, как невроз сердца.

Помимо коронарных проявлений, расстройства психики нередко проявляются в форме тремора конечностей, потливости, выраженного беспокойства. У пациентов отмечаются признаки вегето-сосудистой дистонии, сопровождающейся гипотоническим синдромом. В периоды критического снижения артериального давления пациент может потерять сознание и упасть в обморок.

Признаки невроза могут заключаться и в появлении так называемых психалгий – выраженных болевых ощущений при отсутствии органической патологии. Боли в подобных случаях являются психической реакцией на паническое ожидание этого самим пациентом. Складывается ситуация, когда с человеком происходит именно то, чего он боится и подсознательно не выпускает из мыслей.

Особые формы неврозов и их клинические признаки

Существует несколько разновидностей заболевания, имеющих свои характерные психиатрические симптомы. При этом клиническая картина в классическом полном виде встречается крайне редко. Как правило, в каждом отдельном случае превалирующим является вполне определенный клинический признак.

Истерический невроз. Люди, страдающие данной формой заболевания, даже в спокойной обстановке проявляют нервозность и раздражительность. Их поведение часто бывает неадекватным, а реакции – непредсказуемыми. Соматически истероидность проявляется в двигательных и вегетативных расстройствах, возникает гипотония, навязчивые движения.
Приступы истерии, как правило, проявляются в форме психического аффективного припадка, в ходе которого пациент может кататься по полу, кричать, пытаться физически воздействовать на окружающих или пытаться покончить с собой. Однако подобное поведение в некоторых случаях является не истинной истероидностью, а скрытым симптомом следующей формы болезни.

Ипохондрический невроз. Является следствием болезненного страха заболеть каким-либо тяжелым заболеванием или попасть в ситуацию, представляющуюся больному безвыходной. Данная форма болезни нередко проявляется в виде истерии, либо в форме невроза навязчивых состояний. При этом, как правило, у пациента отмечаются многие психические симптомы из приведенного выше списка. Человек может регулярно проходить медицинские обследования, читать медицинскую литературу, но при этом продолжать подозревать у себя неизлечимое состояние. Подобные явления порой отмечаются в среде студентов-медиков или людей, работающих в сфере летальных заболеваний (хосписы).

Депрессивный невроз. Может являться результатом как психогенной, так и невротической депрессии. В последнем случае симптоматика болезни проявляется слабо, в неполной форме. Часто у больного отмечают лишь некоторое снижение работоспособности. При наличии психогенного депрессивного состояния пациент ощущает себя брошенным, ненужным, жалуется на тоскливость и уныние, у него развиваются комплексы неполноценности. Соматически может отмечаться половая дисфункция, гипотония и заторможенность.

Неврастения. Различают три стадии данной разновидности невроза. Первый этап развития болезни характеризуется выраженной раздражительностью без соматических признаков. Умственная и физическая работоспособность, как правило, сохранена. На втором этапе пациент ощущает некоторое снижение работоспособности, что становится еще одним фактором, усугубляющим его состояние. Заключительная стадия болезни характеризуется выраженной слабостью, вялостью, апатией. Развивается астенический синдром.

Невроз: лечение и терапия

В силу того, что неврозы в целом являются психосоматическими состояниями, их лечение проходит по двум основным направлениям – психотерапевтическому и фармакологическому. Впрочем, использование средств фармакологической терапии состояния проводится лишь в случае крайне тяжелых форм болезни. В большинстве случаев бывает достаточно грамотно проведенной психотерапии.

Психотерапия при неврозах

Задачей психотерапии при невротических расстройствах является нормализация взглядов пациента на окружающий мир, выявление причин, вызвавших заболевание, расширение круга интересов больного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Грозит ли школьникам гиподинамия?"

Современные грузоподъемные механизмы дают возможность человеку поднимать гигантский вес простым нажатием нужной кнопки. Удобства, которые предоставляет человеку совершен...

Проблема современности - гиподинамия

Материал доклада предназначен для родителей. Можно использовать на родительском собрании....

Педагогический проект "Гиподинамия - проблема современности"

Цель проекта: создатьтакие условия для учащихся, которые способствовали бы преодолению малоподвижного образа жизни....

Лапта-как способ борьбы с гиподинамией

Популизация народных игр на примере игра "Лапта" среди учеников ГБОУ СОШ № 1987, как один из методов борьбы с гиподинамией и улучшения показателей физической подготовленности учащихся....

Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьников

          Во всех цивилизованных странах врачи и ученые давно уже бьют тревогу, обеспокоенные ростом количества полных людей всех возрастов, включая детей и подростков....

Проблема организации физической активности учащихся, профилактика гиподинамии

Гиподинамия. Причины возникновения. Профилактика. Рекомендации....

Гиподинамия. Профилактика гиподинамии

Все о гиподинамии и ее профилактики.Ссылка на дистанционный тест на вявление гиподинамии:1http://www.fitness96.ru/tests/5/...