Национально- региональный компонент
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Мамчур Татьяна Александровна

Национально- региональный компонент на уроках физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalno.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

"Национально-региональный компонент на уроках физической культуры"

 На основании Приказ №1646/1 от 26.08.13г. МО и НРБ о формировании учебных планов общеобразовательных учреждений РБ на 2014-2015 учебный год.

Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

Игры и развлечения в народном быту

Трудовой народ нашей многонациональной родины особенно ценил смелость и решительность, физическую силу, выносливость, ловкость и воспевал эти качества, хотя уровень физической культуры был низким. Игры, состязания, спортивные навыки отражали хозяйственную деятельность людей, военный, семейный уклад. Подрастающие поколение готовилось к жизни, приобретало соответствующие знания, умения и навыки в процессе нерегламентированного физического и трудового воспитания. Конные и пешие состязания, единоборства в кулачном бою и борьбе воспитывали благородные нравственные черты, развивали двигательные качества, формировали интеллект людей, импровизировали их бытовые и трудовые условия.

В трудах этнографов и историков описаны игры развивающие органы чувств: зрительные, слуховые и т.д. Высоко ценились игры, выявляющие рассудительность и остроту ума, восприимчивость и любознательность, честность и правдивость, уважение к старшим и гостеприимство. Наиболее популярны были игры с камнями и ледянками, мячами и палками разных размеров. Такие игры, как “Волки и овцы”, “Гуси-лебеди”, “Камешки”, “Ястреб и утки”, “Котёл”, “Шаровки” и т.п., не требовали проявления двигательных качеств, но содействовали общему развитию и пользовались неизменной популярностью у детей. Во время зимних и весенних праздников народ с удовольствием участвовал в развлечениях и единоборствах. Строились специальные сооружения на горках, льду и лесных полянах для проведения состязаний. Популярны были горки-качели” и плоскостные площадки для игры в “килу”, имеющую сходство с современным футболом. А также игры городки, лапта, бабки, свайка и др.

Использование национально-регионального компонента на уроках физической культуры

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся новые сюжеты, отражающие своё время, но неизменной остаётся тяга людей к игре, где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу.

Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека, -это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получение внешней информации.

Игра, как средство и метод физического воспитания

Основными задачами физической культуры в школе являются: укрепление здоровья, содействия правильному развитию, обучение жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит, познать природу детства.

Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. В игре имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра связана с чувством удовлетворения, удовольствия. Один лишь перечень игр говорит о разнообразии сюжетов и соответствии двигательных действий, что привлекает детей, представляет им творческую инициативу в выборе способов достижения цели. Игра привлекает детей ещё и тем, что как объект информации она не представляет для них неопределённости. Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты, действия её участников неповторимы. Она всегда проходит по новому и таит в себе много неожиданностей. Т.о., уже одно предвкушение игры вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, причём это проявляется перед началом игры не зависимо от будущего результата: будет победа или поражение.

С помощью игрового метода можно быстро создать радостную атмосферу общения, пробудить у детей желание скорее включиться в предложенную деятельность.

Возрастные особенности детей

Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне её провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.

Младший школьный возраст (1-4 классы) характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому, в ходе игр, важны короткие перерывы для отдыха. (“Кошки мышки”, “День и ночь”…). Из-за особенностей физического и психического развития дети лучше сохраняют в памяти наглядно-образное объяснение, не любят долго находиться вне, поэтому надо не надолго выводить из игры выбывших ребят.

Средний школьный возраст (5-7 классы) характеризуется растущей устойчивостью организма по отношению к проявлению физических усилий. Резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономичность движений, что позволяет ребятам участвовать с большей интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий (“Ястреб и утки”). Мальчики особенно любят, где преимущественно развивается сила ( “Ловля тарбаганов”, перетягивание). Девочек привлекают игры с ритмичными движениями, элементами равновесия. Хотя в большей части командных игр девочки и мальчики играют совместно. Дети среднего школьного возраста понимают условность игр, но действуют в соответствии с правилами и полной отдачей сил (“Защита укрепления”).

В этом возрасте формируется и укрепляется волевая сфера, ярче проявляются такие качества, как смелость, самостоятельность, решительность и инициатива. Дети могут сосредоточиться на нескольких условиях игры, поэтому можно использовать командные игры, где участники вступают в непосредственное соприкосновение с противником (“Перетягивание через черту”).

Подростковый возраст (8-9 классы) в это время наблюдается особенно интенсивное развитие и перестройка всего организма, усиленно растёт костная система (особенно рост), продолжает развиваться и мышечная система. И в связи с этим мальчиков привлекают игры с элементами борьбы ( перетягивание каната, поединки в парах, поднятие гирь).

Более логичное мышление позволяет проявлять большую самостоятельность, способность к обобщениям и абстрактному мышлению. Более развитая память и способность к проявлению устойчивого внимания дают возможность запоминать многочисленные правила, наиболее целесообразны игровые приёмы и действия (лапта, бабки). Они умело используют ранее приобретённые двигательные навыки и умения. Участники борются за победу своей команды (или себя) при сочетании единоборства, взаимопонимания и выручки. Следовательно, активно развиваются чувства долга, коллективизма и дружбы.

В работе со школьниками 10-11 классов могут быть использованы игры предыдущей возрастной группы. Однако они должны быть усложнены в смысле повышения требований к точности выполнения тех или иных технических приёмов. Для них подойдут все формы сюжетно-конфликтного игрового характера без соприкосновения и с соприкосновением соперников, поединки, конкурсы.

Место и задачи национально-регионального компонента

Подвижные народные игры с древних времён были отражением культурно-бытового уклада жизни народа. У каждого народа есть свои национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во многих современных подвижных присутствуют элементы народной игры.

Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, товарищество, другие нравственные черты человеческой личности. Для воспитания коллективизма, организованности школьников лучше всего применять детские игры, наиболее распространены в сельской местности. Такие, например, как салки, лапта, жмурки, «Бабки -лодыжки»,  “Табун”, “Волк и ягнята”, бег на перегонки, “Иголка, нитка и узелок”, борьба на снегу, взятие высоты, катание на салазках, катание с горок “паровозиком” (на санках и лыжах ) и другие.

По количественному составу играющих подвижные игры различаются на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных играх каждый игрок намечает свои планы, устанавливает наиболее интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменяет их. В коллективных играх могут одновременно участвовать, как небольшие группы участников, так и целые школьные классы, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих. Коллективные подвижные игры подразделяются на два основных типа – игры без разделения на команды и игры с разделением на команды.

Благодаря разнообразию игр участник сам может регулировать нагрузку в соответствии со своими возможностями. Подвижные игры привлекают всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки и являются подлинно массовыми, общедоступным средством их физического и нравственного воспитания.

Особенно широко надо включать народные игры и национальные виды спорта в программы массовых физкультурно-оздоровительных и культурно-спортивных праздников, фестивалей в учебных заведениях. Они могут быть приурочены к проведению праздников “Проводы зимы”, “Встреча Весны” и т.п. Возможно проведение театрализованных физкультурных праздников и фестивалей с различными видами художественной самодеятельности из числа учащихся.

Применение национально-регионального компонента содействует всестороннему гармоничному развитию личности и решает ЗАДАЧИ:

  1. Укрепление здоровья.
  2. Развитие двигательных способностей: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости.
  3. Обучение важным умениям и навыкам.
  4. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.
  5. Вырабатывать волю, характер, творческую инициативу, находчивость, сообразительность.
  6. Воспитывают чувство коллективизма.
  7. Умение быстро ориентироваться в окружающей действительности.
  8. Способствуют умственному развитию ребёнка.
  9. Воспитывают потребность и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Бурятские народные игры

Табун (Хурэг адуун)

Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.

Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.

Иголка, нитка и узелок (Зун, утахн, зангилаа)

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад)

Один игрок - волк, другой - овца, остальные - ягнята. Волк сидит на дороге, по которой нвижется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит волк. «А зачем нас ждешь?» - «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы... Волку нельзя отталкивать овцу.

Ищем палочку (Модо бэдэрхэ)

Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку.

Бабки-лодыжки (Шагай наадан)

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

1. Несколько лодыжек расставляют в ряд Друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.

3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

Правила игры. Следует точно соблюдать приемы игры.

Стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан)

Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязанок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.

Правила игры. Соблюдать правильный прием стрельбы.

Верблюжонока  верблюд ловит (Боитогон буурашама)

Эта игра напоминает русскую игру «Кошки –мышки», только действующие лица в ней типичные животные для степных районов –верблюд, верблюжонок.

Верблюжонка верблюд ловит (Боитогон буурашама)

В игре участвуют 10-30 и более человек. Играют на небольшой площадке, размером 5х7 метров. Эти роли распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг. «Верблюжонок становится в круг, «верблюд» остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг игроки всячески препятствуют этому. Если «верблюду» все же удается прорваться, он пытается схватить «верблюжонка» Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а «верблюда» снова задерживают.

Если «верблюду» долго не удается поймать «верблюжонка», то его заменяет кто-нибудь по желанию. Когда «верблюжонок» пойман, игра заканчивается или возобновляется вновь с новой парой.

Правила игры: «Верблюд» может силой прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы. «Верблюжонок» считается пойманным, если «верблюд» осалит его.

Эвенкийские народные игры

«Кто перетянет» (тангматкан). В игре участвуют двое. Они садятся друг к другу, а ноги упираются ступнями. Между ступнями кладут круглую прочную палку диаметром 7–8 сантиметров, длиной 1 метр и упираются в нее. Берутся за нее руками. Потом тянут, стараясь перетянуть друг друга. Кто перетянет, перебрасывает побежденного через голову и считается победителем.

Уэрэлибгивун (сымские эвенки) — игра в вылавливание предмета. Дети садились в круг плотно друг к другу, ноги сгибали в коленях, руками под коленями передавали друг другу палку или платок. Стоявший в середине старался выхватить предмет, и пойманный с предметом заменял его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.

         Рзаботка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор ...

Национально-региональный компонент на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время важное значение приобретает интерес к народной культуре, народным традициям, фольклору, и поэтому актуальным становится внедрение в программу дошкольного обучения новых форм и методо...

комплексный анализ текста .Применение национально-регионального компонента

Применение  национально-регионального компонента на примере комплексного анализа текста...

Национально-региональный компонент на уроках ИЗО

Статья опубликованная в сборнике  материалов   Межрегионального научно-методического семинара (г.Саранск  2010 г)...

Использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка как средство формирования толерантности и коммуникативных навыков

Проблема непрерывности обучения процесса обучения и воспитания на сегодняшний день одна из тех проблем . которая занимает и будет занимать центральное место в педагогике обучения и во всех типах учебн...

Программа по национально-региональному компоненту "Национальные виды спорта.Северное многоборье"

Программа национально-регионального компонента по физической культуре для 5-11 классов . В  программе : пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, содержание программного мат...