Урок "Центрально-Черноземный район"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Мелешко Ирина Юрьевна

Урок формирует системные знания о районе, особенностях его ЭГП, природных условиях и ресурсах, населении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon centralno-chernozemnyy_rayon.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока "Центрально-Черноземный экономический район"

Цели урока: 

1. Сформировать системное знание о районе, особенностях его ЭГП, природных условиях и ресурсах, населении.
2. Продолжить формирование ОУ компетенций: самостоятельная работа с источниками знаний, умение систематизировать полученную информацию, умение делать выводы.
3. Продолжить формирование предметных компетенций: работа с тематической картой, технологической картой.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: самостоятельная деятельность учащихся.

План: 

  1. Организационный момент.
  2. Промежуточный контроль.
  3. Рекомендации по работе с технологической картой.
  4. Самостоятельная работа учащихся по технологическим картам.
  5. Обобщение.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Промежуточный контроль. 1 и 2 вариант тест I уровня сложности. 3 вариант – II уровня сложности. На выполнение работы 5 минут.

3. Актуализация знаний. Почему изучаемый район имеет такое необычное название? Занесите в тетрадь тему урока. Какую цель мы сегодня поставим перед собой?

Рекомендации по работе с технологической картой.

4. Самостоятельная работа с технологической картой. В ходе работы учащихся учитель отвечает на все вопросы учеников, корректирует их работу, при необходимости направляет деятельность ученика.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА

Центрально-Черноземный экономический район.

ЭГП, природные условия и ресурсы, население.

УЭ 0 Цели урока для учащихся: 

1. Изучить и дать оценку ЭГП района, его природные условия и ресурсы, как факторы специализации района.
2. Выявить особенности населения данного экономического района.

Рекомендации по работе с технологической картой:

Внимательно читайте задания.

В тетради записывайте номер вопроса, ответ на поставленный вопрос в форме оговоренной в задании, количество баллов за выполненное задание (на полях).

УЭ 1 может выполняться одним из двух вариантов: а) задание 6 не выполняется; б) выполняется только задания 1 и 6.

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по выполнению и оформлению задания

Баллы

Промежуточный контроль по теме «Центральный экономический район»

1 вариант

1. В состав Центрального экономического района входит область: 1) Ленинградская; 2) Мурманская; 3) Ярославская; 4) Нижегородская.

2. Ведущим фактором развития ЦЭР является: 1) минеральные ресурсы; 2) географическое положение; 3) агроклиматические ресурсы; 4) природные условия.

3. В структуре промышленности ЦЭР ведущей отраслью является: 1) добыча топлива; 2) металлургия; 3) деревообработка; 4) машиностроение.

4. Центром производства химического волокна является: 1) Суздаль; 2) Щекино; 3) Иваново; 4) Орехово-Зуево.

5. В какой области развито льноводство: 1) Костромской; 2) Ярославской; 3) Ивановской; 4) Тульской.

2 вариант

1. В состав Центрального экономического района входит область: 1) Псковская; 2) Тюменская; 3) Брянская; 4) Воронежская.

2. Тракторы производят в (во): 1) Твери; 2) Владимире; 3) Рязани; 4) Орле.

3. В структуре промышленности ЦЭР отраслью специализации является: 1) электроэнергетика; 2) мукомольная; 3) стекольная промышленность; 4) цветная металлургия.

4. Крупнейшей ГРЭС Центрального района является: 1) Щекинская; 2) Рязанская; 3) Костромская; 4) Конаковская.

5. В какой области развито производство синтетических смол и пластмасс: 1) Брянская; 2) Тульская; 3) Владимирская; 4) Орловская.

3 вариант

1. Среди областей второго порядка входящих в состав ЦЭР найдите ошибку: 1) Костромская; 2) Тверская; 3) Ивановская: 4) Брянская.

2. Что является основной специализацией АПК ЦЭР? 1) мясомолочное животноводство; 2) озимая пшеница; 3) пригородное хозяйство; 4) овцеводство.

3. В Подмосковье добывают: 1) бурый уголь, фосфориты; 2) горючие сланцы и известняк; 3) слюду, облицовочный камень; 4) апатиты, нефелины.

4. Производство резинотехнических изделий и шин в Ярославле объясняется: 1) обеспеченностью дешевой электроэнергией; 2) наличием водных ресурсов; 3) использованием нефтегазового сырья; 4) обеспеченностью научными разработками.

5. Какой город ЦЭР имеет статус единственного в России города-музея: 1) Ярославль; 2) Суздаль; 3) Иваново; 4) Тула.

УЭ 1. ЭГП Центрально-Черноземного района

Цель: оценить местоположение района в экономико-географическом аспекте.

1.

Занесите данные визитной карточки района в тетрадь.

Состав: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области.

Площадь: 167, 7 тыс. кв.км. или 1,1% территории страны.

 

1 б

2.

Используя карту атласа «Экономическое районирование» ответьте на вопрос.

С какими экономическими районами граничит Центрально-Черноземный экономический район?

 

1 б

3.

Используя карты атласа «Экономическое районирование» и «Топливная промышленность» ответьте на вопрос.

Как район расположен по отношению к топливным базам?

 

1 б

4.

Имеет ли район выход в Мировой океан?

 

1 б

5*

Соседство с Украиной это + или – с точки зрения Экономико-географического положения района?

 

3 б

6*

Составьте схему «Особенности экономико-географического положения».

В схеме отразите положительные и отрицательные черты ЭГП района.

6 б

УЭ 2. Природные условия и ресурсы

Цель: отвечая на вопросы 7-11 заполнить схему «Природно-ресурсный потенциал»

7.

Почему район имеет такое необычное название?

2 б

8.

Установите по климатической карте, благоприятны ли природные условия.

2 б

9.

По карте «Центральная Россия» определите, имеются ли на территории района свои полезные ископаемые?

* На сколько названные п/и важны для развития экономического района и страны?* На сколько названные п/и важны для развития экономического района и страны?

 

1 б

2 б

10.

По карте определите, есть ли на территории района топливная база?

1 б

11.

Назовите крупные реки и озера, если таковые имеются, на территории района.

* Сделайте вывод об их достатке.

1 б

2 б

 

УЭ 3. Население Центрально-Черноземного района

Цель: используя статистические материалы сделать выводы об особенностях населения района.

 

12.

Занесите статистические данные в тетрадь.

Рн – средняя плотность населения.

Еп – естественный прирост.

ДГН – доля гражданского населения.

1 б

13.

* Проанализируйте

 

2 б

УЭ 4. Отраслевая структура промышленности ЦЧР

Цель: используя учебник, карты атласа определить отраслевую специализацию района.

Отрасли промышленности

Отрасли сельского хозяйства

2 б

УЭ 5. Самооценка: 18-21 «5»;  14-17 «4»;  10-13 «3»;  9  и менее «2».

6. Рефлексия.

1) Назовите положительные и отрицательные черты ЭГП Центрально-Черноземного района.
2) Назовите положительные и отрицательные черты природных ресурсов и условий.
3) Каковы особенности населения изучаемого экономического района?

7. Домашнее задание: записи в тетради, на к/к нанести состав района и областные центры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районный семинар по английскому языку Волжского района г.Саратова.

Открытый урок на районном семинаре учителей Волжского района г.Саратова.9 класс....

Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»

Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все  р...

Разработка проекта "Моё село на карте района", посвященного 75-летию Саратовского района

Проект разработан  совместно с учениками 6 класса и позволяет целенаправленно вести работу по ● формированию положительного имиджа родного села; ● развитию интереса учащихся МОУ «СОШ с.Михайлов...

План работы Районного методического объединения учителей иностранного языка Хабарского района

Тема: «Повышение качества образования на основе реализации принципов компетентностного подхода».  Цель:эффективное использование метапредметных знаний  как  фактор повышения качест...

Проект перспективного развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Камеево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан на основе национальной образовательной инициативы "ННШ"

Проект перспективного развитиямуниципального общеобразовательного бюджетногоучреждения средняя общеобразовательная школа с. Камеево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостанна осн...

08.10.15 г. Год назад: районный кросс, олимпиада по географии и олимпиада по ОПК. Впервые в истории школы завоеваны первое место в районном кроссе, в районном этапе олимпиады по географии и третье место в районном этапе олимпиады по ОПК.

На снимке: ГЕРОИ школы СО СВОИМ УЧИТЕЛЕМ.Кросс на 1 км. Шаманаев Максим ( 5 кл.)Олимпиада по географии. Рязанов Сергей (7 кл.)Олимпиада по ОПК. Семченко Святослав (5 кл.)...