Главные вкладки

    Методическая разработка по географии (9 класс) на тему:
    Урок "Центрально-Черноземный район"

    Мелешко Ирина Юрьевна

    Урок формирует системные знания о районе, особенностях его ЭГП, природных условиях и ресурсах, населении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    centralno-chernozemnyy_rayon.doc93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока "Центрально-Черноземный экономический район"

    Цели урока: 

    1. Сформировать системное знание о районе, особенностях его ЭГП, природных условиях и ресурсах, населении.
    2. Продолжить формирование ОУ компетенций: самостоятельная работа с источниками знаний, умение систематизировать полученную информацию, умение делать выводы.
    3. Продолжить формирование предметных компетенций: работа с тематической картой, технологической картой.

    Тип урока: комбинированный.

    Форма урока: самостоятельная деятельность учащихся.

    План: 

    1. Организационный момент.
    2. Промежуточный контроль.
    3. Рекомендации по работе с технологической картой.
    4. Самостоятельная работа учащихся по технологическим картам.
    5. Обобщение.
    6. Домашнее задание.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Промежуточный контроль. 1 и 2 вариант тест I уровня сложности. 3 вариант – II уровня сложности. На выполнение работы 5 минут.

    3. Актуализация знаний. Почему изучаемый район имеет такое необычное название? Занесите в тетрадь тему урока. Какую цель мы сегодня поставим перед собой?

    Рекомендации по работе с технологической картой.

    4. Самостоятельная работа с технологической картой. В ходе работы учащихся учитель отвечает на все вопросы учеников, корректирует их работу, при необходимости направляет деятельность ученика.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА

    Центрально-Черноземный экономический район.

    ЭГП, природные условия и ресурсы, население.

    УЭ 0 Цели урока для учащихся: 

    1. Изучить и дать оценку ЭГП района, его природные условия и ресурсы, как факторы специализации района.
    2. Выявить особенности населения данного экономического района.

    Рекомендации по работе с технологической картой:

    Внимательно читайте задания.

    В тетради записывайте номер вопроса, ответ на поставленный вопрос в форме оговоренной в задании, количество баллов за выполненное задание (на полях).

    УЭ 1 может выполняться одним из двух вариантов: а) задание 6 не выполняется; б) выполняется только задания 1 и 6.

    Учебный материал с указанием заданий

    Руководство по выполнению и оформлению задания

    Баллы

    Промежуточный контроль по теме «Центральный экономический район»

    1 вариант

    1. В состав Центрального экономического района входит область: 1) Ленинградская; 2) Мурманская; 3) Ярославская; 4) Нижегородская.

    2. Ведущим фактором развития ЦЭР является: 1) минеральные ресурсы; 2) географическое положение; 3) агроклиматические ресурсы; 4) природные условия.

    3. В структуре промышленности ЦЭР ведущей отраслью является: 1) добыча топлива; 2) металлургия; 3) деревообработка; 4) машиностроение.

    4. Центром производства химического волокна является: 1) Суздаль; 2) Щекино; 3) Иваново; 4) Орехово-Зуево.

    5. В какой области развито льноводство: 1) Костромской; 2) Ярославской; 3) Ивановской; 4) Тульской.

    2 вариант

    1. В состав Центрального экономического района входит область: 1) Псковская; 2) Тюменская; 3) Брянская; 4) Воронежская.

    2. Тракторы производят в (во): 1) Твери; 2) Владимире; 3) Рязани; 4) Орле.

    3. В структуре промышленности ЦЭР отраслью специализации является: 1) электроэнергетика; 2) мукомольная; 3) стекольная промышленность; 4) цветная металлургия.

    4. Крупнейшей ГРЭС Центрального района является: 1) Щекинская; 2) Рязанская; 3) Костромская; 4) Конаковская.

    5. В какой области развито производство синтетических смол и пластмасс: 1) Брянская; 2) Тульская; 3) Владимирская; 4) Орловская.

    3 вариант

    1. Среди областей второго порядка входящих в состав ЦЭР найдите ошибку: 1) Костромская; 2) Тверская; 3) Ивановская: 4) Брянская.

    2. Что является основной специализацией АПК ЦЭР? 1) мясомолочное животноводство; 2) озимая пшеница; 3) пригородное хозяйство; 4) овцеводство.

    3. В Подмосковье добывают: 1) бурый уголь, фосфориты; 2) горючие сланцы и известняк; 3) слюду, облицовочный камень; 4) апатиты, нефелины.

    4. Производство резинотехнических изделий и шин в Ярославле объясняется: 1) обеспеченностью дешевой электроэнергией; 2) наличием водных ресурсов; 3) использованием нефтегазового сырья; 4) обеспеченностью научными разработками.

    5. Какой город ЦЭР имеет статус единственного в России города-музея: 1) Ярославль; 2) Суздаль; 3) Иваново; 4) Тула.

    УЭ 1. ЭГП Центрально-Черноземного района

    Цель: оценить местоположение района в экономико-географическом аспекте.

    1.

    Занесите данные визитной карточки района в тетрадь.

    Состав: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области.

    Площадь: 167, 7 тыс. кв.км. или 1,1% территории страны.

     

    1 б

    2.

    Используя карту атласа «Экономическое районирование» ответьте на вопрос.

    С какими экономическими районами граничит Центрально-Черноземный экономический район?

     

    1 б

    3.

    Используя карты атласа «Экономическое районирование» и «Топливная промышленность» ответьте на вопрос.

    Как район расположен по отношению к топливным базам?

     

    1 б

    4.

    Имеет ли район выход в Мировой океан?

     

    1 б

    5*

    Соседство с Украиной это + или – с точки зрения Экономико-географического положения района?

     

    3 б

    6*

    Составьте схему «Особенности экономико-географического положения».

    В схеме отразите положительные и отрицательные черты ЭГП района.

    6 б

    УЭ 2. Природные условия и ресурсы

    Цель: отвечая на вопросы 7-11 заполнить схему «Природно-ресурсный потенциал»

    7.

    Почему район имеет такое необычное название?

    2 б

    8.

    Установите по климатической карте, благоприятны ли природные условия.

    2 б

    9.

    По карте «Центральная Россия» определите, имеются ли на территории района свои полезные ископаемые?

    * На сколько названные п/и важны для развития экономического района и страны?* На сколько названные п/и важны для развития экономического района и страны?

     

    1 б

    2 б

    10.

    По карте определите, есть ли на территории района топливная база?

    1 б

    11.

    Назовите крупные реки и озера, если таковые имеются, на территории района.

    * Сделайте вывод об их достатке.

    1 б

    2 б

     

    УЭ 3. Население Центрально-Черноземного района

    Цель: используя статистические материалы сделать выводы об особенностях населения района.

     

    12.

    Занесите статистические данные в тетрадь.

    Рн – средняя плотность населения.

    Еп – естественный прирост.

    ДГН – доля гражданского населения.

    1 б

    13.

    * Проанализируйте

     

    2 б

    УЭ 4. Отраслевая структура промышленности ЦЧР

    Цель: используя учебник, карты атласа определить отраслевую специализацию района.

    Отрасли промышленности

    Отрасли сельского хозяйства

    2 б

    УЭ 5. Самооценка: 18-21 «5»;  14-17 «4»;  10-13 «3»;  9  и менее «2».

    6. Рефлексия.

    1) Назовите положительные и отрицательные черты ЭГП Центрально-Черноземного района.
    2) Назовите положительные и отрицательные черты природных ресурсов и условий.
    3) Каковы особенности населения изучаемого экономического района?

    7. Домашнее задание: записи в тетради, на к/к нанести состав района и областные центры.