Экологическая игра "День воды"
методическая разработка по географии (5,6 класс) по теме

 

 

Экологическая игра для 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_vody.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Крыловской

муниципального образования Ленинградский район

Автор: учитель географии МБОУ СОШ № 3

А.Ф. Бойко

День воды

(экологическая игра).

Цель: показать  необходимость воды на земле.

Задачи: - прививать навыки экономного  расходования воды в домашних условиях;

 - показать, насколько дорого стоят природные ресурсы (вода).

Оборудование: Физическая карта, 3-х литровая банка, стакан, пипетка, бумага, ручки, рисунки, таблица.

Учитель : Эпиграф: Вода!  У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя    невозможно описать, тобой  наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что  ты необходима для жизни – ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью,  которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете.

                                                                                        Антуан де Сент-Экзюпери

Так сказал великий французский  философ, писатель, лётчик. Немного из истории воды. До  XVIII в.  Учёные не знали состава воды, считали её простым  веществом. В конце XVIII столетия  французским учёным Лавуазье и Лапласу удалось синтезировать  её химическим путём из водорода и кислорода. И с этого времени стало известно, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. И не такое уж это простое  и обыденное вещество. Вода вошла в календарь знаменательных дат. В преддверии этого дня мы и проводим наше мероприятие.

Объяснение правил игры:

В ходе игры мы будем проводить  конкурсы, викторины, слушать ваши  выступления и выступления гостей. Правильные ответы будут оцениваться капелькой. Ваша задача побольше  дать правильных ответов и набрать капелек.

1 Ведущий. 22 марта объявлен  международным днём воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты. Так много ли воды на нашей планете, хватает ли её всем? (показывает детям глобус, напоминает, что голубым цветом на нём изображена вода).

А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь  большую её часть составляют моря и океаны – это  солёная вода.  Ечсли представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озёр. (Свои слова ведущий сопровождает показом опыта).

Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или  воде, которую каждый день пьём?  Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И настоящий учёный  всегда стремится разгадать их.

2 Ведущий. Конкурс «Загадочный»

           Что бежит без прогону? (вода)

Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон  капели и пахнет весной. (Сосулька)

            Без крыльев – летит,

            Без ног – бежит,

            Без паруса – плывёт. (Облако)

В белом бархате деревья,

И заборы, и дома,

А как ветер нападёт –

Этот бархат опадёт. (Иней)

            Летит сова по синему небу,

             Крылья  распластала,

             Солнышко застлала. (Туча)

Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось –

С неба на землю свалилось. (Снег)

             Что за звёздочки сквозные

              На пальто и на платке?

              Все сквозные, вырезные,

              А возьмёшь – вода в руке. (Снежинки)

Ведущий демонстрирует детям глобус.

1 Ведущий. Океаны, моря и реки  регулируют кругооборот жизни на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решающую роль в функционировании её систем: регулировании её климата и сохранении животного и растительного мира.

Викторина «Реки, озёра, моря и океаны»

  1. Сколько на нашей планете океанов? (4)
  2. Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий  океан и Северный Ледовитый океан).
  3. Белое, Красное, Чёрное, Жёлтое – что это? (Названия морей).
  4. Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мёртвое море).
  5. Как называются начало и конец реки? (Исток, устье)
  6. У какого водоёма бывают рукава? (Река)
  7. Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
  8. В каком озере находится 80%  всей пресной воды нашей страны и  пятая часть пресной воды всей плванеты? (Байкал)
  9. По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
  10.  Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)
  11.  Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)
  12.  «Будто пояс синий казака,

         Меж полями, изгибаясь ловко,

Катит воды тихая река

И стоит на речке той Крыловка»

О какой реке идёт  речь? (Челбас)

2 Ведущий. Эта речка Челбасом зовётся,

                     Ковш воды её звал печенег.

                     Тихо льётся, как будто смеётся

                     Над веками, под скрипом телег.

1 Ведущий. В ковылях средь серебряной рани,

                     Во цветущей душистой степи

                     Казаки себе стан выбирали

                     У извилистой тихой реки.

Эти строки написаны нашим местным  поэтом Леонидом Мирошниченко, который своими стихами пробуждает чувство любви к нашей малой Родине, к нашей реке Челбас. Вот его сборник стихов . Он так и называется «Ковш воды».

2 ведущий. Конкурс «Где мы используем воду?»

В самом начале  занятия мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (и человеку в том числе) её нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т.д. Человек может  несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдётся. Вопрос: для чего ещё, кроме питья, нужна вода человеку?

Детям предлагается написать, где человек использует воду. Ответы зачитываются. Детям показывают таблицу «Расход воды».

Для чего нужна вода?

Расход воды в день (л)

Умывание

10 (+45 туалет)

Купание

40 (ванна) + 95 – 190 (душ)

Приготовление пищи

5

Мытьё посуды

10

Стирка

15

Мытьё полов, окон

50

Поливка цветов, огорода

100

Вот так много мы тратим воды, а ещё загрязняем её. Можно что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?

Подведение итогов. Кто больше набрал капелек? Присуждаем большую каплю, среднюю, мелкую.

Выступление медработника «Меры безопасности  у водоёма».

1 Ведущий.        Конкурс «Правильно ли мы расходуем воду?»

Детям предлагается найти примеры неэкономичного  расхода воды в быту и предложить свои методы экономии воды.

С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода – и жизнь становится  невозможной.  Потому что  вода – это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза – загрязнение. Заводы, фабрики, города зачастую  отравляют сточными водами реки, озёра. Если не принимать  срочных мер, водоём умрёт, целый мир существ, обитающих в нём и подле него. Кинофильм «За всё в ответе» страшные картины будущего нашей планеты.  Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде! И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть подаваемой  в краны воды  бесполезно утекает в канализацию. Поэтому, ребята, когда Владимир Маяковский  делал подписи к плакатам «Окна РОСТА», он не забыл и про воду. В одном из плакатов поэт обратился к жителям Москвы так: (поднимают таблички)

- Берегите воду!

- Бережней относитесь к нашему водопроводу!

- А ты не забыл закрыть водопроводный кран?

2 Ведущий.     Конкурс «Знаете ли вы?»

А знаете ли вы, кто не может обходится без воды и неразрывно с ней связан?

Вопросы:

  1. У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)
  2. У  кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)
  3. Кто одной ноздрёй дышит? (Кашалот)
  4. Кто клыками дно пашет? (Морж)
  5. Какую птицу море отучило летать? (Пингвин)
  6. Что такое морская капуста? (Водоросли)
  7. Какая пролётная стая обещает снег? (Стая гусей)
  8. Кто пьёт ногой? (Лягушка)

Физкультминутка «Вода – не вода».

Игра на внимательность. Ведущий  называет слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (облако, лужа), то дети  должны встать. Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба), дети  поднимают руки. Если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень), дети хлопают в ладоши.

(Ветер, лужа, камень, корабль, рыба, море, река, водоросли, облако, смех).

1 Ведущий.  Конкурс «С улыбкой по стране».

Наш следующий конкурс «С улыбкой по стране». Вы сейчас поймёте, почему мы его так назвали.

Вопросы:

  1. Какой приток реки Самары течёт по проводам? (Ток).
  2. В  Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора).
  3. Какой приток Волги вытекает из пораненной берёзы?(Сок)
  4. Какая река Валдайской возвышенности протекает между полями? (Межа).
  5. В Калининградской области вулканов нет, однако там есть река, вытекающая из кратера вулкана. Как она называется? (Лава)
  6. В озеро Ильмень впадает река с самым коротким названием: в нём всего полбуквы. Назовите её. (Река Пола – пол –А).
  7. У реки Вятки есть «ядовитый»  приток, а у реки Пра – «неядовитый». Назовите эти притоки. (Кобра, Уж)

 Стих.   Пусть на земле не умирают реки,

 Пусть стороной обходит их беда,

 Пусть чистой остаётся в них навеки

 Студёная и вкусная вода.

 Пусть никогда не зарастает тиной

 Тот берег, на котором я стою…

 Большие дяди, взрослые мужчины,

 Храните реку светлую мою!

Жюри подводит итоги.

Литература:

  1. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Глобус 2009г.
  2. Поурочные разработки по географии 6 класс. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Москва 2010г.
  3. Сборник стихов «Ковш воды» Л.Мирошниченко. Краснодар 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Вода-источник жизни.Бережное отношение к воде".

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответстве...

Экологическая игра: « Вода – ты жизнь».

Для учащихся начальной школы МБОУ "Марковская СОШ" силами членов кружка"Занимательная экология" из 5 класса разработана и проведена  экологическая игра: "Вода - ты жизнь" в 2012-2013учебном году....

Экологические исследования природных объектов поселка – воды. Значение воды в жизни п. г. т. Ерофея Павловича.

Является ли вода, которую мы используем для нужд жителей посёлка, безопасной с экологической точки зрения?Цель работы – изучить и  составить характеристику питьевой  воды п. Ерофей Павлович,...

Социально-экологический проект "Вода - источник жизни"

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пон...

Статья "Экологический урок «Вода России» в 7-8-х классах".

Данный материал содержит отчет о проведении Всероссийского экологического урока....

Гигиеническое и экологическое значение воды

Методическая разработка содержит сведения о влиянии качества воды на здоровье населения. Оосбое внимание уделено эпидемиологическому значению воды. Методическая разработка может быть использована по д...

Экологическая акция «Вода России»

8.09.18 обучающиеся 6А класса совместно с социальным педагогом Григоровой Е.В. участвовали во всероссийском субботнике «Зелёная Россия», основной целью которого стало формирование у ...