Главные вкладки

    План-конспект урока географии (9 класс) по теме:
    Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность России.

              Вашему вниманию предлагается план-конспект урока в 9 классе по теме «Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность России». Урок находится в системе уроков по отраслевому составу промышленности России. Данный урок–это урок объяснения нового материала, но при очень активной совместной работе учителя и учащихся.  На примере этого урока хочется продемонстрировать одну из современных технологий полного усвоения учебного материала. После урока учащимся достаточно проработать материал по карте атласа.   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    16198.doc104 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                      Тема урока:

                         «Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность России».

              Цели урока:

                       - Познакомить учащихся с химико-лесным комплексом России; с особенностями размещения предприятий  химической промышленности России.

                       - Научить детей, пользуясь планом-характеристикой отрасли и картами атласа характеризовать географию химической промышленности России.

                       - Продолжать развитие у учащихся навыков работы с картами атласа, заполнения таблиц, статистическими материалами.

                Оборудование: карта химической промышленности России, учебник для 9-го класса В.Я.Ром, В.П. Дронов « География России. Население и хозяйство», статистические материалы, атлас для 9-го класса издательство «Дрофа».

                                                                  Ход урока.

    1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка его целей.
    2. Изучение нового материала.

    - Вступительное слово учителя, предваряющее изучение нового материала.

       а) знакомство с понятием химико-лесной комплекс.

                - Объяснение нового материала

                   а) беседа с учащимися с целью восстановления плана-характеристики отрасли;

                   б) значение химической промышленности; негативные черты химической промышленности;

                   в) состав химической промышленности;

                   г) факторы размещения предприятий;

                   д) главные химические базы России;

                   е) проблемы химической промышленности России, спад производства;

                   ж) экологические проблемы, связанные с химическим производством.

           3. Обобщение и итоги урока.

           4. Домашнее задание.

                                           

     

                                                    Конспект урока.

    план урока

    учитель

    ученики

    1. Приветствие. Сообщение темы урок и его целей

    Сегодня мы познакомимся с ещё одним комплексом по производству конструкционных материалов, с химико-лесным комплексом России. Поговорим ещё об одной отрасли народного хозяйства России, о химической промышленности. Научимся давать характеристику этой отрасли, определим географию химической промышленности России. Будем продолжать учиться работать с картами атласа.

    2.Изучение нового материала.

    - вступительное слово учителя.

     - объяснение нового материала:

    а) план-характеристика отрасли.

    б) значение химической промышленности.

    в) состав химической промышленности.

    г) факторы размещения отрасли

    д) характеристика химических баз России.

    е) проблемы, характерные для химической промышленности, спад производства

    ж) экологические проблемы, связанные с химическим производством.

    С какими отраслевыми комплексами, сложившимися в экономике России мы уже познакомились?

    Сегодня мы начнём знакомство с химико-лесным комплексом России. Из названия уже понятно, что он состоит из  двух крупных и сложных по составу отраслей. Каких?

    Несомненно, ведущей отраслью является химическая промышленность. Эта отрасль главенствует потому, что определяет развитие одного из важнейших направлений научно-технического прогресса химизации - широкого применения химических технологий и материалов во всех отраслях хозяйства.

    Давайте вспомним план по которому мы характеризуем отрасли хозяйства:

    Химическая промышленность - уникальная отрасль. Здесь творят чудеса: не просто перерабатывают природные ресурсы, но и создают принципиально новые виды сырья, которых нет в природе. В результате на прилавках магазинов появляются изделия из пластмассы, моющие средства, полиэтиленовые пакеты и многое другое, без чего уже трудно представить нашу жизнь. Люди научились из одного вида сырья получать разные продукты. Например, нефть- это не только бензин для автомобилей, керосин для самолётов, пластмассы, но даже продукты питания, например, «рыбья икра».

    Бывает и наоборот: продукт один, а получить его можно несколькими способами, например, синтетический каучук. Об этом подробнее Вы узнаете на уроках химии в 10-м классе.

    Химическая промышленность имеет огромную сырьевую базу.

    Она обладает минимальной трудоемкостью (возможно широкое применение автоматизации)

    Потребителями продукции химической промышленности являются все отрасли хозяйства.

    И, наконец, отрасль имеет большие возможности комбинирования.

    Что такое комбинирование?

    Но есть и негативные черты химической промышленности. Как вы думаете какие?

    Давайте обратимся к карте химической промышленности и посмотрим, какую информацию об отрасли мы можем почерпнуть для её характеристики.

    Каков же состав отрасли?

    Какое химическое сырье добывается на территории России?

    Какие отрасли поставляют сырье для химической промышленности?

    Какие факторы необходимо учитывать для эффективной организации предприятий химической промышленности?

    Работа по таблице учебника стр.156, таблица № 44.

    (см. приложение 1)

    1) Назовите отрасли химической промышленности, тяготеющие к районам добычи сырья.

    К каким месторождениям они тяготеют?

    2) Какие отрасли тяготеют к потребителю?

    Производство серной кислоты тяготеет к потребителю из-за сложности транспортировки.

    Азотные удобрения дешевле производить рядом с газопроводами.

    Производство фосфорных удобрений должно располагаться в сельскохозяйственных районах и тяготеть к сернокислотной промышленности.

    3) Какие отрасли ориентируются на несколько факторов? (обеспеченность сырьем, водными ресурсами и дешевой электроэнергией)

    И все предприятия химической промышленности должны учитывать еще один важнейший фактор размещения. Какой?

    Работе по карте атласа.

    Какие крупные химические базы сложились на территории России?

    Почему они изображены разным цветом?

    Характеризуем базу по следующему плану

    - тип базы

     -сырье

     -предприятия, производящие продукцию  основной химии

     -предприятия, производящие продукцию органического синтеза.

    Характеристика Центральной химической базы.

    Какова доля Центральной  базы в общей в химической промышленности России?

    Характеристика учащимися остальных химических баз по предложенному плану.

    (в зависимости от оставшегося времени на уроке)

    Характеристика предприятий химической промышленности на Северном Кавказе и на дальнем Востоке.

    Экономический кризис, охвативший страну в 90-е годы, не мог не отразиться на состоянии химической промышленности. Так, в 1997 году заводы произвели лишь половину того объема минеральных удобрений, серной кислоты, синтетических смол и пластмасс, которые в принципе могут выпускать, если будут работать на полную мощность. Однако  потенциально химическая промышленность России способна создавать все более современные вещества, в которых нуждается страна. Например, необходимо уделять внимание развитию современных наукоемких отраслей – биохимии, химии полимеров, фармацевтике.

    - Работа с таблицей «Производство продуктов химической промышленности» (см. приложение №2)

    Чему равна доля химической и нефтехимической промышленности в производстве России?

    Несмотря на такую небольшую цифру, Россия продолжает относиться к странам с высокоразвитой химической промышленностью.

    Просмотр фрагмента фильма «Кислотные дожди»

    Сообщения учащихся об экологических проблемах, связанных с химическим производством. ( В зависимости от времени на уроке).

    С топливно-энергетическим, металлургическим, машиностроительным.

    Химической промышленностью и лесной промышленностью.

    1. Значение отрасли.
    2. Состав отрасли
    3. Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли
    4. Современное состояние отрасли.
    5. Экологические проблемы.

    Комбинирование – это объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции.

    Экологическая опасность, водоэнергоёмкость.

    Можем увидеть информацию о сырьевой базе, составе отрасли, химические базы на территории России, долю химической промышленности в хозяйстве России.

    Составление схемы на доске.

    а) горнохимическая (на территории России добываются: апатиты, фосфориты, сера, калийные соли, поваренную соль, глауберовую соль)

     Коксохимическая, нефтеперерабатывающая, газоперерабатывающая.

    б) основная химия

    производство солей, кислот, щелочей, производство минеральных удобрений.

    в) химия органического синтеза

    исходные материалы органического синтеза, производство полимеров, переработка полимерных материалов.

    г) прочие отрасли

    производство лаков, красок, парфюмерии, фармацевтика и т.д.

    сырьевой

    водный

    энергетический

    потребительский

    экологический

    Производство калийных солей, соды, поваренной соли (из-за огромной материалоемкости)

    К месторождениям калийных солей (Соликамск и Березняки)

    Производство серной кислоты, азотных и фосфорных удобрений

    Производство пластмасс, полимеров, химических волокон)

    Экологический.

    Центральная, Сибирская, Волго-Уральская, Северо- Европейская).

    Зеленым цветом показаны базы, работающие на собственном сырье, оранжевым цветом показаны базы, работающие на привозном сырье.

    Центральная химическая база работает на привозном сырье. Есть и свои химические ресурсы (Фосфориты, представлены коксохимия и нефтепереработка)

     Предприятия основной химии:

    Производство солей, кислот, щелочей- Санкт- Петербург, Новочебоксарск

    Производство минеральных удобрений – Воскресенск (фосфорные и сложные удобрения), Уварово  (фосфорные) Щекино, Нижний Новгород, Новомосковск, Великий Новгород - азотные удобрения,

    Производство исходных продуктов органического синтеза представлено в   Великом Новгороде, Дзержинске и Нижнем Новгороде.

    Синтетические смолы и пластмассы производят в Орехово-Зуево.

    Химические волокна производят в Клину и Твери.

    Производство синтетического каучука представлено в Ефремове, Воронеже.

    Шины производят в Ярославле, Москве, Воронеже.

    Прочие отрасли представлены в крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле)

    Доля составляет-38%

    Учащиеся по карте атласа (стр.14) характеризуют Северо-Европейскую, Волго- Уральскую, Сибирскую базы)

    Учащиеся анализируют таблицу и делают вывод о том, что действительно химическое производство в стране  резко снизилось. Анализируют состояние производств 1990 и 1999 годов.

    7,5%

    3. Обобщение и итоги урока.

    Несколько вопросов по обобщению. Выставление оценок за работу на уроке.

    4. Домашнее задание

    & 28, 29,30 (химическая промышленность)

              Вашему вниманию предлагается план-конспект урока в 9 классе по теме «Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность России». Урок находится в системе уроков по отраслевому составу промышленности России. Данный урок–это урок объяснения нового материала, но при очень активной совместной работе учителя и учащихся.  На примере этого урока хочется продемонстрировать одну из современных технологий полного усвоения учебного материала. После урока учащимся достаточно проработать материал по карте атласа.    


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

    Познакомиться с понятием почва и узнать как она формируется, научиться определять из чего и как образовывается гумус; чт...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

    1) Объяснять что такое природа2) Определять « объект природы»3) Смогут отличать объекты природы от объектов, созданных ч...

    Интерактивный тест по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

    Данный тест может быть использован на уроках литературы в 10 классе  после изучения романа Ф. М. Достоевского «Прес...

    Дифференцированный подход на уроках географии.

    Дифференцированный подход является основным путём осуществления индивидуализации обучения....

    Дети Сталинграда

    Мероприятие посвящённое Сталинградской битве ...

    Урок математики в 6 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел"

    Урок-сказка. Повторение по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"...

    Сценарий Шоу-программы "Мир вокруг парты"

    Творчество всегда. везде и во всем!...

    Урок литераратуры в 6 классе по сказке Экзюпери "Маленький принц"

    Тип урока - литературно-творческий проект.На изучение сказки Экзюпери "Маленький принц" отводится один час, поэтому учащ...

    Взаимное расположение сферы и плоскости

    Данная учебная презентация предназначена для изучения темы "Взаимное расположение сферы и плоскости" на уроках геометрии...

    Комментарии

    Куприянова Евгения Владимировна

    очень хорошая разработка. а главное познавательная. Надеюсь и мои работы помогут вам в работе