Урок "Уральские горы: географическое положение и природа"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Урок изучения нового материала с использованием технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ural_geograficheskoe_polozhenie_priroda.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Тема  «Урал: географическое положение и природа».

Цели и задачи:

Образовательные – сформировать целостную систему знаний об особенностях  природы Урала, своеобразии природного района; раскрыть закономерности размещения полезных ископаемых и взаимосвязей природных компонентов;

Развивающие - продолжить  развивать умение учащихся пользоваться тематическими картами как источниками информации для установления причинно-следственных связей между компонентами природы;

Воспитательные -  формирование умений и навыков самостоятельного учебного труда; воспитание чувства гордости и ответственности к природе своей страны.

Технология урока: изучение нового материала с использованием технологии критического мышления.

Метод: частично-поисковый.

Средства обучения: атласы, физическая карта России, инструктивные карточки, презентация, компьютер.

Номенклатура: месторождения железных руд – Магнитогорское, Качканарское, медных руд – Красноуральское, Гайское, золота - Березовское, асбест - Баженовское, соли - Верхнекамское, Соль-Илецкое, нефть - Ишимбайское.

                                                                Ход урока.

І. Орг.момент. На партах учащихся  - атлас,  учебник, карточки с заданиями, таблица.

ІІ. Целеполагание, мотивация,

Учитель читает стихотворение.                                                     Слайд № 1.

                               Он азиатскому материку пришелся каменным порогом.

                               Ему известен мамонта  скелет в грунтах промерзлых.

                               Ливнями, ветрами его точили миллионы лет,

                               Чтобы строкою засверкали грани.

                               Железо, никель, хромовые руды

                               Я трону словом, рифму им найду.

                               Недаром в копях камень изумрудный

                               Зеленым глазом смотрит в темноту.

                                                                                                        С.Щипачев.

Вопросы для беседы:

 - Какие горы описывает поэт в своем стихотворении?

 - Как вы определили, что речь идет именно об Урале?

 - Какие сведения можно получить еще  об Урале, прочитав это стихотворение?

Учитель. Ребята, предложите тему сегодняшнего урока?   (Дети называют тему урока)

         - Что вы знаете об Урале? Какие ассоциации возникают у вас с этим местом на планете?

Задание 1. Посмотрите на таблицу, которая лежит у каждого из вас на столе.

Ученикам дается  три минуты, чтобы заполнить первую графу  «Что я знаю об Урале?»

        я знаю

         Хочу узнать

  я узнал

(Дети заполняют таблицу, затем один – два ученика зачитывают свою информацию об Урале, а остальные сверяют).

Учитель. Давайте вспомним немного историю Урала.      Слайд № 2,3.              Еще в античные времена греки знали о существовании Уральских гор, которые находятся где-то на севере, в пределах Студеного моря. Именно там находится счастливая страна блаженных.

1.Какое название имели Уральские горы в античные времена? («Рифейские горы»).

2.Что в переводе с тюркского означает слово «Урал»? (пояс, «каменный пояс»).

3. До какого времени их называли «Камень» или «Каменный пояс»? (до 17 века).

4.Кто впервые пересек «Каменный пояс»? (новгородцы XІ- XІІ вв.).

III. Изучение нового материала.                                                      Слайд № 4,5.

«Корзина идей, понятий». Учащимся предлагается выписать как можно больше слов, понятий с  темой урока.     Из данных слов составить логическую схему изучения темы.                                            

                                                   Урал       

     Географическое       Геологическое             Минеральные           Рельеф

      положение                   строение                        ресурсы

                           

                  Климат                               Высотная поясность

Учитель. Ребята, предложите, с чего можно начать наше знакомство с Уральскими горами? (ответ – с ФГП)

План урока.                                                                                          Слайд № 6.

1.Географическое положение Уральских гор.

2. ЭГП  Уральского экономического района.

3. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы.

4. Климат.

5. Своеобразие природы.

Задание 2.

Пользуясь физической картой России, составьте  характеристику ФГП Урала по плану  (учащиеся составляют характеристику ФГП, затем  заслушиваются ответы)                                                                                                    Слайд № 7

 - Ребята, какую особенность ФГП Урала вы увидели на физической карте?

- В каком направлении вытянуты Уральские горы?

- Что является орографическим и геологическим продолжением гор на севере и на юге? ( на севере – острова Новая Земля и о.Вайгач, на юге – горы Мугоджары, Казахстан)

 - Пользуясь градусной сеткой карты, определите,  насколько километров протянулись горы на территории России?

(70° с.ш. – 52° с.ш. = 18°,       111,3 км · 18 = 2003 км)

Учитель. А теперь определим, что такое Урал с точки зрения экономической географии.

Задание 3. Пользуясь картой атласа «Экономическое районирование», «Транспорт России» дайте оценку ЭГП Уральского экономического района по плану.                                                                                               Слайд № 8

 - Совпадают ли границы Уральских гор и Уральского района?  

 - Какие территории вошли в состав Уральского района?

 - Как вы считаете, Уральский район обладает выгодным положением для развития экономики района?

Вывод. Уральский район занимает выгодное  ЭГП  так как он располагается на стыке экономически развитой Европейской части страны и громаднейшей сырьевой зоны на востоке России. Целая сеть железных, автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач связывают Урал с его соседями.

 Учитель. Урал имеет большую протяженность с севера на юг.  

 - Скажите, справедливо будет называть Урал границей или рубежом?

Подтвердите эту справедливость конкретными примерами:

1) Граница между Европой и Азией;

2) Горы расположены на стыке тектонических структур земной коры: Восточно--Европейской платформы и Западно-Сибирской плиты.

3) Между  бассейнами крупных речных систем -  Северная Двина, Волга и Обь;

4) Граница между  климатическими областями;

Задание 3. Пользуясь учебником с.185, рис.116, изучите орографическую схему Уральских гор.

Вопросы для беседы:

1.На какие части делится Урал. Назовите их.

1.В каких частях Урала находятся наибольшие высоты?

2.Какая часть Урала самая низкая?

3.Какими по высоте являются Уральские горы?

4.По профилям проследите, как  изменяется высота гор с запада на восток в разных его частях.                                                                           Слайд № 9.                                                                                                                                                                                                                                     Задание 4. Заполнить таблицу

«Наиболее высокие вершины Урала»,                                      Слайд №10

части Урала

   Вершины

 Высота , м

Полярный Урал

Пай-Ер

1472

Приполярный

Народная

1895

Северный Урал

Тельмос-Из

1617

Средний Урал

Павдинский Камень

942

Южный Урал

Ямантау

1640

Задание 5. Пользуясь тектонической картой атласа, определите, когда образовались горы.

Вопросы для беседы:

1. Это молодые или старые горы?

2.Как можно узнать о возрасте гор,  пользуясь физической картой?

3. Как вы понимаете «возрожденные горы»? Подходит ли это понятие для Уральских гор?

Учитель.   Уральские горы образовались в герцинское горообразование палеозойской эры,  т.е. это старые горы. Но в последующие эры – мезозойскую и  в начале кайнозоя, они разрушались и были почти полностью разрушены. В альпийское горообразование кайнозойской эры горы испытывали глыбовые вертикальные движения. Так горы возродились и стали складчато-глыбовыми. Наиболее интенсивными были поднятия на Северном и Южном Урале, где высоты достигают 1500 м. Абсолютная высота Среднего Урала – 600- 800 м. Но с увеличением высоты гор, усиливается влияние внешних сил – выветривание, лед, перепады температур, текучие воды. Вершины гор были разрушены и преобразовались в каменные россыпи. Под действием силы тяжести отдельные камни, сползая с гор, образовали курумы – каменные реки.                         Слайд № 11,12

Учитель. Геологическая история влияет не только на высоту гор, но и на их внешний вид.

-  Посмотрите на физическую карту Урала, что можно сказать о его западных и восточных склонах?

Уральские горы состоят из нескольких цепей, которые тянутся параллельно друг  другу в меридиональном направлении. Хребты разделены продольными межгорными понижениями, по которым текут реки. Как правило, хребты соответствуют антиклинальным складкам, сложенным более древними и прочными породами, а понижения — синклинальными.

Поперечные долины расчленяют эти цепи на отдельные хребты и массивы. Лишь одна главная цепь гор – Водораздельный хребет, почти не прерывается речными долинами. Он образует водораздел между реками, текущими на Русскую и Западно-Сибирскую равнины.

Урал – ассиметричные горы. Западный склон – пологий, восточный – крутой. От Русской платформы горы отделены краевым прогибом, заполненным осадочными породами, а к востоку отличаются своей крутизной. Сложены они магматическими и метаморфическими породами.

Вопрос:

  1. Чем можно объяснить богатство недр Урала?

Учитель. Минеральные ресурсы Урала интенсивно используются с петровских времен, поэтому в настоящее время они сильно истощены.

Задание 6. Работа с картой «Минеральные ресурсы».   Слайд № 14

 1. Найдите на карте месторождения полезных ископаемых Предуралья:

  - калийные и поваренные соли – Березники и Соликамск.

 - нефть – Ишимбай;

 - уголь – Печорский бассейн, Кизеловский в Предуралье;

а также огнеупорные глины, асбест.

2. Найдите на карте месторождения Зауралья:

 - железные руды – Магнитогорское, Качканарское, Халиловское, Выскокогорье, Бакальское.

 - медные – Красноуральское, Гайское, Сибаевское.

3. На Урале найдены месторождения золота (Березовское), в бассейне реки Вишеры – алмазы.

Основное богатство Урала– руды, причем комплексные, с примесью титана, ванадия, никеля, хрома, а медные руды с примесью цинка, золота, серебра. Добывают здесь и знаменитые уральские самоцветы: яшмы, малахиты, аметисты, топазы, сапфиры и др.                                Слайд № 15,16,17.

Вывод. Урал – подземная кладовая страны, здесь найдено около одной тысячи разновидностей минералов и учтено свыше 12 тысяч месторождений полезных ископаемых. По запасам платины, асбеста, драгоценных камней, калийных солей Уралу принадлежит одно из самых первых мест в мире. Это связано с геологическим строением. Разрушение гор раскрыло богатые месторождения полезных ископаемых, сделало их доступными для разработки.

ІV. Первичное усвоение материала.

Заполните пропуски в тексте.

«Уральские горы издавна считаются границей между ……. и ……. Урал состоит из нескольких горных цепей, протянувшихся ………. друг другу  в ……….. направлении с …… на ……   Протяженность гор около …... км. Уральские горы невысоки. Самая высокая среди вершин – гора ………..

 (     м). Горы расположены между двумя платформами с запада - ……… платформа, а к востоку -………. плита. Это ассиметричные горы. Западный склон - …….., а восточный - ……. . На восточном склоне преобладают  …….. породы, а в Предуралье в  …….. породах краевого прогиба имеются месторождения ……. солей, ……… и  …….. .

                                                 Климат.

Задание 7. Пользуясь учебником с.186, рис.117, изучите особенности климата Уральских гор на разных широтах.

1.Сравните климатические условия северных и южных районов Урала, Предуралья и Зауралья. Объясните различие температур июля и января, количества осадков.

2.Как различаются густота речной сети и водность рек западного и восточного склонов. Назовите и покажите на карте реки Урала.

3.Какие районы Урала имеют наиболее благоприятные агроклиматические условия?

 Вывод. Климат Урала определяется его положением среди равнин Евразии, небольшой высотой и шириной гор. Огромная протяженность Урала с севера на юг обуславливает зональное изменение климата, т. е. разницу между севером и югом. Контраст резко проявляется летом. Средняя температура на севере + 80С, на юге + 220С. Зимой различия сглаживаются,  на юге – 160С, на севере – 200С. Континентальность климата возрастает с северо-запада на юго – восток. Осадки: на западных склонах 700мм, на восточных - 400мм. Почему? Какой океан влияет? Влияние рельефа сказывается на смещении климатических поясов Урала с севера на юг. В виду различий климата, природа Урала  разнообразна.

                                 Своеобразие природы Урала.

Учитель. Мы выяснили, что Уральские горы имеют большую протяженность с севера на юг.

Вопрос:

 -  Повлияла ли на природу Урала его вытянутость в меридиональном направлении?

Задание. Работа с учебником с.187, рис.118. «Высотная поясность Урала».

Вопросы для беседы:

1. Где на Урале отсутствуют высотные пояса? Почему?

2. Почему на Южном Урале нет ледников?

3. От чего зависит количество высотных поясов в горах Урала?

Работа с текстом. «Известное и неизвестное».  Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас неизвестной, и ту информацию, которая была ранее известной.                                                                    Приложение № 3.

(Заслушиваются ответы каждого ученика)      

V. Закрепление.  

Задание. «Верные – неверные суждения»

Выберите черты природы характерные только для Уральских гор.

Уральские горы:

1) имеют меридиональное простирание;

2) расположены в умеренном климатическом поясе;

3) являются водоразделом между бассейнами рек Европы и Азии;

4) образовались во время герцинского горообразования;

5) высоты гор увеличиваются с севера на юг;

6) найдены богатые запасы магматических горных пород;

7) глухая тайга Урала называется – «Парма»

8) характеризуются высокой сейсмичностью;

9) максимальные высоты не превышают 2000 метров;

10) восточные склоны получают влаги больше, чем западные;

11) самая высокая точка – гора Народная;

12) характеризуется низкой сейсмичностью;

13) Средний Урал – самая низкая часть Уральских гор;

14) богат драгоценными и поделочными камнями.

15) речные системы Урала представлены – курумами;

16) Урал один из самых благоприятных для жизни людей районов России в природном отношении;

VІ. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Возьмите ваши таблицы и заполните третью графу. 

          я знаю

     я хочу знать

      Я   узнал

     

       

После заполнения таблицы, каждый ученик рассказывает, что нового он узнал на уроке?

    Домашнее задание. § 40, задание на контурной карте: 1.Выделить на к.карте 5 частей Урала, высшие вершины Урала;

2.Отметить месторождения полезных ископаемых Предуралья и Зауралья;

                                         Литература

  1. Е.А. Жижина. Методическое пособие для учителя “Природа России”, М., 2007.
  2. Методическое пособие для учителя “Я иду на урок Географии” К.С. Лазарева
  3. Э.М.Раковская. География: Природа России”, М., Просвещение, 2005.
  4. Методическое пособие. География России. И.И. Баринова.

                                         Приложения.

№1.

План ФГП гор.

1. На каком материке расположены, в какой её части.

2. Между какими меридианами и параллелями.

3. Объекты, ограничивающие с севера, юга, запада, востока

3. Преобладающие (средние) высоты; тип гор.

4. Точка с максимальной абсолютной высотой.

5. Наибольшая протяженность (направление и длина)

Вывод: (о высоте и протяженности Уральских гор)______________________________________________________________________

№ 2.   План  ЭГП Урала.

1. Положение района на территории страны (центральное, окраинное, периферийное, пограничное);

2. Соседи (экономические районы и соседние страны, их особенности);

3. Положение по отношению к транспортным  магистралям;

4. Положение по отношению  к сырьевым и топливно- энергетическим базам;

5. Вывод о влиянии ЭГП  на развитие экономики

    района.

 № 3.   Заполните пропуски в тексте.

«Уральские горы издавна считаются границей между ……. и ……. Урал состоит из нескольких горных цепей, протянувшихся ………. друг другу  в ……….. направлении с …… на ……   Протяженность гор около …... км. Уральские горы невысоки. Самая высокая среди вершин – гора ………..

 (     м). Горы расположены между двумя платформами с запада - ……… платформа, а к востоку -………. плита. Это ассиметричные горы. Западный склон - …….., а восточный - ……. . На восточном склоне преобладают  …….. породы, а в Предуралье в  …….. породах краевого прогиба имеются месторождения ……. солей, ……… и  …….. .

 

№ 4.                                    Дополнительный материал.

                                            Своеобразие природы Урала.

Южный Урал – самый живописный, здесь наибольшее количество поясов. Его хребты походят  на веер, а вершины гор округлы. Только здесь можно встретить – шиханы – скалы лишенные растительности, похожие на сторожевые башни старинных замков, вот только созданы они не человеческими руками, а самой природой.  

Средний Урал - именно через него проходит знаменитая ветвь СЖД, которая соединяет две части света Европу и Азию, а проезжающие мимо пассажиры, иногда даже и не замечают, что территория, по которой они проезжают – это территория горной системы.

Средний Урал не имеет высотных поясов, это царство одного пояса – горной тайги.

Северный Урал. Одиноко простирается к небесному своду гора Тельпос-Из или «камень ветров», тогда как вся остальная территория покрыта «Пармой» - так называют северную безмолвную «глухую» тайгу местные жители. Здесь встречаются странные изваяния из твердых пород в форме колонны, столбов. Местные жители их называют «болванами». Это скалы-останцы.

Приполярный Урал дик и суров.  Это самая труднодоступная часть Урала. Его визитная карточка: глубокие каменные ущелья, занятые тайгой, а красноречивые названия говорят сами за себя: пик Лезвия, гора Сабля, гора Народная – сторож крупнейшего месторождения горного хрусталя.

Пай-Хой и Полярный Урал. Суровая картина – царство тундры, вечной мерзлоты и каменных россыпей, курумов – каменных рек, скал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Географическое положение и природа Омской области"

Работа выполнена в виде игры "Кто хочет стать миллионером". Отвечая на вопросы, надо набирать "знаки". Интересно проходит с учащимися 8 класса при обобщении знаний о своей территории. Используя данный...

«Урал: географическое положение и природа».

сформировать целостную систему знаний об особенностях природы Урала, своеобразии природного района; раскрыть закономерности размещения полезных ископаемых и взаимосвязей природных компонентов...

разработка урока на тему: "Географическое положение и природа Австралии. "

Изучение географического положения и природы Австралии....

«Антарктида - уникальный по географическому положению и природе материк.»7 – й класс

Создать образ Антарктиды, как уникального природного комплекса, который сформирован при взаимодействии компонентов....

План - конспект урока в 9 классе по теме: «Географическое положение и природа Поволжья»

Поволжье. Номер урока №1.  Географическое положение и природа Поволжья....

Географическое положение и природа Бурятии

Презентация "Географическое положение и природа Бурятии" составлена для учащихся 8-х классов. Знакомит с ГП, рельефом, климатом, растительным и животным миром.Республика расположена в центре Азии, в В...

План-конспект урока на тему "Урал, географическое положение и природа района"

Урок в 9 классе на тему "Урал, географическое положение и природа района" проводиться с целью изучения нового материала...