Русская (Восточно-Европейская равнина) 8 класс
материал по географии (8 класс) на тему

Русская равнина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_ravnina.docx60.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Русская (Восточно-Европейская равнина)»

Учитель географии

 ГБОУ школа№509

Санкт-Петербурга

Ковалева Н.Н.

Цель:

Образовательная:

-формирование представления и знаний об особенностях природного района – Русской равнины;

-изучить природу и ресурсы Русской равнины;

-углубить и расширить знания о компонентах ПТК равнины.

Развивающая:

-Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной картой;

-Развивать умения анализировать карты и делать выводы;

- -Развивать нравственно-эстетическое отношение к природе.

Воспитательная:

-Создать условия для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.        

Оборудование:

-физическая и тектоническая карты России, физическая карта Восточно-Европейской (Русской) равнины;

-атласы, учебники, контурные карты; рабочие тетради на печатной основе;

-типовой план изучения природного региона;

-репродукции картин  художников;

- презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала.

Мы начинаем изучать физико-географические районы России. Назовите эти районы, пользуясь картой (слайд 3 )

Послушайте стихотворение и определите о каком ПТК, говориться в стихотворении.(слайд 4)

Но я люблю за что, не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям…

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз,

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Как вы думаете, почему эта равнина имеет такое название?

Неповторимое очарование русской природы воспето А. С.Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, отражено в живописи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова. Рассмотреть репродукции картин, какие особенности природы Русской равнины можно назвать? (слайд 5)

Работа по изучению ПТК начинается с ознакомления с планом изучения ПТК:

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТК (В УЧ. НА С.283)  (слайд 6)

  1. Географическое положение.
  2. Геологическое строение и рельеф.
  3. Климат.
  4. Почвы.
  5. Внутренние воды.
  6. Растительный и животный мир.
  7. Природные зоны.
  8. Экологические проблемы.
  9. Проблемы хозяйственного использования природных ресурсов региона.

Определите географическое положение Восточно-Европейской равнины по физической карте. У учащихся находятся картосхемы Восточно-Европейской равнины. При    характеристике  карты заполняем картосхему. (слайд 7-8 )

Беседа:

  1. Где находится Русская равнина? Как она выделяется на физической карте? Каковы ее естественные рубежи?
  2. Какое место в России и мире Восточно-Европейская (Русская) равнина занимает по площади территории?  

Уникальность Русской равнины: (слайд 9)

  1. Самая освоенная территория РФ.
  2. Проживает более 50% населения страны.
  3. Самая большая по площади равнина в РФ (около 3 млн.км2).
  4. Самый полный набор природных зон. Самое большое число заповедников.
  5. Самая большая площадь покровного оледенения. Самые большие ледниковые озера нашей страны.

Особенности природы Восточно-Европейской равнины.

Рельеф

Вспомним:

Рельеф- это…

Платформа – это..

Щит- это..

Каковы особенности строения равнины?

В чем причины разнообразия рельефа? Сопоставляя физическую и тектоническую карты, сделайте вывод: как влияет тектоническое строение на рельеф равнины?
 (слайд 10).

Платформа

Заполнить схему (слайд11)

Равнина

Низменности


Возвышенности

Соответствует понижениям фундамента

Соответствует повышениям фундамента

Формы рельефа (слайд 12-13)

Климат (слайд 14-15)

Задания:

1. Проанализируйте климатическую карту и ответьте на вопросы:

  1. под влиянием каких воздушных масс формируется климат равнины?
  2. проследите, в каком направлении изменяются январские и июльские температуры? Каковы значения температур?
  3. какие факторы являются решающими в распределении январских и июльских температур?
  4. определите по климатической карте средние температуры января, июля, годовое количество осадков и амплитуду температур в Петрозаводске, Москве, Воронеже, Волгограде. Сделайте вывод: в каком направлении возрастает континентальность климата?

 Реки. (слайд 16-17)

   - Покажите реки, относящиеся к  бассейну Северного Ледовитого океана, к  бассейну Атлантического океана, к бассейну внутреннего стока.

 -Почему реки текут в разные стороны: на север, на запад и на юг?

- Климат оказывает влияние на реки. В чем оно выражается?

- Найдите на карте озера.

  1. Закрепления новых знаний

1. Установите соответствие.

Часть границы

Природные рубежи

1.Север

А.Уральские горы

2.Юг

Б.Баренцево море

3.Запад

В.Кавказ

4.Восток

Балтийское море

2.Складчатый фундамент в пределах равнины выходит на поверхность:

1. На Валдайской возвышенности

2. На Кольском полуострове и в Карелии

3.На Тиманском кряже

4. На Северных Увалах

3.Какая территория равнины испытала неоднократное влияние четвертичного оледенения:

1. Южная

2. Северная

3. Восточная

4. Западная

4.  Главной причиной умеренно- континентального климата является:

1.Воздействие Тихого океана

2.Уменьшение влияния Атлантики

            3.Западный перенос воздушных масс

           4.Воздействие Северного Ледовитого океана.

5. В пределах русской равнины находятся горные хребты:

1.Верхоянский

2.Хибины

3.Черского

4.Яблоновый

6. Реки Русской равнины по сравнению с реками Западной Сибири:

1.имеют большие гидроресурсы;

2.менее богатые гидроэнергией.

7. Выберите реки ,относящиеся к бассейну Атлантического океана:

 

  1. Волга
  2. Печора
  3. Дон
  4. Сев.Двина
  5. Нева
  6. Мезень

8. Какие озера имеют ледниково-тектоническое происхождение:

1.Эльтон

2.Ладожское

3.Баскунчак

4.Онежское

5.Чудское

IV Домашнее задание

§27. Подготовить сообщение о Карелии и Валдае.