Рабочая программа для работы в 10 классе социально-экономического профиля
презентация к уроку географии (10 класс) по теме

Рабочая программа включает в себя календарно-тематическое планирование, пояснительную записку, список практических работ, требования к уровню подготовки учащихся, дополнительную литературу и многое другое

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_profil.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение.

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема урока

Тип

урока

Элементы обязательного минимума

Результат обучения

Формы контроля

Практическая работа

Дидактическое обеспечение

Сроки

РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА (2 ч)

1

География в системе наук о природе и обществе

Урок  актуализации знаний и умений

История формирования географических идей.  Естественно-общественная сущность географии. Современные тенденции в развитии современной географической науки. Ключевые вопросы географии. Пути к нтеграции географии.

Учащиеся должны знать: объект и предмет исследования географии,  современные тенденции в развитии географии, ключевые вопросы, структуру географической науки.

Беседа

Учебник, атласы

2

Методы исследования в географии

Практическая работа №1 «На основе статистических данных и карт атласа составить прогноз экономического развития региона на ближайшие 10 лет».

Урок актуализации знаний и умений.

Традиционные и новые методы географической науки- картографический, статистический, описательный, полевой, причинно-следственных связей, математический, моделирование, аэрокосмический, геоинформационный. Географические прогнозы.

Учащиеся должны знать основные методы географической науки.

Учащиеся должны уметь использовать отдельные методы  в практической деятельности.

Беседа

Практическая работа

 На основе статистических данных и карт атласа составить прогноз экономического развития региона на ближайшие 10 лет

Карты атласа для 8-9 и 10 классов, статистические материалы (дополнительная информация).

РАЗДЕЛ 2.   ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ  (  7 ч)

3

Географическая карта как источник информации

 Практикум

Географическая карта и план местности, их  основные параметры, свойства и  элементы; способы  картографирования,  картографические проекции.

Учащиеся должны уметь решать геоэкологические и социально-экономические задачи при помощи карт.  

Практическая работа

 Решение практических задач с использованием топографического плана

Планы местности, карты  школьных атласов 6-10 кл.  

4

Важнейшие географические особенности Земли как планеты

Урок актуализации знаний и умений.

Возникновение и геологическая  история Земли. Влияние космоса на геосферы Земли.

Учащиеся должны знать зависимость происходящих на земной поверхности  процессов и явлений от солнечной энергии и видов вращений Земли.

Фронтальный письменный опрос

Геохронологическая таблица, карты атласа,

 электронное пособие.

5

Рельеф земной поверхности.

Урок актуализации знаний и умений.

Практикум

Рельеф земной поверхности  как результат действия эндогенных и экзогенных процессов, современное рельефообразование.

Учащиеся должны

 уметь моделировать  территориальное взаимодействие экзогенных и эндогенных рельефообразую-щих процессов для решения практических  задач. 

Беседа

Практическая работа

 Построение профиля местности

Карты атласа, топографический план местности.

6

Глобальная циркуляция воздуха на Земле.

Урок актуализации знаний и умений.

Практикум

Глобальная циркуляция воздуха на Земле, климатообразующие факторы.

Учащиеся должны

 уметь  решать комплексные задачи, требующие учета рельефа и климатообразующих факторов.      

Самостоятель-ная работа по моделированию ситуации.

 

Карты атласа,

Схема «Постоянные ветры Земли»,

электронное наглядное пособие.

7

Географическая оболочка.

Урок актуализации знаний и умений.

Этапы развития географической оболочки. Закономерности эволюции географической оболочки, ее вертикальная и горизонтальная дифференциация. Цикличность и ритмичность процессов в географической оболочке.

Учащиеся должны

 знать основные свойства географической оболочки.

Беседа

Карты атласа

8

Учение о геосистемах.

Урок актуализации знаний и умений.

Практикум.

Природные комплексы  как геосистемы, их компоненты, свойства и типы связей. Иерархия природных геосистем: планетарные, региональные, локльные.

Учащиеся должны

 знать круговороты основных  веществ и энергии в геокомплексах.

Учащиеся должны

 уметь прогнозировать изменения в геосистемах  при нарушении их целостности.

Беседа

 Изучение  круговорота основных веществ и энергий в геосистемах.

Таблицы «Природный комплекс», «Круговороты веществ в геосистемах»

9

Ландшафтная сфера Земли

Урок актуализации знаний и умений.

Практикум.

Природный ландшафт. Ландшафты, их классификация, Ландшафтный синтез зональных геосистем. Культурный ландшафт, его характерные черты и свойства.

Учащиеся должны

 уметь составлять географические храктеристики  природных и природно-антропогенных комплексов.

Беседа

Решение ландшафтно-экологических задач.

РАЗДЕЛ 3.  ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ГЕОГРАФИЮ  (3 ч)

        ТЕМА 1. СТРАНЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА (4 ч)

10

Типы стран современного мира.

 Лекция

Многообразие стран современного мира и их основные группы и типы.  Формы правления и административно-территориального устройства.

Учащиеся должны

знать:

  1. определения и суть основных показателей уровня развития и качества жизни (ВВП, ВНП, паритет покупательной способности валют индекс развития человеческого потенциала);  
  2. географическую типологию стран мира по уровню социально-экономического развития;
  3. страны с монархической формой правления;
  4.  федеративные страны.

Учащиеся должны владеть  методикой  многопризнаковой классификации.

Географический диктант

 Выявление стран со сходным  уровнем социально-экономического развития по методике многопризнаковой классификации.  

Обозначение на контурной карте стран с монархической формой правления, федеративных государств.

Мини –проект «Государства-малютки».

Мини-проект «Какова реальная цена рубля?»

Мини-проект «Многопризнаковая классификация стран СНГ»

Политическая карта мира, наглядное пособие «Типология стран современного мира», статистические материалы (дополнительный материал)

11

 Развитые и развивающиеся страны.

 Лекция

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

12

Показатели уровня развития и качества жизни.

Практикум

 

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

13

Практическая работа № 2. «Выявление стран со сходным  уровнем социально-экономического развития по методике многопризнако-вой классификации»  

Самостоятельная работа в группах

ТЕМА 2. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА (9 ч.)

14-15

Численность и динамика населения мира.

Практическая работа №3 «На основе   графика   составить прогноз динамики численности населения в отдельных странах мира»

 Лекция  

Практикум

 Численность  и воспроизводство населения. Естественный прирост и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной  и этнический состав населения мира. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграции, виды миграций. Расселение населения. Городское и сельское население, Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России, мегаполисы мира. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.

Учащиеся должны знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; основные положения теории демографического перехода;  основные направления демографической политики в отдельных странах и регионах; различия в уровне и качестве жизни населения; показатели, характеризующие количество (относительные показатели) и качество населения; основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

Учащиеся должны иметь представление о гипотезе Т.Мальтуса, теории этногенеза Л.Н.Гумилева.

Учащиеся должны уметь определять  и сравнивать   по разным источникам  информации географические тенденции развития  социально-экономических процессов и явлений (прирост населения, миграции, обеспеченность  трудовыми ресурсами)

Учащиеся должны уметь  оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.   

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

  Построение графика динамики численности населения и его анализ

Мини-проект «Современная география арабского (испанского, английского, французского, португальского) языка.

Мини-проект «Как религия влияет на культуру и хозяйство стран мира»

Мини-проект «Святые места»

Мини-проект «Межэтнические и межрелигиозные конфликты мира»

Мини-проект «Мегаполис или мегалополис?»

Политическая карта мира, карта «Народы мира», карта «Религии мира»,

атлас для 10 кл.,

наглядные учебные пособия, таблицы.

Электронное учебное пособие.

Статистические материалы (дополнительные).

Интернет-ресурсы.

16

Расовый и половозрастной состав населения мира.

Практикум

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

17

Этнический состав населения мира. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.

Лекция

Практикум

Устный опрос

18-

19

География религий мира.

Семинар

Тестирова-ние

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

20

Размещение населения и его миграции.

Практикум  

21

Сельское и городское

население.

Практикум

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

22

 Урок обобщающего повторения по теме «География населения мира» Практическая работа № 4 «Оценка обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных стран мира»

Тестирование

по материалам ЕГЭ

 ТЕМА 3. МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (13 ч.)

23

История взаимоотношений между природой и обществом.

Лекция

Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира основными видами природных ресурсов.

Особенности использования  разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное  природопользование. Причины и последствия  загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и крупных регионах, включая Россию.

Учащиеся должны знать  особенности размещения  основных видов природных  ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, основные принципы рационального природопользования.  

Учащиеся должны уметь оценивать ресурсообеспеченность  отдельных стран и регионов мира.

Учащиеся должны понимать суть экологических проблем, возникающих в следствие эксплуатации природных ресурсов  и знать пути решения экологических проблем современности.

Беседа  

Обозначение на контурной карте крупных месторождений отдельных видов полезных ископаемых.

Оценка ресурсообеспеченности регионов и стран отдельными видами ресурсов.

Мини-проект «Природно-рекреационые районы мира»

Мини-проект «Объекты всемирного культурного и природного наследия России»

Мини-проект «Суточное потребление воды в моем доме»

Мини-проект «Районы экологических бедствий»

Политическая карта мира, карта «Минеральные ресурсы мира»,

атлас для 10 кл.,

наглядные учебные пособия, таблицы.

Электронное учебное пособие.

Статистические материалы (дополнительные).

Интернет-ресурсы.

24

Природопользование и экологические проблемы.

Семинар

беседа

25

Природные ресурсы.

Практикум

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

26

Минеральные ресурсы мира.

Практикум

27

Рудные и нерудные  полезные ископаемые.

Практическая работа № 5 «Составить прогноз об обеспеченности некоторыми видами

минеральных ресурсов отдельных стран мира».

Практикум

Географический диктант

 

Беседа

Беседа

Беседа

 

Письменный опрос

Беседа

Защита проектов

Тестирование по материалам ЕГЭ.

28

Земельные ресурсы.

Практикум

 

29

Лесные ресурсы.

Практикум

30

Водные ресурсы

Практикум

31

Ресурсы Мирового океана.

 

Урок актуализации знаний и умений

32

Другие виды природных ресурсов.

Урок актуализации знаний и умений

33

 Загрязнение окружающей среды.

 Семинар

34

Пути решения экологических проблем.

Семинар

35

Обобщающее повторение темы

 ТЕМА 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (5 ч.)

36

37

38

39

40

Мировое хозяйство. Международ-ное географичес-кое разделение труда.

Научно-техническая революция.

Воздействие НТР на мировое хозяйство.

Территориальная структура хозяйства развитых и развивающих-ся стран.

Международ-ная экономическая интеграция

Лекция

Практикум

Лекция

Практикум

Практикум

Практикум  

Научно-техническая революция, характерные черты и части.   Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда.  Особенности  отраслевой и территориальной  структуры мирового хозяйства,  изменение пропорций между производственной и непроизводственной  сферами, промышленностью и сельским хозяйством. Ведущие факторы размещения производства.

Экономическая интеграция. Интеграционные группировки.

Учащиеся должны знать 

географические особенности  отраслевой и территориальной структуры   мирового хозяйства, размещение его основных  центров, типологическую схему  территориальной структуры хозяйства развитой и развивающейся страны.

Учащиеся должны уметь   объяснять на конкретных примерах влияние факторов размещения производства в эпоху НТР, различия в международной специализации развитых и развивающихся стран.

Учащиеся должны  уметь применять различные источники географической информации для характеристики социально-экономических  процессов и явлений.

Устный опрос

Фронталь-ный письменный опрос

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

 Тестирова-ние  

Практическая работа

« Определение отраслей  специализации отдельных стран и регионов»

Практическая работа «Обозначение на контурной карте  экономических группировок стран мира»

Политическая карта мира,

карты атласа для 10 класса, дополнительные материалы, Интернет-ресурсы.

Презентация «Мировое хозяйство»

ТЕМА 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (15 ч.)

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

Топливно-энергетическая промышлен-ность.

Практическая работа №6 «Характеристика нефтяной промышленности мира»

Металлургия

Машинострое-ние

Химическая, лесная и легкая промышлен-ность.

Практическая работа № 7 «Сравнение промышленных регионов развитой и развивающейся страны»

Сельское хозяйство. Земледелие и животноводст-во.

Сельское хозяйство развитых и развивающих-ся стран.

Практическая работа №8 «Сравнение двух сельскохозяйственных регионов мира»

Виды транспорта.

Транспорт и мировое хозяйство.

Практическая работа №9 «Сравнение транспортных систем развитой и развивающейся страны на примере Японии и Аргентины»

Международ-ные экономические отношения.

Урок обобщающего повторения по теме.

Урок актуализации знаний и умений

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Урок актуализации знаний и умений

Урок изучения нового материала.

Практикум

Урок актуализа-ции знаний и умений

Урок актуализа-ции знаний и умений

Самостоя-тельная работа

Лекция

Семинар

Семинар

География основных  отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные  районы. География  мирового транспорта.  Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. Виды  международных  экономических отношений. Россия в мировой экономике.

Учащиеся должны знать: географические особенности отраслевой и территориальной  структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей, ведущие страны-производители промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Учащиеся должны уметь составлять  характеристику отраслей промышленности, экономико-географическую характеристику промышленных и сельскохозяйственных районов мира.

Учащиеся должны уметь объяснять территориальную концентрацию производства.

Учащиеся должны уметь оценивать и объяснять  степень природных, антропогенных и техногенных  изменений отдельных территорий.

Учащиеся должны  уметь применять различные источники географической информации для характеристики социально-экономических  объектов.

Устный опрос.

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания .

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Тестирова-ние по материалам ЕГЭ.

Практическая работа «Обозначение на контурной карте   крупнейших    электростанций мира различных типов».

 

Практическая работа «Выявление факторов размещения районов черной и цветной металлургии мира»

Практическая работа «Выявление по карте стран с различным уровнем развития машиностроения»

Практическая работа «Выявление по статистическим материалам крупнейших производителей сельскохозяйствен-ной продукции».

Тематические карты атласа для 10 класса, дополнительные материалы, Интернет-ресурсы.

ТЕМА 6.  ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ (2 ч)

56-57

Глобальные проблемы и их взаимосвязь.

 Урок актуализации знаний и умений

Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и  пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. преодоление отсталости развивающихся стран.  роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Учащиеся должны знать

суть, причины взаимодействия и пути решения глобальных проблем.

Учащиеся должны уметь объяснять взаимосвязь глобальных проблем.

Учащиеся должны  уметь применять различные источники географической информации для характеристики природных и социально-экономических  процессов и явлений.

  Беседа

Творческая работа «Моя точка зрения на проблему и её решение»  

Карты, дополнительные источники информации: журналы, пособия,

Интернет-ресурсы.

ТЕМА 7.  ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА ( 4 ч)

58

59

60

61

 

Этапы формирования политической карты мира.

Непризнан-ные и самопровозглашенные государства.

Межгосударственные политические организации.

Основные положения геополитических теорий.

Урок актуализации знаний и умений

Семинар

Практикум

Семинар

Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейший период. геополитика и политическая география. Международные политические организации.

Роль и место Росси в современном мире.

Учащиеся должны знать

этапы формирования политической карты мира, тенденции изменений на современной политической карте мира.

Учащиеся должны иметь представление о современных геополитических теориях и концепциях.

Учащиеся должны знать понятия: доминион, подмандатные и подопечные территории, система протектората, кондоминиум.

Учащиеся должны  уметь применять различные источники географической информации для характеристики современных политических   процессов и явлений.

Беседа

Беседа

Географический диктант

Беседа

 

Мини-проект «История вопроса  Курильских островов»

Мини-проект «История израильско-палестинского конфликта»

Политическая карта мира. Дополнительные источники информации: статьи в прессе,

Доп. литература, Интернет-ресурсы.

ТЕМА 8.  ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА (8 ч.)

62

63

64

65

66

67

68

69

Состав  и географичес-кое положение.

Природа и люди.

Хозяйство.

Внутренние различия.

Интеграционные процессы в Европе. европейский Союз.

Федеративная республика Германия

Республика Польша

Страны Европы.

Обобщающее повторение.

Вводная лекция

Семинар

Практикум

Практикум

Семинар

Семинар

 Семинар

 Семинар  

Комплексная географическая характеристика  природных ресурсов,

населения и хозяйства Зарубежной Европы.

Региональные различия.

Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран Европы.

 Учащиеся должны оценивать и объяснять

ресурсообеспеченность отдельных стран Европы,  их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных  и техногенных изменений отдельных территорий.

Учащиеся должны  уметь составлять

комплексную географическую характеристику  стран Европы.    

Учащиеся должны  уметь применять различные источники  информации для характеристики современных интеграционных    процессов  в Европе.

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

 Тестирова-ние

Беседа

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Тестирова-ние

на основе материалов ЕГЭ

Практическая работа «Выявление по картам особенностей ЭГП стран Европы».

Практическая работа на контурной карте «Обозначение крупнейших промышленных центров и месторождений полезных ископаемых».

Практическая работа «Экономико-географическое обоснование  международной специализации отдельных стран Европы»

Практическая работа «Экономико-географическое обоснование  размещения центров металлургической, автомобильной и органической химии  на территории ФРГ»

 Карты в атласе для 10 класса. Дополнительные источники информации: статьи в прессе,

Доп. литература,

электронные учебные пособия,

Интернет-ресурсы

ТЕМА 9.  ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ (9 ч.)

70

71

72

73

74

75

76

77

78

Географическое положение и ресурсы.

Население и хозяйство.

Япония. Географическое положение. ресурсы и население.

Хозяйство Японии.

Китайская Народная Республика.

Хозяйство Китая.

Республика Индия. Географичес-кое положение. ресурсы и население.

Хозяйство и внутренние различия республики Индии.

Урок обобщающего повторения по теме

Вводная лекция

Семинар

Семинар  

Практикум

 Семинар

 Практикум

 Семинар

 

Практикум

Комплексная географическая характеристика  природных ресурсов,

населения и хозяйства Зарубежной Европы.

Региональные различия.

Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран Азии.

Внутренние географические различия стран.

Учащиеся должны оценивать и объяснять

ресурсообеспеченность отдельных стран Азии,  их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных  и техногенных изменений отдельных территорий.

Учащиеся должны  уметь составлять

комплексную географическую характеристику  страны,

картосхему экономических связей.   

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

 Тестирование

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

 Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

 Тестирова-ние

Практическая работа «Характеристика   основных сельскохозяйственных  районов Китая, объяснение  причин различий».

Практическая работа «Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии».

Практическая работа «Оценка природных предпосылок для  развития промышленности и сельского хозяйства Индии».

Карты в атласе для 10 класса. Дополнительные источники информации: статьи в прессе,

Доп. литература,

электронные учебные пособия,

Интернет-ресурсы

ТЕМА 10.  АМЕРИКА ( 12 ч)

СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ (7 ч)

79

80

81

82

83

84

Соединенные Штаты Америки.

Географическое положение, природно-ресурсный потенциал.

Население  США.

Хозяйство США.

Макрорегионы США.

Канада. Географическое положение, ресурсы и население.

Хозяйство Канады.

 Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Комплексная географическая характеристика  природных ресурсов,

населения и хозяйства Северной Америки.

Региональные различия.

Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.

Внутренние географические различия стран.

Учащиеся должны оценивать и объяснять

ресурсообеспеченность отдельных стран Северной Америки,  их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных  и техногенных изменений отдельных территорий.

Учащиеся должны  уметь составлять

комплексную географическую характеристику  страны,

картодиаграмму,

показывающую различия  макрорегионов США.   

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

 Тестирова-ние

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

 

 Тестирова-ние  

Практическая работа «Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства США»

Практическая работа «Составление картодиаграммы,  отражающей долю населения, площади, структуру хозяйства   макрорегионов США»

Практическая работа «Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства Канады»

Карты в атласе для 10 класса. Дополнительные источники информации: статьи в прессе,

Доп. литература,

электронные учебные пособия,

Интернет-ресурсы

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА (4 ч)

85

86

87

88

89

Географичес-кое положение, ресурсы и население.

Хозяйство и внутренние различия.

Федеративная Республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы и население.

Хозяйство Бразилии.

Урок обобщающего повторения по теме «Америка»

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Семинар

Комплексная географическая характеристика  природных ресурсов,

населения и хозяйства Латинской Америки.

Региональные различия.

Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.

Внутренние географические различия стран.

Учащиеся должны

оценивать и объяснять

ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской  Америки,  их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных  и техногенных изменений отдельных территорий.

Учащиеся должны  уметь составлять

комплексную географическую характеристику  страны.

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

 Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

 

 Тестирова-ние

Практическая работа «Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства Бразилии»

Практическая работа «Составление  программы освоения  новой территории  с перспективой ее экономического развития»

Карты в атласе для 10 класса. Дополнительные источники информации: статьи в прессе,

Доп. литература,

электронные учебные пособия,

Интернет-ресурсы.

Презентации

ТЕМА 11. АФРИКА ( 4 ч)

90

91

92

93

Географическое положение и природные ресурсы.

Население и хозяйство

Южно-Африканская республика.  

Республика Кения.

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Комплексная географическая характеристика  природных ресурсов,

населения и хозяйства  Африки

Региональные различия.

Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.

Внутренние географические различия стран.

Учащиеся должны

оценивать и объяснять

ресурсообеспеченность отдельных стран Африки,  их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных  и техногенных изменений отдельных территорий.

Учащиеся должны  уметь составлять

комплексную географическую характеристику  страны.

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

 Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

 

 Тестирование по материалам ЕГЭ

Практическая работа «Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства одной из стран Африки»

Практическая работа «Составление экономического прогноза развития стран Африки  на базе эффективного и рационального  использования их природных ресурсов».

Атлас для 10 класса. Дополнительные источники информации: статьи в прессе,

Доп. литература,

электронные учебные пособия,

 Интернет-ресурсы.

Презентации

ТЕМА 12.  АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (2 ч)

94

95

Австралия

Океания

Практикум

Практикум

Комплексная географическая характеристика  природных ресурсов,

населения и хозяйства Австралии и Океании.

Региональные различия.

Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.

Внутренние географические различия стран.

Учащиеся должны

оценивать и объяснять

ресурсообеспеченность Австралии и Океании,  их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных  и техногенных изменений отдельных территорий.

Учащиеся должны  уметь составлять

комплексную географическую характеристику  страны,

картосхему экономических связей.   

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

Устный опрос

Индивидуаль-ные задания

 

 

Практическая работа «Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата»

Атлас для 10 класса. Дополнительные источники информации: статьи в прессе,

Доп. литература,

электронные учебные пособия,

Интернет-ресурсы.

Презентации

ТЕМА 13.   РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР (2 ч)

96

97

Экономико-географичес-кая история России

Современная Россия

 Семинар

Практикум

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Россия в системе международных финансово-экономических  и политических отношений. Особенности географии и  структуры торговли. Структура внешнеторгового баланса.

Участие России в  международных отраслевых и региональных организациях.

Учащиеся должны знать

роль и место России в мировой экономике и международных политических отношениях.

Беседа

Беседа

Анализ и объяснение  особенностей современного геополитического и геоэкономического  положения России, тенденций  их возможного развития.

Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Дополнительные источники информации: статьи в прессе,

Доп. литература,

электронные учебные пособия,

Интернет-ресурсы.

 ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ  (3 ч.)

98-99

 Обобщающее повторение

 Практикум

 100

Итоговое тестирование по материалам ЕГЭ

 РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ   (2 ч.)

1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль) и составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень) (утвержден Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.
  2. Примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
  3. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
  4. Учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения Верейской средней общеобразовательной школы №1
  5. Рабочей программы по географии для 10-11 классов (профильный уровень) (Рабочие программы по географии. 10-11 классы (линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост.Н.В.Болотникова.- 2-е изд., испр., доп. –М.: Издательтво «Глобус». 2009. – 110 с.- (Образовательный стандарт).

Специфика географии – ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство – окружающая среда».

Школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.

Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.

Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:

  1. осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;
  2. умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;
  3. умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.

Изучение географии на профильном уровне (социально-экономический профиль) направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;
  2. овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
  3. развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
  4. воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
  5. приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.

Учебное содержание разделов рабочей программы соответствует Примерной программе по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Но в виду того, что Примерная программа составлена без учета направления профиля, в рабочей программе было перераспределено время на изучение разделов. Для класса социально-экономического профиля целесообразно увеличено время на изучение Раздела 3. Введение в социальную экономическую географию 68 часов до 93 часов. Это позволяет расширить и углубить знания по одному из ключевых понятий экономической географии – мировое хозяйство – изучить его отраслевую и территориальную структуру, а также географию таких важных основ мирового хозяйства, как природные и трудовые ресурсы. В рамках данного раздела старшеклассники изучают основы геополитики и политической географии, страноведения и регионалистики.

2. Содержание

Раздел 1. География как наука (2 часа)

История формирования географических идей.География в системе наук о Земле. Объект, предмет и методы общей географии. Естественно-общественная сущность географии. Потенциал отечественной географии. Ключевые вопросы географии.

Структура географической науки. Природный блок географии. Физическая география. Отраслевые физико-географические науки. Общественный блок географии. Социально-экономическая география. Отраслевые социально-экономические географические науки. Пути к интеграции географии.

Традиционные и новые методы географической науки – картографический, статистический, описательный, полевой, сравнительно-географический, математический, моделирования, аэрокосмический, геоинформационный. Географические прогнозы.

Практические работы.

Составление простейших географических прогнозов.

Раздел 2. Введение в физическую географию (7 часов).

Важнейшие географические особенности Земли как планеты.

Географическая оболочка. Этапы развития географической оболочки, ее составляющих и представлений о ней. Закономерности эволюции географической оболочки, ее вертикальная и горизонтальная дифференциация. Цикличность и ритмичность процессов в географической оболочке.

Рельеф земной поверхности как результат действия эндогенных и экзогенных процессов, современное рельефообразование.

Учение о геосистемах. Природные комплексы как геосистемы, их компоненты, свойства и типы связей: вещественные, энергетические, информационные. Иерархия природных геосистем. Биосфера – планетарный природный комплекс.

Ландшафтная сфера Земли. Учения о ландшафтной оболочке, территориальном комплексе, ландшафте. Природный ландшафт. Ландшафтный синтез зональных геосистем. Планетарные, региональные, локальные геосистемы. Ландшафты, их классификация. Культурный ландшафт, его характерные черты и свойства.

Практические работы.

Решение ландшафтно-экологических задач. Изучение изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека. Составление географических характеристик природных и природно-антропогенных комплексов разного ранга.

Раздел 3. Введение в экономическую и социальную географию (93 часа).

Экономическая и социальная география как наука: ее сущность, структура, методы, источники информации. Система социально-экономико-географических научных дисциплин. Экономико-географическое положение, его виды, основные компоненты, методы оценки.

Экономико-географическое изучение природных ресурсов, их классификация, обеспеченность ими различных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономической оценке. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Комплексное освоение ресурсов.

География населения. Географические аспекты происхождения и расселения современного человека. Динамика численности населения Земли, концепция демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы. Половозрастной состав населения, его занятость, уровень и качество жизни. Миграция. Геоурбанистика. Этногеография и география религий.

Оценка трудовых ресурсов и уровня обеспеченности ими населения. баланс трудовых ресурсов. Влияние этнических, исторических, географических особенностей на формирование трудовых навыков населения и развитие производства. Проблемы занятости и безработицы в странах мира. Управление процессом формирования и использования трудовых ресурсов.

География хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их изменения под воздействием научно-технической революции. Факторы размещения производства. географическое разделение труда, факторы его развития. Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Специальные экономические зоны как элементы глобальной территориальной структуры хозяйства. Транснациональные корпорации и их роль в глобализации мировой экономики.

Политическая география и геополитика. Основные идеи и концепции формирования мирового геополитического пространства; территориально-политическая организация общества.

Страноведение и регионалистика. Функции, методы и тенденции развития. Цивилизационные регионы мира. География объектов природного и культурного наследия.

Практические работы.

Учебное моделирование и проектирование развития и размещения населения и хозяйства России в будущем; республики, края, области, города, своей местности.

Экономико-географическая оценка природных ресурсов, их территориальных сочетаний, основных типов природопользования.

Составление простейших прогнозов роста и расселения населения мира, отдельных регионов и стран.

Определение специализации отдельных стран и районов. Составление экономико-географической характеристики основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры.

Составление комплексных географических характеристик разных территорий: городов и населенных пунктов; районов; стран и крупных регионов.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии в 10 классе на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать:

  1. особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
  2. смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, географическое разделение труда;

уметь:

  1. применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
  2. характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
  3. решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
  2. понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества.

Данная рабочая программа рассчитана на 1 год (в объеме 102 годовых часов (3 часа в неделю)).

В настоящее время еще не изданы учебники географии для каждого конкретного профиля, поэтому планируется использовать имеющиеся учебники для 10-11 классов, соответствующие Федеральному компоненту государственного стандарта образования по географии (профильный уровень), рекомендованные (допущенные) Министерство образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год.

Основной учебник: География: Экономическая и социальная география мира (профильный уровень): В 2 ч.: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ – М.: Русское слово, 2009

Дополнительная литература:

  1. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Максаковский В.П. -М.: Просвещение, 2008.
  2. Холина В.Н. География (профильный уровень). 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 кн. Кн. 1 – М.:Дрофа, 2009.

Оценочные практические работы:

  1. На основе статистических данных и карт атласа составить прогноз экономического развития региона на ближайшие 10 лет
  2. Выявление стран со сходным уровнем социально-экономического развития по методике многопризнако-вой классификации
  3. На основе графика составить прогноз динамики численности населения в отдельных странах мира
  4. Оценка обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных стран мира.
  5. Составить прогноз об обеспеченности некоторыми видами минеральных ресурсов отдельных стран мира.
  6. Характеристика нефтяной промышленности мира.
  7. Сравнение промышленных регионов развитой и развивающейся страны.
  8. Сравнение транспортных систем развитой и развивающейся страны на примере Японии и Аргентины.

3. Учебно-тематический план

(Приложение)

4. Литература

  1. Гладкий Ю.Н. Чистобаев А.И. Регионоведение. М., 2003.
  2. Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира.- М.: Дрофа, 2007.
  3. Кузнецов А.П.Экономическая география мира: за страницами учебника. М.: Просвещение, 2000.
  4. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В –х томах. – М.: Дрофа, 2004.
  5. Холина В.Н. География человеческой деятельности.- СПб.:Спец-Лит. 2004.

5. Сайты в Интернете

  1. Всемирная география wgeo.ru
  2. Географическая энциклопедия geoman.ru
  3. География.ру. Страноведческая литература. geografia.ru
  4. Все о географии geosite.com.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 8 класс,социально-экономический профиль

Рабочая программа алгебры 8 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа по математике ориентирована на уча...

Рабочая программа по географии 11 класс социально-экономический профиль

Данная рабочая программа составлено на основе авторской программы: География. Профильный уровень. 10-11 кл.: кн. для учителя/ В.Н. Холина. – М.: Дрофа, 2008.Согласно федеральному базисному учеб...

Рабочая программа по географии 10 класс социально-экономический профиль

Проанализировав авторскую программу В.Н. Холиной, примерную программу для среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень), требования к уровню подготовки выпускника, а также пр...

рабочая программа по математике 11 класс физико-математического профиля

рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по праву 10 кл, социально-экономический профиль

Работа по учебно-методическому комплексу Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 10кл.Базовый и углубленный уровни.в 2-х частях, 2-е издание.М., «Русское слово», 2014, П...

Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....

Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов

Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....