Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

 

Рабочая программа по учебному курсу «География» для 8класса составленной на основе «Программы по географии для 6-10 классов для общеобразовательных учреждений».-М.:ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2010.-56с. Автор -  Домогацких Е.М. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю, из них отводится на  проведение  практических работ – 17 часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_rabochaya_programma_domogackih.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

Федорова Ольга Петровна МОУ «Гимназия №22 г. Белгорода»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №22 г. Белгорода»

«Рассмотрено»

Зав кафедры

естественнонаучного цикла

___________Федорова О.П..

Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «Гимназия №22 г. Белгорода»

___________ Лисицкая И.В.

«____»____________2011г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназия №22 г. Белгорода»

__________Шляхова С.А.

Приказ № ___ от «___»____2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

ФЕДОРОВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА  - УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ

8-е КЛАССЫ

   

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка

к рабочей программе

по учебному курсу «География» для 8класса

составленной на основе «Программы по географии для 6-10 классов для общеобразовательных учреждений».-М.:ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2010.-56с. Автор -  Домогацких Е.М. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю, из них отводится на  проведение  практических работ – 17 часов.  В целях подготовки к ГИА и контроля качества знаний предусмотрены  3     итоговых тестирования: по  Разделу I. Общая физическая география России, «Природа России»  и   за курс 8 класса. Текущий контроль  в форме тестирования проводится по всем темам. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География» Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2008. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России. В программе Домогацких Е.М. в Разделе 1. «Общая физическая география России» предлагается 32часа Мною при расчасовке в календарно-тематическом планировании на раздел 1 добавлен 1 час на Тему 1. Географическое положение (2+1). В Разделе 2. «Крупные природные районы России» 1 час в Теме 4. Урал (3часа) убран 1 час.

Основные цели и задачи курса:

– сформировать целостный географический образ своей Родины;

– дать представление об особенностях природы нашей Родины;

– сформировать необходимые географические умения и навыки;

– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

    По уровню усвоения учащимися географических умений спланированы практические работы -  обучающие, тренировочные и итоговые. Обучающие работы (2) выполняются под руководством учителя, который показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися.  Тренировочные работы (5) нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или  в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Итоговые работы всего 12 оценочных работ

  1. Характеристика географического положения России, нанесение на контурную карту границ РФ, определение географических координат крайних точек и протяженности страны. Обозначение на контурной карте стран соседей РФ. (Для повышенного уровня: сравнительная характеристика географического положения России и Канады.)
  2. Решение задач на   определение   местного и   поясного времени для
    разных пунктов России.
  3. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий.
  4. Определение по климатической карте суммарной радиации, изменения средних температур января и июля, коэффициента увлажнения в различных районах страны.
  5.  Определение по  синоптическим картам особенностей погоды  для различных пунктов.
  6. Определение по тематическим картам типа питания, падения и уклона реки, возможностей хозяйственного использования, охраны реки от загрязнения.
  7. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Практические работы по Белгородской области.

              1. Характеристика географического положения, нанесение на контурную карту границ,  соседей, измерение протяженности Белгородской области. (Для повышенного уровня: сравнительная характеристика географического положения Белгородской области и  другим субъектом РФ (по выбору).

2. Характеристика использования полезных ископаемых Белгородской области  с помощью различных источников (заполнение таблицы в рабочей тетради часть 1, стр. 5).

3. Характеристика внутренних вод Белгородской области  с помощью различных источников (нанесение на контурную карту рек Белгородской области, заполнение таблицы в рабочей тетради часть 1, стр. 9).

4. Земельные ресурсы моего административного района и Белгородской области в целом (заполнение таблицы в рабочей тетради часть 1, стр. 11).

5. Экскурсия *  Посещение краеведческого музея с целью знакомства с экспозицией растительного и животного мира и природных районов Белгородской области.

* По программе музейных уроков.

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Знать (понимать):

 - географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

 - причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

 - связи между географическим положением, природными условиями регионов страны;

- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

2. Уметь:

 - давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

 - приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека.

 

Календарно-тематическое планирование 8 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата проведения, план

Дата выполнения, факт

Подготовка к ЕГЭ (ГИА)

Примечание

Часть I. Природа России

Раздел 1. Общая физическая география России (33 часа)

Тема 1. Географическое положение (3 часа)

1

Россия на карте мира.

Практическая  работа №1. Определение координат крайних точек территории России и Белгородской области (тренировочная). Характеристика географического положения России, нанесение на контурную карту границ РФ, определение географических координат крайних точек и протяженности страны. Обозначение на контурной карте стран соседей РФ. (Для повышенного уровня: сравнительная характеристика географического положения России и Канады.) (итоговая)

1

5.1.1 Территория и акватория, морские и сухопутные границы.

2

Часовые пояса страны.

Практическая  работа №2. Решение задач на определение поясного времени (итоговая).

1

5.1.2 Часовые пояса.

3.

Итоговый тест по теме: Географическое положение

1

Тема 2. Исследование территории России (2 часа)

4.

Русские землепроходцы XI – XVII вв.

Географические открытия в России XVIII – XIX вв.

1

1.3 результаты выдающихся географических открытий и

путешествий

5.

Географические исследованияXX в.

1

1.3 результаты выдающихся географических открытий и

путешествий

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

6.

Геологическое летоисчисление и геологическая карта..

1

5.2.1 Особенности геологического строения и распространения

крупных форм рельефа.

7.

Тектоническое строение.

1

5.2.1 Особенности геологического строения и распространения

крупных форм рельефа.

8.

Общие черты рельефа. Рельеф и полезные ископаемые Белгородской области.

Практическая работа № 3

. Характеристика использования полезных ископаемых Белгородской области  с помощью различных источников (заполнение таблицы в рабочей тетради часть 1, стр. 5). (итоговая)

1

5.2.1 Особенности геологического строения и распространения

крупных форм рельефа.

9.

Литосфера и человек.

1

10.

Практическая работа №4

Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми (итоговая).

1

2.2 выделять (узнавать) существенные признаки

географических объектов и явлений

Тема 4. Климат и погода (7 часов)

11.

Климатообразующие факторы.

1

5.2.2 Типы климата, факторы их формирования, климатические

пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.

Многолетняя мерзлота.

12.

Распределение тепла и влаги по территории страны.

Практическая работа №5

Определение по климатической карте суммарной радиации, изменения средних температур января и июля, коэффициента увлажнения в различных районах страны (итоговая).

1

2.2 выделять (узнавать) существенные признаки

географических объектов и явлений

5.2.2 Типы климата, факторы их формирования, климатические

пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.

Многолетняя мерзлота.

13.

Климаты России.

Практическая работа №6

Определение по климатической карте суммарной радиации, изменения средних температур января и июля, коэффициента увлажнения в различных районах страны (итоговая).

1

5.2.2 Типы климата, факторы их формирования, климатические

пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.

Многолетняя мерзлота.

14.

Погода.

1

2.4 Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение

тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение

элементов погоды.

15.

Атмосферные вихри.

1

2.4 Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение

тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение

элементов погоды.

16.

Атмосфера и человек.

1

2.4 Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение

тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение

элементов погоды.

17.

Климат Белгородской области.

1

2.2 выделять (узнавать) существенные признаки

географических объектов и явлений

Тема 5. Моря и внутренние воды (8часов)

18.

Моря  России.

1

5.2.3 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их

размещения на территории страны.

5.2.4 Природно-хозяйственные различия морей России.

19.

Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Практическая работа №7 «Определение по тематическим картам типа питания, падения и уклона реки, возможностей хозяйственного использования, охраны реки от загрязнения» (итоговая).

1

5.2.3 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их

размещения на территории страны.

20.

Характеристики реки.

 Практическая работа «Характеристика морей, омывающих территорию России» (тренировочная).

1

2.2 выделять (узнавать) существенные признаки

географических объектов и явлений

21.

Реки России.

1

5.2.3 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их

размещения на территории страны.

22.

Озера и болота.

1

5.2.3 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их

размещения на территории страны.

23.

Природные льды. Великое оледенение.

1

5.2.3 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их

размещения на территории страны.

24.

Внутренние воды Белгородской области.

Практическая работа №8

Характеристика внутренних вод Белгородской области  с помощью различных источников (нанесение на контурную карту рек Белгородской области, заполнение таблицы в рабочей тетради часть 1, стр. 9). (итоговая)

1

5.2.3 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их

размещения на территории страны.

25

Гидросфера и человек.

Практическая работа

«Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России» (тренировочная).

1

2.5 составлять краткую географическую характеристику

разных территорий

2.2 выделять (узнавать) существенные признаки

географических объектов и явлений

Тема 6. Почвы (3часа)

26.

Формирование и свойства почвы.

1

5.2.5 Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению

плодородия почв.

27.

Зональные типы почв.

1

1.5 географическую зональность и поясность

5.2.5 Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению

плодородия почв.

28.

Почвы Белгородской области.

Практическая работа №9

. Земельные ресурсы моего административного района и Белгородской области в целом (заполнение таблицы в рабочей тетради часть 1, стр. 11) (итоговая).

1

2.5 составлять краткую географическую характеристику

разных территорий

5.2.5 Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению

1плодородия почв.

Тема 7. Природные зоны (5часов)

29.

Природные комплексы России.

Практическая работа  «Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого» (обучающая).

1

1.5 географическую зональность и поясность

1.6 географические особенности природы материков и

океанов, а также народы Земли и их географию; различия

в хозяйственном освоении разных территорий и

акваторий; связь между географическим положением,

природными условиями, ресурсами и хозяйством

отдельных регионов и стран

2.3 описывать существенные признаки географических

объектов и явлений

2.2 выделять (узнавать) существенные признаки

географических объектов и явлений

30.

Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики.

1

1.5 географическую зональность и поясность

31.

Леса умеренного пояса.

Практическая работа №10 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон» (итоговая).

1

1.5 географическую зональность и поясность

2.5 составлять краткую географическую характеристику

разных территорий

2.3 описывать существенные признаки географических

объектов и явлений

32.

Безлесные природные зоны умеренного пояса. Лесостепи  Белгородской области.

Практическая работа №11

Посещение краеведческого музея с целью знакомства с экспозицией растительного и животного мира и природных районов Белгородской области.

1

1.5 географическую зональность и поясность

33.

 Ресурсы растительного и животного мира.

1

1.5 географическую зональность и поясность

34.

Итоговый тест по  Разделу I. Общая физическая география России.

1

Раздел 2. Крупные природные районы России (32 часа)

Тема 1. Островная Арктика (1час)

35.

Природа арктических островов.

1

1.5 географическую зональность и поясность

Тема 2. Восточно-Европейская -Русская равнина (5часов)

36.

Рельеф и геологическое строение.

1

37.

Климат, внутренние воды и природные зоны.

1

1.5 географическую зональность и поясность

38.

Природно-территориальные комплексы Восточно-европейской равнины.

1

1.5 географическую зональность и поясность

39.

Природно-территориальные комплексы  Восточно Европейской равнины.  Белгородская область – ю-з Среднерусской равнины.

1

1.5 географическую зональность и поясность

40.

Практическая работа

«Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины».

1

2.5 составлять краткую географическую характеристику

разных территорий

2.3 описывать существенные признаки географических

объектов и явлений

Тема 3. Кавказ (3часа)

41.

Геологическая история и рельеф. Практическая работа

«Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа» (тренировочная).

1

1.5 географическую зональность и поясность

2.5 составлять краткую географическую характеристику

разных территорий

42.

Климат, внутренние воды и высотная поясность.

1

1.5 географическую зональность и поясность

43.

Заповедники и курорты Кавказа.

1

Тема 4. Урал (3часа) (убран 1 час)

44.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

1

45.

Климат и внутренние воды.

1

46.

Природно-территориальные комплексы.

Практическая работа

 «Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа» (тренировочная).

1

1.5 географическую зональность и поясность

1.6 географические особенности природы материков и

океанов, а также народы Земли и их географию; различия

в хозяйственном освоении разных территорий и

акваторий; связь между географическим положением,

природными условиями, ресурсами и хозяйством

отдельных регионов и стран

Тема 5. Западно-Сибирская равнина (4часа)

47.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

1

48.

Климат и внутренние воды.

1

49.

Природно-территориальные комплексы. 

Практическая работа «Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий» (тренировочная).

1

1.5 географическую зональность и поясность

1.6 географические особенности природы материков и

океанов, а также народы Земли и их географию; различия

в хозяйственном освоении разных территорий и

акваторий; связь между географическим положением,

природными условиями, ресурсами и хозяйством

отдельных регионов и стран

50.

Итоговый тест по изученным темам  1 - 5.

1

Тема 6. Средняя Сибирь (3часа)

51.

Рельеф и геологическое строение.

1

5.2.1 Особенности геологического строения и распространения

крупных форм рельефа.

52.

Климат, внутренние воды  и природные зоны.

1

1.5 географическую зональность и поясность

53.

Практическая работа№12 «Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска» (итоговая).

1

1.5 географическую зональность и поясность

1.6 географические особенности природы материков и

океанов, а также народы Земли и их географию; различия

в хозяйственном освоении разных территорий и

акваторий; связь между географическим положением,

природными условиями, ресурсами и хозяйством

отдельных регионов и стран

2.5 составлять краткую географическую характеристику

разных территорий

Тема 7. Северо-Восток Сибири (3часа)

54.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

1

5.2.1 Особенности геологического строения и распространения

крупных форм рельефа.

55.

Внутренние воды и природно-территориальные комплексы.

1

1.5 географическую зональность и поясность

56.

Внутренние воды и природно-территориальные комплексы.

1

1.5 географическую зональность и поясность

Тема 8. Горы Южной Сибири (4часа)

57.

Геологическое строение и рельеф.

1

5.2.1 Особенности геологического строения и распространения

крупных форм рельефа.

58.

Климат и внутренние воды.

1

59.

Высотная поясность.

1

1.5 географическую зональность и поясность

60.

Практическая работа

«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая» (обучающая).

1

1.5 географическую зональность и поясность

2.5 составлять краткую географическую характеристику

разных территорий

Тема 9. Дальний Восток (5часов)

61.

Геологическое строение и рельеф.

1

5.2.1 Особенности геологического строения и распространения

крупных форм рельефа.

62.

Климат, внутренние воды и природные зоны.

1

1.5 географическую зональность и поясность

63.

Природно-территориальные комплексы. Полуостровная и островная части.

1

1.5 географическую зональность и поясность

64.

Природно-территориальные комплексы. Приморье и Приамурье.

1

1.5 географическую зональность и поясность

2.5 составлять краткую географическую характеристику

разных территорий

65.

Практическая работа

«Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья» (тренировочная).

1

2.5 составлять краткую географическую характеристику

разных территорий

Раздел 3. Природа и человек (2часа)

66.

Природные ресурсы и природные условия.

1

67.

Роль географии в современном мире.

1

68.

Обобщающее повторение.

1

69.

Итоговое тестирование за курс 8 класса.

1

70.

Итоговый урок за курс 8 класса.

1

Содержание программы

«Программа по географии для 6-10 классов для общеобразовательных учреждений».-М.:ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2008.-56с. Автор -  Домогацких Е.М.

Часть I. Природа России

8 класс

(68 часов)

Раздел I. Общая физическая география России (32 часа)

Тема 1. Географическое положение (3 часа)

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Практические работы: 1. Определение координат крайних точек территории России. 2. Решение задач на определение поясного времени.

Тема 2. Исследование территории России (2 часа)

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

Практическая работа: 1.Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Тема 4. Климат и погода (7 часов)

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практические работы: 1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. 2. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.

Тема 5. Моря и внутренние воды (8часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.

Практические работы: 1. Характеристика морей, омывающих территорию России. 2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. 3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Тема 6. Почвы (2часа)

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Тема 7. Природные зоны (5часов)

Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Практические работы: 1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. 2. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.

Раздел 2. Крупные природные районы России (33 часа)

Тема 1. Островная Арктика (1час)

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (5часов)

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине.  Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Практическая работа: 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.

Тема 3. Кавказ (3часа)

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир.  Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Практическая работа: 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.

Тема 4. Урал (4часа)

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А.Е. Ферсман.

Практическая работа: 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.

Тема 5. Западно-Сибирская равнина (4часа)

Западная  Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.

Практическая работа: 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.

Тема 6. Средняя Сибирь (3часа)

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

Практическая работа: 1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.

Тема 7. Северо-Восток Сибири (3часа)

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.

Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.

Тема 8. Горы Южной Сибири (4часа)

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.

Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.

Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.

Тема 9. Дальний Восток (5часов)

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.

Практическая работа: 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.

Раздел 3. Природа и человек (2часа)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

Практическая работа: 1. Составление географического прогноза изменения  ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.

Резерв времени – 1 час.        

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория  (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Формы и средства контроля


Часть, тема курса

Практические работы

Формы контроля

Творческие и проектные задания

Часть I. Природа России

Раздел 1. Общая физическая география России 

Тема 1. Географическое положение

Практическая  работа №1. Определение координат крайних точек территории России и Белгородской области (тренировочная). Характеристика географического положения России, нанесение на контурную карту границ РФ, определение географических координат крайних точек и протяженности страны. Обозначение на контурной карте стран соседей РФ. (Для повышенного уровня: сравнительная характеристика географического положения России и Канады.) (итоговая)

Практическая  работа №2. Решение задач на определение поясного времени (итоговая).

Итоговый тест по теме: Географическое положение

«Россия до и после 1991 года» - проблемное иссле-дование.

«Границы сквозь века», сообщение.

«История  поясного времени», сообщение.

«Прочему Россия не Америка?» - эссе.

Тема 3. Геологическое строение и рельеф

Практическая работа № 3

. Характеристика использования полезных ископаемых Белгородской области  с помощью различных источников (заполнение таблицы в рабочей тетради часть 1, стр. 5). (итоговая)

Практическая работа №4

Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми (итоговая).

Рефераты, сообщения на темы:

«Профессия – геолог»,

«Путешествие по горам и долам», «Примечательные объекты литосферы на территории России»,

«Открытие алмазных месторождений в России», «Нефть и газ Сибири» и т.д.

Тема 4. Климат и погода

Практическая работа №5

Определение по климатической карте суммарной радиации, изменения средних температур января и июля, коэффициента увлажнения в различных районах страны (итоговая).

Практическая работа №6

Определение по климатической карте суммарной радиации, изменения средних температур января и июля, коэффициента увлажнения в различных районах страны (итоговая).

«Профессия метеоролог», сообщение.

«Гидрометеорологическая служба России.  История и современность», проектная работа.

Тема 5. Моря и внутренние воды

Тема 6. Почвы.

 Практическая работа №7 «Определение по тематическим картам типа питания, падения и уклона реки, возможностей хозяйственного использования, охраны реки от загрязнения» Практическая работа №8

Характеристика внутренних вод Белгородской области  с помощью различных источников (нанесение на контурную карту рек Белгородской области, заполнение таблицы в рабочей тетради часть 1, стр. 9). (итоговая)

 (итоговая).

Практическая работа №9

. Земельные ресурсы моего административного района и Белгородской области в целом (заполнение таблицы в рабочей тетради часть 1, стр. 11) (итоговая).

«Великие сибирские реки», «Чудо природы озеро Байкал», «Как сохранить водные ресурсы страны?», сообщения, проекты, презентации.

Тема 7. Природные зоны

Практическая работа №10 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон» (итоговая). 

Практическая работа №11

Посещение краеведческого музея с целью знакомства с экспозицией растительного и животного мира и природных районов Белгородской области.

Итоговый тест по  Разделу I. Общая физическая география России.

«Русский чернозем», сообщение.

Творческие проекты по всем природнохозяйственным зонам России  (природа, условия жизни населения, народные промыслы).

Презентации об особо охраняемых природных территориях России, памятникам Всемирного природного наследия на территории России.

Раздел 2. Крупные природные районы России 

Тема 2. Восточно-Европейская -Русская равнина

Проекты о родном крае – природе, памятниках старины, культурном наследии, традициях населения и т.д.

Презентации об особо охраняемых природных территориях России, памятникам Всемирного природного наследия на территории России.

Тема 3. Кавказ

Презентации об особо охраняемых природных территориях России, памятникам Всемирного природного наследия на территории России.

Тема 4. Урал

Презентации об особо охраняемых природных территориях России, памятникам Всемирного природного наследия на территории России.

Тема 5. Западно-Сибирская равнина

Итоговый тест по изученным темам  1 - 5.

Презентации об особо охраняемых природных территориях России, памятникам Всемирного природного наследия на территории России.

Тема 6. Средняя Сибирь

Практическая работа№12 «Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска» (итоговая).

Презентации об особо охраняемых природных территориях России, памятникам Всемирного природного наследия на территории России.

Тема 8. Горы Южной Сибири

Презентации об особо охраняемых природных территориях России, памятникам Всемирного природного наследия на территории России.

Тема 9. Дальний Восток

Презентации об особо охраняемых природных территориях России, памятникам Всемирного природного наследия на территории России.

Раздел 3. Природа и человек

Итоговое тестирование за курс 8 класса.

Перечень учебно-методических средств обучения

Учебники: 

1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География» Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2008.

2. «География Белгородской области»: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2 частях. Часть 1. Природа. Часть 2. Население и хозяйство. - М.: МГУ, 2008

Дополнительная литература:  

  1. Евдокимов М.Ю., Сиротин В.И, Терещенкова В.Г. «География России. Методическое пособие к учебнику «География России» под редакцией А.И.Алексеева. – М.: Дрофа, 2004
  2. Майорова Н.Ю. «Уроки географии. 8-9 классы» Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004
  3. «За страницами учебника географии 8-9 классы». Книга для чтения. Составитель К.П.Сергеева. – М.: Просвещение, 1997
  4. В.Я.Ром, В.П.Дронов «Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс» - М.: Дрофа, 1999
  5. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной общеобразовательной школы по географии. 9 класс» - М.: Дрофа.2002 г. и др.
  6. Газета «География». - М.: Изд. дом «1 Сентября», научно-методический журнал «География в школе»  - М.: Школа-Пресс

Настенные карты России:

  1. Физическая карта России
  2. Административно-территориальное устройство Российской Федерации
  3. Геологическое строение
  4. Тектоническое строение
  5. Климатическая карта
  6. Почвенная карта
  7. Карта растительности
  8. Восточно-Европейская равнина
  9. Кавказ
  10. Урал
  11. Западная Сибирь
  12. Восточная Сибирь Горы южной Сибири
  13. Дальний Восток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...