Урок "Движение вод Мирового океана"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Дунайцева Антонина Владимировна

Урок в 7 классе с использованием ИКТ (презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_geografii_v_7_klasse.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии в 7 классе

«Движение вод Мирового океана»

Цель: раскрывая причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.

Задачи:

Расширить сведения обучающихся о видах волн, сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений, географии их действия и использовании.

Совершенствовать работу обучающихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, видео).

Формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности.

Продолжить формирование умения работать с контурными картами.

Научить применять полученные на уроке знания в нестандартной жизненной ситуации.

Развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (через мультимедиа).

Оборудование:

Презентация

Карта (физическая карта мира).

Атласы

Карточки с тестами

Задания для «Географических  исследований»

Синие и красные фломастеры

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного.

Тестирование по домашнему заданию

1. Самый большой океан:

1) Индийский,

 2) Тихий,

 3) Северный Ледовитый,

 4) Атлантический

2. Наибольшие глубины характерны для океана:

1)  Северного Ледовитого,

2)  Тихого,

3)   Индийского,

4)  Атлантического

3. Море, практически, со всех сторон окружённое сушей:

1)  окраинное,

2)  материковое,

3)  межостровное,

4)  внутреннее

4. К окраинным морям не относится:

1)   Карское,

2)  Балтийское,

3)  Северное,

4)   Аравийское

5. Средняя солёность вод Мирового океана составляет:

1)  28‰,

2)  35‰,

3)  7‰,

4)  42‰

6. Глубины в пределах шельфа не превышают:

1)   1000м,

2)  200 м,

3)  500 м,

4)  100 м,

7. Какие океаны соединяются проливом Дрейка:

1)   Северный Ледовитый и Тихий

2)   Атлантический и Индийский

3)   Атлантический и Тихий

4)   Индийский и Тихий

8. Марианская впадина является частью:

1)  Атлантического,

2)  Северного Ледовитого,

3)   Тихого,

4)   Индийского океана

9. Гвинейский залив омывает:

1)   Евразию,

2)   Австралию,

3)   Африку,

4)   Южную Америку

10. Самый крупный остров Земли:

1)   Мадагаскар,

2)   Новая Гвинея,

3)   Гренландия,

4)   Сахалин

 – Сахалин

Взаимопроверка, оценивание (Слайды №2, №3)

Актуализация знаний

- Ребята, мы уже достаточно много знаем о Мировом океане и выполненный Вами тест это подтверждает. Сегодня мы расширим наши знания.

Вода в природе находится в непрерывном движении. Вспомните хотя бы о круговороте воды в природе. Но сейчас речь пойдёт не о круговороте воды, а о перемещении водных масс в Мировом океане.

(Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова  «Непонятная песня» на фоне слайд-шоу, слайды №4, №5, №6)

...Клокочет, бушует, волнуется море

 Сердито и грозно, седые валы

 Как вихри летают на буйном просторе

 И силятся сдвинуть крутые скалы.

 Смотрите, смотрите – как грудью,  могучей

 Они, разъяренные бьют в берега!

 Но вот на средину отхлынули тучей,

 Как будто заслышав призванье врага.

 Как будто меж ними затеялась ссора –

 Ревут ураганом, громами гремят,

 Понять невозможно их чудного хора,

 Но, кажется, что-то они говорят…

- О чём идёт речь в стихотворении Н.А.Некрасова? Чем вызвано это явление? (О волнах, вызванных ветром)

Изучение нового материала

А. Волны

Работа с учебником:  стр.86, определение «Волны – колебания поверхности воды под влиянием различных сил» (Слайд №7)

Слайд №8  «Строение волны»

- Мы с вами выяснили, что в ветровых волнах частицы воды почти не передвигаются по ветру, а колеблются вверх и вниз.

- А какие ещё силы могут вызывать волны? Послушайте ещё одно описание (Описание цунами – чтение наизусть отрывка…) (Слайд №9)

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина – верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена  воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

-  О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке? (Цунами)

- Что приводит к возникновению цунами? (Подводные землетрясения и извержения вулканов)

Работа с учебником  стр.86-87, (текст  и Рис. 52)

-Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Движение вод Мирового океана). Запись в тетрадь темы урока, понятия «волны».

Слайд №10    «Виды волн»

Б. Течения в океане

- Но в океанах существуют и другие движения….

–  Сейчас мне хотелось бы зачитать Вам одно письмо, которое попало ко мне совсем случайно. Это письмо капитана дальнего плавания Христофора Бонифатьевича Врунгеля. Я думаю, что он Вам знаком.  (Слайд №11)

Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его.

«Как-то раз я и мой помощник Лом решили отправиться в плавание на нашей «Беде». Вышли в море. И все-таки должен сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говаривали, что море все невзгоды смывает с души человека.

Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда-то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь — везде море.

Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому, лег на койку и заснул как убитый. А через два часа, бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед… и в глазах у меня потемнело.

На первый взгляд — ничего, конечно, особенного: то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен.

Капитан дальнего плавания

Врунгель Христофор Бонифатьевич.»

– Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами помогли капитану Врунгелю в его проблеме.

– По вашему мнению, ребята, каким образом корабль смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту?

( Обучающиеся предлагают различные варианты передвижения, один из них: с помощью течений).

Хороший способ передвижения –передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течениями. На ваш взгляд, какие вопросы можно задать, чтобы узнать о течении? (Обучающиеся предлагают вопросы).

-  Я так сформулировала те вопросы, которые вы предложили  (Слайд №12):

 – Что называют океаническим течением?

 – По какой причине возникают течения?

 – Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?

 – Какие бывают виды течений?

- А теперь будем искать на них ответы, тем самым попробуем помочь капитану Врунгелю.

 – Течения – это один из видов движения вод Океана.

 – На ваш взгляд, что такое океаническое течение? Ваши ответы я послушаю после подсказки.

Сообщение обучающегося:

– В 1784 г. пошёл ко дну японский корабль. Команда высадилась на коралловый риф в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил в море. Морские течения с удивительной точностью принесли бутылку к  берегу, расположенной вблизи той деревни, где родился автор записки, но, к сожалению, только через… 150 лет после катастрофы, в 1935 году.

- Так что же такое течение?  

Океанические течения – это горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния. (Слайд № 13)

Эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана. Они способствуют обмену вод, перераспределению тепла, изменению берегов, переносу льдов, а также оказывают большое влияние на циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли.

При затруднении - работа с учебником стр.88.  

Причины образования – объясняет учитель (Постоянные ветры).

Работа с атласами

Задание. Откройте в атласах карту «Мировой океан», стр.20-21

  1. С помощью, каких условных знаков показаны течения в атласе?
  2. Какие бывают течения?

Проанализировав атлас, обучающиеся выясняют, что течения показывают при помощи красных и синих стрелочек. Течения бывают теплые и холодные.

(Слайд №14 ,  схема «Направление преобладающих ветров»)

Задание к слайду

Сравните карту «Мировой океан» и схему  «Направление преобладающих ветров», какие закономерности вы можете выделить?

Обучающиеся приходят к выводу, что причиной образования течений являются постоянные ветра. (Слайд №15,   Видеофрагмент «Океан и ветер»)

Работа с атласами и показ на физической карте мира течений

  1. – Найдите на карте самое крупное ветровое течение, в каком направлении оно несёт свои воды? (Течение Западных ветров) (Слайд 16)
  2. – Найдите в атласе Гольфстрим. Покажите на карте. (Слайд 17)
  3. - Изучите карту «Мировой океан»  в атласах, и попробуйте объяснить, почему образуются теплые и холодные течения?

Работая с атласом, обучающиеся приходят к выводу. На планете существуют два потока течений: один теплый (легкие воды) - от экватора к полюсам – в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) - от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.

4)  -  Ещё раз сравните карту «Мировой океан»   и схему «Преобладающие направления ветров»,  везде ли есть совпадение направлений течений и постоянных ветров?

Типы течений

Знакомство обучающихся с типами течений на основе схемы.

– Все ли течения бывают ветровыми? (Нет)

 – Поток воды при встрече с каким-либо объектом делится, огибая препятствие с разных сторон. Так и в океане: течение, встречая препятствие, чаще всего разделяется на два  стоковых течения. (Слайд  №18)

По причине образования все течения можно разделить на: ветровые течения (причина образования – постоянные или сезонные ветра), стоковые. (Слайд  №19)

По свойствам воды: тёплые и холодные. (Слайд  №20)

По глубине расположения: поверхностные, глубинные, донные.

Здесь необходимо обратить внимание обучающихся на то, что ещё одной главной причиной является неодинаковая плотность воды. (Слайд  № 21)

Работа с контурными картами

Теперь приступаем к работе на контурной карте (стр.38-39):

1. Нанесите на контурную карту два теплых и два холодных ветровых течения.

2. Нанесите на контурные карты два стоковых течения более толстыми стрелками.

Учитель с учениками работает на контурной карте, показывая образование Перуанского стокового течения. При столкновении течения Западных ветров, которое является ветровым течением, образуется одно стоковое течение, а течение Западных ветров продолжает двигаться дальше.  

Но есть случаи, когда ветровое течение в результате столкновения с материком перестает существовать, а вместо него образуются два стоковых течения. Найдите примеры на карте и покажите (Калифорнийское и Аляскинское, Куросио и Межпассатное.)

– А теперь найдите закономерности циркуляции течений.

 Если ученики не видят таких закономерностей, учитель даёт подсказку:

 – Посмотрите на Тихий океан  (карта в атласе,  стр. или слайд №   22) Сравните направления течений в северном и южном полушариях.

 В тетрадях заполняется схема ветровой циркуляции в океане (слайд  № 23)

- Морские течения образуют в океанах замкнутые круги. Движение воды в этих кругах в Северном полушарии происходит по часовой стрелке, а в Южном – против.

Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.

Закрепление изученного

  А сейчас, мы проведем «Географические исследования»

Класс разбит на  4 группы:

1) У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 150 ш. 1450 в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки. (Слайд 24)

2)  Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 300с.ш. и 700з.д.

 Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 360с.ш. и 500з.д.

а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.

 б) Объяснить  перемещение лётчика  на северо-восток. (Слайд 25)

3)  В какой части Атлантического океана на 500-600с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ

4) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая  пустыня мира Атакама. Объясните её образование? (Слайд 26)

 Итоги исследований

Заслушивание результатов

Повторение изученного

– А теперь вернёмся к началу нашего урока. Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока. (слайд 26)

– Что называют океаническим течением?

 – По какой причине возникают течения?

 – Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?

 – Какие бывают виды течений?

 – Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь надо помочь капитану Врунгелю разъяснить его помощнику Лому то, как можно только при помощи течений совершить морское путешествие.

Задание «Впиши недостающий текст». (Слайд №27)

1. Течение – это……

 2. Течение возникает под действием …

 3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) … Теплое (нарисуй) …

 4. Течения, возникшие под влиянием ветров, называются …

 5. Выпиши названия течений из карты (по три примера)

теплые

 холодные

Домашнее задание  (Слайд  №28)

1)  Прочитать  §11,

2)  Описать физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:

План описания течения         

  1. Название
  2. В каком океане находится
  3. Где образуется
  4. В каком направлении течет
  5. Тип течения по температуре        

  1.  На контурную карту нанести течения Тихого океана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировой океан. Свойства вод Мирового океана.

Урок географии в 6 классе. Цели: Развивать творческие навыки, познавательный интерес и географическое мышление учащихся....

Части Мирового океана. Свойства вод океана.

Урок по теме Части Мирового океана. Свойства вод океана. ...

«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».

Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...

Гидросфера. Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана

6 класс. Урок №16.  к учебнику Т.П. Герасимовой Вода на Земле.  Части Мирового океана...