Деловые игры. Конспект урока:"Жизнь на Унылом озере".
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Склярова Татьяна Геннадьевна

Данная разработка относится к урокам, деловым играм. В ней помещены краткая аннотация уроков деловых игр, самоанализ таких уроков. Данный урок имеет экологическую направленность, относится к урокам проектного обучения с применением игровых технологий. Может быть проведён в 8-9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovye_igry.rar17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 18 г.о. Коломна


        

«Жизнь на Унылом озере»

(урок – деловая игра

8 класс)

Разработка учителя    в.к.к.

   Скляровой Т.Г.

2010-2011 учебный год

г. Коломна

Уроки - деловые игры

Деловые игры - это особый способ построения моделей, допускающих одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков.

Деловая игра есть:

-особое отношение к окружающему миру;

-субъективная деятельность учащихся;

-социально заданный вид деятельности;

-особое  содержание усвоения;

-социально-педагогическая «форма организации жизни».

По типу деловые игры могут быть:

- ролевые;

-операционные;

-математические модели;

-организационно – деятельностные  игры

Технология проведения игры включает следующие этапы:

-подготовки;

-проведения;

-анализа, обсуждения и оценки результатов игры

Преимущества деловых игр заключаются  в:

- повышении   интереса к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх;

- росте познавательности в процессе обучения;

- изменении мотивации обучаемых к освоению инновационных знаний;

- росте самооценки учащихся;

Самоанализ урока:

Урок - деловая игра: «Жизнь на Унылом озере» был проведён в  8 классе при изучении темы: «Природопользование и охрана природы». При подготовке к уроку были определены следующие цели занятия:

- усвоить понятия: природная среда, рациональное природопользование, экологический мониторинг, побочные эффекты

-учить обосновывать и аргументировать принятия решений;

-воспитывать обоснованно-бережное отношение ко всем видам природных ресурсов;

-определять подход к решению проблемы с учётом интересов всех участвующих сторон;

-формировать пространственное и современное экономическое мышление;

-развивать деловые способности.

Проблема, изучаемая на уроке: сохранение экологического равновесия при взаимодействии человека и природы, сохранение природного комплекса в условиях интенсивного воздействия

человека,  умения  принимать альтернативные решения.

Режим работы – 1 урок.

В начале работы класс был поделён на группы и обозначены роли участников игры. Был проведён инструктаж по  ролям и этапам работы. После проведения каждого этапа проводилось предварительное подведение итогов. В конце был подведён общий итог, на котором была дана оценка участникам  и игры в целом.

Тема: «Жизнь на Унылом озере».

Цели:

- усвоить понятия: природная среда, рациональное природопользование, экологический мониторинг, побочные эффекты

-учить обосновывать и аргументировать принятия решений;

-воспитывать обоснованно-бережное отношение ко всем видам природных ресурсов;

-определять подход к решению проблемы с учётом интересов всех участвующих сторон;

-формировать пространственное и современное экономическое мышление;

-развивать деловые способности.

Ход урока.

1. Вводно-мотивационный этап.

Учитель: Природная (географическая )среда – среда обитания, производственной деятельности и отдыха человека. С развитием человеческого общества изменяются и размеры природной среды, увеличиваясь от одного исторического этапа к последующему.  Мы знаем, что  компоненты природной среды, которые используются человеком – это есть природные ресурсы. Большая их часть расходуется безвозвратно, однако часть их может и должна быть восстановлена. Хозяйственная деятельность приводит к значительным изменениям природной среды, многие из которых имеют крайне отрицательный характер как для природы, так и непосредственно для человека. Поэтому природопользование должно быть направлено на сохранение и приумножение природных благ, поддержания здоровья человека и сохранение эстетических свойств природных комплексов, то есть оно должно быть рациональным, или разумным.  (Далее определяется тема, цели, задачи урока, проводится инструктаж)

Проведение игры:

I этап  - Формирование рабочих групп

II этап  –  Выполнение упражнения по группам.

 Каждой группе раздаются конверты с ситуациями и вопросами к ним, а также глоссарий урока.  После обсуждения каждой ситуации проводится общее обсуждение и делается промежуточный вывод. (Ситуации разбираются  в определённой последовательности. Можно каждую ситуацию представить отдельно по группам и тогда

она  может быть разыграна учениками после небольшой подготовки.)  

 Ситуация 1.

Семья Ивановых владеет всей землёй вокруг Унылого озера площадью 10 га, и выстраивает дом на восточной оконечности озера. В первый год их жизнь весьма приятна. Затем в тайне от мамы и папы, дети Катя и Ваня , выносящие мусор раз в неделю, начинают выбрасывать его в озеро, потому что это легче, чем всю дорогу тащить пакеты до шоссе, где они подбираются мусоровозом посёлка. Через несколько месяцев озеро начинает вонять, и мама и папа обнаруживают, куда девался мусор. Катя и Ваня теперь в унынии, потому, что в ближайшие четыре выходных, вместо того, чтобы развлекаться с друзьями, им придётся чистить озеро.

Вопрос: Существовала ли какая либо проблема побочных эффектов, когда на Унылом озере жила только семья Ивановых? Если да, то, как следовало разрешать эту проблему?

Ситуация 2.

 Когда дети Ивановых уезжают учиться в колледж, мама и папа продают всю землю вокруг Унылого озера, кроме участка возле своего дома площадью в 6 соток, господину Хлестакову, бессовестному земельному дельцу. Хлестаков строит себе дом на западной оконечности озера, и сразу же начинает выбрасывать мусор в воду, вместо того, чтобы доставлять его на шоссе для службы уборки мусора.

Вопрос 1: Существовала ли какая либо проблема побочных эффектов, когда на Унылом озере жили только Хлестаков и семья Ивановых? Если да, то, как следовало разрешать эту проблему?

Вопрос 2: Предположим, что либо Хлестаков имеет законное право продолжать выбрасывать мусор в водоём, поскольку ему принадлежит всё озеро,  или же озеро слишком далеко от каких бы то ни было органов обеспечения законности, которые могли бы эффективно остановить загрязнение. Могут ли Ивановы что-либо предпринять в этой ситуации, и если да, то, что именно?

Ситуация 3.

Спустя год, Хлестаков прекращает выбрасывать мусор в Унылое озеро, разделяет землю вокруг озера, продаёт участки под строительство домов 15 семьям по цене 500 000рублей за каждый надел. И уезжает. Каждый из новых владельцев строит большой дом на своём участке. Затем, через несколько месяцев, вокруг всего Унылого озера снова начинает показываться мусор – в этот раз, по крайней мере, от двух семей. Ивановы собирают собрание соседей для обсуждения проблемы. На собрании четыре семьи обвиняют пять  других в выбрасывании своего мусора в озеро. Обвинённые семьи отрицают свою вину, вместо этого обвиняя другие семьи, и собрание оканчивается тем, что каждый орёт на всех остальных.

Унылое озеро продолжает оставаться  вонючим,  мрачным местом.

Вопрос 1: Какие стимулы к прекращению загрязнения и очистке берегов имел Хлестаков до того, как распродал землю вокруг Унылого озера?

Вопрос 2: Если загрязнение начнётся тогда, когда на озере проживает 16 семей, смогут ли Ивановы (и другие «незагрязнители») решать эту проблему таким же способом, как если бы на озере жили Ивановы и Хлестаков?   Как следует, по вашему мнению,  разрешить эту проблему?

III этап –  Подведение итогов.

Учитель: большинство проблем побочных эффектов и нерационального природопользования возникает, если права собственности плохо определены и слабо обеспечиваются, часто в случаях, когда эти права очень сложно определить и обеспечить. Большинство проблем касаются загрязнения воздуха, рек, ручьёв, океанов. Аналогично, общественные парки замусориваются чаще, чем лужайки перед индивидуальными домами. Оценка работы групп и отдельных учащихся.

IVэтап – обсуждение результатов игры:

Учащиеся отвечают на вопросы:

1.Объясните своими словами понятия: природная среда, рациональное природопользование, экологический мониторинг, побочные эффекты.

2.Проблемы какого характера были использованы в игре: неотложные, назревающие(перспективные), локальные (местные), быстро разрешимые, разрешимые на протяжении длительного времени. Объясните.

3.Закончите фразы:

-я сегодня узнал…        - я понял, что…

-меня удивило…           - урок дал мне для жизни…

-я попробую…

Vэтап:  Домашнее задание: параграф 35, словарь, стр.223, з.1, 2 или 3.

 Творческое командное  задание: используя материалы местных СМИ подготовить примеры для проведения игры «Жизнь на Весёлом озере».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

Деловые игры – дело вовсе не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьёзных и взрослых людей. Участие в деловых играх может дать не только ...

«Деловые игры на уроках обществознания – обучение через перевоплощение»

Какая практическая польза для ребенка от участия в деловых играх?Во-первых, это конечно же профориентация. Участие в разных играх помогает сориентироваться в мире современных професий и сделать более ...

Деловые игры на уроках черчения

Разрабатывая данный нестандартный урок я,  как учитель черчения ставлю перед собой задачу заинтересовать учащихся этой наукой, и в короткий срок, отведённый нам в школьной программе, уложит...

Из опыта работы по теме "Деловая игра на уроке математики как средство повышения учебной и познавательной мотиваций"

Выступление на МО учителей физико-математического цикла учителя математики МОУ Сергеихинская СОШ Секушенко А.Е....

Деловые игры на уроках экономики

Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, бизнесу, средством познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических реше...

Деловая игра.Тема урока "Генетика и медицина"

Цель урока формирование у обучающихся знаний о значении генетики для медицины....