"Богатства Мирового океана" урок для 6 класса
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Елагина Татьяна Павловна

Разработка  для учащихся 6 класса по теме "Богатства Мирового океана".Урок проходит в виде ролевой игры " Научная экспедиция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mirovoy_okean.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока для 6 класса    

Елагина Т.П.

 Тема : « Богатства Мирового океана»

Цели урока:

  1. Показать необходимость комплексного изучения Мирового океана, взаимосвязь всех естественных наук.
  2. Формировать понимание единства, взаимообусловленности и взаимозависимости природы Мирового океана.

Задачи:

1.Повторение уже известных  свойств вод Мирового океана.

2.Формирование знаний о ресурсах Мирового океана.

3. Раскрыть причины многообразия растительного и животного мира океана, который представляет собой целостную биологическую систему, развивающуюся на основе определённых закономерностей, связей со средой обитания.

4.Составление  схемы опорного конспекта « Роль океана в жизни людей и в природе».

5.Продолжить формирование умения работать с таблицами, схемами, картинами.

6. Познакомить учащихся с экологическими проблемами Мирового океана и наметить  пути решения.

Оборудование:  карта океанов, схемы, графики, рисунки, книги, наглядный материал, видеофильм, атласы, рабочие тетради, учебник, презентация..

Формы проведения урока:  игра «Научная экспедиция»,  работа в группах.

Методы:  диалог, поисковый с элементами проблемного изложения, исследовательский.

Технологии:  ролевая обучающая игра, развивающее  обучение, создание условий для познавательной активности учащихся, информационно-коммуникационные технологии.

Тип урока:  обобщающее повторение.

Ход урока:

Перед началом игры определяются роли. По желанию учащиеся формируются в группы по различным специальностям: физики, химики, геологи, биологи, географы, экологи. Выдаются установочные листы с заданиями.

На доске тема урока, проблемные вопросы и пути решения.

1.Не следует изучать и осваивать богатства океана, т.к. богатства суши позволяют обойтись без  них.

2. Следует изучать, но не осваивать ресурсы Мирового океана, т.к. пока без них можно обойтись.

3.Следует изучать и осваивать богатства Мирового океана, но не нарушать экологическое равновесия, не допуская, прежде всего, загрязнений и бороться с ними.

Учитель:  изучая гидросферу, вы узнали, что её главную часть составляют воды Мирового океана.

Найдём ли мы это название на карте? ( Это единое водное пространство, покрывающее 3\4 земного шара) Слайды презентации ( 1,2,3,4)

Океаны имеют огромное значение для жизни человека, играют важнейшую роль на планете Земля, влияя на ход всех природных процессов. Учёные разных специальностей из многих стран мира постоянно изучают Мировой океан. Приглашаю вас принять участие в исследовании океанов и совершить воображаемое путешествие.Сегодня мы отправляемся в научную экспедицию.            ( Слайд 5).

Учитель: Какие способы изучения океанов вы знаете?

Учащиеся  называют способы изучения океанов (космические снимки, подводные аппараты, батискаф, батисфера, акваланги и т.д.).  Учитель  уточняет ответы (Слайды  6,7,8).

Учитель:

Самый распространённый способ изучения океанов на научно- исследовательском судне. Суда оснащены современным оборудованием, приборами, которые позволяют выполнять исследовательские работы. Мы поднимаемся на борт судна. Как начальник экспедиции, прошу доложить дежурного о наличии участников похода (Слайд 9)

Ученик – дежурный: на судне в наличии… человек, отсутствуют … человек.

Учитель рассказывает о том, на какие вопросы предстоит ответить участникам экспедиции и выдаёт установочные листы с заданиями.

Задачи, которые стоят перед всеми участниками похода:

  1. Изучить физические и химические свойства  морской воды.
  2. Познакомиться с «кладовыми Нептуна» (минеральными, энергетическими и биологическими ресурсами)
  3. Определить роль Океана в природе и в жизни человека.
  4. Выяснить экологическую обстановку в Океане.

Ученик – штурман докладывает о маршруте. Для решения поставленных задач мы обследуем воды Атлантического океана в поверхностном  слое, в глубоководных и прибрежных районах. Метеорологическая обстановка в норме.

Учитель:  Команда – отдать швартовы! Мы выходим в открытое море. Нас ждут интересные открытия. Зачитывает слова о море из монолога капитана Немо, героя писателя  Жюля  Верна:

« Море - это всё! Дыхание его чисто, животворно. В его безбрежной пустыне человек не чувствует себя одиноким, ибо вокруг себя он ощущает биение жизни. В лоне морей обитают невиданные существа. Море – это вечное движение и любовь, вечная жизнь»

Валеологическая пауза: звучит музыка, звуки прибоя, всплески воды. В группах  идёт обсуждение по заданным  вопросам.

Учитель: На борту судна работают исследователи разных специальностей. Они представляют свои отчёты:

Физики изучали физические свойства морской воды, сделали определённые выводы по таблицам, они рассказывают:

  1. как изменяется температура воды на поверхности океана от северного полярного круга до южного полярного круга, объясняют причины изменений (на карте прикрепляют кружки с обозначением температуры воды)  Слайд 10,13
  2. какова ледовая обстановка, где сплошной ледниковый покров (Слайды 11,12))
  3. как изменяется температура воды с глубиной, используя график (Слайд 14)
  4. как изменяется плотность и давление воды с глубиной.
  5. о  теплоёмкости океана.
  6. о постоянном движении вод в океане (Слайд 15)

Химики изучали химические свойства морской воды, они рассказывают:

  1. о химическом составе воды.
  2. о солёности
  3. как изменяется солёность в зависимости от географической широты. Слайд 16,17
  4. о влиянии солёности на плотность.

 Геологи изучали донные отложения и горные породы, они рассказывают:

  1. о рельефе дна океанов, какие горные породы слагают земную кору Слайд 18
  2. какие процессы происходят на дне океана;
  3. какие полезные ископаемые обнаружены на шельфе океана и на дне:
  4. что добывают из морской воды:

Биологи провели интересные исследования растительного и животного мира:

  1. растения в океане, значение растений для животных, рыб; использование водорослей человеком.
  2. животный мир поверхностных вод океана; примеры приспособлений к совместному образу жизни. Слайды 19- 24
  3. изменение организмов с глубиной, активные формы жизни, их приспособления. Слайды 21,24, 47-51
  4. рассказ о кораллах, представление коллекций. (Слайды 32- 37,46)

Учитель:  Мы познакомились  с исследованиями сотрудников лабораторий физики и химии. О минеральных богатствах нам рассказали геологи, о растительном и животном мире – биологи.

На борту судна вели свою работу географы, они сделали выводы о роли океана в природе и жизни человека.

  1. представление схемы « Значение океана»;
  2. влияние океана на  атмосферу, литосферу, биосферу;

Учитель:  в  1969 году норвежский исследователь Тур Хейердал, дрейфовавший на парусной лодке, был потрясён загрязнениями Атлантического океана. А какова обстановка в настоящее время? На этот вопрос отвечают экологи  - учёные, которые изучают влияние человека на окружающую среду. Слайды 52-55

Ученики:   Используя богатства океана, человек загрязняет его. Основные загрязнители:

  1. нефть и нефтепродукты ( при добыче, загрузке и разгрузке нефтеналивных судов, при авариях, катастрофах);
  2. вода, стекающая с суши;
  3. ядовитые отходы промышленности;
  4. химические удобрения;
  5. бытовые отходы;
  6. радиоактивные вещества;

Океан так велик, что людям казалось, что его богатства  неисчерпаемы. В результате неограниченного, хищнического промысла под угрозой истребления оказались киты, сократилось количество  рыбы, некоторые виды морских животных вообще исчезли.

Учитель:  Может  не следует изучать, осваивать, разрабатывать богатства Мирового океана, если это ухудшает экологическое состояние океана?

Обратим внимание на доску, где представлены пути решения проблем.

Подведение итогов:

 Совместно участники экспедиции ищут пути решения и делают вывод о том, что человек должен думать о своём будущем, поэтому уже сегодня обязан  по-хозяйски относиться ко всем богатствам, данным ему природой, рационально использовать ресурсы, бережно относиться к природе Мирового океана. Необходимо изучать океан комплексно, учёные разных специальностей должны принимать участие в исследованиях.

« Море – это бездна проблем, загадок, тайн, непонятных вещей, неясных вопросов и увлекательных загадок. Тысячи различных исследований в полутора миллиардах кубических километров воды ведут если не к окончательным ответам,  то во всяком случае к новым проблемам и это вполне согласуется с духом современной науки» ( Жак Пикар) Слайд 56

Дом. задание: закончить оформление схемы: «Ресурсы Мирового океана»  Слайд 57

Рефлексия (осмысление, самооценка). Понравилось ли вам путешествие? Какие были трудности на вашем пути?

Заполнение листа самооценки ученика.

Выставляются оценки всем участникам игры, научной экспедиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лекция и презентация по теме Мировое хозяйство 10 класс

Лекция и презентация к лекции  к уроку по теме "Мировое хозяйство" 10 класс...

Течения в мировом океане 7 класс

Удобно использовать как просто для демонстрации при обяснении темы, но лучше работать на ИД при этом последний слайд - закрепление пройденного материала....

Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. 10 класс (презентация)

Материалы к уроку содержат основные понятия и вопросы темы, а также практические и проблемные задания....

Конспект урока: "Фразеологическое богатство русского языка", 5 класс

В данном уроке использованы такие методики коллективного способа обучения: взаимотренаж, методика обучающего словарного диктанта, взаимообмен заданиями....

Презентация к уроку о богатстве русского языка. 6 класс.(Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)

Данный урок демонстрирует способы подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах на разных этапах обучения....

Урок русского языка «Богатство языка» в 9 классе в рамках городского фестиваля «Дни русского языка»

Урок с использованием материала, связанного с этимологией слов. Задания на умения определять изобразительные средства языка....