Водяной пар. Влажность воздуха
учебно-методический материал по географии (6 класс) по теме

 

Цель:  продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере ;  разобрать с учащимися понятия « влажность воздуха», «точка росы», « испарение», « конденсация», « сублимация».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, презентация, гигрометр, атлас 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodyanoy_par_vlazhnost_vozduha.doc57.5 КБ
Office presentation icon vodyanoy_par._vlazhnost.ppt2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии

учитель  Подмарева Лилия Леонидовна

 МОУ СОШ № 32 г. Саранска

Тема: Водяной пар. Влажность воздуха.

Цель:  продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере ;  разобрать с учащимися понятия « влажность воздуха», «точка росы», « испарение», « конденсация», « сублимация».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, презентация, гигрометр, атлас 6 класса.

                                     Ход урока:

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Блиц – турнир

Дайте определение понятиям:

1. Атмосфера, строение атмосферы, состав атмосферы, ветер , влажность воздуха.

2. При подъеме на каждые 1000 метров  температура воздуха понижается на…С?

3. При подъеме на каждые 10.5 метра  давление понижается на …?

4. Температура воздуха зависит от …?

5. Ветер , меняющий направление два раза в сутки?

6. Где наблюдается самое низкое атмосферное давление: на вершине , на склоне , или у подножия горы?

7. Прибор, с помощью которого можно определить направление и измерить силу ветра?

Слайд № 2  

Задание 1. Покажите направление ветра и определите, какой ветер будет сильнее.

          А                                           В

        768 мм рт ст                                            759 мм рт ст

       С                                             Д

    761 мм рт ст                                                 764 мм рт ст

Задание 2.  Задачи на логическое мышление.

Проанализируйте задачи и найдите правильный ответ

 Слайд№3

Незнайка  сказал: «Самый постоянный ветер бриз — он к экватору дует, раньше парусникам помогал в океане плавать».

Слайд №4

Знайка с печалью в голосе поведал: «Арабы , жившие на Аравийском полуострове , плавали в Индию, используя силу и направление муссонов.                    « Маусин» по арабски « сезон». Летом они плыли под парусами в Индию, используя попутный юго-западный  муссон, а домой возвращались зимой , когда северо- восточный муссон наполнял паруса».

Слайд № 5

Незнайка бодро заявил: «фен – это  холодный ветер с гор в районе Новороссийска».

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности.

Изучая состав воздуха, мы пришли к выводу, что одной из его составных частей является водяной пар. Он имеет большое значение для поддержания жизни живых организмов. , т. к. сухой воздух не пригоден для дыхания. Научившись определять количество водяного пара в воздухе,  можно  более точно  составить прогноз погоды.

ΙV. Изучение нового материала.

Слайд № 6

Вода в атмосфере находится в 3-х состояниях: жидком, твердом и газообразном.

86% воды  приходит в атмосферу, испаряясь с поверхности Мирового океана, а 14% -за счет испарения вод суши.

Странные превращения воды мы наблюдаем каждого дня : летом утром на траве появляются удивительные капли росы, зимой иней  на окнах . В природе все превращается из одного состояния в другой. Например, круговорот воды в природе .

Просматриваем фильм : Мировой круговорот воды в природе

Интенсивность испарения растет при повышении температуры воздуха и действия ветра.

Слайд № 7,8,9

Испарение – переход воды из твердого или жидкого состояния в газообразное.

Конденсация – процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкий. Основным условием является снижение температуры воздуха. Именно конденсация объясняет процесс образования туч, туманился, росы.

Сублимация- процесс перехода вещества из кристаллического состояния в газообразное, минуя жидкую фазу. В метеорологии термин имеет обратное значение , то есть переход воды в атмосфере из газообразного состояния в твердое с образованием кристаллов льда.

Решение задачи:

  1. На воздушном шаре поднимаются два  воздухоплавателя. На какой высоте вода в канистре превратится в лед, если температура у поверхности  Земли  12 С?
  2. На какой высоте  возможно  явление сублимации , если у поверхности Земли температура воздуха  18С?

Пар прозрачен, поэтому мы его не замечаем.

Водяного пара в воздухе огромное количество, поэтому можно говорить о влажности воздуха. Количество водяного пара в 1 куб м воздуха определяется в граммах.

Слайд№ 10

Слайд № 11   Содержание водяного пара в воздухе.

  t◦ C

  -30

  -20

  -10

    0

   +10

  +20

   +30

кол-во пара, г

  0, 46

  1,10

  2,38

  4,85

   9,42

   17,3

   30,40

Посмотрите на рисунок 77 на странице 121. Как зависит количество водяного пара в воздухе от температуры воздуха?

Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он может содержать.

Пользуясь рис.77,определите :

А) сколько граммов водяного пара может вместить 1м насыщенного воздуха при его нагревании  от 0 С до 10 С;

Б) является ли воздух насыщенным, если при температуре 20С 1 м  его содержит 7 грамм водяного пара;

В)произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1 м воздуха, содержащего 7 грамм водяного пара , до температуры 10 С.

Слайд№ 12

"Относительная и абсолютная влажность"

Определяем понятие «абсолютная влажность», « насыщенный воздух».

Относительная влажность воздуха- отношение количества водяного пара, содержащегося в воздухе, к максимально возможному его содержанию при данной температуре, выраженное в процентах

Ненасыщенный воздух- воздух, содержащий водяного пара меньше, чем это возможно при данной температуре.

Количество водяного пара, которое содержится в 1 куб. метре воздуха, называется  абсолютной влажностью.

- если при температуре  20С в 1 куб. метре воздуха содержится 17 грамм пара, такой воздух называется насыщенным.

- представим себе, что температура воздуха понизится до 10 С. Что произойдет?

Лишняя влага выделится  из воздуха.

Какие явления связаны с этим процессом?

Туман, выпадение росы, образование инея.

Точка росы- температура, до которой должен охладиться воздух, чтобы находящийся в нём водяной пар достиг состояния насыщения и начал конденсироваться

Наиболее комфортной для самочувствия человека является относительная влажность воздуха от 40 до 75 %. Воздух с относительной влажностью ниже 50% называют сухим, при такой влажности увеличивается испарение воды из поверхности водоемов, живых организмов ( овощи теряют влагу и сморщиваются). Такая влажность наблюдается в тропических широтах. Если влажность больше, чем 90% - такой воздух считают влажным

(экваториальный пояс)

Чем большая абсолютная влажность воздуха, тем большая вероятность, что будут выпадать осадки и образовываться тучи.

Влажность измеряют с помощью гигрометра ( волосяного , конденсационного)

Слайд №10,11,12.

Гигрометр – прибор для измерения влажности воздуха, принцип действия которого основан на изменении длины обезжиренного человеческого волоса при различной влажности.

Психрометр(от греческого «психрос»- влажный ) – прибор для измерения влажности  воздуха, принцип действия которого основан на разности показаний входящих в его состав сухого и смоченного термометров.

Рассматриваем устройство прибора, определяем принцип действия.

По шкале определяем влажность воздуха в помещении.

V. Закрепление изученного материала

Задача на определение относительной влажности воздуха.

- Мы находимся в классе с температурой воздуха 20С. Относительная влажность воздуха 74%.Какое количество водяного пара содержится в воздухе?

-Мы открыли окно , и температура понизилась до 10С. Что произойдет?

Слайд№ 13

Относительная влажность воздуха – 40%, температура  +30◦С. Сколько граммов водяного пара содержится в воздухе в данное время.

                                           Решение.

Составим пропорцию:

30 г – 100%

х – 40%

х= 30*40

       100              

х= 12 г

Ответ: 12 г пара.

VΙ. Подведение итогов урока.

VΙΙ. Параграф 40.Задача 3 страница 124.

Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара в нем может содержаться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Водяной пар. Влажность воздуха» 6 класс МОУ СОШ №32 Учитель географии : Подмарева Лилия Леонидовна

Слайд 2

А В С Д 768 мм рт ст 759 мм рт ст 761 мм рт ст 764 мм рт ст Покажите направление ветра, определите в каком случае ветер будет сильнее.

Слайд 3

Незнайка сказал: «Самый постоянный ветер бриз — он к экватору дует, раньше парусникам помогал в океане плавать».

Слайд 4

Знайка с печалью в голосе поведал: «Арабы , жившие на Аравийском полуострове , плавали в Индию, используя силу и направление муссонов. « Маусин» по арабски « сезон». Летом они плыли под парусами в Индию, используя попутный юго-западный муссон, а домой возвращались зимой , когда северо- восточный муссон наполнял паруса».

Слайд 5

Незнайка бодро заявил: «фен – это холодный ветер с гор в районе Новороссийска».

Слайд 6

Вода жидкая твердая газообразная

Слайд 7

Мировой круговорот воды Перемещение воды из океана на сушу и обратно в океан через атмосферу

Слайд 8

Испарение – переход воды из твердого или жидкого состояния в газообразное. Конденсация – процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкий. Испарение Конденсация

Слайд 9

Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара в нем может содержаться. Точка росы- температура, до которой должен охладиться воздух, чтобы находящийся в нём водяной пар достиг состояния насыщения и начал конденсироваться.

Слайд 10

Насыщенный воздух- воздух, который не может вместить водяного пара больше, чем уже содержит. Ненасыщенный воздух - воздух, содержащий водяного пара меньше, чем это возможно при данной температуре. Абсолютная влажность воздуха- количество водяного пара в граммах, содержащиеся в 1куб.м. воздуха. Относительная влажность воздуха- отношение количества водяного пара, содержащегося в воздухе, к максимально возможному его содержанию при данной температуре, выраженное в процентах.

Слайд 11

Туман - скопление мельчайших капель влаги (водяного пара) в приземном слое тропосферы. Причиной образования тумана является конденсация водяного пара при охлаждении воздуха или испарении над водоёмами. Туман вместе с частицами пыли и дыма образует смог .

Слайд 12

t ◦ C -30 -20 -10 0 +10 +20 +30 Кол-во пара, г 0.46 1.10 2.38 4.85 9.42 17.3 30.4 Содержание водяного пара в воздухе

Слайд 13

Волосяной гигрометр 1 – волос; 2 – крепление; 3 – ролик; 4 – груз; 5 – стрелка; Гигрометр – прибор для измерения влажности воздуха, принцип действия которого основан на изменении длины обезжиренного человеческого волоса при различной влажности.

Слайд 14

Психрометр (от греческого «психрос»- влажный ) – прибор для измерения влажности воздуха, принцип действия которого основан на разности показаний входящих в его состав сухого и смоченного термометров. Сухой термометр, °C Разность показаний термометров, °С 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Относительная влажность, % 10 88 76 65 54 44 34 24 14 5 12 89 78 68 57 48 38 29 20 11 14 89 79 70 60 51 42 34 25 17 16 90 81 71 62 54 45 37 30 22 18 91 82 73 65 56 49 41 34 27 20 91 83 74 66 59 51 44 37 30 22 92 83 76 68 61 54 47 40 34 24 92 84 77 69 62 56 49 43 37 26 92 85 78 71 64 58 51 46 40 28 92 85 78 71 64 58 51 46 40 28 93 85 78 72 65 59 53 48 42 30 93 86 79 73 67 61 55 50 44

Слайд 15

Задача Относительная влажность воздуха – 40%, температура +30◦С. Сколько граммов водяного пара содержится в воздухе в данное время?

Слайд 16

Мы находимся в классе с температурой воздуха-?- t С, относительная влажность - ?. Сколько грамм водяного пара содержится в 1 куб.м. воздуха. Задача:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии и математики в 6 классе «Водяной пар в атмосфере. Определение относительной влажности воздуха математическим методом» Косолапова Л.М и Косолапова С.В.

Составители урока: учитель географии Косолапова Лариса Михайловна, учитель математики - Косолапова Светлана Васильевна.Интегрированный урок географии и математики в 6 классе с применением элементов те...

Влажность воздуха. Способы измерения влажности воздуха.

Урок объяснения нового материала в 8 классе. Материал содержит вводную презентацию к уроку, которая позволяет сформулировать тему урока, конспект урока.  На уроке используется образовательный рес...

конспект урока и презентация 8 класс " Влажность воздуха.Измерение влажности воздуха"

урок 8 класс " Влажность воздуха.Измерение влажности воздуха"...

Влажность воздуха. Лабораторная работа "Определение относительной влажности воздуха“.

Презентацию по теме." Влажность воздуха. Лабораторная работа "Определение относительной влажности воздуха“  Ловцовой А.Ф. можно найти  по ссылке-https://vk.com/wall555604454_...

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха Урок-презентация по физике в 8 классе

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха Урок-презентация  по физике в 8 классе...