Воды Мирового океана
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Урок географии в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_6_klass.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок  географии

в 6 классе по программе «Школа 2100»

Тема:  Воды Мирового океана

Задачи урока:

  1. Сформировать  представление о Мировом океане и его основных частях.
  2. Развивать картографические  представления  о размещении  основных объектов  Мирового океана (морей, заливов, проливов, островов, полуостровов).
  3. Познакомить учащихся  с основными  свойствами  океанических вод.

Основные  содержательные  линии урока:

  1. Знакомство с основными  гипотезами  и теориями.
  2. Освоение  научных терминов и понятий.

Основные приемы  работы с учебником:

  1. Анализ  структуры текста.
  2. Выделение  главной мысли,  основных терминов и понятий.
  3. Установление причинно-следственных  связей.
  4. Сравнения.
  5. Составление  описаний и характеристик;
  6. Формулировка  вопросов к обсуждению.

Словарная работа:

материк

океан

остров

полуостров

архипелаг

залив

пролив

море

соленость

промилле

Урок включает  два смысловых блока:

- «Части океана»;

- «Свойства  морской воды»

Основное  содержание урока

Пунктуализация  знаний

Ребята мы  сегодня продолжим  изучение  раздела «Мир воды». И это понятно. Ведь вода в нашей жизни  играет  главенствующую роль. Вы согласны?

  1. Какое значение имеет вода для человека? Расскажите, как человек  использует воду?
  2. Как  изменялось  потребление  воды человеком  в исторические периоды?
  3. Чем можно  объяснить заботу людей о количестве и качестве воды?
  4. Как вы думаете, как человек будет  использовать  воду в будущем?

Благодаря особым  свойствам воды, вода  в нашей  жизни  пребывает в разных формах, в разных  природных явлениях. Выделите в ряде терминов  лишние слова. Объясните почему?

  1. подземные, грунтовые, ювенильные, покровные
  2. метель, снег, крупа, град
  3. ледник, фирн, валун, морена,  снежник
  4. айсберг, наледь,  шугоход, припай,  лавина

Все эти слова мы встречаем в повседневной жизни, т.к. вода действительно  пребывает в  ней в разных формах и природных явлениях.

Космонавты рассказывают, что при  возвращении на Землю они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на  планету Вода. Стоит ли спешить и с переименованием  планеты?

Известно, что средняя глубина океана составляет только около 4 км.  При сравнении этой  величины с диаметром Земли (12740 км.) Вся вода оказывается  всего лишь тонкой оболочкой вокруг планеты.  Она  непрерывна и поэтому ее назвали «Мировым океаном». Что же такое «Мировой океан»? Из каких частей он состоит?  Какие свойства имеет мировой океан?

На все эти вопросы мы с вами постараемся найти ответ на уроке.

Итак, тема урока:

«Мировой океан. Части мирового океана.

Свойства вод мирового океана».

Изучение нового материала.

Учитель: Что вам уже известно о Мировом океане?

Мировой океан – это реки, моря, океаны.

Мировой океан – это все воды на планете Земля.

Больший объём Мирового океана находится в океанах.

Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материка омывают не река, но название «океан» сохранилось.

А как вы понимаете, что такое океан в вашем понимании?

Океан- это самые большие объемы мирового океана.

Учитель: Сколько на Земле океанов? Покажите их на карте?

На  земле всего  4 океана. Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский. Анализ физической карты мира или карты океанов.

Океаны и моря занимают большую часть поверхности нашей планеты и разделяют сушу на шесть крупных континентов. Какие континенты?

Суша  ограничивает отдельные части океана,  различия между которыми вам предстоит рассмотреть  самостоятельно, проведя небольшое исследование по карте.

Задание № 1

Нахождение и определение на карте частей мирового океана

Цель: Научить учеников приемам самостоятельного  формулирования определений, понятий и терминов (море, залив, пролив, остров, полуостров). Сформировать картографические представления о размещении основных объектов Мирового океана, названия которых  приведены в учебнике (с. 93-97)

Определите названия объектов

  1. Определите названия прилегающих к суше частей океана, отмеченных  буквами:

I группа – в желтом круге

II группа – без кругов

III группа – цифры в белом круге

Покажите их на карте.

  1. Как называют  обособленную часть океана, отличающуюся от него  свойствами  вод,  течениями, органическим миром?

Ответ: Часть океана, отличающаяся от него  свойствами воды,  течениями, живущими в нем организмами.

Учитель: Чем отделено  море от океана?

Обычно море отделено от океана полуостровами, островами или подводными  поднятиями.

Учитель:  А вы не заметили, как они расположены по отношению к материку?

  1. В какие две группы по географическому положению  можно объединить эти части  океана? Покажите на карте  примеры.

Ответ: По  отношению к материку они бывают  внутренними (далеко  вдающиеся  в материк: Черное, Средиземное) у внутренним морям относятся также Черное,  Балтийское, Мраморное, Азовское, Красное; к окраинными (расположенные по окраинам  материков: Баренцево, Берингово, Карское, море Лаптевых, Чукотское, Восточно-Сибирское).

Учитель: Найдите и покажите их на карте, частями каких океанов они являются? Например, Баренцево море  является  частью Северного Ледовитого океана, Балтийское – Атлантического, Берингово – Тихого, а Красное – частью Индийского океана.

  1. Покажите на карте  следующие объекты:  Бискайский, Гудзонов, Мексиканский,  Бенгальский, Гвинейский. Как называют эти  части океана?

Это заливы. Залив – это часть океана, моря или озера, вдающаяся в сушу и постепенно  уменьшающаяся по ширине и глубине. Атлантический океан у берегов Европы образует Бискайский залив, а Индийский, вдаваясь  в сушу на юге Евразии, - Бенгальский.

  1. Как называют такие  географические объекты:  Гибралтарский, Босфор, Берингов, Дрейка?
  2. Ответ:  Это  проливы.

Пролив – это сравнительно  неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами  материков  или островов.

Какие океаны они соединяют? Какие материки разделяют?

Пролив Дрейка – ширина 950 км.

Гибралтарский пролив – 14 км.

Выводы.

Закрепление.

- Какая вода в океане на вкус? (Соленая)

- Правильно, горько-соленая. А как вы думаете, почему вода в океанах и морях  соленая?

Задание № 2

Какие вещества растворены в морской воде?

Вывод: В морской воде растворены химические элементы.

Океаническая вода - раствор

Морская вода- раствор, который содержит все химические элементы, встречающиеся на Земле. Не даром океаническую воду иногда называют жидкой рудой. В воде растворены также вещества- остатки морских организмов и газы (кислород, азот сероводород и др.)

Океаническая вода  - настоящая кладовая полезных веществ. Из нее получают пресную воду, добывают поваренную соль и другие вещества. Во всех морях и океанах вода имеет горько-соленый вкус. Пить такую воду невозможно.

Учитель  предлагает  навести среднюю соленость океана 35%0 в литровой банке (в 1 ст. ложке – 30 г.  соли, в 1 чайной ложке – 10 г.)

В каждом литре морской воды  содержится 35 г. соли. Это  средняя соленость  Мирового  океана.

- Количество граммов веществ, растворенных в 1 л. (кг.) воды, называют  соленостью (магн.доска).  Измеряется она  в тысячных долях (промилле)  и обозначается %0. (записать  на доске) На какую  единицу похожа промилле? (на %)

- Проценты – это  сотая часть, а промилле-тысячная.

Анализ рисунков

-Решите задачу. Сколько граммов различных веществ  можно получить из 1 т. черноморской воды, если ее соленость 18%0 ? Во сколько раз меньше, чем из 1 т. воды Красного моря?

Дано:                                                Решение:

V= 1 т.                                                1т=1000 л

Соленость Черного моря – 18%0                        1) 1000х18                18000 г=18 кг-масса соли,

Соленость Красного моря - 42%0                которую можно получить из черноморской

Найти: сколько соли можно получить                воды

Из 1 т.воды этих морей                2) 1000х42=42000=42 кг.

                3) 42618

- Итак, напомните, пожалуйста, соленость Красного моря и соленость Черного моря.(Красного – 42%0, Черного – 18%0)

-А еще  сравните – средняя  соленость  Балтийского  моря – 11%0, в центральной части 6-8%0, в Финском заливе до 1%0).

-Какой вывод напрашивается? (Соленость в разных морях  разная)

-Как вы думаете, какую проблему мы будем  решать на следующем этапе урока? (Почему соленость отличается, какие причины влияют на соленость)

Учитель предлагает  изменить соленость в банке с средней  соленостью океана, которую получили  в начале урока.

«Пообщайтесь  в парах и предложите  свои  действия»

Дети  обсуждают в парах 1 минуту, затем предлагают  следующие действия:

  1. налить воды
  2. испарить

-А теперь подумайте и решите, какие процессы в природе могут «налить воду»? (Дождь, реки)

-Почему около  Антарктиды  соленость  больше, чем в Северном Ледовитом океане?

-Почему в Финском заливе соленость ниже, чем в Балтийском море?

-А теперь назовите, какие процессы могут убрать воду, а соль  оставить? (Лед) При  замерзании образуется пресный лед.

-Сделайте вывод, как образование льда влияет на соленость. Запишите в тетрадь  факторы, которые влияют на увеличение или уменьшение  солености вод Мирового океана? Прочтите, что у вас получилось. (На соленость вод Мирового океана влияют: количество осадков, испарение, количество и   полноводность реки, образование льдов).

-А теперь скажите, как меняются эти факторы на поверхности Земли? (Они меняются от экватора к полюсам).

Задание № 3. Исследование по карте солености и поверхностных океанических вод.

По карте определите, где наблюдается максимальная соленость, где - минимальная. Почему? Сформулируйте вопросы к этой карте?

Выводы: У экватора соленость вод Мирового океана выше. Отдаляясь от экватора  к полюсам соленость вод уменьшается, т.к. с отдалением от экватора воды «разбавляются» водой и охлаждаются.

-Как вы думаете, почему соленость  изменяется только  в верхнем  слое воды, а в глубине Океана остается  постоянной? (Факторы, изменяющие соленость, оказывают наибольшее влияние на верхние слои).

-Почему соленость воды низкая там, где в Океан  впадают  большие реки? (Вода рек имеет очень низкую соленость, можно сказать  пресную воду.)

А влияют ли величины солености на другие свойства морской воды? Как вы думаете?

Соленость  океанической воды – причина ее особых свойств. Эта вода хорошо проводит  электрический ток. Температура  замерзания у соленой воды на 1-2 С ниже, чем у пресной,  поэтому воды Мирового океана  покрываются  льдом  только в полярных районах. А закипает соленая вода при более  высокой  по сравнению с пресной водой. И эти  свойства  воды  сказываются  на природе водных  объектов. Некоторые из них очень теплые, а некоторые – холодные; некоторые замерзают, а некоторые – нет. Вам известно, что имеет еще одно очень важное свойство – поглощать  большое количества тепла, однако  распространяется оно по  поверхности  планеты  неравномерно.

Следовательно, какую проблему мы сейчас должны с вами обсудить? (Температуру)

-Чтобы исследовать температуру  бескрайних вод  Мирового океана мы совершим путешествие на подводной лодке. Итак, начинаем погружение, датчики фиксируют изменение температуры с глубиной. Мы быстро их записали. Вот они:

0м-        +16 С

200м-        +15,5 С

1000м- +3,8 С

2000м- +3,1 С

3000м- +2,8 С

5000м         +2,5 С

-Сделайте анализ полученных результатов и запишите вывод.

-Но вот беда, ребята! В рубке капитана находятся все самописцы от всех  приборов. Один вышел из строя. Требуется срочно начертить изменения температуры с глубиной.

-Как охарактеризуете  изменение температуры на этих трех этапах? Объясните, почему ход температур разный? (0-200м температура падает медленно из-за того, что зона  освещается  солнечными лучами; 200-1000 м температура снижается быстро, потому что солнечный свет  сюда не попадает; на глубине 1000-5000 м везде одинаково темно, поэтому почти  одинаково  холодно).

Вывод: Температура вод Мирового океана меняется с глубиной.

Но есть в этом  и исключения. На больших глубинах в некоторых районах Мирового океана, там, где образуется новая кора, температура воды очень  высокая. Из глубин  планеты через разломы поступает горячая магма, насыщенная солями  многих металлов и  газами (в основном  сероводородом). Холодная вода, проникая в разломы, соединяется с горячей магмой и, насыщаясь от нее солями и газами, поднимается со дна вверх. Эти источники  ученые назвали  «черными курильщиками». В районах «черных курильщиков» существует жизнь в особых условиях: при температуре 250 С и очень большом  давлении. Эти открытия важны для понимания биологической эволюции жизни в  Мировом океане и, конечно, для прояснения условий  происхождения жизни на нашей планете. Света на большой глубине нет, кислород практически  отсутствует. Но жизнь существует и в этих условиях. Цепь жизни  начинается с бактерий, которые питаются серой. Бактериями питаются  гигантские (до 1 метра  длиной) черви  и другие организмы.

Задание № 4. Исследование температуры  поверхностных вод Мирового океана.

1 группа. Установите по карте: где воды океана имеют  самую высокую температуру? С чем это связано?

2 группа. Как изменяется температура  поверхностных вод в океане?

3 группа. Где в нем  образуется лед?

Вывод: Температура  поверхностных вод в океане уменьшается на поверхности от экватора к полюсам.

- Отчего же это зависит?

Температура морской воды у поверхности морей и океанов зависит от климата. Те части Мирового океана, которые  находятся в районах с жарким климатом, имеют температуру воды +25-30 С. В полярных же районах океанов температура воды  опускается  до -1.8С.  При такой температуре пресная вода рек и озер замерзает, морская же благодаря  растворенным в ней солям не замерзает. Температура замерзания у соленой воды на 1-2С ниже, чем у пресной, поэтому воды Мирового океана покрываются льдом только в полярных районах. Льдом покрываются  также некоторые  неглубокие  моря и заливы умеренного пояса, например Финский залив Балтийского моря.

До глубины 200 м температура воды меняется в зависимости от времени года: летом вода более теплая, зимой становится холоднее. Ниже 200 м она может меняться в результате притока теплых и более холодных вод. Чем глубже, тем вода холоднее. В среднем на каждые 1000 м глубины температура понижается на 2 С. На дне  глубоководных впадин температура воды около 0 С.

(Наложение карт солености и температуры вод)

Вывод: Температура и соленость вод Мирового океана изменяются от экватора к полюсам.

Практическая работа

Определите по карте соленость и температуру океанических вод по параллели 10 гр. С.ш. и по меридиану 180 гр. Результаты  отразите на контурной карте или в тетради,  сделайте  вывод по результатам  установленных фактов.

Закрепление  пройденного материала.

Установление причинно-следственных связей.

Океаническая вода – раствор, «живая руда»

т.к. вода – универсальный растворитель

Количество  граммов веществ, растворенных в 1 л. (кг.) воды

Соленость воды

У экватора соленость вод Мирового океана выше

т.к. здесь меньше осадков и больше испарения

Отдаляясь от экватора к полюсам соленость вод уменьшается

т.к. с отдалением от экватора воды «разбавляются» водой и охлаждаются

Соленость вод Мирового океана меняется с глубиной

Только верхние  слои  прогреваются

Температура  поверхностных вод в океане уменьшается на поверхности от  экватора к полюсам

т.к. количество поглощаемого водой тепла уменьшается от экватора к полюсам

Океанская вода замерзает  при температуре – 2 гр.С.

т.к. чем больше соленость воды, тем ниже температура замерзания

Домашнее задание:

1. параграф № 23 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Воды Мирового океана" 7 класс

Урок проводится с использованием игровой технологии и технологии проблемного обучения....

Воды Мирового океана

Урок по теме "Воды мирового океана" проводится в начале изучения темы "Гидросфера" в 7 классе....

Краткосрочное планирование по географии "Воды мирового океана" 7 класс

Краткосрочное планирование по георафии 7 класс третий (базовый ) уровень. Поурочный план с использованием семи модулей программы...

План-конспект урока географии на тему: « Воды Мирового океана»

Аннотация работы Цель работы: Разработать серию уроков в 7 классе по географии с применением элементов сингапурской методики по разделу «Гидросфера». Серия уроков построена на основе бло...

Конспект урока по теме "Воды Мирового океана".

Цель: формировать представления о Мировом океане, важнейших свойствах вод Мирового океана, особенностях распределения температур, солености океана.Оборудование: карта полушарий или физическая карта ми...

Конспект урока Воды Мирового океана 7 класс

Конспект модульного урока "Воды Мирового океана" 7 класс....