Урок по природоведению в 5 классе по теме: « Планета Земля» ( обобщение знаний).
план-конспект урока (география, 5 класс) по теме

Дергунова Наталия Владимировна

Тип урока: урок-игра

Задачи урока:

Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме "Земля"; пробелы в знаниях с целью ликвидировать их на последующих занятиях.

Развивать умение наблюдать явления и давать им объяснения; делать выводы и обобщения; устанавливать причинно-следственные связи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_prirodovedeniyu_v_5_klasse.doc42 КБ
Office presentation icon svoya_igra.ppt2.03 МБ

Предварительный просмотр:

                Урок по природоведению в 5 классе (2011-2012 уч.год)

Тема: « Планета Земля» ( обобщение знаний).

Цель: углубить и развить знания учащихся о Земле.

Задачи урока:

Выявить степень и глубину усвоения учащимися материала по теме "Земля"; пробелы в знаниях с целью ликвидировать их на последующих занятиях.

Развивать умение наблюдать явления и давать им объяснения; делать выводы и обобщения; устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитание экологической грамотности школьников и бережного отношения к природе.

Тип урока: урок-игра.

Оборудование : электронная презентация, проектор, компьютер, карта, атласы.

Методы обучения: проблемный, наглядно-образный, диалогический.

Преподавание ведётся по УМК:

Плешаков А. А., Сонин Н. И. Природоведение. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин.- 2-е изд., испр. и дораб.- М.: Дрофа, 1997.- 176 с.: ил.

Плешаков А. А. Природоведение. 5 кл.: рабочая тетради к учебнику "Природоведение" / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин.- 11-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007.- 64 с.: ил.

Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5-й класс: к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина "Природоведение. 5 класс": метод. Пособие / Л. Д. Парфилова.- М.: Издательство "Экзамен", 2005.- 126 с.: ил.- (Серия "Учебно-методический комплект).

Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина / авт.-сост. Т. В. Козачек.- Волгоград: Учитель, 2007.- 127 с.

Ход урока:

Учитель. Сегодня у нас будет необычный урок- мы немного поиграем.. Тема игры- «Земля»,то есть мы сейчас повторим всё то, что изучили в главе «Земля», а я посмотрю, как вы усвоили этот сложный материал.

Звучит фонограмма первого куплета и припева песни ВИА «Земляне» «Трава у дома». На экране – фото Земли из космоса.

      Игра называется « Своя игра». У нас есть три команды. Это команда 1-го ряда, команда 2-го ряда, команда 3-го ряда.

Правила игры.

Каждая команда по очереди кидает кубик и тем самым выбирает тему вопроса блока, каждому блоку соответствует определенная тема главы «Земля». Затем называет номер вопроса из блока.

Итак, начали.

Вопросы.

« Гипотезы возникновения Солнечной системы».

  1. Кто из ученых выдвинули свои гипотезы возникновения Солнечной системы».
  2. Что такое гипотеза?
  3. Чем схожи гипотезы Ж. Бюффона и Дж. Джинса?
  4. Чем схожи гипотезы И.Канта, П.Лапласа и О.Ю.Шмидта?
  5. Рассказать современную гипотезу возникновения Земли и всей Солнечной системы.
  6. Какие существуют божественные представления о возникновении Земли?

« Литосфера».

1.Что внутри у Земли? (внутреннее строение Земли)

2.Закончите фразы:

А) Земная кора состоит из:

Б) Горные породы состоят из:

3. Указать составные части вулкана.( картинка)

4. Что такое землетрясение и как оно происходит?

5. Назовите группы горных пород с примерами.

6.Что такое полезные ископаемые , назовите какие полезные ископаемые нарисованы?

« Гидросфера».

1.Назвать части гидросферы.

2.Что входит в состав Мирового океана?

3. Назовите части реки.(схема)

4.Что входит в состав вод суши?

5. Какая вода бывает по составу?

6. Как происходит круговорот воды в природе?

« Атмосфера».

1.Строение атмосферы.

2.Как нагревается воздух?

3. Что такое ветер? Назвать причину возникновения ветра.

4. Что такое погода?

5. Что такое климат? Типы климата.

6.Каково значение атмосферы?

«Материки»

1.Назвать и показать материки и части света?

2.Дать характеристику любому материку.

3.Чем материк отличается от части света?

4.На каких материках находятся следующие объекты: горы Гималаи, пустыня Сахара, река Амазонка, озеро Эйр.

5.Назовите рекорды материков.

6.Дополни.

Самое глубокое озеро……

Самый большой остров……..

Самый большой полуостров……………..

« Неповторимая планета»

1.За какой промежуток времени Земля делает один оборот вокруг своей оси?

2.Почему на Земле не может одновременно наступить день или ночь?

3.Что такое земная ось?

4. Отчего происходит смена времен года?

5. На каком расстоянии от Земли находится Солнце?

6.Что такое экватор?

  Физминутка: Космическое путешествие.

    Интерактивная сказка «Приключения Росинки»

Однажды ранним утром на листочке одуванчика появилась капелька воды – Росинка. Она так обрадовалась своему рождению, ее окружал огромный мир, и Росинке захотелось немедленно с ним познакомиться.

Взошло солнышко. От теплых золотых лучей солнца Росинка почувствовала себя легкой-легкой, оторвалась от листочка и поднялась в воздух. Легкий ветерок перенес ее с луга к большому городу. И тут Росинка заметила, что Солнце светит не так ярко, а из многочисленных промышленных труб вырываются клубы густого едкого дыма. Росинка даже стала чихать. Чтобы спастись от дыма, она поднялась повыше, но оказалось, что там, на большой высоте, от Солнца приходит не только свет и тепло. От вредных выбросов озоновый слой так истончился, что образовалась озоновая дыра и через нее проникает губительное для всего живого ультрафиолетовое излучение. Оно так сильно обожгло Росинку, что той пришлось искать спасения в ближайшей реке.

Река Росинку тоже неприятно удивила. В ней не оказалось рыб, зато плавали бутылки, переливались мазутные пятна, и было еще много всякой гадости. От ужаса Росинка выпрыгнула снова в воздух атмосферы. Еле успела отдышаться, как пошел ливень, и вместе с дождевыми каплями Росинка оказалась на поверхности почвы. Ливневые потоки легко размыли вытоптанную стадами коров почву, и грязный поток понес Росинку вниз по склону оврага. Изо всех сил она старалась выбраться, но ей никак не удавалось, пока на пути не попался корешок кустарника. Как насос всосал корешок Росинку внутрь, потом она стала подниматься вверх по стеблю, пока не попала в клетку листа. Здесь, наконец, она почувствовала себя спокойно и уютно и немедленно принялась за работу по созданию органических веществ.

 

Учитель. В чем мораль этой сказки?

-Чтобы Земля не потеряла способности поддерживать жизнь, необходимо сохранить все свойства земных оболочек, бережно относиться к природе. Мне хочется привести слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда. Вот почему, вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом»

-Как вы можете поучаствовать в охране Мирового океана от загрязнения, ведь до ближайшего моря более 1000 километров ? (охраняя реки, так как они впадают в океан)

-Можете ли вы участвовать в охране атмосферы от загрязнения? (экономить электроэнергию, беречь и восстанавливать леса, сдавать макулатуру)

-Как защитить почву от овражной эрозии? (сохранять леса, высаживать кустарники по склонам оврагов)

  Вывод: чтобы сохранить природу Земли, необходимо бережно относиться к своей стране, к своей родине.  Охрана природы должна происходить на всех уровнях – глобальном -общемировом, государственном – в каждой стране и местном – в каждом городе, поселке, деревне. Мне хочется верить, что вы  будете бережно относиться к родной природе, к своей родине.

Родина – это деревня или город,

Где родились и где выросли мы.

Это и речка, и лес, и закат,

Это ватага дружных ребят.

Желтое солнце и синее небо,

Это поля золотистого хлеба,

Запах цветов, лугов и полей,

И крик пролетающих журавлей.

 

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Повторить материал темы «Земля»

Творческое задание: сочинить песню, сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме : «Сохраним природу Земли»

 

И закончить сегодняшний урок мне хочется такими стихами.

По степям и дубравам, к воде ледяной,

Мы идем не за славой, идем за мечтой.

Нам под звездною крышей поют соловьи.

Нет поэзии выше дыханья Земли.

 

Что сумеет сравниться с величием гор,

С трепетаньем зарницы над гладью озер.

Что тревожит сильнее, чем крик журавля,

Что бывает роднее, чем эта земля!

 

Я хочу, чтобы сыну явился во сне

В небе клин журавлиный, плывущий к луне.

Пусть несется сквозь годы отцовский завет:

Человек – сын природы, коль он человек!

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Планета Земля. Цель: углубить и развить знания о Земле. Учитель географии МОУ « СОШ 55» Дергунова Наталия Владимировна.

Слайд 3

СВОЯ ИГРА

Слайд 4

1 Литосфера Гидросфера Атмосфера Планета Материки Гипотеза 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 5 4 3 2 1

Слайд 5

Кто из ученых выдвинули свои гипотезы возникновения Солнечной системы ?

Слайд 6

Что такое гипотеза?

Слайд 7

Чем схожи гипотезы Ж. Бюффона и Дж.Джинса?

Слайд 8

Чем схожи гипотезы И.Канта и П.Лапласа и О.Ю.Шмидта?

Слайд 9

Рассказать современную гипотезу возникновения Земли и всей Солнечной системы.

Слайд 10

Что внутри у Земли?

Слайд 11

Закончите фразы: А. Земная кора состоит из… Б. Горные породы состоят из…

Слайд 12

Указать составные части вулкана.

Слайд 13

Что такое землетрясение и как оно происходит?

Слайд 14

Назовите группы горных порд с примерами.

Слайд 15

Назвать части гидросферы.

Слайд 16

Что входит в состав Мирового океана ?

Слайд 17

Назовите части реки.

Слайд 18

Что входит в состав вод суши?

Слайд 19

Какая вода бывает по составу?

Слайд 20

Строение атмосферы.

Слайд 21

Как нагревается воздух?

Слайд 22

Что такое ветер?

Слайд 23

Что такое погода?

Слайд 24

Что такое климат? Типы климата.

Слайд 25

Назвать и показать материки и части света?

Слайд 26

Дать характеристику любому материку.

Слайд 27

Чем материк отличается от части света?

Слайд 28

На каких материках находятся следующие объекты: горы Гималаи, пустыня Сахара река Амазонка, озеро Эйр.

Слайд 29

Назовите рекорды материков.

Слайд 30

За какой промежуток Земля делает один оборот вокруг своей оси?

Слайд 31

Почему на Земле не может одновременно наступить день или ночь?

Слайд 32

Что такое земная ось?

Слайд 33

Отчего происходит смена времен года?

Слайд 34

На каком расстояние от Земли находится Солнце?

Слайд 36

« Приключения Росинки»

Слайд 48

Как вы можете поучаствовать в охране Мирового океана? Можете ли вы участвовать в охране атмосферы? Как защитить почву от овражной эрозии?

Слайд 50

Домашнее задание: Сочинить песню, сказку, нарисовать плакат или рисунок на тему :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - КВН в 6 классе "Наш дом - планета Земля".

Урок обобщения знаний учащихся по теме "План и карта", совершенствования и отработки приёмов работы с географической картой, формирования творческого подхода к применению географических знаний....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие"

Данный урок является уроком систематизации и обощения знаний и умений в 7 классе по теме "Деепричастие". Материал урока соответствует содержанию программы по русскому языку, дает возможность системати...

Урок русского языка в 7 классе по теме"Повторение и обобщение знаний о наречии"

Урок повторения и обобщения знаний по теме " Наречие". Урок -восхождение в горы. Для достижения целей и задач на уроке использована поэзия Владимира Семёновича Высоцкого.Форма работы-групповая. К урок...

Проверочная работа по природоведению 5 класса по теме "Гидросфера Земли".

Проверочная работа расчитана на проверку знаний учащихся по теме "Гидросфера Земли". В тестовую работу включены задания развивающего характера, загадки, ребусы....

Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"

Цели урока: • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”; • развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь, память, мышление, внимание учащихся; формирова...

Урок Победы в 9 классе по теме "Планета Земля без войн"

На данном уроке учащиеся закрепили  знания  по разделу «Будь толерантным, и ты избежишь конфликтов», изучили  исторические факты Великой Отечественной войны через диалог обм...

Технологическая карта урока географии в 5 классе "Путешествие по планете Земля"

Урок закрепления. Региональный компонент по РСО-Алания....