урок географии в 7 классе на тему "Антарктида - загадочный материк"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Урок на тему "Антарктида - загадочный материк". Технология критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antarktida_urok_.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии в 7 классе

учителя МОУ «СОШ №4 г. Ртищево» Филатовой Н.А.

Тема урока «Антарктида - загадочный край».

Технология критического мышления.

Цели:

Образовательные:

Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, определить причины природных особенностей Антарктиды.                                                                                                      Развивающие:

Способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (контурными картами, атласами, учебниками, энциклопедическим, справочным  материалом, различными видами карт), умениям работать в группах; развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов.

Воспитательные:

На примерах героической жизни полярников, способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели  и преодолевать любые трудности, а так же прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы.

Инструментарий:                                                                                                                                                            Карты: физическая карта мира, презентация,  мультимедийный проектор, учебники, атласы, тетради.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Методические рекомендации

1. Организационный момент

И вновь звенит для нас звонок, нам надо с вами начинать урок!  (Приветствие учителя)

Проверка готовности к уроку

2.Мотивационно – целевой блок

 (стадия вызова)

Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы познакомимся с еще одним материком. А что же это за материк, попытайтесь установить по данному описанию                                                                                             « На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…»                                                                        Так написал в 1947г английский ученый, исследователь – А.Ричард Бэре о материке, с  которым мы познакомимся на уроке.                                                                                                       А что же это за материк?                                                  Сформулируйте тему урока.                                                                    Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида?  Что вы знаете об этом материке?    

1.Заполнение таблицы  (прием «ЗХУ»)

знаю

хочу узнать

Узнал

  2. Устная работа с утверждениями                                          (прием «Верные и неверные утверждения)                                             - Антарктида – самый холодный материк                                                 - в Антарктиде есть львы и леопарды                                                                     - Антарктида принадлежит России                                                                         -Антарктида - единственный материк, который пересекается всеми меридианами Земли                                                                                    - рост птиц в Антарктиде достигает 120 см                                                                - в Антарктиде, как и в пустыне, встречаются оазисы, водоёмы с тёплой водой и растительностью вокруг

- в Антарктиде нет постоянного населения

- Большая часть Антарктиды лежит в западном полушарии Земли    

-  в Антарктиде все берега только северные
 - Антарктида удалена от всех материков    

3.Для заполнения второй колонки таблицы необходимо использовать прием «Инсерт».  

Текст для самостоятельной работы:

«Я до сих пор не верю, что мы были на самом краю Земли!

Вокруг жестокое солнце, морозы и страшная пурга.

Я был на обширной равнине, а у меня кружилась голова, шла из носа кровь, как будто я поднялся, высоко в горы.

Вокруг меня был снег, а я был в солнечных очках и загорел, как в тропиках.

Я видел птиц, у которых яйца не в гнездах, а при себе.

Морские животные выходят сухими из воды.

А еще я видел слона, льва и леопарда, живущих в воде».

Работа с текстом позволит уч-ся быстро заполнить таблицу. На основе содержания колонки (хочу узнать)  определяются цели урока:

Определить отличительные природные особенности Антарктиды;

Выявить причины, определяющие  особенности природы материка;                                                                                         Определить, как климат материка влияет на органический мир Антарктиды

Учащиеся слушают описание материка, зачитываемого учителем  

Формулируют тему урока.                                       Тема урока «Антарктида».                Записывают тему в тетрадь

Цель использования приема на стадии вызова – это актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу

На этапе работы с утверждениями целесообразно применить прием «толстые и тонкие вопросы» (некоторые утверждения объяснить или опровергнуть,  приведя этому доказательства)

Данный методический прием позволяет подвести учащихся к формулировке цели урока. Названные цели полно и всесторонне отображают содержание урока.

3.Содержательно – процессуальный блок                      (стадия осмысления)

   1 Этап.  

 Работа в группах  (главными задачами являются:

  • активное получение новой информации;
  • осмысление новой информации)

  Задание группы 1. 1.Определить главные черты природы материка.  («Страна морозов», «Страна пурги», «Страна за облаками», «Страна жестокого солнца»)

2.Привести конкретные примеры и интересные факты, доказывающие природные особенности материка.

Задание группы 2.  1.Объяснить, почему Антарктиду называют «Страной морозов», «Страной пурги», «Страной за облаками», «Страной жестокого солнца»?

2.Разрешить противоречие  в понятие «Страна морозов и жестокого солнца»

2 Этап.

Отчет групп о проделанной работе

 

Работа с  атласом и картой, текстом учебника и  материалами справочной литературы.

Ребята работают над своими заданиями, формулируют выводы; заполняют таблицу (карточки – задания)          

Отчеты групп сопровождается презентацией, которая отражает все отличительные черты природы материка Антарктида.

IV. Стадия рефлексия.

   В таблице заполняется третья колонка (узнал).  

   На доске составляется «Кластер» по теме урока.

   Каждая группа составляет «Синквейн»

Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.

5.

Домашнее задание: выучить параграф 57; подготовить презентации и сообщения по теме «Антарктида»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 7 класс по теме "ФГП Африки . История исследования материка. Практическая работа"

Урок разработан для изучения темы "ФГП Африки. История исследования материка " на основе УМКДомогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на котороймы живем. Аф...

Интегрированный урок (география, биология, история) по теме: Материки на глобусе и карте полушарий

Необходимость постоянно совершенствовать обучение и воспитание учащихся с проблемами в развитии, повышать ее качественный уровень, изучение особенностей школьников в процессе обучения, намеченные пути...

Презентация "Австралия. Загадочный материк."

Это одна из презентаций цикла об Австралии. Целью урока является повторение и закрепление материала страноведческого и лингвострановедческого характера по теме "Австралия", тренировка произносительных...

План-конспект урока 7 класс по темпе:""Карты материков и океанов"

План-конспект составлен для 7 класса Рабочая программа по географии с региональным компонентом для 7 класса (на основе авторской программы И.В. Душина «Наш дом- Земля»)....

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....

План - конспект интегрированного урока (география + музыка) «Музыкальное путешествие по материкам»

Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого д...