Программа по ФГОС по внеурочной деятельности по географии для учащихся 5-ых классов
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

В материалах представлена программа по внеурочной деятельности учащихся пятых классов. Большая часть часов выделена на экскурсионные поездки. Классные часы - подготовка учащихся к пониманию и осознанию экскурсионных поездокю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27

с углубленным изучением отдельных предметов

городского округа Самара

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №27 г.о. Самара

К.Е.Ловичко

Приказ №         от  01.09.2013 г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«Самарские краеведы»

                                                        Направление: географическое

                          Вид деятельности: проблемно-исследовательский

                                                      Возраст школьников: 5 классы 

                                                      Разработчик:

                                              учитель географии высшей категории

                                                                               Горбачева М.М.

2013 год

Пояснительная записка.

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного  общества. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

  Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Подготовка учащихся к олимпиадам и научным работам по краеведению показала, что у учащихся особенно среднего звена снижена заинтересованность  жизнью своего города и его прошлого.  Однако, реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.

  Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы  ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений.  Средний школьный возраст  является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому программа, направленная на формирование патриотического сознания  школьников - пятиклассников, является актуальной  в настоящее время. Именно поэтому из банка программ по внеурочной деятельности мной была взята  программа «Краеведение».

        Нельзя недооценивать важность научиться подрастающему поколению чувствовать и осознавать себя детьми России – страны с тысячелетней историей, духовной культурой которой можно и должно гордиться.

Уникальная, самобытная культура наших предков  осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Человек, изучающий краеведение, - это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко  всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать другим поколениям.     Внеурочная деятельность составлена на основе авторской программы «Фольклорный ансамбль «Берёзки» И.В.Бочковой.

Цели  программы :

  • способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Самарского края;
  • воспитание любви к природе родного края;
  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи программы:

Образовательные

1. формирование представлений о  краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

2. приобретение знаний о природе родного края и его компонентах; культура и традиции народов Самарской области

3. закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. формирование уважительного, бережного отношения к природному  наследию своего края, его геологической истории.

2. воспитание уважительного отношения к окружающей природной среде. Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

4. совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды.

5. позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Развивающие

1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. развитие кругозора учащихся.

3. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 5-ых классах
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей,  и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ, презентационных групповых работ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению  краеведения  обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.

Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.  

Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время. 

Методы и приемы обучения:

-     обобщающая беседа по изученному материалу;

- работа с различными источниками;

 -  виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой ( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, презентации;

-работа с ресурсами сети Интернет.

- проведение викторин, экскурсий, праздников, походов, индивидуальных и групповых занятий

Виды деятельности учащихся на уроке

- ориентирование на местности и чтение карт различного содержания;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование;

-работа в сети Интернет.

Предполагаемые результаты обучения

   Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного  и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми  компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

Это предполагает:

-освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;

-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

   Эффективность  обучения  по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса  ученик должен:

знать/понимать

  - краеведческие термины и понятия;

  - основные периоды истории Самарского края, Кинельского района;

  - даты ключевых событий;

  - знать выдающихся деятелей Самарского края.

уметь

        - соотносить даты событий истории Поволжья с основными периодами отечественной истории;

  - рассказывать о важнейших событиях истории Поволжья и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия Самарской области;

  - показывать на плане и карте расположение г.Самары, г.Кинеля, с.Алакаевка, местных достопримечательностей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  - проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников;

  - понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;

  - высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историческо - культурном наследии народов Поволжья;

-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Названия разделов

 и тем

Общее количество часов

Часы аудитор-ных занятий

Часы внеауди-

торных активных занятий

Содержание занятий

Форма проведения занятия

Природа Самарской области

Самара- красивейший город Поволжья

Природа Самарского края. Особенности климата, рельефа,   растительного и животного мира.

Многообразие растений и животных Самарской области. Редкие, лекарственные, ядовитые растения.

Жигулёвский заповедник  жемчужина Поволжья  Национальный парк Самарская Лука. Красная книга Поволжья.

Волга великая река России.

Поэты и писатели о Волге и Самаре.

10ч

 

Знать: особенности г. о.Самара 

Уметь: вести наблюдения

Знать: особенности климата, рельефа Самарской облости

Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

Знать: многообразие растений и животных Самарской области.

Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

Знать: особенности природы  Самарской области. Заповедник и национальный парк Самарская Лука

Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

Знать: поэтов и писателей Самарского края

Уметь: творчески преподносить  произведения

Экскурсия

№1 (по паркам и скверам Самары)

Конкурс презентаций

Самостоятельная работа по группам

Экскурсия

№2 (с. Ширяево. Штольни, Верблюд-гора, Жигулевские ворота)

Поисковые исследования

Конкурс видеофрагментов

2.

Я живу в Самаре

История возникновения Самары от крепости до наших дней.

Административное деление г. Самары.

Красноглинский район: история и культура

Самара многонациональная

Культура и быт народов Самарского края  

Я родился в Самаре. Традиции самарских семей.

Известные самарцы: П. Алабин.

9 ч

Знать: историю возникновения. Герб, флаг Самары

Знать:  историю возникновения крепости Самара, города Самара, Самарской области

административное деление на округа и районы города Самары

Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

Знать:  основные улицы и архитектурные памятники Красноглинского района

Уметь: вести наблюдения

Знать: традиции своей семьи

Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

Знать: известных самарцев

Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

Лекция, беседа. экскурсии, презентации

Работа в группах. Подготовка презентаций

Экскурсия

№3(Обзорная по району0

Выступление творческих групп

Конференция

Экскурсия №4 (Посещение музея П. Алабина)

3.

История региона

Легенды и были седых Жигулей.

Стенька Разин и Казачья вольница

Самара купеческая. Особенности культуры и быта Купцы меценаты.

Наш край в начале XX века

Самара в годы ВОВ. Запасная столица

 

Знать: как отображается история Самарского края в былях и легендах

Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

Знать: историю Самарской земли в XVII веке

Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

Знать: знать историю Самары в XVIII-XIX веках

Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

Знать: историю города в начале

Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

Знать: историю города Самара во время ВОВ

Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

Конференция

Экскурсия№5 (по местам Стеньки Разина)

 Электронный отчет творческих групп

Урок-путешествие

Беседа

4

Самара культурная

столица региона

Крупные музеи Самары

Основные театры Самары

Дома культуры и бибилиотеки Самары

Урок обобщения и повторения

Знать: Театр Драмы им. Горького, театр Оперы  и  Балета, театр кукол, ТЮЗ, СМАРТ, альтернативные театры. Художественный музей, Краеведческий музей, Зоологический музей

Уметь: самостоятельно находить краеведческую информацию

Знать: репертуар Самарских театров

Экскурсия№ 6 (Обзорная экскурсия по музеям)

Экскурсия№ 7

Зкскурсия №9

Работа по группам (Составление кластера )

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

1. Астахов Е. Три шага в будущее: заметки писателя о людях и делах Куйбышевгидростроя. – Куйбышев: книжное издательство, 1981. 128 с.

2. Барашков В.Ф. История в названиях рек. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1990. – 80с.

3. Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. – Куйбышев: Книжное издательство, 1986. 232 с., илл.

4. В,В,Воронин, В,А,Гавриленкова. … Самара -Учебникпо географии Самарской области -изд.Просвещение 2010г – 335с.

5.. Демидов А., Демидова И. Мелодии старой Самары. – Самара, 1992. -108с.

6. Жемчужины Жигулей. Сост. Кузьменко С.Е. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1982. – 156с., илл.

7. Зеленый шум. Сост. В.И.Тимошенко. – Самара: Кн. Издательство, 1991. 171 с.

8. Кривобоков В.И. История Междуречья. Малая Родина: Самарское Заволжье, Кинельский район, г.Кинель, п.Алексеевка. – Самара: ООО «Офорт», 2011. – 275 с.

9. Самарская область. Учебное пособие. – Самара: Самарский Дом печати, 2001. – 440 с.

10. Теодорович Т.Б. Алакаевка. Фрагменты истории (хроника села с 1752 по 2002 г.) – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 183с.

11. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. Учебное пособие. - Самара: НТЦ, 2003.

12.Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Край Самарский. -  Куйбышев: Книжное издательство, 1988.

13.Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. - Самара: НТЦ, 2003.

14. Храмков Л.В. Трудящиеся Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. - Куйбышев: Книжное издательство, 1985.

15. Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. – Самара, 2003. 288 с.

16. Сайт «Самарский краевед». Научно-популярный сайт об истории Самарского края.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов

Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста....

Рабочая программа, реализующая ФГОС ООО, внеурочной деятельности «Речеведение» для 5-9 классов (базовый уровень)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Речеведение»  составлена для обучающихся 5-9 классов на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку, направленной н...

Программа внеурочной деятельности по географии «Интересные планеты» для 5 класса

Данная программа дает возможность более подробно изучить Солнечную систему и рассмотреть те вопросы которые не вошли в программу для 5 класса ....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для учеников 5-8 классов

Программа внеурочной деятельности по  географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных  разделов географии, но и помогает в становлении устойчив...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная география» общеинтеллектуального направления для 10 класса 2020-2021

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная география»  общеинтеллектуального направления для 10 класса...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по географии «Юные метеорологи» для 6 класса

Актуальность курса продиктована недостатком времени в урочной деятельности для изучения раздела «Земные оболочки» в частности «Атмосферы». Кроме этого программа способствует фо...