Урок изучения нового материала по географии в 11 классе по теме "Япония"
план-конспект урока по географии (11 класс) на тему

Куратова Ирина Владимировна

Методическая разработка урока по географии в 11 классе по теме "Япония" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yaponiya.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Япония: территория, границы, население

План урока:

  1. Название страны и состав территории.
  2. ЭГП и ПГП . Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.
  3. Особенности населения. Демографическая политика.
  4. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.

Учитель. Сегодня мы познакомимся со страной, которую называют очень странно «Страна - наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны,  пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, белый цвет является траурным. Это ЯПОНИЯ.  Сегодня мы будем путешествовать по этой стране с помощью наших экскурсоводов (заранее учащимся даны задания).

  1. Название страны и состав территории. Древнее название страны – Ямато. Японцы называют ее Ниппон или Нихон, т.е. Страна восходящего солнца. Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – Солнцем в середине. Круглая хризантема – национальный цветок Японии. Япония – страна-архипелаг, расположенная на четырех крупных островах Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырех тысячах мелких островах в Тихом океане.  Столица Японии – Токио, что означает «Восточная столица», расположена на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо.
  2. ЭГП и ГПП страны. Япония – древнее государство. Однако, длительный период ее изоляции привел к тому, что  вплоть до 20 века она была как бы спрятана от глаз европейцев. Со времен второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Предъявляет претензии России на острова Курильской гряды Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабоман. Япония входит в «большую семерку», что говорит о ее высоком экономическом развитии,  не является членом НАТО и других объединений, потому что ее удаленность от большинства стран затрудняет процесс интеграции.
  3. Особенности населения. Население Японии – 127 млн. человек. Это восьмое место в мире. Территория 372 тыс. кв. км. Средняя плотность населения – 336 чел/кв. км. Но фактически плотность выше, поскольку почти все население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.  Япония – конституционная монархия, империя. До принятия конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В настоящее время император страны – АКИХИТО – символ государства и единства нации, так как вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. По административно-территориальному деления Япония – унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо. Подавляющая часть населения живет в городах – 76 %. В стране более 200 больших городов, 12 из них города-миллионеры. Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения. Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием японцев повысить уровень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемостью. Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируется более поздние браки по договоренности родителей. Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире (4 на 1000, в США – 8 на 1000, в России – 18 на 1000) и с самым высоким  уровнем продолжительности  жизни (мужчины – 76 лет, женщины – 82 года). Для сравнения в России женщины - 72 года, мужчины – 62 года.

Почему японцы живут долго? В пишу употребляется много морепродуктов.  Японцы как никто другой народ  в мире знают и понимают насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца. Гигиена. Каждый чихающий, сморкающий носит на лице, покрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли.

Национальный состав населения исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99 % населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы, особенно в больших городах.

Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и слоговая азбука.

Японцы – очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии – буддизм. Японская система верования – синтоизм, что означает «божественный путь», обслуживает основные религиозно-бытовые обряды, и прежде всего свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах. Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные обряды. Храмом в Японии является пагода. Это необычайное для европейцев сооружение, многоярусное с крышей, причудливо загнутой вверх на углах.

Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей  уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относится почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай. Краткие сообщения учащихся об этих традициях.

Почитание старших. У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом  45 градусов, коллеги кланяются друг другу под углом 15 градусов, встречают клиентов и покупателей под углом 30 градусов – значит, каждому свой угол. Еще, когда мать по японскому обычаю носит младенца у себя за спиной, они при поклонах заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

Чаепитие. Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более пяти человек. В комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы – старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый ковш подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает его кипятком и специальной бамбуковой метелочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

Икебана. Икебана – приблизительный перевод – искусство составления цветов. Это целая наука, ее преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны, требует от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия ее едва уловимых свойств

Бонсай. Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Это маленькие садики, по своим размерам, не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клены, лиственницы, высотой до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них все свободное время в раздумьях.

Кимоно. У японцев свой национальный костюм – кимоно. Кимоно носят и сегодня в праздничные дни. Оно передается по наследству. Все радостные события: рождение ребенка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, веер и зонтик.

В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь издавна строят легкие дома, при разрушениях которых не гибнут люди. Дома сделаны из легких деревянных планок. Стены раздвигаются как дверцы книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища. Поля покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы – татами. Днем на них сидят, обедают, а на ночь на них стелют постель. Мебели, как правило, мало.  В доме идеальная чистота. Придут гости и хозяева пригласят их к столу, а вместо вилок дадут деревянные палочки.  В Японии до сих пор хранят верность деревянным палочкам. Столовые, рестораны, отели Японии ежегодно закупают 11, 3 млрд. тонких палочек. Используют их лишь один раз, а затем выбрасывают. Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются, что за разнобой, А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдцах, и на чашках. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощанье бумажную птичку – журавлика. Считается, что он приносит людям счастье.

  1. Природные ресурсы и их использование. Природа на Японских островах жестока. Часто случаются землетрясения. Ощутимый вред стране приносят цунами и тайфуны. Но я еще добавлю, что природа Японии скупа. Страна бедна минеральными ресурсами, поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы. Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет снимать два урожая риса и овощей в год. Леса занимают 2/3 территории страны. Порожистые и короткие реки Японии – источники гидроэнергии и воды для полива полей. Фауна Японского моря богата и разнообразна. Особый интерес у японцев вызывает японская вишня-сакура. Плоды ее несъедобные. Сакура цветет один день, один день набухают почки, за один день цветки облетают.

Японцы как никто другой народ  в мире знают и понимают насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

К  6 августа 1945 года Япония была на грани капитуляции. Однако США взорвали бомбу над Хиросимой. В США была создана даже специальная служба погоды, которая должна была указать самый безоблачный объект из тех нескольких японских городов которые американские руководители отобрали для уничтожения. Лучшие условия бомбардировки оказались над Хиросимой. О том, что произошло в этих городах после атомного взрыва прочитала ученица:

Из воспоминаний очевидца: «Ослепительная зеленоватая вспышка, взрыв, сознание подавлено, волна горячего ветра, и в следующий момент все вокруг загорается. Тишина, наступившая вслед за грохотом, ни с чем не сравнимой, дотоле неслыханной силы, нарушается треском разгорающегося огня. Под облаком рухнувшего дома лежат оглушенные люди, в пламени гибнут женщины, гибнут в огненном кольце очнувшиеся и пытающиеся спастись люди.

Миг – и с людей свалилась вспыхнувшая одежда, вздулись руки, лицо, грудь: лопаются багровые волдыри и лохмотья кожи сползают на землю. Это приведения. С поднятыми руками они движутся толпой, оглашая воздух криками боли. На земле грудной ребенок, мать мертва. Но ни у кого нет сил прийти на помощь, поднять его. Оглушенные и обожженные люди, обезумев, сбились ревущей толпой и слепо тычутся, ища выхода… Ни с чем не сравнимая, трагическая картина: люди утратили последние признаки человеческого разума».

Американцы построили госпиталь жертвам Хиросимы, в котором никого не лечили, а лишь исследовали как гибнут люди от лучевой болезни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Урок изучения нового материала в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"...

Презентация к уроку изучения новой темы в 10 классе по теме "Жиры"

Презентация к уроку изучения новой темы в 10 классе по теме "Жиры"...

Урок изучения нового материала в 6 классе "Признаки делимости на 2,5 и 10"

Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В разработке указаны не только цели урока и задачи, но результаты.Цели (задачи) урокаобразовательные: познакомить с признаками делимости на 2, ...

Презентация для урока изучения нового материала в 8 классе "Часовые пояса России"

Презентация для урока изучения нового материала в 8 классе "Часовые пояса России". Материал презентации иллюстрирует рассказ учителя, помогает раскрыть основные понятия темы. Даются правила вычисления...

Презентация к уроку изучения нового материала в 5 классе по теме "Прямоугольник" (исследовательская деятельность)

Презентация предназначена для организации и фиксирования результатов исследовательской деятельности и последующей рефлексии (в контексте урока)...

Урок изучения нового материала в 5 классе по ФГОС "Уравнение"

Предлагается вашему вниманию ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока по теме "Уравнения". Этот урок первый по счету по этой теме и в нем изучается новый материал. Он может быть использован молодыми учителями...