План-Конспект урока по географии в 9 классе по теме "Урбанизация".
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Яжук Галина Леонидовна

План-Конспект урока по географии в 9 классе по теме "Урбанизация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_gorodskoe_i_selskoe_naselenie_rossii.docx629.8 КБ

Предварительный просмотр:

                          ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока:        Урбанизация.

Городское и сельское население. Расселение населения России.

ФИО (полностью)

Яжук Галина Леонидовна

Место работы

г. Петрозаводск МВСОУ « Центр образования»

Должность

учитель

Предмет

география

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Тема урока: Урбанизация.  Городское и сельское население. Расселение населения России.                               Урок № 4

Базовый учебник

 Дронов В.П., Ром В.Я. География России.          Население и хозяйство России.

                                        М. : Дрофа, 2011г

Цель  урока: Изучение особенностей урбанизации и расселения. Определить долю городского и сельского населения России; сформулировать определение понятий «урбанизация»; «городские  агломерации», «мегалополис»; выявить факторы влияющие на размещение  населения по территории страны.

Задачи:

  • обучающие

- формировать знания обучающихся о структуре населения России;

      - формировать знания обучающихся о, типах населённых пунктов;

- формировать навыки использования информационных технологий;

  • развивающие:

      -  развивать наблюдательность, память, логическое мышление,  речь (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

- развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать навыки по поиску информации и ее обработке;

- формировать навыки использования икт;

  • воспитательные:

- воспитывать информационную культуру;

- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию. 

- формировать  научное мировоззрение.

Планируемые результаты обучения: 

    Предметные:

  • Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и ЭОР и дает определение понятия «Урбанизация», «Городские  агломерации», «Мегалополис»,                                         « Многофункциональные города».
  • Учащиеся самостоятельно определяют долю городского и сельского населения, основные зоны размещения населения России.

Метапредметные:

  • Умеют  определять понятия по существенным признакам.
  • Умеют  находить причины и следствия (на примере анализа карты «Уровень урбанизации регионов России» ЭОР)
  • Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,

выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.

Личностные:

  • Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований

собственных действий.

   Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний

   Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая  работа.

Необходимое техническое оборудование: политико-административная карта России,атлас,  компьютер, проектор, Интернет, учебник,  ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕКЦОР http://scool-collection.edu.ru.

Структура и ход  урока:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный

Проверяет готовность к уроку, настраивает учащихся на серьезную работу в доброжелательной обстановке.

Учащиеся готовятся к уроку. Акцентируют внимание, настраиваются на урок.

1 мин

2.

Целеполагание и мотивация

Нет сегодня краше в мире целом

Города, в котором я живу.

И его торжественно и нежно

Я своею родиной зову.

Подготовка к восприятию материала.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют

цели урока.

4 мин

3.

Изучение нового материала

 

30 мин

  1. Урбанизация

ЭОР №1

Дает задание: используя текст учебника и ЭОР (блок5)сформулировать понятие «урбанизация». Работа с терминологическим словарем.

Работа с картой ЭОР (блок 6)+ атлас, выяснить районы с высокой и низкой степенью урбанизации и сделать вывод.

Работа с текстом учебника записывают тему урока и определение «урбанизация» в тетрадь.

2. Характеристика городов

ЭОР №2

http://www.fcior.edu.ru/card/22601/krupneyshie-goroda-i-gorodskie-aglomeracii-rossii-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabovidyashih.html 

ЭОР № 1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59f982c9-61c2-4926-86c2-42f08bcef63b/013.swf 

Дает задание учащимся: используя текст  учебника и ЭОР сформулировать понятие «город»,               « городская агломерация», «мегалополис». 

Классифицировать города. Какие типы городов выделяют?

Используя карту слайд 1,ответе на вопрос: какие самые населённые города России?

Работают с текстом учебника и ЭОР.

Работают с картой ЭОР , отвечают на вопрос.

3.Размещение населения.

ЭОР № 1 (блок7)

Используя ЭОР (блок 7), карту «Плотность размещения населения по регионам» охарактеризуйте районы с наибольшей и наименьшей плотностью.  Объясните, почему большая часть населения проживает именно в этой части страны?

Работают с ЭОР (блок 7), отвечают на вопросы в тетради. Работа с картами атласа

 Ответы учащихся.

Вывод о степени благоприятности жизни населения России

Особенности: (запись в тетрадь) 1.Население размещено неравномерно

2.Наиболее  густо заселена Европейская Россия, юг Урала, Сибири и Дальнего Востока по трассе БАМ

4. Городское и сельское население.

ЭОР №1

Дает задание : используя приложение учебника и ЭОР проанализируйте соотношение городского и сельского населения, сделайте вывод.  

Работая с учебником  ЭОР №1, делают  выводы соотношение городского и сельского населения,

4.

Проверка уровня усвоения материала

Закрепление нового материала

ЭОР №3

Задание учащимся: тест

Выполняют  практическое

задание ЭОР №3.

5 мин

5.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Выставление оценок.

Предлагает определить уровень своих достижений,

ответив  на вопрос: «Что я знал, что я узнал на уроке?». Оценивание наиболее активно работающих на уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение.

2 мин

6.

Домашнее задание

Предлагает выполнить работу: проанализируйте соотношение городского и сельского населения,

Р.Карелия. Сделайте вывод.

Записывают д/з §9.

 

3 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Урбанизация.

Городское и сельское население. Расселение населения России.

  

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Гипертекст с иллюстрациями «Население России».

информационный

текст, схемы, карта

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59f982c9-61c2-4926-86c2-42f08bcef63b/013.swf     

2.

Крупнейшие города и городские агломерации России

информационный

Текст, схемы, иллюстрации

http://www.fcior.edu.ru/card/22601/krupneyshie-goroda-i-gorodskie-aglomeracii-rossii-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabovidyashih.html 

3.

Городское и сельское население России.Практические задания

практический

схема, текст, иллюстрации

http://www.fcior.edu.ru/card/22312/gorodskoe-i-selskoe-naselenie-rossii-prakticheskie-zadaniya.html 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по географии и химии на тему: «Кремний и его соединения»

Показать роль и значение кремния в жизни человека, сформировать представление о силикатной промышленности, о производстве керамики, стекла, цемента. Показать применение соединений кремния для нужд чел...

План – конспект открытого урока по географии в 8 класс Тема : «Климат России»

Тип урока: урок-игра, урок обобщения и систематизации знаний...

План-конспект открытого урока по географии по теме: «Западная Сибирь»

План- конспект открытого урока по географии в 8 «А» классе по теме: «Западная Сибирь»...

План-конспект открытого урока по географии по теме: «Антарктида»

План- конспект открытого урока по географии в 7 «А» классе по теме: «Антарктида»...

План- конспект + презентация урока по географии 6 класс на тему " Рельеф суши .Равнины"

Разработка урока по данной теме, относится к разделу изучения Строение земли. земные оболочки. литосфера....

План конспект + презентация урока по географии 6 класс по теме "Рельеф суши . Равнины "

Данный материал используется при изучении раздела " Строение Земли. земные оболочки. Литосфера "...

План-конспект открытого урока по географии " Островная Арктика"

Конспект урока по географии в 8 классе по теме " Островная Арктика"...